Тампа бэй состав команды

Дизайн-байбл лондонской подземки

1 декабря 2015 года Транспорт Лондона (TfL) представил свой дизайн-байбл. Хотя название и звучит необычно, цель этого проекта проста: создать документ, который фиксирует дизайнерские решения, которые будут применимы к открывающимся в будущем и реконструируемым станциям лондонского метрополитена

Лондонское метро, старейшее в мире, имеет удивительную историю развития, а с ней и интересные дизайнерские решения. Данный документ не является новым концептуальным решением. Представленная концепция объединяет в себе весь 150-летний опыт подземки. Идиома выводит хороший дизайн на первый план общего мышления. Эта концепция должна пронизывать все уровни организации, она продолжает и развивает дизайн наследия, который уже существует, и вдохновляет на новый.
Документ был создан в сотрудничестве с Studio Egret West. За 4 года была проведена огромная работа по анализу и структурированию всех архитектурных обликов станций метро Лондона. Это послужило выделению основных «типов», из которых и создавалась единая концепция.

Принципы дизайна-байбла должны лежать в основе дизайна всей сети. Они должны быть применены к каждой станции и каждому проекту, от мелкого или текущего ремонта, до архитектурного решения фасада новой станции. Специалисты студии отмечают: дизайн определяет не только запоминаемость, настроение и даже вдохновение, но и несет функциональные роли — интуитивной помощи, средства направления потоков. Искусственная среда оказывает значительное влияние на то, как потребители воспринимают передвижения и способствует их впечатлению, а значит и репутации всей системы метро. Идиома определяет иерархию потребностей пассажира и в соответствии с ней создает среду, которая необходима потребителю.


Рост населения, который наблюдается в последние годы, значительно влияет на увеличение спроса на перемещения внутри Лондона. Программа 2050 предполагает уменьшение «заторов», снижение времени в пути за счет расширения сети, внедрению новых систем передвижения, например системы Crossrail и Thameslink, о которых я уже писал, но и реконструкции существующих станций. Грамотное зонирование, распределение коммерческих площадей — все это не должно идти в разрез с дизайном. Дизайн-байбл устанавливает принципы взаимодействия каждого пункта потребностей пассажиров.
Идиома более чем набор принципов — это философия, отношение и мышление. Каждый принцип отдельный, но является частью целого. Проект был представлен на примере вымышленной станции метро «Idiom Park». 225-страничный документ концепции выделил 9 основных принципов, «заповедей» дизайн-байбла.
Полную версию на английском языке можно скачать в формате

1. Баланс — первая «заповедь» выделяет конфликт конкурирования пространств (преобладание площадей коммерческих помещений по сравнению с билетными кассами), функциональных элементов (нагромождение навигации), использования новых технологических решений и традиционных методов, доступности к инженерным коммуникациям и визуальной эстетики. Даже такое решение как расположение систем безопасности на видном месте может вызвать беспокойство у пассажира. В самом знаке метро, медальоне, разработчики увидели баланс между согласованностью сети и спецификой, своеобразные «весы», визуальный баланс, который прослеживается во всей сети.

2. Место — определяет «притяжение», взаимодействие с окружающим пространством. Разные станции часто имеют клиентов с различными потребностями и ожиданиями. Станция должна реагировать на эти потребности. Место определяет и встраивание, интеграцию станции в нее. Формально станция может иметь свои границы, но при этом она влияет на окружающее пространство и за ее границами. Взаимодействие с «соседними» структурами создает единое пространство. Пример: несанкционированная торговля на подходах к метро имеет большое отрицательное влияние на все пространство, в том числе и на станцию.

3. Комплексность — характеризует подход к каждому действию. Это относится и к мелким ремонтам с учетом дальнейших преобразований станций, например подбором материалов, так и к формированию общего облика станции с учетом всех ее архитектурных особенностей. Обеспечить такой подход может формирование команды, от которой не ускользнет ни один момент и нюанс. Например, одно из звеньев будет отвечать за доступность среды физически-ограниченными пассажирами, другое за навигацию. Только тесное взаимодействие этих двух звеньев позволит создать удобство на станции для пожилого пассажира.

4. Приоритет — люди должны быть в центре принятия всех решений. В первую очередь система создается именно для человека, для его удобства и простоты в использовании. И это относиться не только к пассажирам, но и сотрудникам метро.

5. Запоминаемость — Каждая станция должна иметь по крайней мере одну отличительную особенность, один особый момент, который позволяет ему быть запоминающимся и взаимодействовать с его окружающей средой.

6. Атмосфера — Качество материалов имеет огромное влияние на то, как станция воспринимается клиентами и персоналом. Материалам, конструкциям, сочетанию и применимости материалов, как внутри станций, так и снаружи, уделяется огромное внимание в дизайн-байбле. Особое внимание уделено новой «Палитре-2015».

7. Свет — новый подход к освещению, выделяет ключевые области для клиентов, информационные зоны и билетные автоматы. Документ выделяет основные принципы и «слоевые» структуры методов организации освещения на платформах и общественных зонах станций. Большое внимание уделено естественному освещению, энергосберегающему (светодиодное и волоконно-оптическое).

8. Интеграция — хороший дизайн получается не только за счет выбора правильных материалов и освещения, она также включает в себя интеграцию разного рода систем и услуг, которые входят в состав станции. Все конструкции, светильники и оборудование, например, навигация, системы безопасности, билетные и вендинговые автоматы, рекламные баннеры, вывески и видеонаблюдение, а так же лифты, перила и прочее — все должно быть правильно интегрировано.

9. Современность — осваивание новых технологий и понимание их преимущества позволяет создавать более продуманные станции. Такие материалы и компоненты позволяют улучшать качество, увеличивать срок службы, износоустойчивость, снижать капитальные и обслуживающие затраты, повышать экологичность. Учет всего этого на ранней стадии позволяет повышать эффективность всей системы в целом.