Васильев человек с филином

Картины русского художника, Константина Алексеевича Васильева


Константин Алексеевич Васильев — один из самых талантливых и при этом малоизвестных русских художников, советской эпохи. Родился 3 сентября 1942 года в Майкопе. Некоторое время его мать (вместе с ребёнком) держали в ГЕСТАПО — потому что отец был в партизанах. От расправы спасло почти чудо — город был взят советскими войсками. Следует заметить, что мать Васильева — приходилось родственницей известному русскому художнику Шишкину.
Васильев прожил недолгую жизнь — всего 34 года. 29 октября 1976 года, его, вместе с другом, на железнодорожном переезде, сбил проходящий поезд.
Тем не менее, художник успел создать более 400 картин. Ниже представлены некоторые из них.
1) Человек с филином.

2) Гадание

3) Карлик Нибелунг Альберлих

4) Маршал Жуков

5) Над Волгой

6) Огненный меч

7) Осень

8) Северный орёл

9) Старец

10) Валькирия

11) Весна

12) Витязь

13) Вольга и Микула

14) Великан

15) Нашествие

16) Нечаянная встреча

17) Звёздное небо

18) Святовит

19) Горят пожары

20) Ожидание

21) Отечество

22) Садко на кипарисовой досочке

23) Бой на Калиновом мосту

24) Битва Добрыни Никитича со змеем

25) Дар Святогора

26) Илья Муромец освобождает узников

27) Рождение Дуная

28) Прощание славянки

29) У чужого окна

30) Лена Асеева

31) Над Рейхстагом (?)

32) Лесная готика

33) Голь кабацкая

34) Витязи

35) Настасья Микулишна

36) Бой со змеем

37) Северная легенда

38) Свияжск

39) Гуси-лебеди

40) Плач Ярославны

41) Евпраксия

42) Авдотья-Рязаночка

43) Жница

44) Валькирия над сражённым воином

45) Вотан (Верховный Бог древних скандинавов)

46) Заклинание огня

47) Берег

48) Море

49) Папоротник

50) Пенёк

51) Берег

52) Людмила (сестра художника). Особо обратите внимание на эту картину

53) Русалка. И на предыдущей, и на этой картине — изображена родная сестра художника. Она случайно искупалась в водоёме с радиоактивными отходами и смертельно заболела. На картине выше — художник запечатлел свою сестру здоровой и цветущей. А на этой картине — смертельно больной (она вскоре умерла)…

Константин Васильев прожил недолгую, но яркую судьбу. Еще не родившись, попал в застенки, был гоним как художник, загадочно погиб… Мы начнем рассказ о замечательном художнике с конца. Его последняя картина, которую принято называть “Человек с филином”, не имеет авторского названия. Она осталась стоять на мольберте в день его смерти.

Константин всю свою недолгую жизнь пытался понять: Кто мы? Зачем в этом мире? Многие ценители творчества художника считают картину “Человек с филином” последним посланием Константина Алексеевича Васильева потомкам, своего рода философским итогом мастера.

Константин Васильев “Старик с филином”

Картина полна символизма, для понимания которого не нужно быть особым экспертом.

Россия во всем мире воспринимается как северная страна, хотя имеет самый разнообразный климат. Художник всегда любил символы в своих работах. Пейзаж на большинстве его полотен неприветлив и суров. Сильные люди, населяющие этот мир, скупы в эмоциях, в их движениях и позах сквозит достоинство, внутренняя сила духа.

Кто поводырь этих сильных людей? В собирательном облике старца художник видит мудрого старого волхва, хранящего для потомков мудрость человеческого опыта предыдущих поколений.

В руке его свеча, символ огня душевного, ровного и негасимого, способного постичь весь мир через постижение самого себя. В глазах старца все та же древняя духовная уверенность, сила, стойкость.

Старец как гора возвышается над заиндевевшим миром, под ним облака. Что сопровождает мудреца в нелегкий путь, равный, возможно, жизням многих поколений, чтобы связать собою два начала и достичь гармонии мира?

Ему не надо много, он повидал в жизни столько, что с собой взял только: верного спутника, свечу – символ истины, которая поможет и подскажет верный путь, и плеть – которая защитит и обозначит его могущество и власть.

Старик сосредоточен над пламенем свечи, он переосмысливает всё прошедшее в длинной, бурной жизни, сквозь время пытается увидеть дальнейший правильный путь.

Года и утраты, оставившие морщины на его лице, не сломили сына великого Севера. Он устал, однако впереди у него долгая тяжелая дорога.

Мудрец возвышается над заснеженной землёй, смотря вдаль суровым взглядом. Поднявшийся великан соединил собой два мира: небо и землю, подобно мифологическому древу жизни – соединителю двух сфер.

Константин Васильев “Старик с филином”

Словно корнями врос старец-великан в землю, еще не проснувшуюся от холодного сна. Мех его шубы, схожий своей фактурой с заиндевевшими кронами деревьев, свидетельствует о былой связи с зимним лесом.

Человек поднялся из самой природы и в единении с ней достиг таких высот, что головой подпирает свод небесный.

Над седой головой в левой руке он держит плеть, как символ воздаяния за неправедность, ибо без самоограничения непостижима истина.

Путник готов к любому повороту событий, в любых критических положениях и ситуациях сохраняет достоинство, упорство, уверенность, готовность дать отпор в любую минуту.

На рукаве сидит зловещий и хмурый филин, выше — черное, звездное небо, вселенная.

“Живой” ее глаз – всевидящее око – завершает движение вверх: дальше бесконечный простор непознанного космоса.

Филин — птица, которая видит все даже под покровом ночи, в глубинном мистическом смысле это — всевидящее око космоса, абсолютной идеи, вселенной, Бога.

Это то откровение, к которому стремится и которого рано или поздно достигнет грядущий человек. Око, которое сурово, но справедливо, которое видит и, если надо, направляет, в том числе и плетью. Но это и тот верстовой столб, на который можно ориентироваться на пути к вечности.

Птица сидит на руке старца широко раскинув крылья, как бы готовясь взлететь, она возвышается над миром и человеком, завершая воссоединение Неба и Земли воедино.

Константин Васильев “Старик с филином”. Фрагмент

Человек достиг вершины, головой уходит в бесконечность познания и мудрость Космоса.

В основу истинного возвышения художник определяет творческое горение – и как символ его – сгорающий в ногах провидца свиток с собственным псевдонимом “Константин Великоросс”, очевидно, полагая, что только творческая мысль, рожденная из знания, способна достичь космических высот.

Но сгорает имя! И в этом есть второй, личностный смысл. Истинный художник, истинный мыслитель должен полностью забыть о себе ради людей. Только тогда он становится живительной силой. Созидание является одним из великих выражений духа человека.

Из пламени и пепла свитка пробивается вверх небольшой росток дуба – знак вечности.

Дубок изображен наподобие нанизанных один на другой цветов трилистника – древнего символа мудрости и просвещения. Энергия растущего дубка подпитывает свечу мудрости!

Неумирающие знания оставил на земле огонь творчества! Созидание является одним из великих выражений духа человека!

Константин Васильев “Северный орел”

Константин Васильев считал своим духовным учителем Виктора Васнецова.

Как и Васнецов, Васильев долго вынашивал идею своих картин, постоянно рисовал множество версий и сюжетов, разрабатывая волнующую художника тему.

Могучий россиянин, Северный орел – олицетворение Великого Севера, стал первой ступенью к “Человеку с филином”.

Таким видел Константин идеального представителя России.

Константин Васильев

Следующей картиной, продолжающей идею, стало полотно “Великан”. От фигуры веет силой, позади трудная дорога… Васильев не успокаивается. Он постоянно домысливает свое предназначение в жизни. Какова роль Человека на Земле?

Через год он пишет картину “Человек с филином”.

После окончания работы над картиной Васильев сказал матери: “Я теперь понял, что надо писать и как надо писать”.

Сила, заложенная в этих словах, говорила о том, что Васильев действительно вступает в новую фазу жизни и творчества. Он ощутил какой-то нерв жизни, что-то совершенно новое. Это был мощный прилив сил, проникший в него извне. И от наступившего периода можно было многого ожидать.

На следующий день Константин Алексеевич Васильев трагически погиб!!!

Константин Васильев

И старик, и филин – символы мудрости. Возле ног лежит полыхающий пергамент. На нем написано всего два слова и дата – “Константин Великоросс. 1976”.

Именно так – Константином Великороссом – нередко называл себя Васильев, считая это своим творческим псевдонимом.

Случайно ли художник дополнил картину горящим пергаментом, на котором указано его имя и год, в котором он погиб?

Известно, что многие большие художники, поэты и писатели как бы предвидели своё печальное будущее и зачастую предсказали смерть: Пушкин в «Евгении Онегине», Лермонтов в «Герое нашего времени», у поэта Николая Рубцова есть строки «Я умру в крещенские морозы, я умру, когда трещат березы… Он скончался 19 января 1971 года и таких примеров можно привести много. Все эти случаи заставляют задуматься, но не являются истиной в последней инстанции.

Константин Васильев “Старик с филином”

Поэтический образ мудрого старца, рожденный художником, производит неизгладимое впечатление на окружающих.

Возле картины хочется задержаться подольше и попытаться увидеть, понять: о чём хотел поведать художник.

Картина тяжёлая, зритель воспринимает сюжет по-разному, в силу своей веры, знаний и духовного начала.

Картина находится в экспозиции Картинной галереи Константина Васильева в Казани.

Официальный сайт музея: http://www.konstantinvasiliev.ru

Картинная галерея Константина Васильева принимает посетителей ежедневно кроме понедельника с 10 до 18 часов (касса открыта до 17-30).
Цены билетов 60 руб. для школьников и студентов, 80 руб. для пенсионеров, 160 руб. для взрослых.

Адрес галереи: Казань, ул. Баумана 29/11, тел. 8 (843) 292 23 89

Позже мы постараемся подробно рассказать о творчестве и судьбе Константина Васильева!

Константин Васильев – живописец русского духа

ТАЛЛИНН, 3 сен — Sputnik. Васнецов и Шишкин, Пушкин и Достоевский, матрешки и Хохлома, все это — часть той «загадочной русской души», которую многие стремятся постичь. Но, помимо русской души, есть еще и Русский Дух. Именно он, русские былины и эпос стали главными темами творчества художника Константина Васильева.

В детстве не признавал игрушек

Генетика, среда и призвание — вот те ключевые факторы, сформировавшие Васильева как художника.

Константин Васильев родился в Майкопе в 1942 году, в семье инженеров. Его мать принадлежала к роду великого русского живописца Шишкина. В 1947 году, когда семья перебралась сначала в Казань, а затем в уникальный своей природой поселок Васильево, пятилетний Константин вдруг начал рисовать.

© Sputnik / Екатерина Буланова Работы, отправленные на конкурс в московское художественное училище

Он не признавал никаких игрушек, кроме карандашей и красок. Очень рано, ощутив потребность учиться живописи и прочитав в 11 лет объявление в газете о конкурсе для одаренных детей в художественную школу при Институте имени В.И.Сурикова в Москве, отправил свои работы. Такой талант не мог остаться незамеченным, и Васильев приехал учиться в Москву.

Ему легко давалась реалистическая живопись. Однако позднее Васильев отказался от реализма и занялся авангардом и сюрреализмом, подражая в том числе Сальвадору Дали.

Живопись, музыка, эпос

Кроме живописи Васильев занимался и музыкой. В 17 лет написал серию портретов композиторов, в которой помимо портретного сходства отразил и характер, своеобразный «слепок» самой музыки, присущий каждому из них.

© Sputnik / Екатерина Буланова Портреты композиторов (фотоколлаж)

Васильев блестяще знал греческую мифологию, индийский, скандинавский эпос и недоумевал: неужели такая огромная территория, как Россия, такой огромный пласт истории пустовал?

Безусловно, были отдельные, известные моменты славянской культуры, но этот «мостик» его не устраивал.

По словам директора Музея Константина Васильева в Москве Анатолия Доронина, художник хотел воссоздать единое пространство и вернуться к корням и истокам.

«Он знал, что это есть, просто утеряно, утрачено, загублено. Васильев хотел докопаться до истины», – рассказал Анатолий Доронин.

© Sputnik / Екатерина Буланова Директор Музея Васильева Анатолий Иванович Доронин

Творческий поиск стиля длился до 27 лет, художник практически растворился в творчестве. В воспоминаниях его матери отмечено: «Я ложилась спать, он еще работал. Я вставала — он уже работал. Когда спал — не знаю».

Вместо орла – мужчина с топором

Первой работой Константина Алексеевича Васильева была картина «Северный орел». Однажды его товарищ пришел из леса и рассказал, что видел огромного орла, сидевшего на ветке, и когда он захотел подойти к птице поближе, орел вдруг обернулся и посмотрел на него так, что тот испугался.

«Вдруг Костя странно отреагировал. Он сидел, слушал, поднялся со стула и говорит: «Как интересно! Я напишу картину. Назову ее — «Северный орел», — прокомментировал тот случай директор музея Анатолий Доронин.

Однако, когда художник представил картину своим друзьям, вместо птицы все увидели на холсте сурового мужчину с пронзительным, орлиным взглядом и топором на плече.

«Силу духа всего живого — вот что должен выражать художник», — произнес тогда Васильев.

© Sputnik / Екатерина Буланова «Северный орел»

Этот мотив – силы русского духа — красной нитью проходит сквозь все его творчество.

По словам Доронина, Васильев как бы говорит: это — моя сказка, мое воображение. Хотите — входите в эту сказку, хотите — нет.

«Он в своей живописи соединил мифотворчество как плоть искусства и символизм — как форму выражения», — пояснил Доронин.

Пращуры и боги

Выйдя на эту творческую колею, Васильев ощутил, что ему мучительно необходимо добраться до некой цели. Эту цель он выразил в своем дневнике, выписка из которого хранится в музее: «Если мои картины не нужны Отечеству, то все мое творчество следует признать неудавшимся».

Продолжая свои поиски, он читал хронику историка XII века Саксона Грамматика и, вдохновившись историей языческих славянских племен, проживавших на территории современной Западной Германии, написал картину «Свентовит».

© Sputnik / Екатерина Буланова «Северный орел», «Свентовит» и «Велес» (справа налево)

«Северным орлом» и «Свентовитом» Васильев определил границы своего творческого пути: с одной стороны — пращуры, предки, с другой — древние, дохристианские боги.

Женское начало в работах художника выписано, как правило, холодными тонами, девушки на его картинах более отстранены, нежны, нравственно чисты. Символом женственности считается картина «Ожидание».

Увлечение Вагнером

Во многих источниках пишут, что Васильев вдохновлялся или хотя бы делал стилистические отсылки к искусству Третьего рейха. Действительно, он очень увлекался Вагнером и идеей «борьбы со злом, порожденным властью золота», представленной в творчестве этого композитора. Он не лукавил, открыто говоря, что немцы — сильный народ, и очень жаль, что мы воюем, а не дружим.

«Он говорил так: вот мы, русские люди, поклоняемся женскому началу, немцы — мужскому. Вот если бы два этих полюса соединить — мы были бы непобедимы, и никаких войн на земле не было бы», — вспоминает слова художника директор музея Доронин.

© Sputnik / Екатерина Буланова «Ожидание»

Конечно, он не мог полностью отдаваться немецкой идеологии, просто потому, что его отец был партизаном, а сам он родился в оккупации. В том же «Свентовите» Васильев осознанно заменил, везде, кроме щита, немецкого орла на сокола, который для славян является «божественной» птицей, огненным духом Рарогом.

Жизнь в одиночестве

Всю жизнь Константин Васильев прожил фактически в изоляции, в селе, в атмосфере духовного одиночества. Художник так и не женился, хотя семью хотел иметь.

Последней картиной Константина Васильева стало полотно «Человек с филином», написанное в 1976 году. В этом же году Константин Алексеевич Васильев ушел из жизни.

© Sputnik / Екатерина Буланова «Человек с филином»

О его трагической гибели до сих пор ходит множество слухов. Анатолий Доронин поделился своей версией, поскольку лично пытался выяснить все обстоятельства смерти Васильева и даже провел частное расследование.

«В городе Зеленодольск была районная выставка, — рассказал Доронин. — Все просили о встрече с Васильевым, но с одним художником было неудобно, и назначили встречу со всеми — в день закрытия. На эту встречу Костя и поехал. Он вышел из дома, встретил своего приятеля, сказал ему, куда едет, и тот поехал вместе с ним. Они приехали. Кто-то из художников не пришел, долго ждали, ну и решили перенести закрытие выставки на другой день. Когда Константин узнал, что все переносится, они с товарищем вышли и пошли в сторону железнодорожной платформы. На этом отрезке пути кто-то чем-то, видимо все-таки топором, убил обоих. Причем у товарища Константина отец был майором КГБ, и ему запретили вести дознание. То есть, судя по всему, заказ был очень большой», — рассказал Анатолий Доронин.

Несмотря на то что советская номенклатура не признавала творчество Константина Васильева, народ полюбил его удивительные работы. Силами друзей, семьи, энтузиастов и любителей его творчества в Москве был создан музей художника.

  • Эскизы Васильева © Sputnik / Екатерина Буланова
  • Эскиз к картине «Рождение Дуная» и «Авдотья Рязаночка» © Sputnik / Екатерина Буланова
  • Фотографии юного художника © Sputnik / Екатерина Буланова
  • «У чужого окна» © Sputnik / Екатерина Буланова
  • Триптих «Лесная Сказка», «Осень», «Лесная готика» © Sputnik / Екатерина Буланова
  • «Свияжск» © Sputnik / Екатерина Буланова
  • Музей Васильева © Sputnik / Екатерина Буланова
  • «Витязь» © Sputnik / Екатерина Буланова
  • «Валькирия над сраженным воином» © Sputnik / Екатерина Буланова
  • Музей Васильева © Sputnik / Екатерина Буланова
  • Картины по мотивам русских былин — «Садко», «Илья Муромец» и другие © Sputnik / Екатерина Буланова

История создания картины очень интересно, ее название говорит о той птице, которую однажды увидел, но всю ее силу взгляда, образа покорителя и хозяина тайги выразил именно следующим образом.

Этот мужественный человек олицетворяет первобытную сущность, мужество, лесную стихию, непоколебимую волю. Полотно очень яркое и сияет своим тоном, поражая одновременно уникальностью игры света, с которой мастерски справляется художник, и в это время уникально красивыми узорами окружающих веток, инея и стволов деревьев. Идея мастера настолько высока, что она с легкостью сумела превзойти самые смелые ожидания.

Глядя на эту картину, первые слова которые зарождаются при виде этого мужчины, это то, что ему есть много чего сказать, и только благодаря этому становится совершенно понятно, о чем он молчит на самом деле. Взгляд этого человека полностью наполнен небывалым достоинством. Этот взгляд передает внутреннее состояние человека, для этого мастер не искажает лицо человека какой-либо мимикой, но несмотря на то, что внешне все герои довольно одинаковы, они вызывают максимум эмоций у зрителей.

Необходимо добавить, что эта картина является одной из переломных для мастера, так как он наконец-то обнаруживает свой стиль и далее работает уже по накатанной, отрабатывая его каждым последующим полотном. Васильев приносит в мир искусства небывалую новизну, а его портреты говорят своим зрителем исключительно одними взглядами, в которых описывается вся история.

Таким образом, картина становится визитной карточкой мастера. Особенное внимание уделяется внешней атмосфере и отдельному антуражу, который окружает «Северного орла», очень реалистично прописан снег, который лежит на ели и вокруг, уникальная игра тени и света и бликов, которые падают на него, все это делает картину уникальной и яркой.

«Если мои картины не нужны Отечеству, то все мое творчество следует признать неудавшимся».

Из дневника Константина Васильева.

На севере Москвы в парке Лианозово среди обыденных пейзажей и серой архитектуры взгляд цепляет необычный дом. На ограде при входе надпись:
«Музей Славянской культуры им. Константина Васильева».

Это музей выдающегося русского художника, который был открыт в 1998г. силами энтузиастов и за 20 лет пережил поджоги, похищения, суды и рейдерские захваты. Трагическая смерть(убийство) Васильева, а также трагичность наследия художника после его смерти заставляют получше присмотреться к его творчеству. Ведь действительно картины Васильева не оставляют равнодушным никого: с одной стороны — безоговорочная любовь, с другой — полное неприятие.

Константина Васильева, вполне осознанно взявшего себе псевдоним Константин Великоросс, действительно волновали большие философские и общечеловеческие проблемы. Скажем, беспокоил вопрос, какая вселенская сила веками хранит в природе, в людях, в их помыслах и делах все необходимое для существования того или иного народа — славянского, например. А какие силы увлекают за собой другие народы, живущие своими непреложными законами?

В каждой национальной культуре всегда существует кровная связь с народными преданиями. Художник считал, что они-то и являются тем магическим кристаллом, который подобно камертону настраивает человеческую душу на определенное звучание. Но даже когда обрывается связь с этими преданиями, а традиции не поспевают за бегом времени, все равно в каждом отдельном человеке продолжают жить отзвуки памяти, настроенной на волну своей Родины. И едва прорвется где-то мощный аккорд родственных звуков, идущих из глубины веков, как встрепенется настроенная на их прием душа, радостно забьется сердце… Все существо человеческое тянется к корням своим и томится, находясь в вечном ожидании этих встреч как с чем-то самым дорогим и высоким. И с этим, видно, ничего не поделаешь, это как тот росточек, что неизменно стремится к солнцу, пробиваясь сквозь любые наслоения грунта, сквозь асфальт и бетон.

Художник своими картинами осуществляет мощный прорыв в прошлое и, обращаясь к нашей памяти, рисует ей такие яркие и конкретные образы, что не может не пробудить сильных чувств, отзвука того далекого, но реального, о котором, проживая жизнь, мы можем даже и не подозревать. Но оно есть, оно заложено в нас.

Музей Васильева словно другой мир, в который попадаешь когда закрывается калитка — как-будто не было суетливой столичной жизни 5 минут назад. Перед глазами открывается уютная территория с красивыми деревьями через которые виднеется здание постройки начала 20 века. Встречаются здесь и необычные люди. Хранитель наследия Васильева, писатель и директор музея Доронин Анатолий Иванович уже больше 40 лет проливает свет на творчество Васильева, раскрывает глубинные смыслы и скрытые символы, которые спрятаны в картинах художника.

Васильев говорил, что в нашей социальной среде все перепутано, мужское и женское, и чтобы лучше разобраться в мужественности и женственности — их нужно давать отдельно. Пытаясь создать женский символ — квинтэссенцию женственности, Васильев написал картину «Ожидание».

На холсте, по ту сторону заиндевевшего окна, поросшего ледяными узорами, стоит русоволосая, бледная, с горящей свечой девушка. В ее глазах застыло ожидание, предчувствие, напряжение… Во всем лике девушки видно стремление сохранить своей любовью дорогого человека на расстоянии. Это то самое неизменное для славянских женщин на протяжении многих веков ожидание счастливого мгновения и одновременная готовность принять трагические вести.

Очень интересна история создания картины «Северный орел» — продолжает рассказывать Анатолий Иванович:
Друг Васильева Олег Шорников вернувшись как-то с прогулки, рассказал Константину о своей нечаянной встрече на берегу Волги с большущим орлом. Тот сидел на изломе сокрушенной временем березы и, надменно презирая возможную опасность, перебирал мощным клювом серые перья на своей груди. Олега неодолимо потянуло вперед: ближе, как можно ближе к чудной птице. Но неожиданно орел встрепенулся и бросил такой огненный взгляд на незваного гостя, что человек оторопел, смутился… Невольно в памяти обозначились подходящие к моменту строчки стихов: «Открылись вещие зеницы, как у испуганной орлицы…» В сознании Константина вспыхнула и окончательно сформировалась ясная, четкая мысль: «Внутреннюю силу всего живого, силу духа – вот что должен выражать художник!» – Я сделаю картину и назову ее «Северный орел», – отозвался Васильев… Олег удовлетворенно кивнул головой, а про себя подумал: «Как это Константин будет рисовать птицу?»

Северный Орел

Когда Васильев показал картину своим друзьям, в комнате воцарилась необычная тишина. Друзья предполагали увидеть какую угодно птицу, но… мужика с топором никак не ожидали. Однако талант художника неудержимо притягивает взгляды каждого к картине, заставляет думать, восхищаться небывалой внутренней силой созданного образа. Зрителя буквально сверлит орлиный взгляд мужественного человека, властелина тайги, одухотворяемого природой и одухотворяющего первобытную стихию леса своим трудом, мужеством и волей. Картина радовала сияющим тоном, поражала сложностью тончайшей игры света в бесконечном узоре инея, заснеженной хвои, веток, стволов. И красота эта окружала человека, от которого веет не только недюжинной силой, но и звонкой ясностью, веселостью, счастьем неразрывной жизни с лесом. Зрителю хочется такого же увлечения делом в гармонии со всем окружающим. Мысль художника сумела, поднявшись над обычным житейским фактом, прикоснуться к стихии народного мифотворчества.

А вот картина «У чужого окна». На первый взгляд — молодая пара, возлюбленные. Но стоит приглядеться внимательнее, разобраться со всей системой символов, как понимаешь всю трагичность этого сюжета.

У чужого окна

Молодой мужчина, в руках у которого вилы — символ мужественности. Причем вилы здесь необычные — с тремя зубьями, а не четырьмя, как обычно. Перед ним — девушка с коромыслом, олицетворяющим женское начало. Вилы и коромысло образуют крест — соединение женского и мужского начал. Уста их соприкасаются, но девушка отвернула от него лицо.

Страсть мужчины передана красным цветом рубахи под тулупом и крючковатыми пальцами, напоминающими когти орла. А девушка словно соскальзывает по коромыслу прочь от мужчины. Видим мы и другие неблагоприятные знаки. В окне едва виднеется чей-то недобрый глаз. А наличники украшены воронами — символом беды. Никогда этим двоим не быть вместе…

Встав на позицию своих древних пращуров, художник очень серьезно отнесся к образу Свентовита как к действующему вселенскому существу, которое несет в себе все необходимое для жизни славянского племени: оберегает людей, заботится о плодородии их земель. Он огромен, вездесущ, но проявляет себя лишь в отдельных элементах: огне, солнце, воздухе… Свентовит — это вся природа, среда обитания славян, да и сами они являются частью верховного божества.

Свентовит

Константин выразил свое понимание этого существа, создав образ языческого бога, выношенный в процессе творческого поиска и рожденный интуицией художника. Во всяком случае, его эстетическое восприятие мира не позволило изобразить Свентовита о четырех головах, пусть даже каждая из них и имела особое смысловое звучание, выражая все стороны света либо времена года.

Васильев написал величественную фигуру мужественного воина. Во весь рост стоит он на незримом пьедестале, теряющемся за нижней рамой большой картины. В руке его — огненный меч, опущенный до поры книзу; на груди, на массивном панцире, выпуклая, символизирующая плодородие голова тельца, на шлеме восседает, раскинув могучие крылья, сокол. Красивое лицо воина утопает в курчавой русой бороде.

Другая картина с трагическим сюжетом — «Евпраксия».

Евпраксия

Княгиня Евпраксия Рязанская славилась своей красотой. Хан Батый хотел завладеть красавицей, убил её мужа, князя Федора Юрьевича Рязанского. Княгиня, узнав об этом, бросилась вместе с сыном со стены. В глазах её — решимость и осознанность. И младенец как-будто осознанно обнимает маму, разделяя их трагическую судьбу… Лоб Евпраксии украшает очелье — оберег и знак мудрости. Развевающийся плащ напоминает крылья.

Последняя картина, которую написал Васильев за 10 дней до трагической гибели «Человек с филином».

В картине «Человек с филином» есть сгорающий свиток с псевдонимом художника «Константин Великоросс» и датой, ставшей годом его смерти, — 1976-й, есть светоч, который Человек несет в руке, плеть, прозорливая птица, сомкнувшийся земной круг, нарочито сдвинутый, — все это символы. Но они могут казаться плоскими или быть очень емкими и духовно насыщенными. Все зависит от того, как зритель будет их воспринимать. Художник не занимался специальным подбором символов, они рождались у него подспудно при создании образов. Он работал интуитивно: несмотря на всю свою железную логику, воспринимал требуемую ему информацию неведомым нам чувством.

Так, Васильеву всегда нравилось смотреть на огонь. Константина привлекала стихия огня, его красота. И появился огонь, появились свечи на его полотнах. Они оказались технически удобным средством. Художник мог получить выгодное цветовое решение картины, нужную освещенность лица героя. Кроме того, свеча — красивый декоративный элемент. Но постепенно она превращалась у Васильева в некий символ-светоч…

Внешне в светоче у Васильева ничто не зашифровано. Это самодовлеющий символ, который каждый будет воспринимать по-своему. Толкование полотен может быть разным в зависимости от полноты их постижения.

Существует, например, такое прочтение «Человека с филином». В облике старца художник попытался представить мудрость человеческого опыта. Поднявшийся великан соединил собой два мира: небо и землю, подобно мифологическому древу жизни — соединителю двух сфер. Васильев напоминает, что на Земле произрастают не только цветы и деревья, но и человеческие жизни. Словно корнями врос старец в землю, еще не проснувшуюся от холодного сна. Мех его шубы, схожей своей фактурой с заиндевевшими кронами деревьев, свидетельствует о былой связи его с зимним лесом. Человек поднялся из самой природы и достиг таких высот, что головой подпирает небесный свод.

Но что же взял с собой мудрец в нелегкий путь, равный, возможно, жизням многих поколений, чтобы связать собою два начала и достичь гармонии мира?

В основу истинного возвышения художник кладет всякое творческое горение — и как символ его — догорающий свиток с собственным псевдонимом, очевидно, полагая, что только творческая мысль, рожденная из знания, способна достичь космических высот. Но сгорает имя! И в этом есть второй, личностный смысл. Истинный художник, истинный мыслитель должен полностью забыть о себе ради людей, ради своего народа.

Только тогда он становится живительной силой. Творчество — одно из величайших проявлений человеческого духа.

Из пламени и пепла пробивается вверх небольшой росток дуба — знак вечности. Дубок изображен наподобие нанизанных один на другой цветов трилистника — древнего символа мудрости и просвещения. Неумирающие знания оставил на земле огонь творчества!

Над ростком горит светоч, зажатый в правой руке старца. Видимо, это и есть главное, что взял и несет с собою мудрец. Светоч — символ ровного и негасимого горения души. Ореол свечи выхватывает тонкие черты лица человека, соединяющие в себе редкую сосредоточенность с возвышенностью мыслей. Какой-то особый смысл переполняет загадочные глаза старца. В них самоуглубление, зоркость не только зрительная, но и внутренняя, духовная.

Над седой головой он держит плеть, а на рукавице той же руки сидит грозная по виду птица — филин. «Живой» ее глаз — всевидящее око — завершает движение вверх: дальше — звездное небо, космос. Плеть или бич необходимы, чтобы в любых условиях сохранять стойкость духа: без самоограничения недостижима истинная мудрость. И, наконец, изображение филина, совы у разных народов всегда было символом мудрости, беспристрастного видения мира. Филин — птица, для которой не существует тайн даже под покровом ночи. Это то откровение, к которому стремится и которого рано или поздно достигнет грядущий человек. Поэтический образ старца, рожденный художником, как бы включается в вечную жизнь природы и «высказывает то, что молчаливо переживается миром».

Картина утверждает великую ценность самой жизни, неумолимого ее движения, развития. Ее появление предвещало начало некой новой живописи. Художник, завершив полотно, сам это ясно почувствовал. И, может быть, впервые испытал острую потребность в уединении, чтобы глубже осмыслить найденное направление. Три дня Васильев провел в лесу, вернувшись домой сказал матери: «Я теперь понял, что надо писать и как надо писать»… Через несколько дней Константина убили.

Смерть Васильева закономерна, ведь творческой интуицией, каким-то невероятным прозрением ему удалось восстановить в красках и линиях идеальный образ русской души. Созданные художником полотна мифологического жанра — это законченные образы-символы, то сокровенное, что каждый из нас носит в себе всю жизнь, но не в состоянии четко представить, а тем более выразить. И вдруг — это потаенное, драгоценное, упрятанное в недрах подсознания, является в красках на полотнах мастера! Порой Высшая Сила посылает гениев, которые способны подпитывать и корректировать русскую цивилизацию. Одним из таких ярких светочей для нас был Константин Васильев.

Картина Мира,
Малахов Владимир

С благодарностью, по материалам Доронина Анатолия Ивановича

Экскурсия по музею:

Адрес музея К. Васильева: 127576, Москва, ул. Череповецкая, д. 3-б, +7 926 496 39 00

LiveInternetLiveInternet


ЦИКЛ КАРТИН К.ВАСИЛЬЕВА

Судьба, так часто злая по отношению к великим людям извне, всегда
бережно обходится с тем, что есть в них внутреннего, глубокого.
Мысль, которой предстоит жить, не умирает вместе с носителями своими,
даже когда смерть застигает их неожиданно и случайно. Художник будет
жить, пока живы его картины, пока люди будут с замиранием сердца
рассматривать его творения.
Это сказано о художнике Константине Васильеве.

ВИТЯЗЬ
Согласно рейтингу Профессионального союза художников от 2000 г.
в номинации «Живописцы и графики» Константин Васильев занял
первое место в категории 1В (художник-профессионал высокого класса,
пользующийся безусловным спросом и популярностью). Позади него
оказались такие признанные мастера, как Илья Глазунов,
Эрнст Неизвестный, и Зураб Церетели…

Валькирия над сражённым воином

Один верховный бог асов
Художник отошел от формальной живописи и начал осмысливать пути
традиционного реализма. В поисках основы для творчества он
обратился к фольклору: песням, былинам, сагам, древним сказаниям.
Так рождался цикл картин «Русь былинная». Он создал завершенные
по композиции картины-образы, в каждой из которых удивительно
точно выражены собранные и обобщенные народным сознанием
лучшие черты героя. Тема героя, красота его подвига становились
ведущими в творчестве К.Васильева.

Дар Святогора
<
Дар Святогора

Русский воин

Вольга

Вольга и Микула

Огненный меч

Заклинание огня

Поединок Пересвета с Челубеем

Свентовит

Князь Игорь

Плач Ярославны

Горят пожары
А вот высказывание о творчестве Васильева летчика-космонавта
Л.А.Леонова: «Несомненно, все это проявление редкого таланта,
огромного трудолюбия и понимания своего места на земле…
Приходится только сожалеть о трагической судьбе художника и
радоваться, что он оставил о себе большую память состоявшегося
художника, как свой вклад в культуру человечества». Много
положительных откликов о творчестве К.Васильева опубликовано
на страницах центральных газет и журналов.

Алеша Попович и красна девица

Настасья Микулична

Авдотья рязаночка
Большое внимание художник уделял изображению природы.
Природа на его полотнах кажется одушевленной,
превращается в образы-символы. В ней, как и в людях, художник
больше всего ценил красоту и силу. Темы личности и природы
органично сливаются в творчестве Васильева, переходят одна в
другую.

ОСЕНЬ

Евпраксия

Старец

Садко

Бой Добрыни со змеем на Калиновом мосту

Бой Добрыни со змеем на Калиновом мосту
«Сколько в картинах Васильева поэзии, любви к природе,
изумительной музыкальности, и с каким чудесным живописным
мастерством он умел все это выразить! Я совершенно очарован
творчеством этого большого истинного художника'» — так написал
в книге отзывов известный художник Н.А.Бенуа. «Васильев —
безвременно погибший молодой художник, душа которого
тосковала по древним кормчим и истокам славянства пишет
народный художник СССР И.С.Глазунов.- Его обращение к мифам
и поиск точных реалистических форм вызывает мое уважение».

Жница

Свияжск

Северная легенда

Гуси-лебеди

Русалка

Над Волгой
Картины Константина Васильева это откуда-то из детства…чуточку
ностальгия…и… не надо другого.
Здесь два варианта его картины «У колодца», сам художник писал
стихи к своим картинам, в данном случае именно к той, где из
замёрзшего окошка наблюдают внимательно и как-то недобро,
оттого и красавица не улыбается, а так бы хотелось,чтобы она
улыбнулась.Мне хочется, чтобы картина была чуточку более радостной.
(авторский вариант дан ниже — стихи Константина Васильева )

На ветру румянец ярче.
Поцелуй украдкой жарче.
Расплескалась под ноги вода.
До неё всего шажочек,
А ему б один глоточек
Той воды из полного ведра.

Нечаянная встреча
Авторский вариант к картине «У колодца»:
Исконно русская картина:
Она — божественна! А он —
Известный ухарством детина
В нее прекрасную влюблен.
Обнять, обжечь сухие губы,
Освободить и дух, и плоть.
В одну лишь ночь, хотя б в одну бы,
Всю жизнь свою перемолоть.
И умереть по воле рока,
Испив любовного вина!…
Когда б не бдительное око
В морозном кружеве окна…(с) К.Васильев

Великан
Тянет с окон холодом, ознобом подбирается.
По двору позёмкою мороз не наиграется.
Тоненькая свечечка, как искорка от пламени,
Замерло сердечко так как будто стало каменным.
Плакали-то обе, только свечечка растаяла,
Но сердечко девичье надеяться заставила.
А позёмка по полю наигравшись стелется…
У окошка до ночи ждёт кого-то девица…
Ожидание,ожидание…
Чудо русое у плеча.
Неизведанное желание.
Оплывающая свеча.
И не грезится,
И не чудится,
А природой заведено:
Невидимкою стужа трудится,
Разрисовывает окно.

А в оттепленную проталину-
Поднебесная бирюза:
Две распахнутые печалины,
Ожидающие глаза.
Скоро, скоро ли час свидания?
Дума девичья горяча.
Ожидание, ожидание…
Оплывающая свеча. (с) К. Васильев


Северный орел
Последняя работа К.Васильева — «Человек с филином». В этой
картине художник достиг глубоких обобщений, здесь удивительное
сочетание красок, умелое решение сложного жанрового сюжета.
На персональных выставках Константина Алексеевича Васильева
была представлена лишь небольшая часть созданного им. Но и этого
оказалось достаточно, чтобы зритель принял и полюбил художника.

ЧЕЛОВЕК С ФИЛИНОМ

Маршал Жуков
К. Васильев прожил недолгую жизнь. Он погиб в 1976 г.в возрасте 34 года.
Однако его жизненный путь измеряется не прожитыми годами, а
оставшимися после него работами: 400 живописных полотен и
графических листов — итог его вдохновенного труда.