Происшествие в Ханты мансийске

Роман Мун – о последствиях одной из главных трагедий года.

Что случилось?

4 декабря этого года на трассе Ханты-Мансийск – Тюмень случилась жуткая авария. Автобус, который вез с соревнований из Ханты-Мансийска в Нефтеюганск детскую спортивную команду по акробатике (разновидность гимнастики, вид спорта, в котором спортсмены выполняют акробатические упражнения на прыгучесть, сохранение баланса, силу, ловкость – Sports.ru), столкнулся с грузовиком. Погибли 12 человек, из которых 10 – дети. В Ханты-Мансийском автономном Округе, Ямало-Ненецком автономном округе и Тюменской области 5 декабря было объявлено днем траура. В Нефтеюганске объявили трехдневный траур.

«Ребенок видел все смерти. Физически-то ей получше, но психически и морально – пока нет. Она уже взрослый ребенок, ей 17-й год, она поболе понимает. Утрата сильно большая», – сказала в разговоре со Sports.ru София Саморукова, официальный опекун Катерины Замыко, одной из пострадавших девочек (уже выписана из больницы).

«Динамика положительная есть, ее перевели из реанимации в травматологию, – рассказывает Sports.ru Вячеслав Литвинов, отец другой пострадавшей, Софьи Боровской. – Она проснулась, реагирует на нас, разговаривает с нами, потихоньку вспоминает события. Она не ходит, это нужно большое время на реабилитацию. У нее повреждены органы, через которые проходят нервные окончания, которые отвечают за ходьбу. Ходить она сможет, надеемся на быстрейшее восстановление».

Как сообщает ТАСС, на стационарном лечении в больнице Ханты-Мансийска остаются 7 человек. Один ребенок все еще в реанимации в Москве.

Кто виноват?

После аварии было возбуждено уголовное дело по ч.5 ст.264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц» и ч.3 ст.238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Согласно предварительной версии следствия, аварию спровоцировало обоюдное нарушение ПДД водителями грузовика и автобуса. По неподтвержденной информации у водителя грузовика Раиля Саитханова не было действительного водительского удостоверения.

«Сложно судить, кто там на самом деле виноват, – говорит Sports.ru Владимир Меркушев, главный редактор газеты «Новости Югры», один из администраторов группы ВК «Штаб аварии в Ханты-Мансийском районе». – По версии следствия, виноваты оба водителя – грузовика и автобуса. Автобуса, потому что, насколько я понимаю, он не соблюдал дистанцию, не учел погодные условия. Водителю фуры предъявлены такие же обвинения, но еще, как говорят очевидцы, хвост его прицепа носило из стороны в сторону, поэтому когда он поравнялся с кабиной автобуса, то зацепил автобус».

По информации следствия, автобус принадлежит нефтеюганскому ИП. Организацией поездки занимались представители ИП и спортивной школы «Сибиряк», воспитанники который находились в автобусе. Помимо водителей, задержаны еще три человека. Первый – начальник отдела игровых и гимнастических видов спорта АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» Сергей Кайгародов. Второй – представитель ИП, которому принадлежит автобус. Третья – Ирина Тарасова, директор школы «Сибиряк».

«По версии следствия основная претензия к руководителю школы, потому что она не обеспечила выезд детей, – объясняет Меркушев. – По сути это ее воспитанники, тренер, она не обеспечила их транспортом. По инструкциям она должна была обеспечить их транспортом, то есть не только предоставить автобус, но и автобус должен был пройти проверку ГИБДД перед тем, как отправляться. Они этого не сделали».

Тарасова уже уволена и сейчас находится под домашним арестом.

«Не могу сейчас судить, кто виноват, следствие еще идет, – говорит Вячеслав Литвинов. – Я думаю, тот, кто организовывал поездку, должен был донести информацию о том, что дети едут в другой город, до своего вышестоящего руководства, а его руководство должно было организовать эту поездку с привлечением ГИБДД. Как я считаю, до ГИБДД не было донесено, что из Нефтеюганска стартует автобус с детьми».

«Они постоянно на этом автобусе ездят, все было замечательно. Это же надо было подумать, что детей не пять, не десять человек, целый автобус ехал. Я считаю, было бы сопровождение, этого кошмара бы не было», – говорит София Саморукова.

Вскоре после аварии губернатор Ханты-Мансийского округа Наталья Комарова поручила мэру Нефтеюганска Сергею Дегтяреву провести служебную проверку. По ее результатам ушла в отставку заместитель мэра по социальным вопросам Светлана Михалева. Также лишился своего поста заместитель комитета по спорту и физкультуре Александр Комарницкий. Сообщается, что он был и.о. главы комитета в тот день, когда произошла авария.

Наталья Комарова подписала распоряжение о выделении материальной помощи пострадавшим семьям. Согласно распоряжению, семьи погибших должны получить по 1 млн рублей, семьи получивших тяжелые травмы – по 300 тысяч рублей, семьи пострадавших с легкими травмами – по 100 тысяч рублей.

Выплату компенсации подтвердил Вячеслав Литвинов. «По моей информации выплаты произведены, закрыли все», – сказал Меркушев.

Кроме того, благотворительный фонд «Созидание» собрал для пострадавших примерно 1,4 миллиона рублей. Мэр Нефтеюганска Дегтярев заявил, что выплаты из него пока не произведены, но будут «распределяться под контролем общественности».

Что теперь делают, чтобы такого не повторилось?

После аварии на федеральном уровне начали обсуждать, как надо сопровождать автобусы с детьми.

Сейчас по закону один автобус с детьми не должен сопровождаться машиной ГИБДД. Подавать заявку на сопровождение организаторы обязаны только в случае, если автобусов три или больше. Вскоре после трагедии 4 декабря Генеральная прокуратура заявила, что правила перевозки детей в автобусах надо менять.

«Я знаю, что Комарова дала указание впредь один, два, три автобуса сопровождать ГИБДД. Я наблюдал, что дети на соревнования уже едут с сопровождением», – говорит Вячеслав Литвинов.

21 декабря ТАСС со ссылкой на пресс-службу МВД сообщило, что в МВД ведется работа по принятию дополнительных мер безопасности в перевозках групп детей автобусами. Пресс-служба правительства Челябинской области передает, что во время новогодних праздников и новогодних каникул даже один автобус с детьми будет сопровождаться ДПС. Такое же решение принято в Тюменской области.

В ХМАО будет ограничено ночное движение грузовиков на опасных дорогах. «Мы начали с выявления опасных участков автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения. В установленном порядке на них будет проведен капитальный ремонт с целью усиления обочин, а также в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий и в темное время суток будут ограничены условия движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств», – цитирует слова Комаровой департамент общественных и внешних связей ХМА.

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова заявила, что перевозку детей рейсовыми автобусами, возможно, стоит вообще запретить: «Почему эта группа детей поехала вечером? Остальные дети, как нам известно, которые участвовали в соревнованиях, выехали только утром сегодня. Почему дети ехали рейсовым автобусом, почему не было уведомления в ГИБДД? Собственно, почему не было? Потому что рейсовый автобус.

В данном случае, безусловно, важно говорить и о том, чтобы запретить вообще перевозку рейсовыми автобусами, потому что никаким образом проверить и контролировать, сопровождать данную перевозку невозможно. То есть она подразумевает обычно рейс, который не влечет за собой ответственность».

8 декабря трассу Ханты-Мансийск – Тюмень освятил священник Андрей Зотов.

Фото: РИА Новости/Юрий Шестопалов, Пресс-служба МЧС РФ; vk.com/Катерина Замыко, Анна Кузнецова; ugraeparhia.ru

Автобус с детьми попал в ДТП в Ханты-Мансийском АО

Ранее по поручению главы СК Бастрыкина на место аварии выехали криминалисты, имеющие опыт подобных расследований.

Вице-премьер правительства России Ольга Голодец сообщила, что из Москвы в ХМАО для помощи детям отправилась бригада медиков НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Рошаля.

Из разных источников стало известно о гибели 12 человек.

«Сколько из них взрослых и детей, уточняется. Что касается пострадавших, то их всех осматривают медики, о диагнозах говорить пока рано», — приводит ТАСС сообщение региональной службы МЧС. Ранее сообщалось, что госпитализированы были около 30 человек.

  • © МЧС РФ

«По предварительным данным, сегодня в районе 16 часов по местному времени на 926 км трассы Ханты-Мансийск – Тюмень произошло ДТП с участием грузовика, двух легковых автомобилей и рейсового автобуса, следовавшего из города Ханты-Мансийска, в салоне которого находилось 32 пассажира, в том числе 29 детей. В результате столкновения 11 человек скончались на месте происшествия, из них 9 детей, 21 человек с различными травмами госпитализирован», — говорилось в ранее распространенном сообщении Следственного комитета.

  • МЧС РФ
  • РИА Новости

Оифицальный представитель Следственного Комитета Светлана Петренко сообщила, что по предварительным данным водитель автобуса не справился с управлением транспортным средством, что и послужило причиной аварии. Следственный комитет возбудил по факту аварии уголовное дело.

«Следственными органами СК России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч.5 ст. 264 УК РФ и ч.3 ст. 238 УК РФ (нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц; оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности)», — сообщили в СК.

  • © МЧС РФ

ГУ МВД округа сообщило, что не получало заявку на сопровождение автобуса с детьми.

«Мы не знали, что организуется доставка детей автобусом, хотя к нам заявка должна была поступить на его сопровождение. Сейчас выясняется, кем был нанят этот автобус», — приводит комментарий представителя МВД агентство ТАСС.

Ранее очевидцы ДТП опубликовали в сети видео с место происшествия.

«Прокуратура ХМАО уже подключилась. На месте работают наши коллеги, мы будем проводить проверку и силами прокуратуры выяснять обстоятельства», —сообщил RT начальник управления управления взаимодействия со средствами массовой информации Генпрокуратуры Александр Куренной.

Траур по погибшим будет объявлен 5 декабря. В понедельник 5 декабря в 12 часов в Храме Воскресения Христова в Ханты-Мансийске состоится панихида по погибшим. Так же во всех церквях Югры завтра будут читать молитвы о здравии пострадавших в ДТП.

Смерть без сопровождения. Кто ответит за гибель детей под Ханты-Мансийском?

В районе 925-го км автодороги Ханты-Мансийск — Тюмень все водители притормаживают, рассматривая последствия страшной аварии: на обочине стоит припорошённый снегом КамАЗ с прицепом, у которого неведомая сила раскурочила кабину. Рядом виднеются останки автобуса.

— Организовано реверсное движение, но всё равно дорога перекрыта. Людей ближе чем на 50 метров к месту аварии не подпускают. Авария очень страшная. Автобус перерубило пополам. От него почти ничего не осталось. А крыша лежит метрах в десяти, — рассказал Лайфу очевидец Рамиль Тачютдинов.

По его словам, авария произошла из-за того, что автобус задел тягач с военной техникой.

— Получилось так, что ехала грузовая машина, везла военный трал, и автобус не разминулся с ней, зацепил. Автобус выкинуло на грузовую фуру, получилось лобовое столкновение, автобус порвало полностью, — рассказывает Рамиль.

В этой аварии погибло 12 человек, в том числе и десять детей возрастом от 12 до 14 лет. Это была команда детей-спортсменов, которая возвращалась в родной Нефтеюганск после соревнований.

— Я ехала в конце автобуса и помню только, что мы врезались в какую-то машину. Из автобуса выбирались сначала сами, потом подъехал тренер, который ехал следом, и родители, которые забирали своих детей. Они недалеко за нами ехали, — говорит одна из выживших в аварии девочек.

По её словам, скорая и ГИБДД приехали примерно минут через 30–40.

— Мы бегали, вытаскивали других ребят из автобуса, из сугробов вытаскивали и укрывали, звонили знакомым, родителям, чтобы их оповестить. Когда мёрзли, садились в машины родителей, грелись и потом опять выходили, — рассказала пострадавшая.

— Я сама вылезла из машины. Мы с моей подругой вытащили девочку. Её зажало сиденьями, она теряла сознание. Остальных, кто лежал, мы били по щекам, кричали на них, чтобы они не теряли сознание, — вспоминает она.

Признаётся, что делать искусственное дыхание дети боялись.

— Да и прикасаться к пострадавшим было страшно, — сказала девочка.

Окружные прокуроры, сотрудники Следственного комитета и МВД сейчас разбираются в обстоятельствах трагедии.

— Сегодня около 16 часов на 925-м км автодороги Ханты-Мансийск — Тюмень произошло ДТП с участием автобуса и грузового автомобиля. По предварительным данным, водитель рейсового автобуса, выполнявшего рейс Ханты-Мансийск — Нефтеюганск, не справился с управлением и допустил столкновение с водителем встречного грузового автомобиля, — рассказала Лайфу врио замначальника пресс-службы УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу Софья Юсина.

Вероятнее всего, автобус с детьми развернуло на дороге, а ему в бок на большой скорости врезался тяжёлый грузовик. Все, кто сидел в месте удара, погибли. Всего погибло 12 человек, из которых 10 — дети. Двое скончавшихся взрослых, по предварительным данным, находились в КамАЗе, который столкнулся с автобусом. В окружную клиническую больницу всего с места аварии было доставлено 24 человека. Двое пострадавших детей находятся в крайне тяжёлом состоянии, ещё двое — в тяжёлом. За их жизни сейчас борются врачи.

Губернатор ХМАО Наталья Комарова поехала в окружную клиническую больницу, где лечат всех пострадавших и куда приехали их родственники. Она заявила, что 5 декабря в регионе будет объявлено Днём траура. Сегодня будет подписан документ о помощи пострадавшим и семьям погибших. Конкретные суммы пока неизвестны.

В ХМАО из Москвы уже вылетела бригада опытных специалистов детской травматологии и хирургии. Об этом сообщили в пресс-службе вице-премьера Ольги Голодец.

— Из Москвы в ближайшее время вылетает бригада института профессора Рошаля на помощь медикам, работающим в регионе, — сказала зампред правительства.

При необходимости медики смогут оказать помощь пострадавшим и доставить их в федеральные медицинские центры. На связи с медиками Югры работает президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль.

Всего в автобусе находилось 29 детей и двое сопровождающих их тренеров, а также водитель. Это были воспитанники Нефтеюганской специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Сибиряк».

Со 2 по 4 декабря в Ханты-Мансийске в спортивном комплексе «Юграмегаспорт» проходил чемпионат по спортивной акробатике среди команд ХМАО, в котором они участвовали. В командном турнире на первенство округа школа из Нефтеюганска заняла 2-е место. Лучшие по итогам турнира должны были представлять округ на соревнованиях Уральского федерального округа.

— Да, это наши воспитанники. Это сборная команда Нефтеюганска по спортивной акробатике. Они попали в ДТП, когда возвращались домой из Ханты-Мансийска. В соревнованиях от школы участвовали мальчики и девочки, всего 29 человек, — рассказали Лайфу представители спортивной школы.

Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по факту гибели детей в автоаварии в ХМАО. У следователей уже есть основания полагать, что перевозка детей не была должным образом согласована. Например, автобус двигался без обязательного сопровождения.

По предварительным данным, возможным виновником аварии был водитель автобуса. В воскресенье в районе аварии шёл снег, была метель. В тяжёлых погодных условиях водитель не справился с управлением, и его вынесло на встречную полосу. Судьба была к нему благосклонной: он фактически не пострадал и отказался от госпитализации. Сейчас с ним общаются следователи. Чтобы понять состояние, в котором он находился в поездке, у него уже взяли кровь для анализа. Её проверят на наличие алкоголя и наркотиков.

— Следователи склоняются к тому, что водитель автобуса не справился с управлением транспортным средством, что и послужило причиной аварии, — заявила Лайфу официальный представитель СКР Светлана Петренко.

Проверку по факту аварии и гибели детей в ХМАО начала региональная прокуратура. На место ДТП выехал первый заместитель прокурора ХМАО Игорь Меньшиков. Надзорный орган взял под свой контроль дело, возбуждённое СКР.

47-летнего водителя автобуса Зайнуллина М. только за 2016 год семь раз ловили за нарушение правил дорожного движения.

— Водительский стаж водителя составляет более 22 лет, — сообщил Лайфу источник. — При этом за последний год у него всего одно нарушение скоростного режима. Остальные — это непристёгнутый ремень безопасности или непропуск пешеходов.

Возможными фигурантами уголовного дела о страшном ДТП в ХМАО могут стать и руководители детской спортивной школы, которые организовали поездку. По закону они должны были заранее подать заявку на перевозку детей в местную ГИБДД, чтобы их сопровождали гаишники. В этом случае инспекторы ГИБДД должны были проверить состояние автобуса и водителя.

Уже известно, что организаторы рейса, на котором детей из Ханты-Мансийска везли в Нефтеюганск, не обращались в полицию для организации положенного в этом случае сопровождения машиной со спецсигналами. Об этом заявили в ГУ МВД РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу.

— Судя по всему, чтобы сэкономить деньги, руководители школы заказали автобус в первой попавшейся конторе, не поинтересовавшись лицензией на перевозку и другими необходимыми документами, — рассказал Лайфу источник в правоохранительных органах ХМАО.

По данным Лайфа, последние три дня водитель «челночил» между Нефтеюганском и Ханты-Мансийском фактически без отдыха, что также могло сказаться на его состоянии и оценке дорожной ситуации.

— 2 декабря водитель автобуса забрал из Нефтеюганска детей и привёз их в Ханты-Мансийск, а сам вернулся обратно. На следующий день он же повёз по этому маршруту вторую группу детей. Водитель подождал, когда команда выступит в Ханты-Мансийске, после чего увёз её домой. 4 декабря автобус забрал из Ханты-Мансийска первую группу и по дороге уже попал в ДТП, — рассказал Лайфу источник в правоохранительных органах ХМАО. — Все эти поездки проходили без обязательного сопровождения ГИБДД.

Владелец разбившегося автобуса Александр Сидорук заявил, что настаивал на том, чтобы полиция сопровождала детей в поездке. По словам мужчины, к нему за помощью обратился тренер спортивной команды Александр Каленский — «попросил бесплатно отвезти юных спортсменов на соревнование».

— Он обратился ко мне за спонсорской помощью, дескать, у них средств нет. Я настаивал, чтобы заказали сопровождение, но они сказали, не надо: «У вас же маршрут ходит, мы можем как пассажиры сесть и поехать». Но я против этого был, — заявил Сидорук.

В России регулярно происходят страшные аварии с автобусами, в которых гибнут в том числе и дети, однако ситуация пока не меняется. Ещё несколько лет назад бывший тогда уполномоченным по правам ребёнка Павел Астахов подготовил для президента России Владимира Путина доклад, в котором просил усилить контроль за автоперевозчиками междугородних сообщений, а также ужесточить наказание, в том числе и уголовное, для виновников ДТП за нарушения правил перевозки детей.

Он просил главу МВД Владимира Колокольцева прикрепить к каждому такому автобусу по экипажу с автоинспекторами. Астахов говорил, что частники обычно пользуются старыми и ненадёжными автобусами, а за ними и их водителями нет должного контроля. Он предлагал передать перевозки детей в специальные транспортные компании, которые и будут предоставлять транспорт.

По его мнению, в таких предприятиях отлажена система как техосмотра транспортных средств, так и предмаршрутных медосмотров водителей, а кроме того, их в любой момент могут проверить те же сотрудники ГИБДД или транснадзора.

Проблема заключается в том, что по закону под спецсопровождение подпадает только автоколонна от трёх автобусов. Если в колонне от 10 машин, то их должны «вести» уже два экипажа гаишников. Сопровождение одного или двух автобусов является необязательным. Машина ДПС выделяется, если только есть угроза опасности на дороге.