Сотрудники матч ТВ

Зарплата на главных российских каналах

Оклад ведущего Первого канала напрямую зависит от того, какую программу он будет вести. При этом у коллег доход сильно разнится.

Информационные шоу собственного производства, где следует читать подготовленный редакцией текст, оплачиваются по фиксированной ставке, установленной штатным расписанием. Размер денежного вознаграждения колеблется от 100 000 до 600 000 рублей в месяц.

Авторские программы с оригинальным мнением экспертов оплачиваются намного выше. Суммы зарплат в этом случае исчисляются тысячами долларов.

Популярные дикторы новостей на НТВ зарабатывают больше своих коллег на Первом. Самую высокую планку держат участники рейтинговых ток-шоу, где известным личностям готовы платить от 60 000 до 600 000 рублей за выпуск. Не меньшие гонорары выплачивает своим специалистам и ВГТРК «Россия».

Серьезный мультимедийный холдинг РБК оценивает труд корреспондентов и работников прямого эфира в 59 000-60 000. Средняя заработная плата опытного ведущего на ТВЦ начинается от 70 000. Популярные комментаторы на спортивном канале «Матч-ТВ» получают не менее 300 000 в месяц.

Дмитрий Нагиев — Ведущий «Голоса»

Из чего складывается заработок?

Заработная плата на телевидении во многом обусловлена рейтингом программы, ее типом, популярностью и бюджетом компании-заказчика. Те, кто работают в передачах о кинематографе, спорте, играх и музыке получают не менее 100 000 рублей в месяц.

Денежное вознаграждение складывается из утвержденной базовой ставки и премиальных выплат, сумма которых формируется из количества эфиров. При этом, чем чаще ведущий появляется на экране, тем на больший размер оплаты может рассчитывать.

Многие компании разделяют своих сотрудников на штатных и внештатных. Первые получают должностной оклад, установленный согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации, вторые работают только за обговоренный гонорар. Руководство заключает с последними контракт. В нем официально прописывается количество эфиров и размер денежного вознаграждения по факту выполненной работы. В большинстве случаев таких людей приглашают участвовать в одном или нескольких проектах.

При этом деньги, которые телеканалы готовы платить особо популярным личностям ради поднятия статуса своего шоу, впечатляют. Так, Первый канал расщедрился на 600 000 рублей ради участия в одном из выпусков «Пусть говорят» скандалиста Никиты Джигурды и его супруги Марины Анисиной.

Заработок ведущего всегда будет выше на каналах федерального значения, так как он может принимать участие в рекламных предложениях спонсоров показа согласно договорам, подписанным с ними. Неменьшую роль играет опыт специалиста, эрудированность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, неординарность и даже стиль ведения передачи. Таким звездам продюсеры готовы платить больше. Знаменитая ведущая Опра Уинфри

Зарплата журналистов и работников радио и телевидения

Профессия журналиста — древняя, но и сегодня востребована и популярна среди молодёжи, которая оканчивает школу и ищет своё призвание в жизни. Эта профессия всегда считалась элитной и престижной. На факультеты журналистики сложно поступить: там самый большой конкурс.

Если раньше для того чтобы работать в газете или журнале нужно было хорошо писать, то сейчас «акулы пера» обязаны отлично разбираться в контенте, тематике, о которой пишут, в политике и экономике. Кроме того, журналисты должны отлично владеть родным языком, фотошопом, графическими редакторами и другими полезными программами.

Профессия журналиста одна из самых востребованных в мире

Требования выросли к сотрудникам СМИ из-за быстрого развития интернета, информационных и цифровых технологий, «перехода» традиционных медиа на онлайн-просторы. Интернет способствовал появлению большого количества вакансий в СМИ и новых профессий, расширил специализацию журналистов.

Работа у «писак» есть всегда, и будет, ведь новости, качественная аналитика, обзоры востребованы.

Люди просто не могут жить без новостей. Каждый выбирает свой способ получения подобной информации, которая должна подаваться в форме цифр и фактов. Большинству уже нужен глубокий анализ, комментарии экспертов к тому или иному событию дня, недели, месяца.

Тот, кто решил заняться журналистикой, должен быть готов к ответственности, полной самоотдачи, постоянному обучению, опасностям и трудностям. И за всё это зарплата, которую получают журналисты, не всегда высокая и отвечает выполняемым заданиям.

Журналист — профессиональный дилетант. Чтобы донести что-то до зрителями, читателя или слушателя, нужно сначала самому разобраться в этом. Профессиональные секреты журналистов — в следующем видео.

Чем занимается журналист?

Вся работа специалиста данной профессии направлена на то, чтобы формировать общественное мнение. Первоочередными журналистскими функциями в 2019 году являются:

  • Умение быстро искать, выбирать, классифицировать и выстраивать информацию по степени важности. Важно делать всё оперативно, пока факты и данные не устарели, что в современном мире происходит очень быстро.
  • Умение проводить интервью с представителями различных сфер, экспертами, аналитиками.
  • Посещение мероприятий, форумов, конференций, пресс-конференций, семинаров, посвящённых актуальным политическим, экономическим и культурным событиям.
  • Разбираться в светской жизни общества, в культурных и модных трендах.
  • Составление анонсов, обзоров и пресс-релизов.
  • Написание статей, репортажей, колонок.
  • Ведение блогов.
  • Работа с фото и видео.
  • Составление презентаций.
  • Участие в различных проектах.

    В наш век клипового мышления самые актуальные задачи у мультимедийных журналистов

  • Проведение расследований.
  • Составление программы дня.
  • Монтаж отснятого материала.
  • Проведение техконтроля качества изображения и звука.
  • Умение интересно писать.
  • Ведение страниц в социальных сетях.

Это общие обязанности, которые необходимы современному журналисту. В каждой сфере СМИ – газете, телевидении, радио – понадобятся дополнительные качества и навыки. От этого зависит как зарплата журналиста, так и его авторитет, популярность, престиж издания.

Оклад работника СМИ

Заработная плата в средствах массовой информации зависит от многих факторов, главными из них являются:

  • Качественная работа.
  • Высокая творческая активность.

    Факторы, влияющие на уровень доходов работников СМИ

  • Креативность.
  • Владение информацией.
  • Полное погружение в «свою» тематику.
  • Наличие различных источников информации.
  • Физическая и эмоциональная выносливость.
  • Опыт работы. Чем больше у журналиста стажа, тем больше будет его доход в месяц.
  • Известность журналиста.
  • Владение иностранными языками. Репортёры-международники всегда получали зарплату больше, чем журналисты, которые писали о событиях внутри страны.

Также необходимо, чтобы тема репортажей, статей была актуальной.

Материалы, касающиеся экономики или политики, всегда «стоят» дороже. Новости же о культуре, спорте, искусстве, живописи будут оплачиваться на порядок меньше.

На формирование заработной платы влияет и то, где находится журналист во время работы над материалом. Командировка в зоны конфликтов или «горячие точки» связаны с большим риском для жизни, из-за этого оплата труда у сотрудника СМИ будет выше. У тех же, кто трудится в мирных условиях, оклад будет меньше.

Больше половины вакансий открыты в Московской области

Заработные платы на ТВ зависят от количества эфирных часов, поэтому телевизионщики зарабатывают больше, чем журналисты газет, журналов, онлайн-ресурсов.

Зарплата у людей, которые работают по профессии «журналист» состоит из двух частей:

  • Творчества.
  • Написанного, отснятого или сфотографированного материала.

В связи с этим у журналистов есть оклад, который обычно минимальный или средний. К нему уже добавляют «творческую» часть, которая зависит от качеств и выполненных заданий, командировок. Существенную часть заработной платы составляет гонорар, который начисляется за написанные материалы в течение месяца. Объём материалов считается в символах, печатных единицах, строках, абзацах и страницах. В каждом издании, ТВ-канале или радио устанавливаются собственные критерии оценки материалов. Сотрудникам СМИ начисляются и бонусы, которые предусмотрены за ненормированный рабочий день, отсутствие выходных, работу по праздникам, частые командировки, посещение мероприятий.

За свою работу журналисты должны требовать создания комфортных и благоприятных условий труда. Например, на рабочем месте должны быть в обязательном порядке канцелярия, ноутбук или компьютер, справочная литература, оргтехника, телефон, диктофон, фото- или видеокамера.

Сколько получают журналисты, работающие в печатных изданиях

Заработная плата журналистов в РФ

В среднем по стране работники масс-медиа зарабатывают 22 тыс. руб. в месяц. Доходы журналистов не фиксированные, зависят от специализации, регионов РФ, места трудоустройства, творческих способностей. Самые высокие доходы у журналистов в Москве, где представлено большое количество федеральных средств массовой информации. Некоторые телевизионщики, радиоведущие, ди-джеи, журналисты печатных и онлайн-медиа зарабатывают до 1 млн. рублей в месяц.

В таблице 1 показано, сколько зарабатывали журналисты в России в 2019 году.

Период времени Доход в месяц в рублях
1 день 760 руб.
1 месяц 22 руб.
1 год 268 тыс. руб.

Сколько в среднем зарабатывают журналисты в сравнении с представителями других профессий

О средних зарплатах в России читайте на нашем сайте.

Таблица 2. Доходы журналистов за последний год

Месяц Ежемесячная зарплата в руб.
Март 2018 17,5 тыс.
Май 2018 25 тыс.
Июнь 2018 25 тыс.
Июль 2018 17,5 тыс.
Август 2018 25 тыс.
Сентябрь 2018 22,5 тыс.
Ноябрь 2018 24 тыс.
Январь 2019 26,5 тыс.

Изменения уровня доходов российских журналистов за последний год

Итак, заработок журналистов в России не относится к высокому уровню доходов. Среди предлагаемых вакансий, которые на сегодняшний день существуют на различных биржах труда и агентствах по трудоустройству, заработная плата варьируется от 16 тыс. до 64 тыс. руб. в месяц. Предложений от нанимателей с доходом в 64 тыс. и выше всего 1,7%. Большая часть вакансий – почти 50% – предлагают зарплату в 16 тыс. Ещё 38% предложений содержат информацию о том, что оклад журналиста будет варьироваться от 16 тыс. до 32 тыс. руб.

Таблица 3. Зарплата журналистов в зависимости от географического фактора

Статус медиа Доход в месяц в рублях
Интернет ресурсы новостного характера От 15 тыс. до 40 тыс.
СМИ в регионах России От 30 тыс. до 50 тыс.
СМИ федерального значения в Москве и Санкт-Петербурге От 50 тыс. до 70 тыс.
Крупные и известные медиа, в том числе столичные телеканалы и радио От 70 тыс. и выше

Оклады работников средств массовой информации в разных городах

Зарплата и специализация

Выше уже отмечалось, что заработная плата телевизионщиков будет всегда выше, чем у журналистов – репортёров в газете или журнале. На телеканале, а также на радио, на онлайн-телевидении от сотрудников требуется больше навыков, чем в печатном или интернет-издании. В связи с этим и получают дикторы, репортёры, аналитики на телевидении высокую зарплату.

По уровню заработной платы впереди были и военные журналисты как начинающие, так и опытные. В частности, военные корреспонденты, которые только устроились на работу, будут ежемесячно получать от 66 тыс. до 200 тыс. руб. Их более опытные коллеги зарабатывают уже от 260 тыс. руб. Отдельные журналисты, постоянно ездящие в «горячие точки», способны получать до 1 млн. руб.

Журналистам, которые всё время находятся в зоне конфликта, редакция платит от 50 тыс. руб., а для тех, кто на первой фронтовой линии, устанавливаются особые тарифы.

Спортивные журналисты также получают немало, особенно это касается популярных и известных комментаторов. Средний заработок такого профессионала равен 40 тыс. руб.

Доходы журналистов-новичков и профессионалов в разных странах мира

Доходы журналистов по регионам

В Московской области самое большое количество вакансий по профессии «журналист». Это позволяет всем желающим не просто найти работу своей мечты, но и построить довольно успешную и прибыльную карьеру. Среднестатистическая зарплата по области составляет 33-34 тыс. руб., а в столице начинается от 35 тыс. руб. в месяц.

Таблица 4. Зарплаты журналистов в российских регионах

Регион Доход (руб./месяц)
Ленинградская область 30 тыс.
Новосибирская 28 тыс.
Ярославская Меньше 28 тыс.
Нижегородская От 26 тыс. до 27 тыс.
Владимирская От 25 тыс. до 26 тыс.
Свердловская От 25 тыс. до 26 тыс.
Челябинская 25 тыс.
Пермский край 25 тыс.
Краснодарский край 25 тыс.

Уровень доходов журналистов в разных областях

Сотрудники СМИ, имея нефиксированный оклад в месяц, стараются найти подработку в смежной специальности или устроиться фрилансером в другое издание. Если есть знание иностранного языка и понимание политической, экономической, общественной жизни в той или иной стране, тогда журналист может повысить уровень своих доходов.

Доходы иностранных журналистов

Отличие уровня зарплат репортёров в России с другими странами мира не всегда существенная. Обычно это касается государств постсоветского пространства. А вот разница в оплате труда российского, американского и европейского журналиста довольно существенная.

В частности, казахские репортёры получают от 25 тыс. руб./месяц, в Украине обычные журналисты могут получать 23 тыс. руб., при этом сотрудники СМИ, занятые в аналитических отделах, получают уже больше. В среднем, в Украине журналисты-аналитики получают около 30 тыс. руб. В Белоруссии заработок репортёров ещё меньше — 24,5 тыс. руб.

Британские журналисты зарабатывают очень много по российским меркам. Годовой доход репортёра составляет 6,083 миллиона рублей, что равно 70 тыс. фунтам стерлингам в год. Во Франции ежемесячная зарплата сотрудника медиа равна 3,5 тыс. евро (около 268 тыс. руб.). Большая часть заработной платы французов уходит на налоги.

О работе и зарплате журналистов в США смотрите следующее видео.


В Соединённых Штатах Америки оклад журналистов зависит от присвоенной квалификации. Так, молодые специалисты получают первую квалификацию с месячным окладом до 3,7 тыс. долл. США (почти 245 тыс. руб. в месяц). Спустя несколько лет репортёр может пройти аттестацию и получить вторую классификацию, что вызовет серьёзное повышение зарплаты. Профессионалы и талантливые журналисты в Америке имеют третью категорию и получают по несколько тысяч долларов в месяц.

Как работает телеканал Матч-ТВ


Интернет возбуждается от одного упоминания этого телеканала. Он начал вещание совсем недавно, но про него уже все говорят.
Я побывал в гостях в студии нового спортивного канала “Матч ТВ” и посмотрел, как устроено национальное спортивное телевидение.
1 Они появились на экранах телевизоров первого ноября, а лишь парой месяцев раньше в редакции появились первые сотрудники. Сейчас канал занимает несколько помещений, разбросанных по длинным коридорам телецентра “Останкино”, и ждут переезда: в начале года обещают собрать всех под одной крышей.

2 «Матч ТВ” образовался в результате слияния двух спортивных редакций крупных холдингов. Это один из немногих, чуть ли не единственный тематический канал на российском медиаполе: он доступен в любом телевизоре страны, на третьей кнопке.

3 Я человек, очень далёкий от спорта, хоть меня часто и путают с известным однофамильцем, комментатором бокса Александром Беленьким. Поэтому мне было вдвойне интересно посмотреть, как работает такой канал. Мне казалось, что главный зритель спорта по телевизору — усталый мужичок с пузом, в протёртых трениках и с пивом. А Матч ТВ зачем-то разговаривает с этим мужичком на молодёжном сленге.

4 Они и картинку делают “молодёжную”, яркие ведущие, приглашённые звёзды, спецэффекты и всё такое. Оказывается, спорт давно стал модным не только среди классических типажей, вроде Светлакова в “Нашей Раше”.

5 Это гримёрка телеканала. Ведущих готовят к выпуску вечернего шоу. Да, здесь не только транслируют спорт, но и разговаривают о нём. 24 часа в сутки. Фанаты уже оценили.

6

7 Это Маша Командная. Одна из главных ведущих телеканала. Девушка никогда не собиралась становиться спортивным журналистом, а мечтала быть кинокритиком. Но сегодня за её спиной карьера, которой позавидуют многие. К тому же, Мария одна из очень немногих девушек-комментаторов.

8 А эту барышню вы должны узнать и без моей подсказки. Анастасия Мыскина, если были сомнения. В тот вечер она пришла в гости в качестве соведущей вечернего шоу. Там часто появляются спортсмены, как выступающие сегодня, так и чемпионы прошлых лет.

9 Заглянул в гости к Тине Канделаки. Что вы её не любите, милая девушка, не кусается 🙂

10 Сотрудники Матча говорят, что Тина проводит в редакции все дни напролёт. Несмотря на множество других проектов, её всё время можно застать в Останкино. Эпатаж эпатажем, а работа идёт.

11 Телевидение всегда сложный и живой организм, и большинство работы делают люди, которые никогда не появляются в кадре. Но именно на них вся жизнедеятельность канала. То, что мы видим по “ящику” — результат этой работы. Красивый результат. Теперь идём в студию.

12 Здесь, в одной большой комнате, умещается всё, что вы видите на экране, за исключением выездных сюжетов и спортивных трансляций. Студия имеет несколько зон и позволяет снимать самые разные передачи.

13 Здесь всегда многолюдно, хотя в кадре вы будете видеть лишь нескольких человек — ведущих и их гостей. За кадром десятки человек: звукоинженеры, мастера света, операторы…

14 К мебели относятся с трепетом. Трогательно накрывают диванчики, когда нет съёмок.

15 Студия оборудована по последнему слову техники.

16

17 В свободное от работы время сотрудники “занимаются спортом”.

18 Наконец, ведущие появляются в кадре. Сперва моём, а затем и телевизионном. Вместе с ними небольшая свита, гримёры и операторы. В студии Михаил Решетов, раньше профессионально занимался баскетболом, работал в спортивной редакции НТВ. На “Матче” нет случайных людей с улицы — все они связаны с миром спорта.

19 Анастасии Мыскиной, бывшей «второй ракетке» мира, не привыкать к роли телеведущей, она много лет работает на телеканале “Домашний”, правда там передача совсем не про спорт.

20 Передача “Все на матч” выходит несколько раз в день, там обсуждают важнейшие события в мире спорта, приглашают гостей, экспертов, анализируют новости и перемывают косточки спортсменам.

21 Это телесуфлёр. Специальный экран, который подсказывает ведущему, что говорить. Нет, не подумайте, что они просто открывают рты: тексты часто пишут сами ведущие, или как минимум правят под себя, но когда идёт прямой эфир, важно не растеряться.

22 Ещё маленький телевизионный секрет: у каждого ведущего есть такой микронаушник. Он обеспечивает постоянную связь с аппаратной комнатной, с режиссёром монтажа, со всей командой, которая остаётся вне кадра. Так, можно что-то сказать ведущему, поправить его, попросить обратить внимание, не прерывая съёмку.

23 В студии пять камер и один кран. Съёмка ведётся с разных ракурсов, планы нужно всё время менять.

24 Вы и сами видели все эти трюки много раз: вот общий, вот крупное лицо ведущего, а вот камера “улетает” прочь. Кино и телевидение тесно переплелись в художественных приёмах, никто не будет смотреть на программу, снятую одним планом, это же просто люди, сидящие за столом.

25 А вот аппаратная, и именно здесь рождается телепередача. Здесь собрались все люди, причастные к выпуску. Редакторы, монтажёры, режиссёр.

26

27 А как вы относитесь к Матч ТВ? Уже смотрели?

Понравилось?Мне важно ваше мнение о том, что я делаю и что пишу в журнале. Ваш комментарий — лучшая оценка моей работы. Давайте общаться больше!
Новое! Теперь доступна подписка на новые фотоматериалы блога! Нажмите сюда!
Добавляйте меняв друзья, если вы ещё этого не сделали!
Кроме ЖЖ, я также пишу вТвиттер |Фейсбук |Инстаграм

Все фоторепортажи о путешествиях на сайте www.macos.ms

Вы можете заказать рекламу в этом журнале или разместить баннер. Подготовить блогерский фоторепортаж? Провести конкурс? Отправиться в путешествие с вашим продуктом? Легко и с удовольствием! Пишите: macos@gde.ru

© 2015 Александр Беленький | Все фотографии в этой публикации сделаны мной, если не сказано иное. Данный материал принадлежит автору блога. Полное или частичное копирование без моего согласия строго запрещено! Вы можете спросить об этом, написав письмо по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге (на платформе LiveJournal) или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.
Метки: #Россия, Люди, Москва, Останкино, Реклама, Репортаж, Телевизор, Фото, спорт

В ноябре 2015 года под руководством Тины Канделаки запустился «Матч ТВ» — новый спортивный телевизионный холдинг, заменивший одновременно и частный «НТВ-Плюс», и государственную «Россию 2». Владеет «Матч ТВ» «Газпром-медиа» — компания хотела создать в рамках холдинга новое спортивное телевидение, какого еще не бывало в России. Менее чем два года спустя с канала приходят в основном тревожные новости: Канделаки и ее команду активно критикуют коллеги, конкуренты и зрители, а из компании постоянно уходят сотрудники. Спецкор «Медузы» Илья Жегулев поговорил с людьми, которые создавали «Матч ТВ» и работали там, — и выяснил, почему революция на российском спортивном ТВ не получилась.

«Матч ТВ» запускался громко — с большой рекламной кампанией и помпезными презентациями. Новый канал должен был изменить представления о том, каким может быть российское спортивное телевидение — и как работает его экономика; здесь собрались лучшие кадры спортивной тележурналистики. Однако два года спустя большая часть команды, создававшей канал, покинула компанию, а многих рядовых сотрудников, как говорят они сами, вывели за штат. На «Матч ТВ» больше не работают генеральный директор Александр Вронский, директор дирекции спортивных трансляций Борислав Володин, креативный продюсер интернет-проектов Кирилл Благов, главный редактор отдела трансляций Таш Саркисян, коммерческий директор Светлана Фефилова, ведущие Мария Командная, Юрий Дудь и многие другие — новости об очередных отставках и закрытых программах продолжают появляться регулярно. Расширить аудиторию «Матч ТВ» так и не удалось. Владелец канала «Газпром-медиа» не раскрывает его финансовых показателей, однако, по словам собеседников «Медузы», деньги у компании действительно кончаются.

«Насколько мне известно, сейчас максимально сократили персонал. Сокращен фонд оплаты труда, активно сокращают косты, ищут оптимизацию во всем, — утверждает один из топ-менеджеров, недавно покинувший „Матч ТВ“. — Это влияет на качество — теперь сотрудников не командируют на трансляции, и с матча в Перми мы получаем совсем другую картинку, чем с матча в Москве». По подсчетам Sports.ru, семь проходивших в регионах матчей первых двух туров Чемпионата России по футболу комментировались из московской студии; в декабре 2015 года, вскоре после запуска канала, Канделаки рассказывала о том, что «успешный богатый „Матч ТВ“» сможет отправлять по два человека «на никому не нужные матчи итальянского чемпионата».

Любимая игрушка Миллера

К 2015 году положение «НТВ-Плюс», принадлежащего «Газпром-медиа», было незавидным даже без учета огромных трат, связанных с покупкой прав на показы спортивных событий. Спутниковая сеть развивалась медленно — если количество абонентов конкурирующего «Триколор ТВ» к тому времени составляло более 11 миллионов человек, то «НТВ-Плюс» смогли только увеличить свою базу с шестисот до девятисот тысяч. Чтобы привлечь новых подписчиков, компания в какой-то момент резко снизила абонентскую плату, но не вложилась в маркетинг — в результате почти ничего не выиграв: прежние абоненты теперь платили меньше; новые приходили редко.

После обвала рубля затраты «НТВ-Плюс» на аренду спутников выросли вдвое; тем временем «Газпром-медиа» попал под американские санкции. Простые подсчеты показывают, что доходы от абонентской платы за спортивные пакеты каналов (примерно 1,8 миллиарда рублей в год) даже не покрывали расходы на покупку прав на трансляции — по словам источника в менеджменте «НТВ-Плюс», только на них компания тратила около четырех миллиардов рублей, и это не считая производства программ.

В начале 2015 года Миллер назначил руководить «Газпром-медиа» Дмитрия Чернышенко — бывшего президента оргкомитета Зимних олимпийских игр в Сочи. С собой Чернышенко привел Александра Вронского, также работавшего в оргкомитете, до того он много лет провел в телекоммуникационной корпорации Orange Business Services. Вронский стал гендиректором «НТВ-Плюс», сразу же предложив отделить спортивную дирекцию от самой «НТВ-плюс».

Пока Вронский вместе с гендиректором «Газпром-медиа» Чернышенко представляли Миллеру концепцию отделения каналов, появилась возможность ее реализовать. После Олимпиады и последовавшего за ней кризиса государственному медиахолдингу ВГТРК стало тяжело содержать собственный канал, отведенный под спорт, — «Россию 2». «Ситуация была тяжелая: затраты выросли, им на жизнь не хватало», — вспоминает Вронский. По словам источника в руководстве «Газпром-медиа», глава ВГТРК Олег Добродеев поговорил с Миллером и дал понять, что не против продать «Россию 2» «Газпрому».

Предварительная оценка актива показала, что положение государственного спортивного телевидения — чуть получше: доход составлял 2,7 миллиарда рублей в год, такими же были расходы. Миллер пошел на сделку. По словам другого источника, близкого к «Газпром-медиа», решение принималось на самом высоком уровне и при участии президента России Владимира Путина, который считал, что стране нужен мощный спортивный медиахолдинг.

В итоге «Россия 2» вместе с тремя кабельными каналами и сайтом Sportbox, где можно было смотреть трансляции в интернете, весной 2015 года отошли «Газпром-медиа». Обошлись они «Газпрому» в 9,3 миллиарда рублей.

После сделки был составлен трехлетний план развития нового спортивного телевещания «Газпром-медиа». По исходной задумке, в рамках холдинга под черновым названием «Спорт 360» на федеральной кнопке появлялся канал, который, как витрина, продвигал другие спортивные телевизионные медиа. Тратить на проект собирались около 12 миллиардов рублей в год; примерно столько же холдинг должен был зарабатывать после трех лет работы — и постепенно выйти на прибыль.

Люди из «Форта Боярд»

Определившись с бюджетом, Вронский начал искать тех, кто мог бы реализовать амбициозные планы новой компании. На рынке фактически был объявлен негласный конкурс возможных концепций канала. Со своими предложениями к Вронскому и Чернышенко приходили продюсер Таш Саркисян, главный редактор спортивных каналов «НТВ-Плюс» Василий Уткин и даже люди из «Красного квадрата» — компании, которая производит значительную часть передач Первого канала. «Мы с Чуковским писали концепции, обсуждали их с сотрудниками, но ощущение было такое, что эти концепции мало кто читал, — вспоминает Уткин. — Казалось, им просто надо было нас чем-то занять».

Толком рассмотреть все плюсы и минусы предложенных концепций Вронский так и не успел — в июле 2015 года неожиданно стало известно, что генеральным продюсером «Газпром-медиа», ответственным за контент нового канала, станет Тина Канделаки.

Это стало сюрпризом не только для Вронского, но и для всей индустрии спортивных медиа. Бывшая ведущая передач «Самый умный», «Идеальный мужчина» и «Железные леди», совладелица агентства «Апостол», Канделаки никогда не управляла большими медиакомпаниями и не занималась спортивной журналистикой — разве что пропагандировала спортивный образ жизни в своих интервью и соцсетях, много фотографируясь в спортзале. По словам Вронского, никакой концепции Канделаки ему не представляла, зато привела с собой Наталью Билан — бывшего гендиректора канала «Домашний», которая стала креативным продюсером нового канала. Билан познакомилась с Канделаки еще во времена программы «Детали» на СТС (ее вела Канделаки), куда Билан позвали налаживать контакт между ведущей и командой. «Коллектив не мог работать с . Им казалось, что она неперспективна. Ведущей казалось, что коллектив неперспективен. Программа распадалась», — рассказывала Билан, которой удалось спасти программу и подружиться с Канделаки.

По словам нескольких источников «Медузы» на «Матч ТВ», идея пригласить Канделаки принадлежала не Чернышенко и даже не Алексею Миллеру. Нового генерального продюсера на канал пристроил лично Владимир Путин, который позвонил Чернышенко и настоятельно рекомендовал назначить на эту должность Канделаки. Бывший топ-менеджер канала уточняет, что еще до звонка президента Канделаки перед руководством «Газпрома» лоббировал глава корпорации «Ростех» и старый друг Путина Сергей Чемезов. Канделаки тесно дружит с Екатериной Игнатовой, женой Чемезова, а нынешний муж Канделаки Василий Бровко, вместе с ней работавший в компании «Апостол», сам занимает пост директора «Ростеха» по особым поручениям («Апостол» сейчас проходит процедуру банкротства). Именно Чемезов мог подсказать кандидатуру Канделаки и президенту, которому идея понравилась — она казалась самым спортивным человеком в медийной элите, лояльной власти, и активно пропагандировала здоровый образ жизни.

Поначалу Вронский и Чернышенко собирались разделить компетенции. По плану гендиректора «Матч ТВ», на канале должно было возникнуть три департамента — спортивный, новостной и развлекательный, — руководители которых состояли бы у него в линейном подчинении. Программной сеткой, трансляциями и редакционной политикой должны были заниматься профессионалы спортивного телевидения; Канделаки отводилась развлекательная часть. «Эта развлекательно-информационная „обвязка“ работала бы на привлечение новой, семейной аудитории, — поясняет Вронский. — У Тины с Наташей был большой опыт такого рода на канале „Домашний“, нам нужны были люди, знавшие аудиторию, с которой спортивная медиа-индустрия еще не взаимодействовала». Но план не сработал — департаменты быстро начали дублировать друг друга.

Делать новости и аналитику на «Матч ТВ» позвали Василия Конова, ранее возглавлявшего спортивное информагентство «Р-Спорт», — впрочем, в августе 2015-го, уже через пять дней после объявления о его назначении главным редактором спортивного субхолдинга на базе «Матч ТВ», он объявил, что уходит с телеканала. На самом деле, рассказывает Конов, он успел поработать две недели, так как пришел до официального объявления и сразу принялся консультировать, участвовать в наборе сотрудников и ходить на совещания. «Мы с Вронским продумывали варианты, чтобы я был только у него в подчинении и никак не пересекался с Тиной и Натальей, — объясняет Конов. — Но рабочие процессы не подразумевают параллельного существования. Уже в первые дни они захотели контролировать все. Я честно сказал Чернышенко: это плохие перспективы. Я не вижу ничего позитивного в таком подходе, особенно если мы говорим о людях, которые не очень хорошо представляют спортивные реалии. Мы говорили на разных языках. Если бы они хотя бы адекватно реагировали, можно было бы работать. Но когда люди любые предложения встречают в штыки и говорят: „Я снимал „Форт Боярд“, я знаю, как это делается“ — я представлял, чем это закончится. Будет конфликт, и я останусь без работы».

В качестве примера того, как было в то время устроено управление каналом, Конов приводит накладку, случившуюся в первый же день эфира — 1 ноября 2015 года. По настоянию Канделаки и Билан в эфирной сетке футбол поставили после хоккея, отмахнувшись от предупреждений о том, что у хоккейных матчей часто бывает дополнительное время. В итоге хоккейные «Динамо» и «Спартак» дошли до серии буллитов — которая, естественно, наложилась на матч уже футбольного «Спартака» с «Уралом». Спасло ситуацию то, что администрации канала удалось договориться с главой российской футбольной премьер-лиги Сергеем Прядкиным — и начало футбольной игры немного задержали. Впоследствии подобные ситуации повторялись: так, в январе 2016 года из-за показа водного поло на 25 минут задержали трансляцию матча английских «Ливерпуля» и «Арсенала» (с которыми, конечно, договориться уже никак нельзя). Билан объяснила эту накладку осознанным патриотическим выбором — в водном поло россияне боролись за выход на Олимпиаду.

Не сработался с новым менеджментом и Чарльз Коплин, американский менеджер, ранее бывший вице-президентом НХЛ по контенту и возглавлявший медиа-департамент НФЛ. Чернышенко нанял его еще до прихода Билан и Канделаки, летом 2015 года; по словам одного из бывших топ-менеджеров «Матч ТВ», Коплину платили из расчета несколько сотен тысяч долларов в год, а жил он в дорогих апартаментах в «Москве-Сити»; сам Коплин сказал «Медузе», что в «Газпром-медиа» с ним «очень хорошо обращались», и уточнил, что останавливался в основном в «Национале».

По словам Коплина, который консультировал менеджмент «Матч ТВ» почти по всем аспектам работы и должен был поделиться с россиянами успешным опытом американского спортивного телевидения, его разногласия с Билан и Канделаки носили «философский» характер. «Наталья не говорила по-английски, и ей было непросто — что понятно, — вспоминает Коплин. — Но она вообще никого не хотела слушать. Я привез с собой двух консультантов — она не хотела с ними встречаться. Она очень старалась сделать все так, как, по ее мнению, это нужно делать в России. Это отличалось от моих представлений о том, как нужно работать, — но Тина и Наталья брали на себя ответственность и имели полное право делать все так, как делали».

Американский менеджер «Матч ТВ» не мог привыкнуть и к тому, как резко его новые коллеги общаются с подчиненными. В свою очередь, сотрудники «НТВ-Плюс» отвечали Канделаки взаимностью. Самой яркой стала ее конфронтация с Василием Уткиным, до того работавшим главным редактором спортивных каналов «НТВ-Плюс». Незадолго до запуска «Матч ТВ» Уткин заявил, что уходит с канала, потому что работать под руководством Канделаки, которая говорит о спорте «банально, тухло и омерзительно», — «это предательство потраченного на профессию времени… Это как водителя нанимать у входа в вытрезвон». Впрочем, уже через месяц выяснилось, что Уткин на канале остается, а журналисты публично помирились — Канделаки даже называла его своим другом. Окончательно покинул канал Уткин через полгода — его отстранили от эфира после того, как комментатор уснул, работая на матче.

Самый дорогой склад

Поначалу «Матч ТВ» крайне амбициозно тратил деньги, рассказывают собеседники «Медузы». «Я был страшно удивлен, — вспоминает один из участвовавших в создании телеканала менеджеров. — Я договариваюсь с . ему платят 70 тысяч. Я собирался ему положить сто, и он бы пошел на канал, а ему кладут 300 тысяч. Зачем?»

На то, чтобы рассказывать о «Матч ТВ», средств тоже не жалели. Когда в октябре 2015 года Канделаки ездила с комментатором Георгием Черданцевым в Сочи, чтобы выступить в программе Comedy Club, жили они в «Родина Гранд Отель и Спа» — люксовом отеле, построенном Олегом Дерипаской, где одноместный номер в тот момент стоил 27 тысяч рублей за ночь.

«На старте комментаторы летали в бизнес-классе, — вспоминает один из топ-менеджеров телеканала. — Я такой цыганщины нигде не помню». На первом этапе группы специалистов размером от пяти до 15 человек выезжали в командировки на организацию трансляций, даже если в регионе была техника, которая соответствовала всем требованиям. «А сейчас канал старается максимально отказаться от командировочных расходов, намеренно осознанно снижая качество продукта», — недоумевает бывший топ-менеджер канала.

Для каждого ведущего закупали костюмы — причем для их примерки Канделаки отправляла всех в ГУМ. Как вспоминает одна из ведущих, на примерку давали платья от Versace за 80 тысяч рублей и костюмы за 200 тысяч. После того как несколько десятков таких купили, Вронскому, по словам источника в компании, удалось отменить решение Канделаки; в итоге костюмы приобретали в бюджетных TopShop и Zara. «Был хороший стилист, всех одел с иголочки, выглядели не хуже, чем в костюмах из ГУМа», — считает собеседник «Медузы».

Когда Конов еще работал на канале, он однажды спросил у коллег: где будут сидеть новые сотрудники, которых нанимают в таком количестве. «Мы об этом не подумали», — ответили потенциальному главреду. В Останкино бы все просто не поместились; Конов предложил арендовать помещения в телецентре на Шаболовке — однако в итоге часть редакции переехала в «Москва-Сити». На 50-м и 51-м этаже башни «Империя» сняли пять тысяч квадратных метров, где разместился менеджмент и другие креативные департаменты. «В огромных кабинетах сидели по два человека, — рассказывает бывший топ-менеджер канала. — В одном помещении вообще устроили склад для инвентаря трансляций. Это, наверное, было самое дорогое складское помещение в Москве». Вронский отвечает на это, что Сити выбрали из-за логистики — оттуда проще добираться и до Останкино, где находились все студии, по Третьему кольцу, и до «Газпром-медиа» на Рочдельской. А стоимость аренды удалось сильно снизить с помощью друзей.

Вронский покинул «Матч ТВ» в конце декабря 2015 года. Сам менеджер говорит, что все прошло по плану, и его задачей был прежде всего запуск канала — однако другие собеседники «Медузы» считают, что это была капитуляция: производство новостей, трансляции и решения по эфирной сетке в итоге стали определять Канделаки с Билан, несмотря на структуру с тремя департаментами. По словам источника в менеджменте канала, новый гендиректор «Матч ТВ» Дмитрий Гранов попытался заморозить платежи производителям передач: «Пытались понять, куда деньги утекали: ведь там не то что краник открылся, а магистральный трубопровод». Однако довольно быстро конфликт был улажен, и все вернулось на прежние рельсы.

Богатые времена продолжались примерно четыре месяца. Первые признаки экономии на «Матч ТВ», по словам собеседников «Медузы», начались уже в январе 2016 года — комментаторов вывели за штат, прекратились массовые выезды в командировки. К нынешнему моменту в штате канала осталось порядка полутора десятка комментаторов — по сравнению с полусотней полтора года назад; остальные работают по договору услуг. С лета 2017 года увольнять с канала, по словам сотрудников, начали целыми отделами. «Сейчас такое ощущение, что полный ****** на канале происходит, — рассказывает один из ведущих. — Зарезали командировки, сократили всех, кого можно, перестали вовремя платить за некоторые программы».

Прошли времена и роскошных складов в Сити. Теперь весь бэк-офис «Матч ТВ» переехал в бизнес-центр на северо-востоке Москвы — в дом, где раньше располагалась редакция российского Forbes.

Домашний бизнес

В рамках выполнения задачи по популяризации здорового образа жизни и расширения аудитории Канделаки запустила на канале утреннее ток-шоу о фитнесе «Ты можешь больше», которое снимала компания Look Film (она занималась производством, например, фильма «Рассказы» и сериала «Между нами, девочками»). В первом выпуске рассказывали про смузи, монобровь и кота по имени Ибрагимович. Программа вызывала недоумение аудитории, а вскоре удивила и министра спорта России Виталия Мутко, который как-то раз, включив «Матч ТВ» в полвосьмого утра, обнаружил, что «там какой-то коктейль готовят, на столе клубника лежит и другие ингредиенты». «Мне сложно сказать… Надеюсь, все-таки через канал будут продвигаться разные виды спорта», — прокомментировал Мутко свой зрительский опыт.

Через несколько месяцев «Ты можешь больше» была закрыта. «Нас начали чморить: мол, бабы устроили телеканал „Домашний“», — объясняет бывший сотрудник канала, участвовавший в создании программы.

Похожая участь постигла и другие новые программы. Проект «Инспектор ЗОЖ» с ведущим Сергеем Долей должен был получить долю аудитории 2,5 (процент от тех зрителей, которые смотрят в данный момент телевизор), а получил — почти в два с половиной раза меньше, 1,1. У реалити-шоу о воспитании боксеров «Бой в большом городе» прогнозируемая доля «ядерной аудитории канала» (мужчины 25-59 лет) была 4%, а реальная — в три раза меньше, 1,4%; по словам бывшего топ-менеджера «Матч ТВ», для дорогостоящей программы это очень мало. В целом рейтинги новых программ, как следует из данных, имеющихся в распоряжении «Медузы», оказались меньше прогнозируемых как минимум на 30 процентов.

Производит «Бой в большом городе» компания «КБ Продакшн». Несколько источников «Медузы» на «Матч ТВ» прямо связывают ее с Канделаки и Билан — название компании, по их словам, является аббревиатурой от фамилий подруг. Один из совладельцев «КБ Продакшн» Александр Кривобоков ранее возглавлял три продакшн-компании, совладельцем которых была Тина Канделаки («Ок продакшн», «Нереальная политика» и «Родня продакшн»). Другой изначальный соучредитель Елена Боровая (младшая дочь политика Константина Борового) ранее была продюсером в компании «МБ групп», совладелицей которой была Наталья Билан. В последнее время Боровая работала на «Матч ТВ», а сейчас ушла в декрет. По ее словам, она вышла из состава учредителей еще до того, как устроилась на канал, и не хочет связываться с контентом, который делает «КБ Продакшн». При этом формально Боровая (под своей предыдущей фамилией Швецова) по документам по-прежнему значится соучредителем компании. Производит «КБ Продакшн» в основном большие документальные фильмы о спортсменах (например, Федоре Емельяненко и Александре Карелине), дорогие реалити-шоу и, скажем, программу о здоровом образе жизни «Анатомия спорта».

Телефонный номер «КБ Продакшн», указанный в регистрационных данных, совпадает с номером другой компании, делающей контент для «Матч ТВ» — «Сафари Продакшн» (на самом деле, это телефон компании «Делополис», ведущей бухгалтерию обеих компаний). «Сафари» производила, например, программу «Спорт за гранью», еженедельное ток-шоу «Культ Тура», закрытое весной 2017 года, а также еще одно большое реалити-шоу канала — «Кто хочет стать легионером». Канделаки говорила, что в плане цифр и просмотров программа бьет все рекорды, однако данные TNS опровергли эти заявления: доля первых выпусков шоу составила около 1%.

Со сторонними продакшнами руководство часто общалось нехотя. Один потенциальный подрядчик, штатный сотрудник другого канала с госфинансированием рассказал «Медузе», как предлагал каналу свой проект. По его словам, Билан одобрила его устно — и предложила обсудить детали на личной встрече, однако она состоялась только через несколько месяцев. «У меня было много вопросов по проекту — ни на один из них я не получил ответ. Всю встречу я чувствовал себя продавцом моющих пылесосов, а не человеком, три месяца готовившим проект и собиравшим команду, желающим обсудить творческие нюансы, — вспоминает собеседник „Медузы“. — Передо мной сидела барыня, ни разу на меня не поднявшая взгляд. Взгляд был устремлен в телефон, а она просто издавала односложные звуки: и… м… ну… В конце мне было сказано: ладно, все понятно, делайте пилот! Такое поведение меня ошарашило, ответа ни на один вопрос я не получил — и вышел со встречи со стойким пониманием того, что никакого пилота не будет и ничего путного у нас с этими людьми не получится».

Были к «Матч ТВ» и претензии в связи с непосредственно спортивным контентом — то есть с трансляциями. Так, несмотря на всю «цыганщину», холдинг по финансовым причинам отказался от показа матчей чемпионата Испании, которые всегда транслировал «НТВ-Плюс», — в итоге в России теперь невозможно легально посмотреть матчи «Реала» и «Барселоны». Несмотря на то что, по словам собеседников «Медузы», канал должен был стать единственным в России покупателем прав на трансляции, ему все равно приходится работать с перекупщиками — так, компания «Телеспорт» в 2017 году выкупила права на трансляции турниров UFC, главного организатора боев в смешанных единоборствах, и сильно увеличила стоимость этого контента для «Матч ТВ».

Ни один действующий сотрудник или руководитель «Матч ТВ» не согласился поговорить о канале с «Медузой». Тина Канделаки сообщила, что не общается с журналистами без согласия холдинга. В пресс-службе телеканала попросили выслать вопросы, а затем отправили в пресс-службу «Газпром-медиа». Там заявили, что никаких комментариев не даст ни руководитель компании Дмитрий Чернышенко, ни сама пресс-служба. Бывший главный редактор «России 2», а теперь ведущий «Матч ТВ» Дмитрий Губерниев отметил, что корреспондент «Медузы» обратился к нему в тот момент, когда «вся страна болеет за Ефимову», и сообщил, что ему «сказать нечего», поскольку он работает с каналом по договору. Футбольный комментатор Георгий Черданцев заявил, что без согласия пресс-службы ничего не комментирует: «Может, когда-нибудь все скажу, но не сейчас».

Ненужный спорт

В последнее время «Матч ТВ» провозгласил борьбу с пиратским контентом, объяснив это тем, что каналу необходимо зарабатывать деньги. Главный фронт этой борьбы — конфликт канала с сайтом Sports.ru: «Матч ТВ» подал в суд на одно из самых популярных российских интернет-изданий за размещение нарезок с матчей Футбольной национальной лиги (второй российский футбольный дивизион, матчи которого не пользуются большим спросом). Генеральный директор Sports.ru Дмитрий Навоша указал, что необходимые права у сайта есть (лицензия на них куплена у все того же «Телеспорта») — а в качестве ответа Sports.ru в свою очередь подал в суд на «Матч ТВ» за то, что на принадлежащем каналу сайте Sportbox без ссылок на авторов и источники публиковались материалы Sports.ru.

Первое заседание по иску Sports.ru к «Матчу» прошло 25 июля. На нем юристы канала, ссылаясь на заключение экспертов, заявили, что упомянутые в иске тексты журналистов Юрия Дудя и Владислава Воронина вообще не являются объектом авторского права, поскольку в них «отсутствует личный интеллектуальный вклад», а их «стиль не индивидуален». «Если позиция „Матч ТВ“ проканает, это можно будет считать новой эрой в развитии свободного, защищенного от копирайта и ссылок интернета», — поясняет Навоша.

В последнее время канал начал экспериментировать с контентом. Например, в 2017 году было запущено «самое безумное шоу» канала — еженедельная «Передача без адреса». В июне туда пришел в гости бывший врач «Спартака» Лю Хуншен, практикующий нетрадиционную медицину. Молодой ведущий Артем Нечаев предложил ему прямо в эфире распить по стакану мочи. Предложение было принято.

Первые разговоры о смене руководства на телеканале начали ходить еще через год после его запуска, рассказывает источник, близкий к руководству «Матч ТВ»: вокруг проекта было слишком много негатива, а рейтинги так и не пошли вверх. Однако в честь годовщины Канделаки раздала несколько интервью, в которых рассказывала, что с рейтингами у канала все хорошо. В частности, продюсер гордилась, что пиковая доля телесмотрения спортивных трансляций достигала 31,7% — когда Россия играла с Финляндией на чемпионате мира по хоккею. Однако, как сообщает исследовательская компания «Медиаскоп», реальная доля «Матча» во время игры составляла 19%. «Ее никто не ловит на неправде, никто этим не заморачивается, — говорит один из бывших руководителей редакции „Матч ТВ“. — А все эти интервью потом оказываются на столе у Миллера».

«Спорт на *** никому не нужен. Если бы „Матч ТВ“ делали более талантливые люди, было бы лучше, но не сильно, — говорит Юрий Дудь, журналист, в 2017 году ставший популярным видеоблогером. — Какой бы ******** спортивный канал ни был, в России в 2017 году никогда им не собрать столько, сколько рэпчик, политика и Шурыгина».

Тем временем на «Матч ТВ» продолжаются сокращения. 24 июля канал покинул очередной главный редактор футбольных трансляций — бывший тренер «Спартака» Валерий Карпин. Сам Карпин в интервью официальному сайту «Матч ТВ» объяснил, что ему стало «скучновато» («Медузе» он заявил, что добавить к тому, что уже сказано, ему нечего); источники Sports.ru сообщали, что Карпин уволился после того, как с эфира сняли выпуск его передачи «Тотальный разбор». «Советский спорт» писал, что Канделаки пыталась устроить Карпина на пост главного тренера тульского «Арсенала», чтобы «Матч ТВ» не платил ему зарплату; об этом же говорил комментатор Кирилл Дементьев. Еще одна версия, высказанная главным редактором «Советского спорта» Николаем Яременко: «Вопрос решился в Санкт-Петербурге». О том, что «Матч ТВ» отправляет верстки всех программ и любые видео с «Зенитом» «куда-то в Питер», «Медузе» также сообщал комментатор Алексей Андронов.

В тот же день, когда канал объявил об уходе Карпина, источники Sports.ru сообщили, что «Матч ТВ» готовится к запуску собственной букмекерской конторы. Утром 28 июля стало известно, что чистый убыток канала в 2016 году составил 1,74 миллиарда рублей — на полмиллиарда больше, чем в 2015-м.

Илья Жегулев, Москва

При участии Александра Горбачева и Ивана Голунова