Протопопов и белоусова

Содержание

На 82-м году жизни скончалась великая фигуристка Людмила Белоусова

На 82-м году жизни скончалась выдающаяся советская фигуристка Людмила Белоусова, завоевавшая вместе с Олегом Протопоповым два золота Олимпиад и положившая начало эпохе доминирования советского и российского парного катания, длившейся почти полвека. Вспоминаем главные вехи жизни великой спортсменки, которая через всю свою жизнь пронесла любовь к фигурному катанию и партнёру, ставшему мужем, которая вдохновляла своим катанием миллионы зрителей, но в СССР была лишена регалий и вычеркнута из всех справочников.

Старт в 16 лет

В современном фигурном катании будущие чемпионы встают на коньки в самом раннем возрасте, а к 16 годам уже блестяще выступают на чемпионатах страны, а самые успешные добираются даже до олимпийских высот. Людмила Белоусова в 16 лет только начала заниматься фигурным катанием – на первом в Советском Союзе искусственном катке. Любопытно, что до фигурного катания Людмила занималась конькобежным спортом, а ещё теннисом и гимнастикой.

Жизнь друг для друга. История вечной любви Великие Людмила Белоусова и Олег Протопопов вместе прошли огонь, воду, медные трубы, изгнание и забвение. И ничто не смогло их разлучить.

Партнёр на всю жизнь

После того как первый партнёр Белоусовой Кирилл Гуляев принял решение завершить спортивную карьеру, Людмила захотела выступать в одиночном разряде. Однако в 1954 году она познакомилась с Олегом Протопоповым, который искал партнёршу. Людмила и Олег решили попробовать покататься вместе и поняли, что великолепно подходят друг другу. Поскольку Протопопов в то время служил в Балтийском флоте в Ленинграде, Белоусова приняла решение переехать к нему из Москвы. Довольно быстро отношения стали больше, чем просто спортивными. В 1957 году фигуристы поженились и с тех пор не расставались целых 60 лет.

Людмила Белоусова и Олег Протопопов Фото: РИА Новости

Энергетика влюблённости

Спортивные успехи к Белоусовой и Протопопову пришли не сразу: паре потребовалось около десяти лет, чтобы выйти на высочайший уровень. Однако все соперники и зрители признавали, что вне зависимости от технической стороны катания, пару всегда отличала особая «химия», энергетика влюблённости, которая не поддавалась оценке судей, но выделяла её среди остальных. Несмотря на это, Людмила и Олег смогли выиграть чемпионат Советского Союза лишь с восьмой попытки, а на первой Олимпиаде в Скво-Вэлли выступили неудачно, заняв лишь девятое место.

Все соперники и зрители признавали, что вне зависимости от технической стороны катания, пару всегда отличала особая «химия», энергетика влюблённости, которая не поддавалась оценке судей.

Две золотых Олимпиады

Расцвет пары Белоусовой и Протопопова начался после 1962 года. Фигуристы заметно усложнили свои программы, довели их до технического совершенства и начали побеждать не только на всесоюзном, но и на международном уровне. И если золото на Олимпиаде 1964 года было скорее неожиданным, то к Играм-1968 в Гренобле советская пара подходила в статусе главных фаворитов соревнований, выигравших все крупные турниры за последние четыре года. Белоусова и Протопопов заняли первое место, серьёзно опередив главных конкурентов соотечественников Жук и Горелика, даже несмотря на то, что произвольную программу они начинали под первым номером в сильнейшей разминке, и судьи по обыкновению придержали оценки 6,0.

Людмила Белоусова и Олег Протопопов Фото: РИА Новости

Из чемпионов – в предатели

В 1972 году пара Белоусовой и Протопопова, не выдержав конкуренции с молодыми соперниками, покинули любительский спорт, однако с фигурным катанием не расстались – начали выступать в Ленинградском балете на льду. А в 1979-м Людмила и Олег, будучи с театром на гастролях в Швейцарии, попросили у властей этой страны политического убежища и отказались возвращаться на родину. В Советском Союзе, безусловно, разразился грандиозный скандал, недавних чемпионов открыто назвали предателями, лишили званий заслуженных мастеров спорта, а также вычеркнули из всех справочников, рассказывающих о выдающихся советских спортсменах. Как позже рассказывали сами фигуристы, они хотели продолжать заниматься спортом и были уверены, что в Европе для них будут созданы лучшие условия, чем на родине. В Россию Людмила и Олег, получившие гражданство Швейцарии, вернулись только в 2003 году.

Без возрастных ограничений

Людмила вместе со своим партнёром всю жизнь была предана фигурному катанию. В 1995 году, когда супругам было почти по 60 лет, они выступили на открытии чемпионата Европы по фигурному катанию. А последнее их выступление состоялось в 2015 году на «Вечере с чемпионами» Гарвардского Университета в США. Белоусовой на тот момент было 79 лет, её партнёру и супругу – 83 года. Оба находились в отличной для своих лет физической форме.

Великое наследие

Пара Белоусовой и Протопопова положила начало выдающейся серии олимпийских побед фигуристов из нашей страны в парном катании. С 1964 года наши соотечественники не смогли выиграть лишь одну Олимпиаду – Ванкувер-2010. Все остальные турниры завершались в пользу фигуристов из СССР, СНГ или России. Итого – 13 олимпийских побед за полвека. В 2014 году Людмила и Олег присутствовали на Олимпиаде в Сочи и участвовали в церемонии награждения новых чемпионов в парном катании – Татьяны Волосожар и Максима Транькова.

Людмила Белоусова и Олег Протопопов Фото: РИА Новости

В 2015 в сети появилось видео, где пожилая пара фигуристов очень красиво и чувственно танцует. Зрелище, конечно, необыкновенное. Самое интересное, что, глядя на эту пару, никогда не скажешь, что партнерше 79, а партнеру 83 года.

Уважаемые читатели, сегодня будем вспоминать Людмилу Белоусову и Олега Протопопова. Двукратных олимпийских чемпионов в Инсбруке -1964 и Гренобле-1968, пятикратных чемпионов Мира… обладателей приза Жака Фавара Международного союза конькобежцев, первых из советских спортсменов, которых занесли в Зал славы мирового фигурного катания.

Про них сейчас очень много пишут. И информация разная и противоречивая. Кто-то восхищается, кто-то, наоборот, поливает грязью. Но, по мне, так это — нормально. Во всяком случае, не забывают, как в случае с той же Полиной Астаховой — прекрасной советской гимнасткой.

Здесь я немного расскажу их историю, отвечу на вопрос: «где Белоусова и Протопопов сейчас?» и постараюсь написать свой портрет этой неоднозначной пары. А еще вы узнаете, что Протопопов — не Протопопов 🙂

Сначала давайте посмотрим видео.

Впечатляет, конечно.

Друг без друга

Людмила Белоусова

Людмила Евгеньевна родилась 25 ноября 1935 года в Ульяновске. Там и пережила войну. В 1946 году семья Белоусовых переехала в Москву.

Про детские увлечения Людмилы я мало информации нашел. Знаю, что была очень подвижная, летом увлекалась теннисом, зимой коньками. Ну, это – нормально.

О карьере фигуристки не мечтала, пока не посмотрела фильмы «Серенада солнечной долины» (США) и «Весна на льду (Австрия)» с участием знаменитых тогда Сони Хенни и Евы Павлик.

Посмотрите эти старые кадры…

Вот, собственно, благодаря этим замечательным фигуристкам и появилась новая звезда.

В 15 лет некоторые уже заканчивают… Утрирую, конечно. Но, согласитесь, что начинать карьеру фигуристки в 15 лет как-то поздновато. Но, Белоусова решилась и настойчивость, талант, природные данные и первый тренер Лариса Новожилова сделали свое дело.

Начинала Людмила как одиночница, но после встречи с Олегом Протопоповым навсегда ушла в парное. Как видите, информации не очень много. Про Олега Протопопова по-богаче будет.

Олег Протопопов

Олег Алексеевич Протопопов родился 6 июля 1932 года в Ленинграде. Рос без отца (отец оставил семью, когда Олегу был год).

Мама — Агния Владимировна Гротт была балериной. Так что, любовь и понимание классической музыки, и развитое чувство прекрасного у Олега Алексеевича, можно назвать врожденным. Потом война, блокада… Скажу так: «Было очень трудно».

После войны Олег с головой ушел в мир классической музыки. Но, реализовать себя на этом поприще у Протопопова не получилось. В ленинградскую музыкальную школу Дворца пионеров его не приняли из-за ВНИМАНИЕ! отсутствия совершенного музыкального слуха. Вот и решил Олег доказать обратное если не за роялем, то на катке.

В общем, зимой 1947 года начал свои первые шаги в фигурном катании будущий двукратный олимпийский чемпион Олег Протопопов. Помогала ему в этом Нина Васильевна Лепницкая – замечательный тренер и вообще педагог.

А теперь посмотрите, пожалуйста, еще раз на эту фотографию. Ее предоставила одна из учениц школы фигурного катания Ленинградского дворца пионеров. На подпись обратили внимание? Справа — Олег Груздев. Да, вот так! Об этом мало кто знает, но первая фамилия Протопопова была — Груздев. Когда и зачем он ее сменил остается только гадать. Рискну предположить, что обида на отца была очень сильна. Но, это только предположение.

По воспоминаниям тех, кто с ним тренировался, Олег был замкнутым мальчиком, но фанатично влюбленным в фигурное катание. Успехи к нему пришли достаточно быстро. Навыки балетного танцовщика, которые привила Олегу его мама, очень пригодились. Его скольжение, прыжки и вращения были грациозны и элегантны. Единственное, с чем испытывал проблемы юный фигурист, так это с многооборотными прыжками. И решить эти проблемы Протопопов так и не смог.

Что касается амплуа, то начинал Олег, как и Людмила одиночником. Но, потом переквалифицировался и уже в 1954 году вместе со своей партнершей Маргаритой Богоявленской занял «почетное» третье место на чемпионате СССР. Правда выступало тогда всего 3 пары. 🙂

Встретились, чтобы больше не расставаться.

Встреча Протопопова и Белоусовой произошла в Москве в 1954 году на семинаре по фигурному катанию. Попробовали покататься вместе и поняли, что нужны друг другу.

На следующий год Людмила переезжает в Ленинград и с тех пор по сегодняшний день они не расстаются.

Успехи, борьба, слезы, бегство

Достижения легендарной пары

То, что сделали Белоусова и Протопопов для фигурного катания и престижа советского спорта переоценить сложно.

Они сумели превратить парное катание в настоящее искусство. Их катание завораживало зрителей и даже судей. Безупречное легкое скольжение, просто невероятная синхронность исполнения элементов, отточенное техническое мастерство… и все это в абсолютной гармонии с прекрасной классической музыкой Листа, Массне, Бетховена, Рахманинова.

Я прошу прощения у читателей за свою безграмотность. В классификации прыжков я не разбираюсь совсем. Для меня что «тулуп», что «аксель», что «ридбергер»… Но, зато я знаю что такое «тодес» и «поддержка». Так вот, «тодес» в их исполнении до сих пор считаются высшим проявлением мастерства. Повторить подобное мало кому удавалось.

Но, главное — они оживили, сделали зримой музыку. Они первые в мире перестали использовать музыку как фон, они вживили ее в свои переживания на льду.

О чем еще не сказал? Конечно, о любви. А между тем, любовь друг к другу и то, что они сумели перенести свои чувства на лед, возможно и была главная причина их успеха. Как они смотрели друг на друга во время танца! Насколько нежными и трепетными были их прикосновения. Так сыграть невозможно.

Слава советских фигуристов была просто невообразимой. Журналисты и специалисты всего мира пели дифирамбы нашей паре и вполне заслуженно. Залы рукоплескали.

Сейчас я еще раз перечислю титулы Олега Алексеевича и Людмилы Евгеньевны, но поверьте, в «сухом виде» они не отражают и сотой доли признательности, которой они имели на пике своей славы.

  • Двукратные Олимпийские чемпионы (Инсбрук 1964 и Гренобль 1968)
  • Шестикратные Чемпионы СССР (1961-1968)
  • Четырехкратные Чемпионы Мира и Европы (1965-1968)
  • Обладатели приза Жака Фавара Международного союза конькобежцев

Высоко взлетели… Тем больнее было падать

После Олимпиады в Гренобле спортивная звезда наших чемпионов пошла к закату. Сразу скажу, что этот период их биографии, как и бегство из страны — самые обсуждаемые темы. Вот некоторые вопросы, которые волнуют сейчас болельщиков.

  1. Действительно ли их выжили из фигурного катания, как утверждают сами спортсмены?
  2. Правда ли, что они могли в свои 37 и 40 лет соответственно, достойно выступить на Олимпиаде 1972 года в Саппоро?
  3. И, наконец, зачем было бежать из страны?

Мое мнение, что однозначных ответов на эти вопросы нет. Вернее, они есть, но, как вы сами понимаете, в любом интервью каждая сторона будет гнуть свою правду. Так что, друзья, просто почитайте мои домыслы. Возможно, они вам покажутся интересными.

Итак. Есть мнение, что с помощью административного ресурса и соответственно, каких-то интриг и козней стали продвигать молодую пару Роднина-Уланов. На всех внутрисоюзных соревнованиях, в том числе и на отборочных на Олимпиаду этой паре ставили заведомо завышенные оценки. В то время, как Белоусову и Протопопова засуживали. Все возможно.

Только зачем? Просто месть, как пытаются нам преподнести опальные спортсмены? Я так не думаю.

Согласитесь, что каковы бы ни были отношения между чиновниками и спортсменами (а они судя по рассказам абсолютно всех участников конфликта всегда были очень натянутыми), ни один чиновник не станет вставлять палки в колеса будущему олимпийскому чемпиону, если есть уверенность в его победе. Ну ведь никто же не мстил Людмиле и Олегу раньше.

Таким образом, если предположить, что Б&П не попали на свою четвертую Олимпиаду из-за преступного сговора чиновников, значит те были уверены, что ждать хотя бы пьедестала от этой пары больше не приходится. И пришло время страшной мести! Как вам такая версия?

Мое мнение несколько другое. дело, как мне кажется, не только в мести. Давайте на минуту представим, что и чиновники и судьи все-таки неплохо разбираются в фигурном катании в реалиях и тенденциях. И они реально видят, что парное катание меняется. Становится более динамичным и техничным. Что того уровня сложности программ, которые, пусть даже безупречно, катали Олег и Людмила, уже не достаточно для победы.

Но, с другой стороны есть пары, которые больше соответствуют новым веяниям в этом виде спорта. Те же Роднина-Уланов, Смирнова-Сурайкин.

Как вы понимаете, Белоусова и Протопопов сами уходить не хотели (кстати, они и в 60 готовы были выступать на Олимпиаде, но об это ниже). Вот и возникает извечный вопрос: «Что делать?»

В общем так, даже если и стояла задача не пустить ветеранов на очередную Олимпиаду и был какой-то сговор, сделано это было не из мести, а чисто из прагматических и профессиональных соображений.

А вообще, если интересно почитайте книгу Елены Вайцеховской «Слезы на льду». Там найдете много интересной информации про мир фигурного катания. В том числе есть интервью с нашими героями.

Они должны были уйти сами

Как это сделали те же Пахомова и Горшков. И более того, я считаю, что П&Г как раз могли остаться. И была бы у них еще одна Олимпиада и еще одно олимпийское золото. Их никто не поджимал и не задвигал. Но, ушли, понимая, что выйти на новый уровень уже не смогут, а кататься на старом (пусть и высочайшем) не захотели.

С Белоусовой и Протопоповым все по-другому. Единожды получив признание и любовь зрителя и посчитав свое катание за эталон, они решили, что эталон останется таковым навсегда.

Да их катание действительно восхищает. Скольжение, синхронность, чувственность, пластика – все на недосягаемом уровне. Плюс прекрасная музыка. Но, времена меняются. И меняются зрительские симпатии и привязанности.

Лично про себя могу сказать честно, что задорное «Эх!» в катании Родниной, мне гораздо ближе чувственного «Ах!» Белоусовой и Протопопова.

Конечно, можно сказать, что я далек от прекрасного и от настоящего искусства. Ну, извините! Но, ведь я, наверняка, не одинок.

Зачем уехали?

После завершения спортивной карьеры в 1972 году Людмила Евгеньевна и Олег Алексеевич солировали в Ленинградском балете. Как позже выяснится, они долго и тщательно готовили побег из страны. Удалось это сделать только в 1979 году во время гастролей балета по Швейцарии.

Как утверждаю сами спортсмены, никакой политической подоплеки не было. Просто они по прежнему считали себя лучшими, а реализовать себя и продолжать творить, в СССР у них не было возможности.

Вот тут, честно говоря, ничего не понял. Если бы политические, все ясно и понятно. А здесь??? Может кто объяснит? Что нельзя было дома для себя или даже на показательных для зрителей творить? Да никто бы им не мешал! Значит что-то другое.

  • Корыстный интерес? Ну тогда, это — нормально. Более того, считаю, что абсолютно правильно поступили. Есть у меня подозрение, что как и большинство советских спортсменов их бы просто забыли. И тихонько прозябали бы наши олимпийские чемпионы на свою пенсию.
  • Корыстный интерес плюс жажда славы? Вот этот вариант мне ближе всего. И в нем тоже ничего криминального не вижу. Если есть желание (а его хоть отбавляй) и силы, чтобы продолжать радовать своего зрителя, да еще за хорошие деньги, почему нет? Ну и если уж так случилось, что они очень любят когда их хвалят, то тоже на здоровье.

Но, тоже в меру. Ранее я уже обмолвился, что Белоусова и Протопопов на полном серьезе хотели поучаствовать в еще одной Олимпиаде… в Нагано в 1998 году.

Откровенно говоря, жесть. И тут кроме откровенного неуважения к современному фигурному катанию, как олимпийскому виду спорта, я не вижу.

Вторая сторона медали

Так все-таки, что же за люди Олег Протопопов и Людмила Белоусова. Поверьте, составить портрет мне было очень тяжело. И главным образом в силу того, что на льду они одни, а вне фигурного катания абсолютно другие.

И еще, чтобы судить о человеке, как минимум надо с ним пообщаться. У меня такой возможности, к сожалению, нет, и вряд ли появится. Так что, все мои выводы были сделаны на базе опубликованных интервью со спортсменами, интервью с их бывшими коллегами по цеху и очерков журналистов, которые общались с ними.

Все понимаю. Говоря о себе, всегда можно чуть приукрасить, рассказывая про другого – чуть очернить. Журналисты, особенно советского периода, не всегда самостоятельны и объективны. Поэтому я оставил за собой право сомневаться. Делать «поправку на ветер». Как у Ильфа и Петрова: «Паниковский не обязан всем верить».

И вот что получилось, когда вся информация прошла через мой фильтр.

  • Великолепные фигуристы. Фанатично влюбленные в фигурное катание и в себя в фигурном катании.
  • Неравнодушны к славе и нетерпимы ко всему и ко всем, кто не считает их лучшими.
  • Все, что мешает наслаждаться собой, своим катанием и все, что мешает выставить эти чувства на всеобщее обозрение, вызывает у них обиду и неприязнь.

В общем, как это ни прискорбно, но они больше любят себя в фигурном катании, а не наоборот.

Знаю, что такой вывод многим не понравится. Но, это всего лишь мое видение и понимание. У вас может быть абсолютно другое.

И как бы там ни было. Я, действительно, благодарен и Олегу Алексеевичу и Людмиле Евгеньевне за то, что они в свое время сделали для страны и для фигурного катания. Действительно, восхищен их спортивным долголетием и восхищен их преданностью друг другу и фигурному катанию.

И от всей души желаю им здоровья.

Сейчас эта прославленная пара проживает в швейцарском городке Гриндельвальд. Живут друг для друга. Детей нет. Как вы понимаете, все свое время отдают фигурному катанию.

Число имени Людмила 7

Символизирует впечатлительность, созерцательность, тонкую душевную организацию. Люди, находящиеся под покровительством Сатурна, должны направлять свой талант в сферу точных наук, философии, психологии, педагогики. Если же они решили заняться коммерцией, то им необходимо заручиться поддержкой надёжных и грамотных партнёров. Но чем бы они ни занимались, успех любой деятельности во многом зависит от глубокого анализа результатов уже достигнутого и от реального планирования на будущее. Свойственное им философское отношение к жизни может выразиться в религиозности или увлечении эзотерическими науками. Они отличаются уступчивым характером, никогда не отказывают людям в помощи, если от них что-то зависит. Часто страдают от неустойчивости финансового положения, деньги буквально тают у них в руках, к тому же склонность к азартным играм не дополняется везучестью на зелёном сукне.
Часто выдвигают великолепные идеи, но редко доводят задуманное до конца. С трудом принимают решения. Это тонкие, чувствительные натуры, милосердные и чутко реагирующие на настроение окружающих. Не приемлют конфликтов и ссор.

Значение имени Олег на сайте значение-имен.рф/Олег →
Значение имени Людмила на сайте значение-имен.рф/Людмила →

Мужские имена
Женские имена

Белоусова и Протопопов – история вечной любви

В июне 1979-го был подписан стандартный контракт о европейских гастролях Ленинградского балета на льду. Казалось бы, рядовое событие даже для СССР – выезды за границу людей искусства всегда поощрялись, ведь только так можно было продемонстрировать, что «и в области балета мы впереди планеты всей». Двукратные олимпийские чемпионы Людмила Белоусова и Олег Протопопов должны были стать, как принято сейчас говорить, хедлайнерами шоу, но, как оказалось впоследствии, у звёздной пары были свои планы. 24 июня того же года состоялось их выступление в Москве. Последнее выступление в сезоне – дальше начиналась подготовка к европейскому турне. Никто из зрителей не догадывался, что это выступление станет последним для пары на родной земле на долгие 30 лет. А сами спортсмены не вернутся в СССР, в очередной раз бросив вызов себе и всей системе.

И вечный бой…

Белоусова и Протопопов – легенды фигурного катания. Но не менее легендарной остаётся и их привязанность друг к другу, не ослабевающая со временем. И если кто-то не верит в любовь на все времена, просто посмотрите на эту пару. Кажется, что они были созданы друг для друга. И не встреться они на рядовом семинаре для спортсменов в 1954-м, они пересеклись бы в другое время и в ином месте. Но не состояться их встреча просто не могла бы.

Первую преграду им предстояло преодолеть уже на самом старте. И Белоусова, и Протопопов начали заниматься фигурным катанием не просто поздно – беспримерно поздно. Юлия Липницкая в 15 лет стала олимпийской чемпионкой в команде, а Людмила и Олег до этого возраста ни разу не надевали фигурные коньки. В нынешнее время, реши кто-то в таком возрасте начать серьёзную карьеру в фигурном катании, на него посмотрят как на умалишённого, а ни один серьёзный тренер не станет тратить время на столь бесперспективное дело.

Людмила Белоусова и Олег Протопопов Фото: РИА Новости

Художники на льду

Им пришлось учиться в рекордно короткие сроки. Технический арсенал оставлял желать лучшего, и даже на советской арене им не удавалось стать лучшими, про мировую и говорить нечего. На своих первых международных турнирах, которыми стали чемпионаты мира и Европы 1958 года (серии Гран-при тогда не существовало), они не сумели обойтись без падений. Спустя два года они поехали на свою первую Олимпиаду в Скво-Вэлли, где заняли девятое место. На этом бы и остановиться – пара и так добилась того, что казалось практически нереальным, да и возраст партнёра приближался к 30. Остановиться? Как бы не так!

Они смогли догнать и перегнать соперников в технике. А в артистизме, выразительности и «компонентах программы» им не было равных уже тогда. Та сила любви, которая была у пары, просто не могла не отразиться на стиле катания – их по праву называли художниками на льду. С девятой попытки они выигрывают чемпионат Союза, забираются на пьедестал европейского первенства. И как итог – победа на Играх в Инсбруке-1964. А затем вновь совершают крутой вираж (как часто, говоря о Белоусовой и Протопопове, применяешь этот оборот) – вскоре дуэт отказывается от сотрудничества с тренерами и решает готовить программы самостоятельно.

Сами себе тренеры и хореографы, они добыли второе золото на Олимпиаде и установили рекорд, когда на ЧМ-1968 все судьи единодушно выставили им 6,0 за артистизм.

«Старикам здесь не место»

Логически рассказ должен был продолжиться примерно так: «Но всему приходит конец, подошла к нему и карьера наших чемпионов». Но Белоусова и Протопопов не остались бы в истории, если б спокойно подчинялась логике. Они решили продолжить карьеру, но спортивные чиновники с этим не согласились. Паре стали мягко намекать баллами, что пора бы дать дорогу молодым, потом намёки становились всё жёстче. Когда на национальном чемпионате 1970 года дуэт впервые за долгое время остался без наград, а как следствие – без главных турниров, Протопопов не выдержал и сказал, что их пару целенаправленно задвигают, потому что в фигурном катании стал делаться акцент на силовое катание, а об искусстве на льду забыли.

Олег был прав и неправ. Неправ в том, что тогда они могли бы бороться с Родниной и Улановым на равных и в том, что искусство не ценилось. Фигурное катание всегда развивается по спирали. И в наше время болельщики спорят, что лучше – артистизм Волосожар/Транькова или суперсложность элементов Дюамель/Редфорда. А прав в том, что уж за медали союзного первенства они были готовы сражаться, даже когда им уже под 40.

Людмила Белоусова и Олег Протопопов Фото: РИА Новости

Non, je ne regrette rien…

Обида от того, что их «ушли» из спорта, дала выход через несколько лет – когда в сентябре 1979-го, выступая на гастролях ледового балета в Швейцарии, Белоусова и Протопопов стали невозвращенцами. По этому поводу хорошо выразился скульптор Эрнст Неизвестный, сравнив побег с тем, как если б о политическом убежище попросили бы «Рабочий и колхозница». Впоследствии оба не раз говорили, что бежали не за деньгами, а за возможностью развиваться и оставаться в спорте. Спорт был для них государством, а лёд – его столицей. И когда выгоняют из «страны» своих сердец, зачем остаться в стране своих паспортов? Они и не остались.

В СССР их всеми силами пытались забыть. Моментально лишили звания заслуженных мастеров спорта, их имена вымарывались из списка советских олимпийских чемпионов и протоколов уже состоявшихся соревнований. На турнирах по фигурному катанию действующим спортсменам было запрещено общаться с «предателями». Тем, кто рискнёт нарушить предписание, дома грозил серьёзный нагоняй.

Но и у дуэта дела в Швейцарии обстояли далеко не так радужно. Они побыли центральными фигурами новостей какое-то время, но дальше о Белоусовой и Протопопове начали забывать. Гражданство им быстро не дали, а это значит, что они вновь стали «невыездными» — но уже в Европе. И всё же это была свобода. Свобода творить, не оглядываясь ни на кого, свобода делать программы, как раньше – только для двоих. И ещё для зрителей небольшой альпийской страны, которая всё же стала для них новой родиной. Уже рухнул Союз, можно было возвращаться, а швейцарского гражданства у пары так и не было. Но они остались. «Мы окончательно порвали с прошлым, и ни о чём не жалеем», — говорили они. Гражданами Швейцарии они стали только в 1995-м и сразу удивили всех в который уже раз – пара решила поучаствовать в Играх в Нагано-98! Если бы это случилось, состоялся бы рекорд на все времена, но швейцарская федерация фигурного катания не стала поддерживать эту авантюру.

Преданность катанию

Белоусова и Протопопов и поныне живут в деревушке Гриндервальд, периодически выезжая кататься в шоу или в качестве почётных гостей на турниры. Жить друг для друга – их девиз. Их любовь остаётся чарующей и волшебной, но ни детей, ни учеников у них нет. Людмила Белоусова в одном из интервью сказала: «Разве мы смогли бы кататься так долго, если б хотели завести детей?». Они и сейчас выходят на лёд, полностью отдаваясь чувствам. Такая преданность фигурному катанию заслуживает самых ярких слов.

Мнения о Белоусовой и Протопопове встречаются самые разные. Кто-то их боготворит, кого-то они удивляют, кто-то относится в лучшем случае снисходительно. Впрочем, они уже давно не обращают внимания на чужие мнения. Иначе бы им пришлось закончить карьеру 60 лет назад, когда они «слишком поздно для побед» пришли в фигурное катание.

Олег Протопопов и Людмила Белоусова Фото: РИА Новости

Читать другие истории

История первая – Илья Ковальчук
История вторая – Владимир Сальников
История третья — Екатерина Гордеева
История четвёртая — Алексей Немов
История пятая — Елена Мухина
История шестая — Владимир Алекно
История седьмая — Юлия Липницкая
История восьмая — Николай Тищенко
История девятая — Ольга Корбут
История десятая — Леонид Тараненко
История двенадцатая — Альберт Демченко

Белоусова, Людмила Евгеньевна

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Белоусова.

Людмила Белоусова

Людмила Белоусова в 1965 году
Персональные данные
Представляет
  • СССР
  • Швейцария
Дата рождения 22 ноября 1935
Место рождения
  • Ульяновск, Куйбышевский край, РСФСР, СССР
Дата смерти 26 сентября 2017 (81 год)
Место смерти
  • Интерлакен
Партнёр Олег Протопопов
Тренер Игорь Москвин
Хореограф Агния Владимировна Протопопова
Награды

Спортивные достижения
Лучшие результаты по системе ИСУ
(на международных любительских соревнованиях)
Сумма Не соревновалась по Новой
судейской системе
Завершила выступления
Медали

Олимпийские игры
Золото Инсбрук 1964 парное катание
Золото Гренобль 1968 парное катание
Людмила Белоусова на Викискладе

Внешние видеофайлы

83-летний Олег Протопопов вместе с 79-летней Людмилой Белоусовой. Сентябрь 2015 года

Людмила Евгеньевна Белоусова (22 ноября 1935, Ульяновск, Куйбышевский край — 26 сентября 2017, Интерлакен) — советская фигуристка, заслуженный мастер спорта СССР (1962; лишена в 1979) в парном фигурном катании, двукратная олимпийская чемпионка в паре с Олегом Протопоповым.

Биография

Ранние годы

Родилась 22 ноября 1935 года в Ульяновске, позже с семьей переехала в Москву. В детстве она увлекалась разными видами спорта: (гимнастика, теннис, конькобежный спорт). Фигурным катанием она начала заниматься достаточно поздно — в шестнадцать лет, посмотрев австрийский фильм «Весна на льду». В 1951 году в Москве построили первый в СССР искусственный каток, и Белоусова поступила в детскую группу по фигурному катанию. К 1954 году она уже была «общественным инструктором» юных фигуристов в парке имени Дзержинского, сама занималась в старшей группе. Белоусова тренировалась в паре с Кириллом Гуляевым, который вскоре объявил, что заканчивает со спортом. Белоусова решила выступать в одиночном разряде.

Встреча с Протопоповым

С Олегом Протопоповым познакомилась в 1954 году на семинаре в Москве. Они решили просто покататься вместе, пробовали исполнить некоторые элементы. Спортсменам показалось, что они подходят друг другу. Протопопов в то время служил в Ленинграде на Балтийском флоте, а Белоусова училась в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта. Белоусова переводится в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, переезжает в Ленинград, и в декабре 1954 года спортсмены начинают тренироваться вместе под руководством И. Б. Москвина, некоторое время — П. П. Орлова. Временами работали вдвоём, сами ставили свои программы. Белоусова выступала за ленинградские спортивные общества «Динамо» и «Локомотив».

Высшие достижения

К 1957 году Белоусова и Протопопов были серебряными призёрами первенства СССР и мастерами спорта. В декабре 1957 года фигуристы поженились. На международной арене дебютировали в 1958 году. Технический арсенал спортсменов был небогатым, к тому же сказалась неопытность, поэтому они перенервничали и выступили на чемпионате Европы 1958 года не очень удачно — допустили ошибки, исполняя несложные элементы. На чемпионате Европы 1959 года допустили падение, судьи выставили в среднем оценки 5,0-5,1. На своей первой Олимпиаде 1960 в США пара получила оценки с большим расхождением: от 4,6/4,5 канадского судьи до 5,2/5,2 от австрийского и швейцарского судей.

В 1960-е годы пара значительно выросла как в техническом, так и в художественном плане. Впервые ими была исполнены тодес вперёд на внутреннем ребре, т. н. «космическая спираль». Первый успех пришёл в 1962 году: фигуристы наконец впервые выиграли чемпионат СССР (с восьмой попытки!) и заняли 2-е места на чемпионате Европы и чемпионате мира, где пара уступила канадской паре О. и М. Джелинек одним судейским голосом и лишь одну десятую балла. В 1963 году пара поставила произвольную программу на джазовую музыку, получая средние оценки уже на уровне 5,7-5,8. На чемпионате Европы 1964 года в обязательной программе пара получила более высокие оценки, чем М. Килиус — Х.-Ю. Боймлер (ФРГ), но по большинству мест уступили им, в произвольной программе пара из ФРГ также обошла советскую пару и выиграла. На Олимпиаде-1964 неожиданно с преимуществом в один судейский голос обыграли Килиус и Боймлера, благодаря высокому уровню согласованности, синхронности и гармоничности катания, были исполнены красивые спирали, комбинация прыжков шпагат и аксель в полтора оборота, двойной сальхов, несколько поддержек, включая зубцовое лассо в два оборота. Почти все судьи выставили оценки 5,8-5,9.

Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Германия, 1968 год

Наиболее успешными стали их программы 1965-1968 гг., в которых был показан образ влюблённых. Была достигнута практически абсолютная синхронность всех движений, удивительная красота и плавность линий. Белоусова — Протопопов повели мировое парное катание по пути художественного обогащения программ. В 1966 году острейшую конкуренцию им составила новая пара Татьяна Жук — Александр Горелик, проигравшая им на Чемпионате мира лишь одним судейским голосом. На своей третьей Олимпиаде (1968) пара выиграла обе программы. В оцененной журналистами, как триумфальной, произвольной программе на музыку Рахманинова и Бетховена чисто были исполнены: комбинация двойной риттбергер — шаги — аксель в полтора оборота, двойной сальхов, 7 разнообразных поддержек, включая зубцовое лассо и лассо-аксель, а также огромная по длине спираль в позе либела, длившаяся 15 секунд. Лишь первый стартовый номер в сильнейшей разминке не позволил судьям выставить оценки 6,0, при этом шесть судей поставили 5,9/5,9, двое 5,8/5,9, а оценка судьи из ГДР 5,8/5,8 была освистана зрителями. На Чемпионате мира 1968 года почти все судьи выставили оценки 5,8/5,9, а судьи из ФРГ и ГДР оба дали 5,7/6,0.

Со временем пара стала проигрывать более молодым советским парам, существенно усложнившим программу. На чемпионате мира 1969 года спортсмены допустили несколько ошибок и заняли третье место. В 1970 году на Чемпионате СССР лидировали после исполнения обязательной программы, однако по сумме двух видов остались лишь четвёртыми и не попали в сборную страны (впоследствии заявили о судейском сговоре). На Чемпионате СССР 1971 года пара лишь шестая, а в апреле 1972 — третья, но в отсутствии сильнейших пар, после чего спортсмены покинули любительский спорт.

Бегство из СССР

См. также: Невозвращенцы

Уйдя из большого спорта, спортсмены не расстались с фигурным катанием, работали в Ленинградском балете на льду. 24 сентября 1979 года Белоусова и Протопопов, находясь вместе с Ленинградским балетом на льду на гастролях в Швейцарии, попросили политического убежища и отказались возвращаться в СССР. Спортсменов лишили званий заслуженных мастеров спорта, их имена вычеркнули из всех советских справочников, рассказывающих об олимпийских достижениях СССР, а самих спортсменов в открытую называли предателями. Белоусова и Протопопов свой шаг объяснили тем, что в родной стране паре не давали развиваться дальше, они же не хотели бросать спорт и верили, что за границей их талант будут ценить больше. Проживали в Гриндельвальде. В 1995 году получили швейцарское гражданство, после чего смогли выступить на открытии чемпионата Европы в Софии (1995).

Последние годы

25 февраля 2003 года, впервые за 20 с лишним лет, Белоусова прилетела вместе с Протопоповым в Россию по приглашению Вячеслава Фетисова. В ноябре 2005 года посетили Россию по приглашению Федерации фигурного катания Санкт-Петербурга. Присутствовали на Олимпиаде 2014 в Сочи, давали неоднократные интервью.

В сентябре 2015 года 79-летняя Людмила Белоусова и 83-летний Олег Протопопов выступили на льду в США на «Вечере с чемпионами» .

Скончалась 26 сентября 2017 в Швейцарии, в Гриндельвальде. Тело её было кремировано в Туне. Урну с прахом жены Олег Протопопов решил хранить дома.

> Награды

  • орден Трудового Красного Знамени (30.03.1965)

Примечания

  1. 1 2 Meghalt a korcsolyázás legnagyobb legendája
  2. 1 2 https://www.sports-reference.com/olympics/athletes/be/lyudmila-belousova-1.html
  3. 1 2 Белоусова Людмила Евгеньевна — статья из Большой олимпийской энциклопедии (М., 2006)
  4. Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Федерация.ru. Дата обращения 15 ноября 2011. Архивировано 26 марта 2012 года.
  5. the Protopopovs (англ.). Энциклопедия Британника. Дата обращения 16 февраля 2009. Архивировано 26 марта 2012 года.
  6. 1 2 Елена Скороходова. Олег, Людмила и «ФиС». «Весь спорт» (04 декабря 2007 года). Дата обращения 4 октября 2013.
  7. Ludmila Belousova & Oleg Protopopov — 1968 Olympics — FS — YouTube
  8. Скандалы советской эпохи. Раззаков Фёдор. КАК ЗАДВИГАЛИ «СТАРИКОВ» (Людмила Белоусова/Олег Протопопов)М.: Издательство Эксмо, 2008, стр. 251.
  9. Фигуристы-беглецы. Почему звездная пара Протопопов-Белоусова бросила Родину | Другие виды | СПОРТ | АиФ Санкт-Петербург
  10. 79-летняя Людмила Белоусова и 83-летний Олег Протопопов снова вышли на лёд
  11. Газета.ru. Ушла из жизни Людмила Белоусова.
  12. Вести.ru. Протопопов будет хранить прах Белоусовой дома до конца своей жизни.
  13. «Ведомости Верховного Совета СССР», 1965 год, № 14 (1257), ст. 196

> Литература

  • Л. Белоусова, О. Протопопов. Золотые коньки с бриллиантами. — М.: Физкультура и спорт, 1971. — 256 с.

Детство и юность

Будущая легенда фигурного катания родилась в 1935 году в Ульяновске. О семье Людмилы Белоусовой крайне мало информации. Белоусовы перебралась в столицу, когда дочь была ребенком.

Людмила Белоусова

Любовь к спорту у хрупкой девочки родилась в детстве. Поначалу Люда увлеклась гимнастикой, потом теннисом, на смену которому ненадолго пришел конькобежный спорт.

В Москве 16-летняя девушка посмотрела австрийскую комедийно-музыкальную ленту «Весна на льду» и вдруг поняла, что фигурное катание – это ее мечта, а фильм – подсказка судьбы.

Людмила Белоусова в молодости

В начале 1950-х в столице появился первый в стране Советов искусственный каток. 16-летняя Людмила Белоусова записалась в детскую группу, а спустя 3 года перешла в старшую, тренируя на общественных началах новичков в парке им. Дзержинского.

В то же время Белоусова впервые выступила на льду в парном катании: партнером фигуристки стал Кирилл Гуляев. Вскоре он оставил спорт, но Людмилу это обстоятельство не остановило: девушка продолжила кататься в одиночном разряде.

Фигурное катание

Для нынешних мастеров танцев на льду считается нормой первый выход на каток в 5-6 лет. Российская звездочка Юлия Липницкая завоевала олимпийское золото в 15 лет, а Людмила Белоусова и ее бессменный партнер Олег Протопопов в этом возрасте лишь сделали первые шаги как фигуристы.

Пара встретилась в 1954-м на семинаре в столице. Протопопов – служащий Балтийского флота, житель Ленинграда, переживший блокаду. Белоусова – студентка московского вуза, в котором училась на инженера железнодорожного транспорта. Разговорившись, молодые люди выяснили, что их связывает общее увлечение – фигурное катание. Вышли на каток и поняли, что они – пара.

Людмила Белоусова и Олег Протопопов на льду

Людмила Белоусова перевелась в профильный вуз в город на Неве и в декабре 1954-го под руководством тренера Игоря Москвина спортсмены поставили первый номер. Нарабатывать мастерство паре пришлось в сжатые сроки: за год учились тому, что коллеги усваивали за 3-4.

Техника хромала: на первых международных турнирах в 1958-м Белоусова и Протопопов неоднократно падали, допускали досадные ошибки. Но спортсмены стремительно учились и через 2 года отправились на Олимпиаду: выступили на льду калифорнийского Скво-Вэлли и привезли домой 9-е место.

Возраст фигуристов неумолимо приближался к отметке 30. Коллеги и наставники считали, что Людмила Белоусова с партнером достигли потолка возможностей и больше не удивят болельщиков. Но у пары оказались иные планы.

В 1962 году фигуристы одержали первый триумф: лидировали на союзном чемпионате и стали серебряными призерами двух зарубежных чемпионатов – Европы и мира.

Спустя 2 года советские спортсмены неожиданно обошли в обязательной программе сильнейших соперников из ФРГ Марику Килиус и Ганса Боймлера. В том же триумфальном 1964-м Людмила Белоусова и ее партнер стали олимпийскими чемпионами в австрийском Инсбруке.

Людмила Белоусова и Олег Протопопов на пьедестале почета

Программы Белоусовой и Протопопова во второй половине 1960-х спортивные обозреватели и тонкие ценители фигурного катания назвали эталонными. В номерах, многие из которых пара поставила самостоятельно, фигуристы достигли невероятной синхронности и удивительной плавности движений. Их выступления завораживали, казались, волшебством.

В 1968 году в Гренобле на третьей Олимпиаде Людмила Белоусова с неизменным напарником лидировали в двух программах и привезли из Франции второе золото. Затем последовала победа на чемпионате мира, где судьи без колебаний поставили советским спортсменам высшие баллы.

Людмила Белоусова и Олег Протопопов с медалями Олимпиады

Закат спортивной карьеры начался в 1969-м: молодые советские фигуристы подвинули мэтров с пьедестала. На чемпионате мира Людмила Белоусова с партнером завоевали бронзу, а в 1970 году дважды олимпийские чемпионы не вошли в сборную страны, заняв по двум видам программ 4-е место.

В начале 1970-х пара оставила любительский спорт, но с катка не ушла: супруги работали в балете на льду, ставили программы и шоу, готовили смену.

Людмила Белоусова выходила на лед и в пожилом возрасте

Осенью 1979-го наставники вместе с подопечным балетом отправились на гастроли в Швейцарию. После выступления неожиданно для всех супруги попросили политического убежища и стали невозвращенцами, как их назвали на родине. Они объяснили поступок невозможностью развиваться в Союзе. Оба не мыслили жизни без спорта, а дома им перекрыли пути возвращения на большой лед.

В СССР их вычеркнули отовсюду: заклеймили в газетах, обозвав предателями, отняли звания и вычеркнули имена из всех справочников. Коллегам, которые встречались с Белоусовой и Протопоповым на турнирах в Европе, запрещали разговаривать с «изменниками родины».

В Швейцарии 43-летняя Белоусова и 47-летний Протопопов продолжали выходить на каток, участвовали в ледовых шоу, учили молодежь. Невозвращенцы поселились в Гриндельвальде, но гражданство им дали только спустя 15 лет, в середине 1990-х.

В Россию Людмила Белоусова с мужем приехала через 20 лет, зимой 2003 года. Но возвращаться на родину супруги не желали. В 2014 году легенды советского фигурного катания прибыли в Сочи и стали почетными гостями Олимпиады.