Тренировочный процесс по футболу

Введение

Современный футбол предъявляет высокие требования ко всем игрокам независимо от их амплуа. Победить может исключительно та команда, которая сбалансирована во всех линиях. Успех команды определяется в целом тремя факторами — это техническим оснащением игроков, тактической выучкой игры и физической подготовленностью. Все это возможно достичь в условиях тренировочной деятельности.

Для успешного управления тренировочным процессом подготовки команды, тренер должен располагать объективной информацией о здоровье и психическом состоянии каждого спортсмена, о влиянии физических нагрузок и о вызываемых ими изменениях в функциональных системах организма игроков. Высокий уровень подготовки футболистов во многом зависит от использования в тренировочном процессе специализированных упражнений, воздействующих как на физическую подготовленность, так и на технико-тактическое мастерство.
По современным представлениям спортивная тренировка является педагогическим процессом управления состоянием футболиста.

Круглогодичная тренировка, применяемая в подготовке футболистов, делится на соответствующие периоды, а подготовительный период на этапы. Решение задач, стоящих перед тренерами в различные периоды и этапы подготовки футболистов, немыслимо без контроля тренировочной подготовленностью именно потому, что педагогические исследования в ходе учебно-тренировочного процесса на различных этапах подготовки ставят целью выяснить, как увеличивается тренированность футболистов, а так же предупредить перенапряжение.

Оценка физической, технической и тактической подготовки футболистов определяется на основании многочисленных наблюдений, сравнительных характеристик их действий в тренировке и игре, что позволяет тренеру моделировать процесс подготовки, программировать средства и методы учебно-тренировочного процесса.

Современный футбол » Состояние и перспективы».

Тенденции подготовки футболистов( средства, методы, формы, критерии, методические подходы, направленность)

Состояние современного футбола, а так же его перспективы и движение в сторону прогресса, наилучшим образом находят свое отражение в прошедшем Чемпионате мира 2014 в Бразилии. Хотелось бы, прежде всего, отметить общекомандные действия. Четкая организация игры команды является ключевым аспектом игры, как одной отдельно взятой игры, так и достижения определенных целей и задач турнира в целом. На Мундиале успешно выступали именно те команды, в которых высококлассные игроки были подвержены исключительно командным действиям и организации игровой концепции команды.

Чемпионат мира показал рост уровня современного футбола. Прежде всего, об этом говорит скорость и темп игры, которые были самыми высокими по сравнению со всеми другими Чемпионатами. Команды с разных континентов стали достаточно конкурентоспособными, на что указывают результаты Алжира, Коста-Рики. Более того 8 из 16 матчей стадии плей-офф выявили победителя в дополнительное время, а в четырех матчах дошло до серии пенальти. Обратила на себя внимание так же и высокая скорость перехода из обороны в атаку команд, что стало отличительной особенностью последнего ЧМ. Таким образом, скорость перехода, как от обороны в атаку, так и наоборот, являлись ключевым фактором успеха в данном турнире.

Так же возросли тактические требования и вариативность к индивидуальным позициям игроков на поле. При этом команды, добившиеся успеха, имели в своем составе достаточное количество созидающих игроков, опять же действующих при этом в рамках игровой концепции, но с возможностями проявления своей индивидуальности в игре. Более 50% мячей на этом ЧМ были забиты нападающими, что стало отличительной характеристикой в отличие от нескольких последних ЧМ.

Таким образом, основой современного футбола являются атакующие действия, нацеленность забить наибольшее количество мячей в ворота соперников и победить. На это указывают статистические данные на прошедшем ЧМ, где количество забитых мячей составляло 171, что является в среднем 2,67 гола за игру. Данный показатель результативности является наивысшим по сравнению с другими ЧМ. Такая высокая результативность наблюдалась лишь на ЧМ 1998г. во Франции.

Нельзя не отметить и отличительную черту команд, показавших высокие достижения на Чемпионате мира в Бразилии в плане преимущества качественного контроля и владения мячом, в особенности коротких и средних передач, о чем говорят статистические данные, где 43 матча из 64 закончились победами команд, имеющих на протяжении игры большой процент владения мяча.

Команды, добивавшиеся лучшего результата, демонстрировали особенно в первые 15 минут, агрессивный прессинг, в последствии стараясь сохранять активные действия на протяжении всей игры, что особенно отличало лидеров. Успешные команды отличала высокая функциональная готовность. К примеру в последние 30 минут игры было забито 106 мячей (62%). Исходя из этого, нужно понимать, что физическая готовность игроков является одним из ключевых факторов, влияющих непосредственно на результаты выступления команд.

Анализ соревновательной деятельности

Одним из основных факторов успешной работы тренера в футболе является анализ соревновательной деятельности. Благодаря данному анализу, появляется возможность методически грамотно строить и вносить коррективы в учебно-тренировочный процесс команды, исходя из существующих модельных характеристик ТТД, служащих ориентиром для каждого игрока в конкретной позиции на поле.

При этом большинство тактико-технических действий приходится на передачи и единоборства. В конечном итоге данные суммируются, соотносятся удачные действия с неудачными и выводится процент брака. Вначале анализировались показатели сильнейших игроков мира, а затем относительно их составлялись нормативные модельные показатели для каждой позиции на поле. Минимальный командный уровень каталонского клуба составляет 900 ТТД при допустимом браке 14%. Крайний защитник: 100 ТТД, брак 18%; Центральный защитник: 90 ТТД, брак 16%; Центральные/Опорные полузащитники: 120 ТТД, брак 14%; Нападающий: 70 ТТД, брак 25%.

Как видим, существует разница в количестве брака, так как чем ближе игрок действует к чужим воротам, тем больше он может допустить ошибок при выполнении тактико-технических действий. Валерий Лобановский совместно с аналитической группой киевского Динамо разработал свою методику подсчета ТТД. Главное отличие от спартаковского метода заключалось в том, что нормативные модельные показатели тактико-технических действий составлялись под определенную модель игры. Например, если команда собиралась использовать модель игры с применением прессинга на половине поля соперника, то модельные показатели ТТД отличались от тех, когда команда собиралась строить свою игру на контратаках, применяя прессинг только на своей половине поля.

Так же Валерий Васильевич рассчитывал оптимальные (максимально достижимые) индивидуальные модельные характеристики для каждого игрока своей команды, а после игры они сравнивались с реально достигнутыми и делались выводы о готовности футболиста и индивидуальной коррекции тренировок.

Сегодня в распоряжении ведущих клубов мира мощнейшие программы не только по систематизации, но и по полностью автоматизированному подсчету ТТД каждого футболиста в отдельности, игроков одного амплуа, всей команды в целом. Обзор статистики ТТД по всем матчам турнира, по каждой команде и футболисту даёт обильную и объективную информацию для понимания происходящего на поле, позволяет проследить изменение качества игры (перепады игровой, а также физической формы на основании фитнес заключений аналитических программ) в течение времени как отдельных клубов, так и футболистов, помогает объективнее выбирать лучших игроков по амплуа в определённые промежутки времени.

Тенденции подготовки футболистов

(средства, методы, формы, критерии, методические подходы, направленность).

Тренировка является одной из форм подготовки спортсмена. Подготовка – понятие более широкое, чем тренировка. Готовность спортсменов к достижению характеризуется соответствующим уровнем развития физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости (физическая подготовленность), степенью владения техникой и тактикой (технико-тактическая подготовленность), необходимым уровнем развития психических качеств.

Комплекс средств спортивной тренировки составляют: физические и идеомоторные упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы. Физические упражнения – двигательные действия, используемые для решения определенных задач. Физические упражнения – основное средство спортивной тренировки для решения основных задач тренировочного процесса – обучения, воспитания физических качеств и совершенствования технико-тактического мастерства.

Тренировочные упражнения футболистов подразделяют на две группы:

а) специфические, применение которых позволяет одновременно воздействовать на все стороны подготовленности;

б) неспецифические, с помощью которых можно развивать и совершенствовать физические качества.

Специфические упражнения делятся на ситуационные и стандартные. К первым относятся игры, проводимые в тренировочных занятиях в соответствии с правилами футбола (от7х7до 11х11 на все поле) и игровые упражнения («квадраты», игры в неполном составе или на части поля). Структура этих упражнений более всего соответствует структуре игры, а ситуационными они названы потому, что при их выполнении постоянно меняется ситуация и игрокам необходимо принимать различные тактические решения.

Специфические упражнения выполняют, как правило, с помощью непрерывного метода. Делить такое упражнение на части целесообразно лишь в том случае, если величина нагрузки весьма значительна. Например, это можно делать в игровых упражнениях 2х2 и 3х3 с персональной опекой (ЧСС в этом упражнении 160-200 уд/мин), разбив на определенное количество серий с паузами. Непрерывный метод используют и при выполнении некоторых неспецифических упражнений (кросс), направленных на развитие выносливости. Во всех остальных случаях применяют различные варианты повторного метода.

Дополнительными тренировочными средствами, являются технические средства и тренажеры, необходимые для общей и специальной подготовки спортсмена. Тренажеры, оборудованные устройствами контроля и управления, являются так же средством совершенствование спортивной подготовки. Применение технических средств и тренажеров способствует быстрому формированию двигательных навыков, развитию необходимых физических качеств и разнообразит учебно-тренировочный процесс.

Метод – способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методы спортивной тренировки направлены на формирование и совершенствование умений и навыков, а также воспитание физических качеств спортсменов. Метод дает ответ на вопрос, как надо применять средства в процессе тренировочного занятия. Методы спортивной тренировки необходимо выбирать и определять в соответствии с задачами и условиями занятий: временем, местом, составом группы, этапом спортивной тренировки, состоянием здоровья спортсменов, другими обстоятельствами.

В спортивной тренировке также применяются методы контроля различных сторон подготовленности спортсмена, методы прогнозирования спортивных результатов, методы отбора и др. Практическое использование методов во многом зависит от закономерностей естественного развития организма, специализации и подготовленности спортсмена. При подготовке футболистов следует выделить несколько методов.

Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения с определенными интервалами отдыха, в течение которых достаточно полно восстанавливается работоспособность. Тренирующее воздействие на организм обеспечивается только в период выполнения упражнения, а также в результате суммирования утомления от каждого повторения. Повторный метод используется в циклических и ациклических видах спорта. Как правило, в одном занятии проводится не более 2 – 6 серий. Число повторений упражнений в каждой серии невелико и ограничивается способностью спортсменов поддерживать заданную интенсивность.

Интервальный метод внешне походит на повторный. Оба они характеризуются многократным повторением упражнений через определенные интервалы отдыха. Но если при повторном методе характер воздействия нагрузки на организм определяется самим упражнением (длительностью и интенсивностью), то при интервальном методе тренирующим воздействием обладают также интервалы отдыха.

Основу игрового метода составляет игровая двигательная деятельность, определенным образом упорядоченная в соответствии с планом в котором предусматривается достижение определенных целей. Игровой метод является одним из важных методов в процессе подготовки спортсменов. Он используется в тренировке различного возраста и квалификации во всех периодах тренировки. Это метод комплексного совершенствования как физических качеств, так и тактического мышления, закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков.

Соревновательный метод характеризуется выполнением упражнений с наибольшей интенсивностью при соблюдении правил соревнований. Это один из способов стимулирования интереса и активизации деятельности с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении. Соревновательный метод применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования двигательных умений и навыков, а также теоретических способностей. Ценность этого метода состоит в том, что спортсмены, стремясь показать свои лучшие результаты, учатся мобилизовать свои силы и возможности для борьбы за победу, приобретают тактические навыки.

Важнейшей направленностью подготовки футболистов, является психическая подготовленность, которая по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность к поставленной цели, решительность и смелость, выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения). Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.

Специфика игры в футбол накладывает отпечаток на характер и степень развития отдельных психических качеств у спортсменов. Однако для воспитания волевой подготовленности используются и определенные методические приемы. Это требование связано с воспитанием спортивного трудолюбия, привычки к систематическим усилиям и настойчивости в преодолении трудностей, с четким пониманием невозможности достичь спортивных вершин без соответствующей мобилизации духовных и физических сил. На этой основе реализуется воспитание целеустремленности.

Системно вводить дополнительные трудности, использовать соревнования и соревновательный метод. Сам дух соперничества в соревнованиях повышает степень психической напряженности спортсмена, а значит, к нему предъявляются дополнительные требования: проявить активность, инициативность, самообладание, решительность, стойкость и смелость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный футбол — это игра, требующая высокой двигательной активности игроков и большой интенсивности мышечной работы динамического характера. Современный футбол отличается неравномерностью физических нагрузок, аритмичным чередованием работы и отдыха.

Двигательная деятельность футболистов вовремя игры охватывает большое число различных по структуре и степени сложности двигательных актов, повторяющихся в разных вариантах.

Четкая и правильная направленность планирования учебно-тренировочного процесса футболистов, является важнейшим документом, в котором отражаются количественные показатели тренировочного процесса.

Современный футбол предъявляет высокие требования к личности и его подготовленности. Нужно изыскивать более совершенные, прогрессивные организационные формы, методы и средства подготовки. Это, в свою очередь, требует высокого уровня знаний, умений тренера, научного подхода к спортивной тренировке, так как от этого зависит конечный результат.

Управление тренировочным процессом в футболе должно основываться на результатах контроля. Тренер получает информацию о соревновательной и тренировочной деятельности футболистов, об уровне их подготовленности, анализирует ее и на основе этого составляет планы и программы подготовки или вносит в них различные коррективы.

Поэтому данные контроля должны быть достоверными. Все показатели контроля должны отвечать следующим требованиям стандартизации тестов:

1) цель тестирования;

2) соответствие стандартизированной методике измерений результатов в тестах;

З) использование только надежных и информативных тестов;

4) система оценок;

5) вид контроля (оперативный, текущий или этапный).

1.2 Физическая подготовка в футболе, ее особенности и виды.

Физическая подготовка — один из основных разделов учебно-тренировочного процесса в любом виде спорта. Это процесс воспитания физических способностей, неразрывно связанный с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием, укреплением здоровья. В целом, под физической подготовкой необходимо понимать процесс совершенствования физического состояния футболиста. Не случайно ее основными задачами являются: повышение уровня здоровья, всестороннее физическое развитие спортсмена, повышение общей работоспособности организма, его функциональных возможностей.

Применительно к игре можно отметить, что физическая подготовленность футболиста находит свое специфическое выражение, главным образом, таких характеристиках, как в высокой стартовой скорости, прыгучести, скоростной выносливости, ловкости, а также в определенных формах и характера взаимоотношения этих свойств.

Действенность в решении задач физической подготовки футболистов зависит также от правильного выбора и умелого применения методов. Следует помнить, что действия футболистов носят повторно-переменный характер, с преобладанием работы скоростно-силового режима, следовательно ведущее место в структуре физической подготовленности получают скоростные и скоростно-силовые качества.

Высокий уровень требований, предъявляемых игрой к развитию качества ловкости у футболиста объясняется постоянной сменой двигательных режимов и большой вариативностью в характере и системе нервно-мышечных усилий в ряде игровых моментов.

Физическая подготовка разделяется на общую и специальную. Как правило, в учебно-тренировочном процессе задачи общей и специальной физической подготовки органически свя­заны и тесно переплетаются между собой.

Цель общей физической подготовки (ОФП) — достижение высокой работоспособности, слаженности в деятельности отдельных органов и систем организма, общего атлетического развития спортсменов. Ее задачами являются:

  1. содействие правильному физическому развитию, укрепление здоровья, формирование правильной осанки;

  2. развитие двигательных качеств (быстроты, силы, координационных способностей — ловкости, выносливости, гибкости);

  3. формирование и совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений (в беге, прыжках, метаниях, плавании и др.);

  4. укрепление основных звеньев опорно-двигательного аппарата и групп мышц, несущих главную нагрузку в спортивной игре при выполнении специальных заданий.

Таким образом, общая физическая подготовка направлена на разностороннее развитие спортсмена.

Ведущие средства, которые используют для решения задач общей физической подготовки, можно разделить на группы: общеразвивающие упражнения и занятия другими видами спорта, оказывающие общее воздействие на организм юных футболистов (гимнастика, легкой атлетика, баскетбол, гандбол и т.д.), и обеспечивающие развитие и укрепление мышечно-связочного аппа­рата, совершенствование функций внутренних органов и систем, улуч­шение координации движений и общее повышение уровня развития двигательных качеств. С помощью таких упражнений достигается развитие и укрепление мышечно-связочного аппарата, улучшается деятельность всех функциональных систем организма, обеспечивается всестороннее развитие двигательных качеств.

Большинство упражнений, применяемых с целью повышения общей физической подготовки, всесторонне воздействуют на организм. Они направлены на развитие быстроты, силы, координационных способностей, гибкости, выносливости; на совершенствование навыков в ходьбе, беге, прыжках, метаниях; на укрепление связочного аппарата голеностопных, коленных, плечевых и лучезапястных суставов, определенных групп мышц и т.д.; на формирование правильной осанки (особенно у детей).

В то же время каждое из упражнений преимущественно направлено на развитие того или иного качества. Так, длительный бег по пересечен­ной местности преимущественно направлен на развитие выносливости, ускорения на коротких отрезках развивают быстроту, а гимнасти­ческие упражнения — ловкость. Эти упражнения включаются в за­нятия как составная часть, а некоторые упражнения выносятся в утреннее занятие

Занятия другими видами спорта дают должный эффект, если обучаемые освоят основы техники и тактики этих видов.

Цель специальной физической подготовки (СФП) — развитие и совершен­ствование физических качеств и функциональных возможностей, специфичных для футболиста. По­этому специальная физическая подготовка футболистов должна строиться с учетом характера игровой деятельности футболистов уже на первых этапах тренировочного процесса, становясь тем самым фундаментом при совершенствовании технического и тактического мастерства.

Некоторые специалисты считают, что специальная физическая подготовка направлена преимущественно на укрепление органов и систем, повышение их функциональных возможностей, развитие двигательных качеств строго применительно к тре­бованиям избранного вида спорта .

Основными задачами построения специальной физической подготовки являются:

  • укрепле­ние организма соответственно особенностям избранного вида спорта,

  • развитие в этом направлении органов и систем, налаживание совершенной координации в функциональной деятельности организма спортсмена,

  • закрепление и экономизация техники движений, совершенствование других компонентов подготовленности соответственно желаемой модели.

Решение этих задач обеспечивается тренировочной работой, строго соответствующей характерным особенностям избранного вида спорта. Как правило, с помощью специальных упражнений, преимущественно направ­ленных на развитие определенных физических качеств, и совершенствующих парал­лельно отдельные технические приемы. Специальные упражнения должны быть сходны по характеру выполнения и структуре с тем или иным техническим прие­мом или его отдельными элементами. Необходимый специальный фундамент, приобретается в процессе выпол­нения тренировочной работы, органически связанной с особенностями мышечной работы, с тонкостями техники и психическими проявлениями в избранном виде спорта.

Главными средствами для развития основных физичес­ких качеств в процессе специальной физической подготовки являются упражнения в избранном виде спорта, выполнение их в обычных, облегченных и затрудненных условиях, а также специальные упражнения.

При­менение упражнений в облегченных или затрудненных условиях, обеспечивающих изменение кинематики и динамики основных движений, должно осуществляться в диапазоне подвижности двигательного навыка, но возможности ближе к его верхней границе.

Методика, структура и содержание специальной физической подготовки футболиста должны строго учитывать особенности игровой деятельности, для которой характерно:

  • непрерывное изменение ситуации на поле и в связи с этим неравномерность нагрузок в игре;

  • необходимость выполнять сложные движения в условиях постоянно нарастающего утомления;

  • изменчивость двигательных средств и игровых приемов.

В занятиях по специальной физической подготовке чаще всего применяют по­вторный, интервальный, переменный, игровой и соревновательный методы, отражающие режимы работы футболиста.

Принято считать, что упражнения, повышающие основную специальную физическую подготовленность спортсмена, выпол­няются с соревновательной интенсивностью – 85-90%, чуть ниже или выше ее. Эти три режима интенсивнос­ти особенно важны на последней ступени физической подготов­ки .

Специалисты отмечают, что специальная физическая подготовка должна строиться с учетом содержания и объема двигательной деятельности футболистов в игре.

Футболист в игре испытывает весьма значительную физиологическую нагрузку. Средняя величина ЧСС у футболистов различного игрового амплуа составляет:

  • для центральных защитников — 163 уд/мин.,

  • для крайних защитников — 169 уд/мин,

  • полузащитников — 174 уд/мин,

  • центральных нападающих — 172 уд/мин,

  • крайних нападающих — 175 уд/мин.

У полузащитников по сравнению с крайними и центральными нападающими (при относительно одинаковых средних величинах пульса) 74 % игрового времени ЧСС составляет 160-180 уд/мин. 10% — более 180 уд/мин, и т.д.

Футболист в процессе игры выполняет в среднем 224-367 медленных пробежек, покрывая расстояние в 5-7 км., затрачивая на это 25-35 мин; 20-62 ускорения, во время которых пробегается 0,8-2 км. за время от 2 до 5 мин: 30-80 рывков затрачивая на их выполнение от 1 до 3 мин, и покрывая расстояние в 800-1600 м.; 2-16 прыжков для игры головой.

В процессе игры футболист много перемещается по полю шагом, затрачивая на это 45-57 минут. Кроме того, ему приходится от 14 до 42 раз вступать в борьбу за мяч с игроками противника.

Особенно большой объем скоростной работы в игре выполняют футболисты средней линии и нападающие; 100-140 быстрых пробежек (ускорений и рывков) с мячом и без него. Иногда рывки и ускорения выполняются один за другим, 4-5 в минуту. Почти 80% скоростного бега в игре проводится на отрезках 5-20 м., а всего за игру футболист может пробежать со скоростью, близкой и предельной, до 3 мин.Физиологическая нагрузка, которую испытывает футболист в игре, весьма значительна. Так, энергозатраты составляют около 1500 ккал, а частота сердечных сокращений у игроков команд мастеров во время игр колеблется в довольно широких пределах: от 130 и более 200 уд/мин. Средняя ЧСС за игру колеблется от 170 до 175 ударов в минуту. Это очень напряженный режим, который требует значительной мобилизации аэробных процессов энергообеспечения .

Таким образом, структура двигательной деятельности футболистов в игре обуславливает различия в величине и вариантности нагрузки. У полузащитников она относительно однородна, у крайних защитников, крайних и центральных нападающих характеризуется значительной вариантностью, высокая интенсивность игровой нагрузки требует от игроков всех линий и соответствующей физической подготовленности .

В целом, организация тренировочных занятий специальной физической подготовкой в футболе сводится к закреплению уже освоенного, и объем общей тренировочной нагрузки можно несколько уменьшить, обеспечив со­ответствующую специальную нагрузку. При этом сокращение нагрузки не будет оправданным, если на тренировке необходимо решать новые задачи или закреплять недостаточно освоенное.

Продолжительность занятий зависит от числа тренировок в неделю. Если в неделю проводится 5— 6 тренировок, то продолжительность отдельных из них можно сокра­тит, поскольку это избавляет от слишком напряженной ра­зовой нагрузки, позволяет избегать перенапряжений и облегчает восстановительные процессы.

Менее желательны 2—3 разовые тренировки в неделю, в результате чего приходится снижать требования либо намного увеличивать продолжительность тренировок.

Кроме того, следует учитывать, что продолжительность занятий зависит от периода тре­нировки. В период фундаментальной подготовки (когда закладываются основы техники) необходимы более длительные тре­нировки. Нецелесообразно сокращать тренировки, направленные на развитие выносливости, когда средством тренировки служит бег на длинные дистанции по отрезкам. Увеличение продолжительности тренировок в период фундамен­тальной подготовки объясняется и тем, что нагрузка в предшество­вавший период была меньше, а уровень тренированности игроков не высок, поэтому даже короткие занятия с высокой интенсивностью могут вызвать напряжение систем организма .

По мере того как игроки становятся тренированнее, продолжительность занятий постепенно уменьшается, но увеличивается интенсивность нагрузки. При современных мето­дах подготовки в ходе сезона (кроме исключительных случаев) тренировки как правило длятся не более 1,5—2 ч. Уменьшение продолжительности занятий следует компенсировать повышением интенсивности выполнения упражнений . Продолжительность тренировки зависит внешних условий деятельности, от числа игроков, от оборудования зала, от обеспеченности мячами и от размеров площадки для занятий. Эти факторы влияют на продолжительность не только функциональной, сколько технической и тактической подготовки.

В научной литературе представлены сведения, согласно которым оптимальным представляется такое соотношение тренировочного времени: 10—15% — общая разминка; 10—15% — специальная разминка; 65—70% — освоение материала основной части; 5% — заключительная часть. Считается, что даже небольшие изменения этого соотношения иметь нежелательные последствия.

Следует сказать, что разделение физической подготовки на общую и специальную в последнее время стало условным. Все чаще футболисты проводят комплексные тренировки. В основной части таких тренировок они решают не­сколько задач. Нередко находит применение метод сопряженного воздействия. Тем не менее, в теории и методике спортивной тренировки к средствам специальной физической подготовки футболистов относятся:

1. Соревновательные упражнения.

2. Упражнения сходные с соревновательными:

а) по кинематическим и динамическим характеристикам движений;

б) по механизмам энергообеспечения;

в) по структуре работы мышц.

Остальные упражнения должны рассматриваться как средства общей подготовки . Таким образом, к средствам специальной физической подготовки относятся лишь те, выполнение которых приводит к значительному переносу специфических двигательных качеств, однако величина и характер переноса непостоянны: они зависят от уровня тренированности спортсмена и его квалификации. Чем выше класс спортсмена и его тренированность, тем меньше количество упражнений будет для него средствами специальной подготовки. У новичков и малотренированных футболистов практически любое упражнение является упражнением специальной подготовки.

В процессе многолетних занятий футболом соотношение общей и специальной физической подготовки, а также их конкретное содержание меняется в сторону постепенного возрастания удельного веса специальной подготовки по мере роста спортивного мастерства. В годичном тренировочном цикле целесообразно вначале осу­ществлять общую физическую подготовку, а затем на ее основе про­водить специальную физическую подготовку.

Оценить физическую подготовку команды в целом и футболиста в частности можно по поведению на поле. Сохраняется качество и количество действий на поле, не увеличиваются паузы между двумя отдельными действиями (восстановление), выдерживается темп (способность к быстрому восстановлению на протяжении всего матча).

Можно сказать, что хорошая физическая подготовка схематично выглядит вот так:

О-О-О-О-О, где «О» самое действие на поле, а «–» пауза между ними (период восстановления).

Качество

Возьмем такое простое футбольное действие, как открывание игрока атакующей команды. К примеру, крайний нападающий открывается для получения мяча на своем фланге.

Какие вопросы при таком действии должен решать нападающий?

  1. Позиция (где?). В какой зоне он сможет получить мяч, перед этим сделав подготовительные действия для освобождения от опеки.
  2. Момент (когда?). Когда начать движение, когда поменять направление, чтобы получить мяч в нужный момент.
  3. Направление (куда?). В каком направлении двигаться а) для соперника» и б) для партнера.
  4. Скорость (Как быстро?) С какой скоростью осуществлять все движения, чтобы оторваться от опеки, и, в то же время, суметь принять мяч на такой скорости.

В итоге, чтобы игрок атакующей команды получил мяч, он должен сделать комплекс действий, причем каждое действие должно быть должного качества.

Количество

Для того чтобы команда в любой промежуток времени матча показывала тот же самый футбол по интенсивности, необходимо, чтобы паузы между действиями не затягивались. При таком условии, а так же при условии выполнения на должном уровне пункта 1 (качество) мы получаем следующее:

Количество действий:

сохранение количества действий на протяжении матча

Качество действий:

сохранение качества действий на протяжении всего матча

Восстановление и Сохранение способности к быстрому восстановлению в конце матча

Большое количество действий зависит от более быстрого восстановления между ними и способностью восстанавливаться на протяжении всего матча.

Тренировочные упражнения. Анализ, структура, подбор

Основной инструмент тренера в ходе подготовки команды к матчам – тренировки. Для выполнения 4-х вышеуказанных элементов необходимо выполнять определенные правила в разработке отдельных упражнений.

Тренеру необходимо помнить такую простую догму: индивидуальная работа пагубна! К примеру, отработка передач мяча в парах без сопротивления не даст игрокам ничего, кроме способности давать передачу без сопротивления. То есть в данном упражнении, как дающий, так и принимающий игроки не решают вопрос принятия решения (где, когда, куда, как быстро).При разработке упражнений необходимо помнить, что: упражнения с равным количеством атакующих и обороняющихся или с большим количеством обороняющихся, направлены в большей мере на развитие оборонительных навыков, но, в то же время, и на развитие быстрого принятия решений. Упражнения с большим количеством атакующих игроков направлены на развитие атакующих навыков.Все упражнения должны даваться в нужном объеме, с нужной интенсивностью. Восстановление так же должно проходить в нужном объеме и интенсивности, исходя из задач на тренировку.Необходим анализ каждого упражнения в режиме онлайн. Как только игроки усвоили определенное упражнение, его необходимо либо модернизировать (усложнять), либо давать новое, опять же боле сложное. При таком подходе к разработке упражнений, футболисты всегда будут повышать свой уровень мастерства в комплексе.

Упражнения с полным восстановлением. Развитие качества

Хорошее футбольное действие на языке физической подготовки – это качественное взрывное футбольное действие. Чтобы в ходе упражнения (серий) не ухудшалось качество упражнений, необходимо 100% восстановление. Чем выше интенсивность упражнения, тем более продолжительным должно быть восстановление.

Упражнения с минимальным временем на восстановление. Развитие количества

Упражнение со 100% интенсивностью — 10 секунд восстановление — упражнение со 100% интенсивностью (меньше от изначальной, но 100% на текущий момент) — 10 секунд на восстановление и т.д.

Периодизация

Неделя А (игровой день суббота)

  • Суббота – Игра. После нее восстановление энергетических запасов (углеводы) и восстановление поврежденных мышечных волокон (быстрые протеины)
  • Воскресенье – Восстановительная тренировка. Улучшение кровообращения
  • Понедельник – Выходной.
  • Вторник – Тактическая тренировка. Подготовка организма к развивающей тренировке
  • Среда – Развивающая тренировка. После нее — восстановление энергетических запасов (углеводы) и восстановление мышечных волокон (быстрые протеины)
  • Четверг – Тактическая тренировка. Подготовка к следующему матчу
  • Пятница – Тактическая тренировка. Подготовка к следующему матчу
  • Суббота – Игра.

Важные правила при построении микроциклов:

  • Если 2 игры в неделю, то развивающей тренировки не проводится.
  • Только за два полных дня до игры и на третий день после игры можно планировать развивающую тренировку.
  • В подготовительном периоде избегать контрольных игр в середине недели. Они разбивают микроцикл и динамику подготовительного процесса.
  • Соблюдать принцип одного тренировочного занятия в день. Даже на сборах.
  • Чем больше интенсивных тренировок делают спортсменам, тем больше усталости они накапливают. Не надо бояться давать отдых спортсменам.
  • Игра с тактическими заданиями более интенсивна, так как игроки, даже не владея мячом, знают и понимают свою роль на поле, и перемещаются исходя из этого.
  • Помнить об ответственности за здоровье игрока. Отсутствие травм при подготовке – главное.

Эта статья была написана для ресурса Tacticon.net данный сайт постоянно обновляется. Следите за информацией.

Оригинал статьи

Тренировочный процесс в Челси

Борис Игнатьев: — Приемы Моуриньо не стыкуются с методологией многих топ-тренеров. Он не работает в так называемой «зоне аэробной производительности», как Капелло. Не полагается на принцип последовательности, который лежит в основе советской тренерской школы, когда сначала развиваются скоростные качества, потом скоростно-силовые, потом скоростная выносливость, потом — общая выносливость. У него какие-то свои наработки. Своеобразный «компот», я бы сказал. На методы гимнастических тренеров похоже. Гимнасты подолгу отрабатывают отдельные элементы программы, а потом собирают из них серии. И Моуриньо так же. Упражнение на прессинг, упражнение на переход из обороны в атаку, упражнение на контроль мяча, упражнение на взятие ворот. А потом, наверное, будет «склеивать» все это вместе.
Юрий Семин: — И кроссов у него нет. Все правильно: футбол — не легкая атлетика, он сложнее. Нам больше подходят повторяющиеся рывки на короткие дистанции со сменой направления.
Да и новых для нас упражнений у Моуриньо практически нет. В основном идут вариации уже известного. Вот эти рывки с частым переступанием через фишки я видел у «Баварии». Развивают нервно-мышечную проводимость — очень хорошо для финтов. А вот это упражнение, когда игроки бегут парами, толкая друг друга плечо в плечо, — из программы ван Галя.
Только у Моуриньо есть усовершенствования. Игроки бегут, толкаются, потом бьют по мячу, а потом снова бегут и толкаются. Он мяч «цепляет» ко всем упражнениям, к каким только можно. Во-первых, так ближе к специфике игры. Во-вторых, футболистам так веселее: монотонности меньше.
Б.И. (цокает языком, реагируя на то, с какой жесткостью игроки на скорости сталкиваются корпус в корпус): — Бойцы! Вот наших поди заставь так биться. А эти, кажется, иначе не умеют.
Ю.С.: — В принципе, все футболисты одинаковы. Бросаешь им мяч, даешь игровое упражнение — сразу приободряются, даже если устали. Но и двусторонки у Моуриньо с разными хитростями. Сейчас вот играют на очень укороченном поле. В такой теснотище не только атаковать сложно, но даже мяч контролировать: хорошо тренируется ум, а не только ноги. По существу это — моделирование ситуации, когда соперник защищается большими силами. А позавчера играли на четверо ворот. При игре чуть меньше, чем на полполя и составах «8 на 8» каждая из команд была вынуждена оборонять по паре ворот — небольшого, примерно метр на полтора, размера (вратарей не было). Где-то раз в минуту по команде Моуриньо по 3-4 игрока каждой из команд покидали поле и делали рывки к стоящим метрах в 15-20 от него флажкам. А игра в это время продолжалась. То есть, это тоже было хорошее моделирование ситуаций большинства и меньшинства. А еще отправлявшиеся к флажкам игроки, кроме скорости, тренировали волю: ведь им надо было как можно скорее вернуться к оставшимся в меньшинстве партнерам.
Жозе Моуриньо (игрокам): — «Брэйн! («Мозг!»). Коннекшн виз брэйн! («Включайте мозги»).
Б.И.: Нам, конечно, хочется подсмотреть у Моуриньо такое упражнение, чтобы, применив его, всех убить наповал. Но таких упражнений нет. Хотя изюминка любых методик подготовки — в деталях. Разминка у Моуриньо — строго 15 минут, растяжка после тренировки — 10 минут. Воду после третьего упражнения все пьют в обязательном порядке. Упражнения длятся от 5 до 10 минут, не более, но с высокой интенсивностью выполнения.

В занятии участвуют сразу пятеро ассистентов главного тренера и почти все упражнения игрокам демонстрируют они, а Моуриньо следит за качеством их выполнения.
ВЕЧЕРНЯЯ ТРЕНИРОВКА
Начало — в 17.00.
Б.И.: — Если бы это занятие видел проверяющий из Госкомспорта, вынес бы Моуриньо выговор. Он нарушает сразу несколько дидактических приемов, считавшихся непреложными в 70-80-е годы. Такая высокая нагрузка по всем методикам полагается не на вечерней тренировке, а на утренней, когда сил у игроков больше.
Ю.С.: — Тренировки, по нашим меркам, не длинные, по полтора часа. Но интенсивность! Здесь нет никаких вынужденных пауз, которые нам в России бывают нужны для расстановки фишек и стоек перед новым упражнением. И как удобно работать на двух полях сразу. А вон там еще три поля, там два… Всего — 12. Плюс одно маленькое, с подогревом. У игроков «Челси» удивительно хорошее для первых дней подготовки функциональное состояние. Наши из отпуска часто совсем растренированными возвращаются, а этим сразу можно давать приличные нагрузки. Первые после отпуска занятия и первые официальные матчи «Челси» в новом сезоне разделяет срок чуть больше месяца, тогда как у нас к сезону готовятся по три.
Б.И.: — Да не нужны нам на самом деле эти трехмесячные сборы, если не кривить душой. Футболистов такие длинные внеигровые циклы тяготят, на их протяжении мы по несколько раз входим в форму и по несколько раз выходим из нее. С другой стороны, что еще зимой делать? Продлевать отпуск? Не вариант. Нужны другие решения.
В конце тренировки — традиционная растяжка. Моуриньо опять, как и в предыдущие дни, оставляет проводить ее ассистентов, а сам удаляется в свой кабинет.
Б.И.: — Борис Аркадьев говаривал: после тренировки меня эти люди не интересуют. Помню, один тренер жаловался Борису Андреевичу: дескать, пьют мои игроки, что делать? Вот что вы делаете? А Аркадьев отвечал: «Главное, чтобы выполняли всю положенную работу. А после тренировкименя эти люди не интересуют!»

Общие сведения о подходе к тренировкам

Оптимальным возрастом, когда юноше можно начинать профессионально заниматься футболом, считается 15 лет. Ограничения по весу: от 50-ти до 90 кг. Главной характерной чертой любого полевого игрока считается дриблинг, поэтому с самого начала нужно делать главный упор на тренировки в движении, работу с мячом. В профессиональных командах ежедневным тренировкам отводят 4-6 часов, прибавляя ещё полноценный 90-минутный спарринг, у юношей и детей – совсем другие нагрузки. До 8 лет дети получают первые футбольные навыки, закладывается фундамент игры, с этого же возраста начинается специализация, т.е. работа исключительно на своё предполагаемое амплуа. К 11-ти годам навыки наработаны, специализация закреплена – начинается их оттачивание плюс совершенствование. Практическая подготовка в тренировочном процессе должна иметь перевес над теоретическими занятиями примерно 8:1. Особый уклон на тактические занятия делается уже в сознательном для футболистов возрасте (15-18 лет). Для молодого футболиста подход к овладению техникой должен содержать следующие этапы:

  1. Знакомство с дриблингом, начало скоростной работы.
  2. Изучение основных финтов, постоянная работа с мячом в движении.
  3. Закрепление навыков дриблинга.

В работе с мячом выделяют этапы обработки, собственно, «владения» мячом плюс ставка (в случае с игроками полузащиты) делается на пас. В юношеском возрасте в организм футболиста закладываются все данные, чтобы во время профессиональной карьеры он мог играть 45-60 игр за сезон (хотя у большинства футболистов пяти ведущих европейских чемпионатов редко набегает даже 40 игр за сезон).

Футбольные методики, их влияние на формирование футболиста

Согласно большинству методик, скоростно-силовой комплекс нужно развивать с 13-ти лет, когда организм, по большому счёту, сформировался. До 13-ти упор делается на развитие скоростного потенциала, потом идёт основная работа на «физику» и развитие мышечного комплекса. Футбольные методики различаются и по принадлежности к странам. В футбольных школах Италии учат, прежде всего, грамотной игре в полузащите со смещением в защиту. Здесь очень много времени уделяется тактике, в отличие от Испании, Голландии, где основная ставка сделана на дриблинг и скоростные упражнения. Английская футбольная школа – это баланс выносливости и дриблинга, здесь повышенное внимание уделено точности и завершённости дальних передач. Скандинавские футбольные школы – это обрабатывание стандартов и тренировка выносливости изо дня в день до 14-15-ти лет.
Мнение, что в подготовительный период (стартовый, с 6 до 12 лет) нужно закладывать основы выносливости, тренировать молодого футболиста в условиях диких нагрузок – ошибочно. В подготовительный период следует как раз больше внимания уделить финтам, умению правильно выбирать позицию на поле, игре в пас, а не физической выносливости. Выносливость приходит с годами, когда организм становится восприимчивым к увеличивающимся нагрузкам. Некоторые тренеры советуют придерживаться плана в 3 тренировки в день, другие подходят к этому вопросу с более оптимальным решением – 2 тренировки в день (утром – беговая плюс силовая, вечером – работа с мячом, исключая всякие кроссы – всего за день должно выходить 6-8 часов тренировочных занятий). Очень осторожно нужно относиться к тренировкам без мяча – футболист в этом случае должен быть предельно занятым плюс не уставать (работа без мяча чревата травмами мышц), здесь следует чередовать насыщенный бег с разминочным (по две пробежки каждого вида). Тренировки без мяча перемежаются вспомогательными упражнениями (работа в паре, имитация движений без мяча). Особое внимание в молодёжных командах уделяют вопросу питания: норма, начиная с 6-летнего возраста (здесь питание не играет очень важной роли) до 16-летнего вырастает до 1700 Ккал в день – при таком объёме игрок может проводить стабильные два матча в неделю и полноценные тренировки 4 дня в неделю, исключая тренировки в день матча плюс один выходной день в неделю при таком темпе игры (если команда проводит не более одного профессионального матча в неделю, персональные выходные ей вообще не нужны). К 20-ти годам каждый футболист обязан проходить особые тесты на выносливость (в таком возрасте этот компонент становится наиболее важен), которые заключаются в измерении стандартной скорости для данного игрока: если он не может бежать на скорости 2,7-3 м/с больше 5-10 с (начинает при этом уставать), то на таком футболисте можно ставить крест на период восстановления: обычно процесс набора игровых кондиций занимает не одну неделю.

Венгерская, как и европейская в целом, система подготовки футболистов к сезону состоит из четырёх периодов (в этом сущность годового европейского цикла) – причём это начинает проявляться на профессиональном уровне (в юношеских лигах с обилием незапланированных турниров подобной четырёхступенчатости придерживаться трудно). Цикл «вкатывания» в сезон и подготовки к первым турам – особый процесс, требующий фундаментальных тренировок по «закладыванию» физики и отработке командной игры. Далее идут период пика формы и её поддержания в течение как можно большего времени. МирСоветов сообщает, что совсем не так подходят к тренировкам в Латинской Америке: система двух чемпионатов за сезон требует более гибкого подхода к развитию и поддерживанию формы футболистов.
В футбольных школах России, по примеру Запада, тренировочный процесс для юношей делят на собственно «тренировки» и контрольные срезы (школьники независимо от пика формы показывают всё, на что способны в плане дриблинга и игрового мышления), кроме того, нередки смешанные тренировки (осваивается большой объём нагрузки – тренеры смотрят, на что способны юноши на максимуме «износа», правда, при этом нередка травматичность, но условия – самые боевые). Смешанные тренировки особенно актуальны в период 12-14 лет, во время перестройки организма.
В футбольных тренировках выделяют непрерывный подход и подход с чередованием серии упражнений. Непрерывный интенсивен и короток (кросс плюс двусторонка – всё вместе не длиннее полутора часов). Прерывный включает в себя серии разминочных упражнений, паузы, в результате которых увеличивается объём сделанного, но не растёт нагрузка. Вместе с тем стоит отметить, что игра никогда не будет проходить как интенсивная тренировка – футболисты подменяют друг друга в течение матча, чередуют активные фазы с пассивными. Однако лучшие клубы мира проводят матчи зачастую и в бешеном темпе – не сбивая ритма в течение всего поединка, действуя предельно заряженно все 90 минут. Но таких клубов единицы – «Барселона», «Аякс», «Интер».

Пример тренировки

Вся тренировка делится на вводную разминку, основную (тяжёлая работа) и заключительную часть, в ходе которой футболисты разгружают мышцы и отходят от нагрузок. Кроме того, отдельные часы отведены теоретическим занятиям, где футболистам преподносят вопросы тактики, разбирают футбольные схемы.
Двухчасовая тренировка не требует предварительного полного плана. Обычно она начинается с разминки или лёгкого бега (занимает 7-10 минут), после чего следует комплекс упражнений (причем тренирующиеся могут быть разделены на несколько групп – в зависимости от того, какой элемент отрабатывается – игра головой, дальние удары, взаимодействие в средней линии).
Упражнения (самые разные, в том числе работа в эстафетах) продолжаются 25-30 минут, после чего команда делится на две половины и переходит к двусторонке (обычно игра проходит на одной половине поля, чтобы исключить разброс сил футболистов – плюс компактность поля, в сущности сведённого к мини-футбольному, способствует увеличению КПД, борьбы на фактически «клочке» поля: футболисты не боятся идти на контакт, играть на пределе сил).
По окончании двусторонки команда совершает общий кросс (игроки, не набравшие необходимых кондиций, занимаются по индивидуальной программе – с увеличенными нагрузками).
МирСоветов дал подробный обзор футбольных методик по вырастанию в футболиста профессионального уровня. Такой подход к тренировкам принят как в футбольных академиях профессиональных клубов, так и в любительских сельских командах. Главное, не упустить ребёнка и начать занятия футболом лет с 5-6-ти, чтобы к 12-ти весь необходимый технический комплекс был в него заложен. К 15-ти юноша уже сможет играть за профессиональный клуб – и это самое время, когда он будет восприимчив к тактическим схемам и моделям игры.

Рекомендации для родителей, желающих отдать детей в футбол

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос профессиональным футболистом, то отдавать его в спортивную школу надо в раннем детстве. Причем делать это МирСоветов рекомендует только в том случае, если вы уверены, что жизнь вашего ребёнка будет связана со спортом, что зарабатывать деньги он будет именно таким способом. Нужно решаться делать этот шаг сразу: или отдавать ребёнка в 5-6 лет, или не делать этого вовсе. В юном возрасте ему заложат все навыки футболиста или разовьют то, что в нём было заложено природой. Причём не факт, что ваше чадо возьмут после окончания спортшколы в профессиональный клуб. Будьте готовы к тому, что ваш сын, возможно, будет работать преподавателем на спортивной кафедре какого-либо вуза, тренером в той же спортшколе, учителем физкультуры в школе – необязательно, что он будет играть со временем в «Депортиво» или «Вест Хэме». Всё зависит от личного упорства ребёнка, от отношения к тренировкам, от того, насколько известна спортшкола, где он занимается. Выпускники футбольной академии «Аякса», например, на виду у всей Европы…

Рекомендации для подростков, которые хотят учиться играть

Следует принимать как должное то, что ваш талант, возможно, не оценят. Уровень предложения и спроса на футбольном рынке сейчас настолько велик, что вашего дарования могут попросту не заметить – и вам придётся играть в лучшем случае во второй лиге или преподавать где-нибудь на спортивной кафедре.
Самую большую отдачу первые годы занятий нужно демонстрировать на тренировках – чтобы заложить правильный футбольный фундамент, чтобы как следует натренировать выносливость. Выкладываться ли в играх на все сто процентов? Вряд ли стоит это делать в юном возрасте, ещё не имея контракта с профессиональным клубом – есть риск получить травму, которая перечеркнёт весь ваш тренировочный процесс, а вместе с ним и футбольное будущее. Ориентироваться надо не только на сверстников, занимающихся в одной с вами спортшколе, а на игроков старшего возраста, на футболистов из других спортшкол.
Имейте в ввиду, что, приобретая футбольное мастерство, вы лишаетесь возможности получать обычное начальное образование и, чтобы не отстать от госпрограммы и поступить с течением лет в какое-либо учебное заведение, вам придётся заниматься либо с репетитором, либо осваивать всё самому. В любом случае учеба и спорт для вас пойдут по одной дорожке, если только вы сделаете акцент на футболе, например, а учёба станет для вас чем-то вроде вечернего факультатива или заочного получения знаний.