Правила фигурного катания

Содержание

Судейская система ИСУ

С 2004-2005 года, на всех соревнованиях, включая Олимпиады, Международный союз конькобежцев ввел новую систему. Ее разработали с целью повысить объективность судейства. Теперь кроме оценки за технику, оценивается отдельно каждый элемент (секция), которому изначально присваивается определенная ценность. А вместо единого балла за артистизм, арбитры оценивают отдельные составные компоненты исполненной программы.

Общая оценка выступления складывается из суммы баллов за технику и компоненты.

В соответствии с новыми правилами фигурного катания, судейство осуществляется следующими официальными лицами:

  1. Главный судья (рефери), который руководит работой всех судей, отвечает за организацию соревнований.
  2. Судейскую бригаду, состоящую из 9 арбитров, для оценки качества исполнения.
  3. Техническая бригада, в составе которой:
  • технический контролер, отвечающий за ее работу;
  • технический специалист опознает исполняемые элементы, определяет их сложность, выявляет ошибки при выполнении фигур, назначает штрафы и бонусные коэффициенты;
  • ассистент технического специалиста.

Все они должны быть официально зарегистрированы в ИСУ, не должны представлять одну и ту же национальную Федерацию. При формировании судейской бригады предпочтение отдается судьям тех Федераций, спортсмены которой участвуют в этих соревнованиях.

В одиночном и парном катании

Эти соревнования включают в себя в два этапа: короткая (обязательная) и произвольная программа. Время выступления отсчитывается от момента начала движения до момента полной остановки спортсмена. Для обязательной программы это 2 минуты 50 секунд.

В произвольной у мужчин 4,5 минуты, у женщин 4 минуты. Для пары — 4,5 минуты. Допускаются изменения +/- 10 секунд.

В короткую программу включаются семь обязательных фигур. Для каждого сезона определяется новая комбинация обязательных элементов. Последовательность их исполнения не регламентируется.

В произвольной программе спортсменов — одиночников стоимость всех прыжков, а в катании спортивных пар еще и выбросов, подкруток, поддержек, исполненных во второй половине программы, увеличивается на коэффициент 1,1.

В танцах на льду

Здесь запрещены выбросы, подкрутки и прыжки, более чем в один оборот. А танцевальные поддержки должны быть не выше головы партнера. Соревнования проводятся в двух дисциплинах: короткий (обязательный) и произвольный танец.

Регламент соревнований для каждого сезона определяет вид музыки и серии обязательных для исполнения элементов. Это могут быть: дорожки шагов, серии твизлов (вращений во время движения на одной ноге), совместных вращений партнеров и одной танцевальной поддержки. Уровень их сложности не регламентирован.

Тема, сюжет и композиция произвольного танца определяется самими спортсменами.

Танец должен исполняться под музыку, меняющую свой ритм, темп. Композиция может состоять из двух музыкальных произведений.

В соревнованиях низкого уровня

В детских и любительских соревнованиях спортсменов не достигших высших разрядов, в систему может вноситься ряд изменений:

  1. Судейская бригада может состоять из двух арбитров, а техническая из одного.
  2. Уровень исполняемых элементов ограничен до 2 или 3. Применяется одинаковый коэффициент для мужчин и женщин.
  3. Допускаются включение в каскады и комбинации не больше двух прыжков.
  4. Обводка считается зачетным элементом.
  5. Количество компонентов программы уменьшается. Для детей он только один — артистизм.
  6. Дедакшн уменьшается вдвое.
  7. Одновременно разминаться могут восемь фигуристов.

Очки за общее впечатление

Кроме определения качества выполнения фигур, судьи дополнительно оценивает общее впечатление от катания фигуристов. Каждая составляющая часть программы оценивается по 10-ти бальной системе, где 1 — плохо, а 10 — безукоризненно. Выделяют пять компонентов программы:

  • уровень владения коньком, отработанность техники, свободное изменение скорости скольжения,
  • разнообразие связующих элементов, их сложность, умение партнеров кататься в унисон;
  • красота движений и поз, стиль, осанка, индивидуальность, единство и взаимодействие фигуристов, общая композиция;
  • структура программы, ее идея, концепция, оригинальность, использование пространства;
  • эмоциональная выразительность, цельность передаваемого образа, интерпретация музыки, соответствие движений ее характеру, стилю и ритму.

Результаты вычисляются по тому же алгоритму, что и при оценке элементов. Сначала отбрасываются крайние оценки. Из остальных вычисляют среднее значение. К нему применяются коэффициенты, регламентируемые для каждой дисциплины. Полученный результат округляется до двух знаков.

Эти коэффициенты не отличаются у взрослых спортсменов и юниоров. Для короткой программы у мужчин применяется коэффициент 1,0, у женщин и пар 0,8. Для произвольной программы коэффициенты удваиваются.

Результатом выступления будет сумма получившихся баллов за все компоненты.

Изменения за последние годы

Введение новой системы существенно повысило объективность судейства, но вместе с тем вызвало и ряд нареканий. Так, стремление включить больше дорогостоящих элементов приводит к уменьшению оригинальности выступлений. Кроме того, по мнению экспертов, свод правил не включает всего разнообразия возможных фигур. Это может тормозить развитие фигурного катания. Попытки найти баланс между технической и хореографической составляющей заставляют ИСУ вносить изменения и поправки в правила фигурного катания.

Так в сезоне 2010-2011 года увеличилась стоимость сложных прыжков, уменьшился штраф за недокрученные прыжки, поменялось регламентируемое количество элементов, стало возможно включать в произвольную программу каскады, состоящие из трех прыжков.

В 2011-2012 году были переписаны некоторые критерии оценки. А в 2012-2013 годах был добавлен коэффициент 1,1, стимулирующий спортсменов к исполнению сложных фигур во второй половине выступления.

В сезоне 2016-2017 значимыми поправками можно назвать запрет на повтор прыжков в короткой программе, увеличение штрафных баллов за повторные падения, отказ от анонимности судей.

Правила спортивных соревнований постоянно совершенствуются, изменяются критерии оценки, повышаются требования к технике катания.

История появления и развития командного фигурного катания

Официально Международным союзом конькобежцев (ISU) этот вид спорта впервые был включён в программу чемпионатов мира в 2009 году в апреле в Токио на арене Yoyogi National Gymnasium.

Планировалось, что командное первенство, которое получило название World Team Trophy, будет проводиться раз в два года.

Турнир необычен тем, что наряду с ISU его организует японская федерация фигурного катания при поддержке телекомпании Asahi, что коммерциализирует спортивное мероприятие. В следующий раз такое соревнование собирались провести в 2011 году опять-таки в Японии, в Иокогаме, в апреле. Но в марте в Японии произошли крупнейшие природные и техногенные катастрофы, и ЧМ перенесли на следующий год.

К 2018 году было проведено 5 таких чемпионатов — в 2009/12/13/15/17 годах, и все в Токио, на которых трижды побеждали американцы и дважды японцы.

Вообще, именно Япония сыграла особую роль в становлении командного фигурного катания, так как прообразом современных соревнований послужил проводившийся там с 1997 года развлекательный турнир Japan Open. Он не носил официальный характер, а команды из популярных спортсменов формировались не по странам, а, например, по частям света.

Начиная с Олимпийских Игр (ОИ) 2014 в Сочи, этот вид стал олимпийским. Тогда российской команде удалось завоевать золотую медаль. Первыми олимпийскими чемпионами в этом виде спорта стали Евгений Плющенко, Юлия Липницкая, Татьяна Волосожар — Максим Траньков, Ксения Столбова — Фёдор Климов, Екатерина Боброва — Дмитрий Соловьёв и Елена Ильиных — Никита Кацалапов. На прошедшей в 2018 году Олимпиаде в Корее наша сборная в этом виде завоевала серебро, золото на сей раз получили канадцы.

Фото 1. Выступление российских фигуристов Татьяны Волосожар и Максима Транькова в рамках командных соревнований по фигурному катанию на Олимпиаде в 2014 году.

Правила командного фигурного катания

Правила этого вида спорта несколько отличаются в зависимости от типа соревнований — ЧМ или ОИ.

Виды, что это такое

В обоих типах соревнований представлены мужское и женское одиночное катание, спортивное катание и танцы на льду, то есть все четыре классических вида. Отличие заключается в том, что на World Team Trophy в каждой команде выступают по 2 одиночника и одиночницы, по 1 спортивной паре и танцевальному дуэту.

Происходит некий перекос в сторону одиночного катания, причиной которого является значительное участие японцев в организации мероприятия.

Традиционно Япония сильна одиночниками, но отстаёт в спортивном катании и в танцах, поэтому предпочтение отдаёт представителям одиночных видов фигурного катания.

На Олимпиаде все четыре вида представлены равномерно: по одному представителю одиночного мужского и женского катания, спортивной паре, танцевальному дуэту.

Таким образом, олимпийские соревнования в этом виде спорта более сбалансированные.

Сколько этапов

Число этапов в обоих вариантах соревнований одинаково — по два. Участники выступают в короткой и произвольной программе. Но если на чемпионате в обеих программах принимают участие одни и те же спортсмены, то на ОИ возможны замены, да и не все команды допускаются до второго этапа.

Как проходит отбор участников

На чемпионате World Team Trophy в каждой программе представлены 6 команд, а на ОИ сначала в короткой программе соревнуются 10 команд, и потом 5 лучших по её итогам выступают в произвольной программе и разыгрывают медали.

На командный чемпионат мира отбирают сильнейших фигуристов своей страны, имеющих самый высокий рейтинг ISU для пар и танцевальных дуэтов, а также по два лучших одиночных фигуриста среди мужчин и среди женщин. Кроме того, эти спортсмены должны входить в десятку лидеров в своём виде по итогам предыдущего ЧМ по фигурному катанию.

Внимание! В случае необоснованного отказа от участия в этих соревнованиях выбранного одиночника, одиночницы, пары или танцевального дуэта, они теряют право выступать в шоу, показательных выступлениях и соревнованиях в течение года, также к ним применяются и другие меры.

В случае, когда выбранная страна отказывается от участия всей командой, на её место приглашается команда следующей по рейтингу страны.

На Олимпийские игры отбор участников происходит по итогам предыдущего ЧМ и недавно прошедших этапов серии Гран-при. Чтобы определить рейтинг страны, берут результаты выступлений лучших представителей в четырёх видах фигурного катания на данных соревнованиях.

Фото 2. Российская сборная по командному фигурному катанию на Олимпиаде в Сочи в 2014 году.

Иногда рейтинговых очков всё-таки не хватает. В таком случае также учитывают результаты и других известных соревнований, например, чемпионата Европы, Турнира четырёх континентов, юниорского чемпионата. Безусловно, на ОИ соревноваться могут только те спортсмены, которые по своим результатам попадают на личное первенство Олимпиады.

Возможны случаи, когда в команде один какой-то вид не представлен из-за того, что спортсмен не смог отобраться на ОИ. Тогда команда вправе воспользоваться дополнительной квотой и принять участие в соревновании. При этом страна не выставляет представителя в данном виде и не может компенсировать никаким другим способом недостачу участника, а также, соответственно, очков. Следует иметь в виду, что сборная, претендующая на участие в командных соревнованиях, должна получить лицензию не меньше, чем в трёх видах катания.

Как начисляются очки

В командных соревнованиях при подведении результатов учитываются не сами баллы, набранные фигуристами по итогам выступления, а присуждаемые им за это очки.

В ЧМ по фигурному катанию очки начисляются как за короткую, так и за произвольную программу по следующему принципу: в одиночных соревнованиях за первое место — 12 очков, за второе — 11 и так далее вплоть до двенадцатого места с 1 очком.

В соревнованиях пар и танцоров за первое место — 12 очков, за второе — 11 и так далее вплоть до шестого места с 7 очками. Очки всех участников команды складываются за обе программы. По их общему результату определяются места стран-участниц.

На Олимпийских играх в короткой программе очки начисляются по одному принципу: за первое место — 10 очков, за второе — 9 и так далее, за десятое — 1 очко. Для представителей пяти лучших по итогам короткой программы команд произвольная композиция оценивается так: первое место — 10 очков, второе — 9 и так далее, за пятое — 6 очков. Сумма баллов за две программы всех представителей команды и определяет её положение.

Как проходят замены

На Олимпийских играх одна страна-участница вправе произвести между короткой и произвольной программой не более двух замен при условии наличия спортсменов, получивших олимпийские лицензии в том виде фигурного катания, в котором эта замена происходит.

Такая ротация позволяет задействовать большее число участников, дать возможность снизить нагрузки на лидеров, продемонстрировать максимальный результат, потому что часто по разным причинам короткая и произвольная программы могут получаться у спортсменов лучше или хуже.

Регламент командных соревнований World Team Trophy таков, что не предусматривает замен, если только вся команда не откажется заранее от выступлений и не будет заменена на следующую в рейтинге.

Не только спортивный, но и коммерческий характер чемпионата World Team Trophy предполагает присутствие лидеров мирового фигурного катания.

Призовой фонд данного спортивного мероприятия составляет 1 миллион долларов и распределяется между командами в зависимости от достижений. Победители в своих видах поощряются также и дополнительно.

История возникновения и развития фигурного катания

Прежде чем говорить о возникновении фигурного катания, следует упомянуть о появлении первых коньков. Находки археологов говорят о том, что прототипы коньков были уже в бронзовом веке (35/33 — 13/11 вв. до н. э.), но такие коньки не годились для фигурного катания, их предназначение было лишь для ускорения их владельца.

Фигурное катание зародилось в Голландии, в XII—XIV веке. Заниматься им стало возможно после создания железных коньков с двумя ребрами. Но это было не то фигурное катание, к которому мы с вами привыкли. Спортсмены вычерчивали на льду различные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.

В 1742 году в Эдинбурге появился первый клуб любителей фигурного катания, тогда же был придуман первый перечень обязательных фигур и первые правила. Из Европы фигурное катание быстро распространилось в США, где получило огромное развитие. Стали открываться новые клубы фигуристов, совершенствоваться правила, разрабатываться новые модели коньков.

К середине XIX века были сформированы практически все из существующих обязательных фигур, а также технические приемы для их выполнения. На первом Конгрессе конькобежцев в 1871 году фигурное катание было признано как вид спорта, а ещё спустя 11 лет был проведен первый официальный чемпионат по фигурному катанию.

В 1890 году в честь 25-летия катка в Юсуповском саду в Санкт-Петербург съехались все звезды фигурного катания, а получившиеся соревнования носили статус «неофициального чемпионата мира». Продемонстрированный международный размах позволил уже в 1896 году провести в Санкт-Петербурге первый официальный чемпионат мира по фигурному катанию.

Правила в фигурном катании

Правила зависят от разновидности фигурного катания: индивидуальное женское, индивидуальное мужское, парное фигурное катание, а также парные танцы на льду.

В индивидуальном катании мужчины и женщины обязаны откатать две программы – короткую и произвольную. За короткую программу, которая может длиться до 2 минут 40-50 секунд, фигуристы обязаны представить 8 обязательных элементов (двойной или тройной Аксель, тройной или четверной прыжок, одна комбинация прыжков, несколько разных типов вращений и две дорожки шагов) в любом порядке. За отсутствие одного из элементов следует штраф.

Произвольная программа почти в два раза дольше короткой, она занимает 4 с половиной минуты у мужчин и 4 минуты у женщин. Фигуристы стремятся включить свою программу самые сложные элементы (за которые можно получить больше баллов).

В парном фигурном катании правила очень схожи с индивидуальными, разница лишь в обязательных элементах. Так, обязательными элементами для пар являются поддержки (партнер поднимает партнершу), прыжки с выбросом (когда партнер кидает партнершу), а также синхронные прыжки и вращение.

А вот программа танцоров несколько отличается. Они должны исполнить обязательный, произвольный и оригинальный танцы. Обязательный танец всем фигуристам дается один и тот же, с набором обязательных элементов. Затем следует оригинальный танец, в котором всем участникам дают определенную тему для вариаций, а уж они должны интерпретировать ее, как сочтут нужным. Ну а всю свою фантазию, талант и мастерство танцоры могут показать в произвольной программе. Здесь и музыку, и костюмы, и движения выбирают сами фигуристы, поэтому и очков за него дают больше всего – 50 %.

Есть ещё синхронное катание, в котором одновременно за одну команду выступает от 16 до 20 фигуристов. Цель дисциплины — выступление команды как единого целого. Техника, скольжение, элементы в синхронном катании полностью соответствуют классическому фигурному катанию. В синхронном катании есть свои особенные обязательные элементы, такие как: круг, линия, колесо, пересечения, блоки.

Прыжки в фигурном катании разделяются на две группы — рёберные и носковые (зубцовые), в зависимости от того, какой частью конька происходит толчок. Сейчас фигуристы выполняют 6 видов прыжков — тулуп, сальхов, риттбергер, флип, лутц и аксель.

В правила фигурного катания внесены изменения

Прыгать в конце теперь бессмысленно

Одним из главных козырей Алины Загитовой были прыжки во второй части выступлений. Оставляя все самые сложные элементы «на потом», спортсмен умножает свои баллы на 1,1. Российская олимпийская чемпионка в своей победной произвольной программе на Олимпиаде-2018 заработала максимальное количество повышенных очков, исполнив все семь прыжков в конце.

Реклама

Больше такого не будет.

Сейчас максимальное количество элементов, за которые спортсмен может получить надбавку, снижено в короткой программе до одного, в произвольной — до трех.

Если бы медали Игр в Пхенчхане разыгрывались по новой системе, чемпионкой стала бы не Алина, а Евгения Медведева.

Специалисты отмечают, что способность прыгать в конце — это особенность молодого организма. Данным решением Международный союз конькобежцев (ISU) дает больше шансов старшим спортсменкам.

Теперь российскому специалисту Этери Тутберидзе придется менять программу Загитовой, чтобы спортсменка оставалась конкурентоспособной.

Четверные должны быть разными

Еще одно важное решение ISU — теперь в произвольной программе спортсмен может прыгать один из видов четверных дважды, остальные — только однажды. Как отмечают в международной организации, такое нововведение придаст программам больше разнообразия и даст больше шансов фигуристам, владеющим всеми четверными прыжками.

«Если спортсмен типа Хавьера Фернандеса может прыгать четверные сальхов и тулуп, то он по предыдущим правилам стал бы делать два четверных сальхова и два тулупа, то есть уже четыре прыжка из семи возможных.

При новом правиле он не сможет один из них повторить, и ему придется включать какой-то другой прыжок. То есть теперь какое-то разнообразие вынужденно будет добавляться»,

— цитируют «РИА Новости» вице-президента ISU Александра Лакерника.

Возрастная планка пока не повышена

Широко обсуждавшийся вопрос о поднятии возраста допуска юниоров к взрослым соревнований даже не поднимался. Экстренное предложение об увеличении с сезона-2020/21 порога с 15 до 17 лет внесли Нидерланды. Однако сделано оно было в срочном порядке, и для включения в повестку дня с этим должны были согласиться 4/5 делегатов конгресса. За включение в повестку проголосовали 63 участника, против — 39, воздержались 15, голосов для изменения оказалось недостаточно.

«Конгресс — это большая организация, и раз она не сочла нужным рассматривать это предложение, значит, оно для большинства просто не готово для рассмотрения. Но вопрос правильный, его нужно обсуждать»,

— сказал Лакерник.

Однако очевидно, что правило не было принято исключительно из-за спешки. Наверняка на следующем конгрессе вопрос будет поднят уже не в срочном порядке. И высока вероятность, что новый возрастной ценз все же будет принят.

Падать стало больнее

Поощрять и штрафовать за прыжки стало проще. Была изменена GOE (Grade of Execution — «шкала уровня исполнения» — «Газета.Ru»). Раньше она была от «-3» до «+3», теперь — от «-5» до «+5». Кроме того, немного понижена базовая стоимость четверных прыжков.

«После изменения правил надо подумать, идти ли на четверной, ведь можно получить минусы, но если спортсмен делает прыжок, он получает очень много.

Мы уже достигли такой сумасшедшей сложности, что не надо поощрять просто попытки — надо поощрять хорошее исполнение.

Наверное, сейчас настало время подумать о качестве», — сказал Лакерник.

Однако, как отмечает знаменитый российский тренер Татьяна Тарасова, данное решение даст больше возможностей судьям принимать несправедливые решения.

«Сделали «+5» и «-5», а это совершенно неправильно.

У судей теперь появилось еще больше возможностей быть несправедливыми. Я не поддерживаю направление о стоимости четвертых прыжков. Это прогресс, а его остановить невозможно, если мы говорим о настоящем мужском одиночном катании»,

— цитирует Тарасову «Спорт-Экспресс».

Меньше времени на льду

Длительность произвольных программы у мужчин в одиночном катании и спортивных пар сокращена на 30 секунд и теперь составляет четыре минуты. На следующих соренованиях одиночники смогут исполнить не восемь прыжков, а семь.

«У многих сложилось мнение, что на последние 30 секунд своих программ у мужчин просто не остается сил из-за очень большой сложности»,

— цитирует Лакерника «Советский спорт».

Также изменениями подверглись и названия. Так, короткий танец будет именоваться ритм-танцем (Rhythm Dance).

Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице фигурного катания, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «Вконтакте».

Судейская система ИСУ (англ. ISU Judging System) — действующая система оценок для мужского и женского одиночного фигурного катания, парного катания, спортивных танцев на льду и синхронного фигурного катания. Она была введена и поддерживается Международным союзом конькобежцев (ИСУ) с 2004 года. В переходный период система называлась англ. New Judging System (NJS); в русскоязычных источниках название Новая судейская система использовалось значительно дольше. Данная система используется на всех международных соревнованиях, проводимых под эгидой ИСУ, включая Зимние Олимпийские игры.

ИСУ заявляет, что преимущество этой системы в более детальной статистике по фигуристам и судьям. С одной стороны, это позволяет тренерам определить, за что ставят высокие оценки, и соответственно подготовить спортсмена, с другой — «вычислить» предвзятого судью и применить санкции. Поскольку у оценок нет верхней границы, перестали недооценивать фигуристов, катающихся первыми. Да и поклонникам фигурного катания стало удобнее: если нет возможности посмотреть соревнование в прямом эфире, они могут проанализировать протокол и смотреть выступления выборочно.

В одиночном и парном катании

Вместо выставления двух «общих» оценок (за сложность программы и за её представление) судьи оценивают все элементы в программе по отдельности. При этом судьям помогают компьютеры. Соревнования судят:

  • Главный судья, или «рефери» — заведует организационной стороной соревнования: вызывает на лёд фигуристов, даёт сигналы радиоузлу, следит за хронометражем.
  • Технический специалист с помощником — фиксируют элементы, недокруты, падения.
  • Технический контролёр — контролирует работу технической бригады. Если у специалиста с помощником случается разногласие, голос технического контролёра становится решающим.
  • Оператор ввода информации и оператор видеоповтора — находятся рядом с технической бригадой и ассистируют им (первый вводит их решения в компьютер, второй управляет системой видеоповтора).
  • 9 судей — оценивают качество исполнения.

Очки за элементы

Для каждого элемента, выполненного фигуристом, оценка вычисляется по такому алгоритму. Технический специалист определяет название и уровень (базовый, 1, 2, 3 или 4). По таблице определяется базовая стоимость элемента в очках (SOV — Scale of Value). Судьи определяют уровень исполнения (GOE — Grade of Execution) от −5 до +5, высший и низший GOE отбрасываются, остальные семь по таблице переводятся в бонус/штраф к очкам, усредняются и округляются до двух знаков. Оценка за элемент может дать отрицательное число — в таком случае элемент стоит ноль очков.

Оценки за все элементы складываются — получаются очки за элементы (Total Element Score).

Чтобы в такой системе можно было сравнивать одного фигуриста с другим, предельное количество тех или иных элементов строго регламентируется. Например, мужчинам в произвольной программе разрешено не более 8 прыжковых элементов, из них три — каскады и комбинации, и только в одном каскаде возможны три прыжка.

Чтобы выступление не выглядело однообразным, каждый элемент нельзя исполнять более одного раза за программу, за исключением (данные на 2016—17):

  • Прыжки в одиночном катании. В короткой программе все прыжки разные. В произвольной: одинарные прыжки можно повторять сколько угодно раз. Двойные — дважды. Тройные и четверные — два прыжка на выбор можно исполнить дважды, остальные по разу. Если прыжок исполнен дважды, хотя бы один раз из двух должен быть в каскаде или комбинации.
  • Прыжки в парном катании. Разрешены два одинаковых прыжка в одном каскаде или комбинации.

Существуют и другие требования, какие элементы исполнять обязательно, а какие — запрещено. Подробнее см. Короткая программа и Произвольная программа.

Очки за общее впечатление

Судьи ставят оценки за пять составляющих («компонентов») программы от 0 до 10 с шагом в 0,25:

  • Владение коньком, умение кататься на одной ноге, удерживать равновесие и делать дуги на крутом ребре (Skating skills)
  • Связующие элементы — умение переходить с элементов в связки и обратно, сложность и разнообразие связок (Transitions)
  • Артистизм, красота исполнения, единство партнёров (Performance)
  • Построение программы, оригинальность, способность задействовать весь каток (Composition)
  • Передача музыки и образа движениями на льду (Interpretation of the Music)

Для каждого из пяти компонентов отбрасывается лучшая и худшая оценки, остальные семь усредняются и округляются до двух знаков. Усреднённые оценки умножаются на установленные для данного уровня соревнования коэффициенты и суммируются — получаются очки за общее впечатление (Total Component Score, или Presentation Score). Коэффициенты подбираются так, чтобы элементы и общее впечатление давали примерно одинаковое количество очков. У взрослых женщин и пар коэффициент 0,8 для короткой программы и 1,6 для произвольной. У мужчин — 1,0 и 2,0.

Штрафы

Фигурист штрафуется за такие нарушения:

  • Падения. Первое и второе — по −1. Третье и четвёртое — по −2. Пятое и далее — −3. В парном катании падение обоих партнёров даёт удвоенный штраф. Помимо этого штрафа, падение на связке чревато снижением оценки за связующие элементы, а падение на элементе даёт GOE −5.
  • Несоответствие формату соревнования: превышение по времени, неправильная музыка, посторонние предметы и т. д.
  • Нарушения, опасные для себя и других участников: запрещённые элементы, отваливающиеся с костюма украшения.
  • Перерыв в программе (до 3 минут) по вине фигуриста и его экипировки, сразу −5 очков.

Складываются очки за элементы, очки за общее впечатление и штрафы. Спортсмен/пара/команда, у которой итоговая сумма оказывается выше, и объявляется победителем.

Ничьи, хоть и крайне редко, но бывают. Ничьи по одной программе разрешаются оценкой за технику в короткой программе и оценкой за компоненты — в произвольной. Ничьи по сумме нескольких программ — последней откатанной.

Протокол выступления

Протокол произвольной программы фигуриста (мужское одиночное катание)

  • Оценка за технику:
    • В колонке Executed elements (1) записываются сокращённые названия элементов (например, 3S — тройной сальхов, StSq4 — дорожка шагов 4 уровня).
    • В колонке Info (2) указываются особые отметки: недокрут более 90° (<), недокрут более 180° (<<), нечёткое ребро для флипа/лутца (!), явно неверное ребро для флипа/лутца (e), незачёт (*), слабый прыжок во вращение, комбинированное вращение из двух позиций (V).
      • В старых протоколах также бывает: слабый прыжок во вращение, неполноценное комбинированное вращение (V1 или V2).
    • Base Value (3) — вычисленная по таблице стоимость «стандартно» исполненного элемента. Прыжки, выбросы, поддержки и подкрутки, исполненные во второй части программы (с 2018/19 — 1 шт. в короткой и 3 шт. в произвольной), стоят в 1,1 раз больше, такие элементы отмечаются знаком «x». Стоимость в колонке указывается со всеми коэффициентами (на рисунке: стоимость двойного акселя в строках 4 и 10 разная).
    • GOE (4) — прибавка в очках за выставленный судьями GOE (5), с учётом того, что часть судей отбрасывается. Прибавка берётся из таблицы по наиболее сложному прыжку каскада без всяких коэффициентов.
    • J1…J9 (5) — выставленный судьями GOE, от −5 до 5. До сезона 2016/17 результаты перемешивались компьютером, и была приписка «in random order».
    • Scores of Panel (6) — окончательная стоимость элемента, равняется сумме колонок 3 и 4.
  • Оценка за общее впечатление (7): указываются оценки судей, от 0 до 10. В колонке Factor — весовые коэффициенты компонентов.
  • Deductions (8): штрафы. На рисунке: два падения, по −1 каждое.
  • Общий счёт за программу (9):
    • Total Element Score — суммарная оценка за элементы.
    • Total Component Score — суммарная оценка за общее впечатление (уже умноженная на соответствующие коэффициенты).
    • Deductions — штрафы.
    • Total Segment Score — общая оценка, является суммой остальных трёх.

Особые обозначения в графе Executed Elements

Обозначение Описание
3A< Недокрученный на 90° прыжок или выброс, базовая стоимость 70 %.
3F<< Недокрученный на 180° прыжок, выброс или подкрутка. Базовая стоимость — как у прыжка уровнем меньше (в данном случае — двойного флипа). Одиночный прыжок не засчитывается.
3Fe Отметки e (неверное ребро) и V (слабое комбинированное вращение) прикрепляются и к соответствующим элементам. Базовая стоимость 70 %.
3Lz+3T Каскад — тройной лутц, тройной тулуп. Считается одним прыжковым элементом. Базовая стоимость — арифметическая сумма прыжков. Прибавка за GOE — по наиболее сложному прыжку.
2A+1Lo+2S Устаревшая запись: ойлер в середине каскада (двойной аксель, ойлер, двойной сальхов) в годы 2010…2018 считался одиночным риттбергером. С 2018 года используется 1Eu.
3S+2Lo< Если один из прыжков недокручен, базовая стоимость снижается только для него. Здесь стоимость тройного сальхова берётся полная, а стоимость двойного риттбергера — с коэффициентом 0,7.
2Lo+COMBO Двойной риттбергер засчитан как каскад. В короткой программе или на соревновании с особым регламентом вместо обязательного каскада исполнен сольный прыжок. Какой прыжок должен быть каскадом, техническая бригада определяет постфактум по косвенным признакам: например, фигурист попытался сгруппироваться на второй прыжок. Если нет возможности определить, решение выносится в пользу фигуриста. Также — каскад из любого стандартного прыжка и ойлера.
2A+2A+SEQ Аксель после любого стандартного считается комбинацией прыжков (англ. jump sequence). Засчитываются два наиболее сложных прыжка с коэффициентом 0,8. Прибавка за GOE — по наиболее сложному прыжку без всяких коэффициентов. Устаревшая запись (на рисунке): до 2017/18 применялся и для связующих элементов между прыжками (строка 3).
3T+REP Повтор сольного прыжка, серьёзный штраф к GOE. Если прыжок исполнен третий раз — остальной каскад оценивается, как будто этого прыжка не было (ранее не засчитывался весь каскад).
3T+SEQ В парном катании один партнёр сорвал второй прыжок в каскаде. Базовая стоимость 80 %, серьёзный штраф к GOE, теряется каскад. Устаревшая запись (на рисунке): использовалось и для повторов.
SSp Если элемент не дотягивает даже до базового уровня, уровень опускается. Например, «волчок» (SSp) не засчитывается, если не удалось исполнить 2 оборота в чистой позе. Элемент, разумеется, не засчитывается.
A Такая же запись применяется и к сорванным прыжкам — прыжкам без вращения, «развалившимся» уже на заходе. Подобная запись практически не встречается в соревнованиях высокого уровня — чаще срывают свои одиночные прыжки дети и неспортсмены.
LSp3* Звёздочкой обозначаются элементы, опущенные как недопустимые (повтор, запрет, одиночный прыжок в высоких классах, требовался другой элемент того же типа). Если каскад состоит из разрешённых и запрещённых прыжков, разрешённые дают очки. В частности, если исполнен четвёртый каскад, первый прыжок объявляется сольным, остальные не засчитываются. На рисунке: в строке 5 фигурист удачно прыгнул в волчок (FSSp3). В конце программы запланировано сложное комбинированное вращение с прыжковым заходом, но не удалась уже первая стадия — прыжок в волчок. Поэтому техническая бригада засчитала одновременно элемент без уровня и повтор (FSSp*, строка 11).

В соревнованиях низкого уровня

В соревнованиях детей и взрослых любителей, в зависимости от уровня организации и участников, в систему могут вносить такие изменения:

  • Уменьшается количество компонентов (в выступлениях детей вообще один компонент — артистизм).
  • Если есть ограничения на уровень прыжков, коэффициент делают одинаковым для мужчин и женщин (обычно «женские» 1,6).
  • Отказываются от отметки «x» (сложнейшие элементы — не всегда прыжки).
  • Вдвое уменьшаются все штрафы. Падения оцениваются как −0,5, если упал один, и −1, если упали двое и более (парное, танцевальное, синхронное).
  • Учитывается мнение всех судей (коих и без того мало, необходимый минимум — двое). Техническую бригаду тоже зачастую уменьшают до одного-двух человек.
  • Ставят ограничения на уровень элементов (у детей — до 2-го или 3-го).
  • В число зачётных добавляется элемент pivot figure («обводка», упрощённый вариант тодеса), иногда single waltz jump (перекидной).
  • В укороченную программу умещается только одна дорожка шагов. В «сильных» классах это обычно StSq (техническая), в слабых — ChSq (хореографическая).
  • Ограничение в два прыжка применяется и к одиночным.
  • В одну разминку могут поставить до восьми фигуристов.
  • Танцоры вместо короткого танца исполняют обязательный (pattern dance, PD), творческой части не имеющий вообще. Каждый круг танца делится на 2—4 «элемента». Уровня эти «элементы» не имеют и оцениваются только судьями (техническая бригада фиксирует факт исполнения). Последние круги танца оцениваются дороже первых. Компоненты в обязательном танце таковы:
Skating skills Владение коньком, уверенное и безошибочное исполнение шагов 0,75
Performance Качество исполнения танца; артистизм 0,5
Interpretation Передача музыки движениями на льду 0,5
Timing Попадание шагов в такт танца 0,75

Поскольку полный комплект техники стоит дорого, а подобные соревнования могут проводиться и на малоподготовленных катках, ИСУ пришлось проработать варианты и для малых соревнований. Наиболее бюджетный вариант состоит из компьютера с принтером и комплекта переговорных устройств.

История

См. также: Скандал в фигурном катании на зимних Олимпийских играх 2002

Идея заменить старую шестибалльную систему оценок, существовавшую более 100 лет, возникла после скандала на зимних Олимпийских играх 2002 года, когда впервые в истории фигурного катания голос судьи был аннулирован и проведено повторное награждение (вручили второй комплект золотых медалей). После Олимпиады состоялся конгресс ИСУ, на котором был вынесен этот вопрос, и президент ИСУ Оттавио Чинкванта выдвинул идею реформировать судейство. Система отрабатывалась на нескольких малозначимых соревнованиях сезона 2003—04, а в сезоне 2004—05 стала единственной.

Сразу после появления Новая система подверглась разгромной критике от ведущих специалистов. Например, трёхкратной олимпийской чемпионке Ирине Родниной не нравится анонимность судей, двукратный олимпийский чемпион Олег Протопопов с сожалением заявил, что сегодняшние правила не оставляют возможности для творческой работы. С резкой критикой выступает и тренер многих чемпионов Е. А. Чайковская, называя систему вялой и регрессивной. Тренер ряда олимпийских чемпионов А. Н. Мишин заявлял, что система введена слишком быстро и рано, и она не стимулирует риск. Арбитр Соня Бьянкетти, судившая на 40 чемпионатах и Олимпиадах, вообще указывает на кризис в судействе фигурного катания. Также вызывает сомнения излишняя «завязанность» системы на техническом специалисте, который определяет тип элемента, рёберность и недокрут, не всегда точно. В первые годы дисбаланс стоимости элементов был таков, что каскад 3+3 (исполняемый большинством женщин и всеми мужчинами) оценивался выше, чем 4+2 (исполняемый немногими мужчинами).

Во время зимних Олимпийских игр 2018 в Пхёнчхане, после успешного исполнения фигуристкой-одиночницей Алиной Загитовой произвольной программы в командных соревнованиях, в которой она выполнила все прыжковые элементы во второй части программы, в спортивном сообществе (прежде всего, западном) раскритиковали нынешнюю судейскую систему, оценивающую такое исполнение в дополнительные 10 % и вынуждающую фигуристок переводить прыжки во вторую часть, чтобы быть в состоянии претендовать на лидирующие места, в ущерб артистическому исполнению и сбалансированности программы.

Важнейшие изменения за последние годы

На сезон 2016/17 вывели из компетенции технического специалиста (отметка «V») долгую стабилизацию на вращении. Запретили повторы прыжков в короткой программе. Увеличили штрафы за повторные падения. Для прыжка с шагов в короткой программе уточнили — плюс даётся за сложные шаги. Уточнили: если один из прыжков запрещённый, оставшийся прыжок каскада считается сольным. Дорожки в танцах поделили на уровни. Уточнили названия компонентов. На 2018 год пообещали серьёзные изменения в правилах оценки танцев. Отказались от анонимности судей. Также незначительно изменены правила соревнований.

В олимпийский сезон изменения обычно незначительны, и 2017/18 не исключение. Главное отличие: черту технической дорожки «две последовательности из трёх сложных шагов» теперь надо исполнять на разных ногах. Во всех парных элементах добавили ошибку «вразнобой», которая приносит от −1 до −3 в зависимости от решения судьи. Также указали: если в программе есть падение или серьёзная ошибка, за общее впечатление не нужно ставить 10.

На сезон 2018/2019 из-за Алины Загитовой, удачно эксплуатировавшей систему, объявили: коэффициент 1,1 даётся последнему прыжку в короткой программе и трём в произвольной, если те исполнены во второй половине (если взят тайм-аут — то до него). Полностью переписана система оценок, гипотетический четверной аксель стоит 12,5 (ранее 15). GOE теперь ±5 (ранее ±3). Ойлер в каскаде объявлен отдельным прыжком, отличным от риттбергера — вероятно, в угоду низким классам, у которых в арсенале не так много разных прыжков. Объявлено, что оценка за компонент 10 — это выдающееся выступление, и оценку 9,5 (а иногда и 9,0) ни в коем случае нельзя давать выступлениям с падениями и серьёзными ошибками. В короткой программе отказались от требования «прыжок должен быть с шагов». Прыжки с неверными рёбрами или недокрутами внесены в таблицу: для них уменьшаются и прибавки/штрафы за GOE, они входят в понятие «самый сложный» со всеми штрафами. Если у прыжка одновременно неверное ребро и недокрут — это решается исключительно через GOE.

Рекордные оценки

Баллы, полученные на национальных чемпионатах, не учитываются. В августе 2018 года, в связи с изменениями системы судейских оценок и введения шкалы GOE от −5 до +5, ISU обнулили статистику с результатами спортсменов. Все предыдущие результаты теперь стали историческими.

Текущие рекордные оценки

Мужчины

Компонент Фигурист Оценка Соревнование Ссылка
Короткая программа Юдзуру Ханю 110.53 Rostelecom Cup 2018
Произвольная программа Нэтан Чен 216.02 Чемпионат мира 2019
Общая сумма Нэтан Чен 323.42 Чемпионат мира 2019

Женщины

Компонент Фигуристка Оценка Соревнование Ссылка
Короткая программа Рика Кихира 83.97 Командный чемпионат мира 2019
Произвольная программа Алина Загитова 158.50 Nebelhorn Trophy 2018
Общая сумма Алина Загитова 238.43 Nebelhorn Trophy 2018

Пары

Компонент Фигуристы Оценка Соревнование Ссылка
Короткая программа Евгения Тарасова / Владимир Морозов 81.21 Чемпионат мира 2019
Произвольная программа Суй Вэньцзин / Хань Цун 155.60 Чемпионат мира 2019
Общая сумма Суй Вэньцзин / Хань Цун 234.84 Чемпионат мира 2019

Танцы на льду

Компонент Фигуристы Оценка Соревнование Ссылка
Ритм-танец Габриэла Пападакис / Гийом Сизерон 88.42 Чемпионат мира 2019
Произвольный танец Габриэла Пападакис / Гийом Сизерон 135.82 Командный чемпионат мира 2019
Общая сумма Габриэла Пападакис / Гийом Сизерон 223.13 Командный чемпионат мира 2019

Исторические рекордные оценки

Мужчины (2003—2018)

Компонент Фигурист Оценка Соревнование Ссылка
Короткая программа Юдзуру Ханю 112.75 Autumn Classic International 2017
Произвольная программа Юдзуру Ханю 223.20 Чемпионат мира 2017
Общая сумма Юдзуру Ханю 330.43 Финал Гран-при 2015/2016

Женщины (2003—2018)

Компонент Фигуристка Оценка Соревнование Ссылка
Короткая программа Алина Загитова 82.92 Зимние Олимпийские игры 2018
Произвольная программа Евгения Медведева 160.46 Командный чемпионат мира 2017
Общая сумма Евгения Медведева 241.31 Командный чемпионат мира 2017

Пары (2003—2018)

Компонент Фигуристы Оценка Соревнование Ссылка
Короткая программа Татьяна Волосожар / Максим Траньков 84.17 Зимние Олимпийские игры 2014
Произвольная программа Алёна Савченко / Бруно Массо 162.86 Чемпионат мира 2018
Общая сумма Алёна Савченко / Бруно Массо 245.84 Чемпионат мира 2018

Танцы на льду (2003—2018)

Компонент Фигуристы Оценка Соревнование Ссылка
с сезона 2010/11 до 2018/19
Короткий танец Габриэлла Пападакис / Гийом Сизерон 83.73 Чемпионат мира 2018
Произвольный танец Габриэлла Пападакис / Гийом Сизерон 123.47 Чемпионат мира 2018
Общая сумма Габриэлла Пападакис / Гийом Сизерон 207.20 Чемпионат мира 2018
с сезона 2003/04 до 2009/10
Обязательный танец Татьяна Навка / Роман Костомаров 45.97 Чемпионат мира 2005
Оригинальный танец Тесса Вертью / Скотт Моир 70.27 Чемпионат мира 2010
Произвольный танец Татьяна Навка / Роман Костомаров 117.14 Cup of Russia 2003
Общая сумма Татьяна Навка / Роман Костомаров 227.81 Чемпионат мира 2005

Примечания

  1. 1 2 3 (англ.)
  2. 1 2 ISU: Frequently Asked Questions (FAQ) on the ISU New Judging System (англ.)
  3. 1 2 Новая система оценок. Rambler. Дата обращения 26 ноября 2008. Архивировано 22 марта 2012 года.
  4. 1 2 3 4 Валентин Писеев: Революция в судействе не остановится на полдороге. Время новостей (26 декабря 2003 года). Дата обращения 26 ноября 2008. Архивировано 22 марта 2012 года.
  5. С 2008 года.
  6. Международный союз конькобежцев принял новую судейскую систему. Газета.Ru. Дата обращения 26 ноября 2008. Архивировано 22 марта 2012 года.
  7. До 2018 года — ±3.
  8. В первые годы Новой системы, когда судей было 12, трое случайным образом отбрасывались и их оценки не влияли на результат. От оставшихся девяти отбрасывали высшую и низшую оценку.
  9. 1 2 3 4
  10. 1 2 Home — ISU
  11. 1 2 81 голосом против 16 была одобрена новая система судейства в фигурном катании членами конгресса Международного союза конькобежцев (ИСУ), который проходит в Японии. Спорт-Экспресс (5 июня 2002 года). Дата обращения 26 ноября 2008. Архивировано 22 марта 2012 года.
  12. Чемпион должен быть один. «Коммерсантъ» № 28 (18 февраля 2002 года). Дата обращения 26 ноября 2008. Архивировано 22 марта 2012 года.
  13. Ирина Константиновна Роднина / Irina Rodnina: Я больше не хочу стремиться к вершинам. Дайте наконец пожить по-человечески
  14. НЕВСКОЕ ВРЕМЯ
  15. Чайковская назвала новую систему судейства вялой и регрессивной / ROL
  16. Радиостанция «Эхо Москвы» / Передачи / Интервью / Четверг, 21.10.2004: Алексей Мишин
  17. Открытое письмо Оттавио Чинкванта от Сони Бьянкетти. FSNews (февраль 2007 года). Дата обращения 20 января 2010. Архивировано 22 марта 2012 года.
  18. Разбор дорожки шагов (SlSt4) Каролины Костнер
  19. 1 2 Зимняя Олимпиада 2018 в Пхёнчхане. Алина Загитова не заслужила золото
  20. «Правило Загитовой» — Вайцеховская об изменении правил в фигурном катании. РИА Новости (11 июня 2018). Дата обращения 7 сентября 2018.
  21. Statistics Personal & Season’s Best. International Skating Union. Дата обращения 16 августа 2018.
  22. Progression of Highest Score (Short Program) – Men. International Skating Union. Дата обращения 21 октября 2018.
  23. Progression of Highest Score (Free Skating) – Men. International Skating Union. Дата обращения 21 октября 2018.
  24. Progression of Highest Score (Total) – Men. International Skating Union. Дата обращения 21 октября 2018.
  25. Progression of Highest Score (Short Program) – Ladies. International Skating Union. Дата обращения 16 августа 2018.
  26. Progression of Highest Score (Free Skating) – Ladies. International Skating Union. Дата обращения 16 августа 2018.
  27. Progression of Highest Score (Total) – Ladies. International Skating Union. Дата обращения 16 августа 2018.
  28. Progression of Highest Score (Short Program) – Pairs. International Skating Union. Дата обращения 21 сентября 2018.
  29. Progression of Highest Score (Free Skating) – Pairs. International Skating Union. Дата обращения 21 марта 2019.
  30. Progression of Highest Score (Total) – Pairs. International Skating Union. Дата обращения 21 марта 2019.
  31. Progression of Highest Score (Rhythm Dance) – Ice Dance. International Skating Union. Дата обращения 21 сентября 2018.
  32. Progression of Highest Score (Free Dance) – Ice Dance. International Skating Union. Дата обращения 21 сентября 2018.
  33. Progression of Highest Score (Total) – Ice Dance. International Skating Union. Дата обращения 21 сентября 2018.
  34. Progression of Highest Score (Short Program) – Men (historic records achieved before 2018/2019 season). International Skating Union. Дата обращения 16 августа 2018.
  35. Progression of Highest Score (Free Skating) – Men (historic records achieved before 2018/2019 season). International Skating Union. Дата обращения 16 августа 2018.
  36. Progression of Highest Score (Total) – Men (historic records achieved before 2018/2019 season). International Skating Union. Дата обращения 16 августа 2018.
  37. Progression of Highest Score (Short Program) – Ladies (historic records achieved before 2018/2019 season). International Skating Union. Дата обращения 16 августа 2018.
  38. Progression of Highest Score (Free Skating) – Ladies (historic records achieved before 2018/2019 season). International Skating Union. Дата обращения 16 августа 2018.
  39. Progression of Highest Score (Total) – Ladies (historic records achieved before 2018/2019 season). International Skating Union. Дата обращения 16 августа 2018.
  40. Progression of Highest Score (Short Program) – Pairs (historic records achieved before 2018/2019 season). International Skating Union. Дата обращения 16 августа 2018.
  41. Progression of Highest Score (Free Skating) – Pairs (historic records achieved before 2018/2019 season). International Skating Union. Дата обращения 16 августа 2018.
  42. Progression of Highest Score (Total) – Pairs (historic records achieved before 2018/2019 season). International Skating Union. Дата обращения 16 августа 2018.
  43. Progression of Highest Score (Short Dance) – Ice Dance (historic records achieved before 2018/2019 season). International Skating Union. Дата обращения 16 августа 2018.
  44. Progression of Highest Score (Free Dance) – Ice Dance (historic records achieved before 2018/2019 season). International Skating Union. Дата обращения 16 августа 2018.
  45. Progression of Highest Score (Total) – Ice Dance (historic records achieved before 2018/2019 season). International Skating Union. Дата обращения 16 августа 2018.
  46. Progression of Highest Score (Compulsory Dance) – Ice Dance (historic records achieved before 2010/2011). International Skating Union. Дата обращения 16 августа 2018.
  47. Progression of Highest Score (Original Dance) – Ice Dance (historic records achieved before 2010/2011). International Skating Union. Дата обращения 16 августа 2018.
  48. Progression of Highest Score (Free Dance) – Ice Dance (historic records achieved before 2010/2011). International Skating Union. Дата обращения 16 августа 2018.
  49. Progression of Highest Score (Total) – Ice Dance (historic records achieved before 2010/2011). International Skating Union. Дата обращения 16 августа 2018.