Победитель Париж дакар

Хет-трик Николаева, подвиг Нифонтовой. Чем запомнился «Дакар»-2019

«КАМАЗ-Мастер» победил в зачете грузовиков, несмотря на потерю двух машин.

«Дакар»-2019. Итоговый зачет
Грузовики. 1. Эдуард Николаев – 41:01.35. 2. Дмитрий Сотников (оба – Россия, КАМАЗ-Мастер) – +25.36. 3. Жерар де Рой (Голландия, «Ивеко») – +1.34.44.
Автомобили. 1. Насер аль-Аттия (Катар, «Тойота») – 34:38.14. 2. Нани Рома (Испания, «Мини») – +46.42. 3. Себастьен Леб (Франция, «Пежо») – +1.54.18… 15. Денис Кротов (Россия, «Мини») – +9:58.38
Мотоциклы. 1. Тоби Прайс (Австралия, КТМ) – 33:57.16. 2. Маттиас Валькнер (Австрия, КТМ) – +9.13. 3. Сэм Сандерленд (Великобритания, КТМ) – +13.34… 62. Анастасия Нифонтова (Россия, «Хускварна») – +28.49.18
Багги. 1. Франсиско Лопес (Чили, «Кан-Ам») – 42:19.05. 2. Жерар Фаррес (Испания, «Кан-Ам») – +1:02.35. 3. Рейналду Варела (Бразилия, «Кан-Ам») – +1:05.19… 10. Сергей Карякин (Россия, «Кан-Ам») – +8:25.53.
Квадроциклы. 1. Николас Кавильяссо – 43:01.54. 2. Херемиас Гонсалес – +1:55.37. 3. Густаво Гальего (все – Аргентина, «Ямаха») – +2:11.48.

В столице Перу Лиме финишировал самый известный, престижный, тяжелый и популярный ралли-рейд в мире – «Дакар»-2019, среди победителей и главных героев которого по приятной традиции оказались российские гонщики. А пилот команды «КАМАЗ-Мастер» Эдуард Николаев победил в зачете грузовиков и вошел в историю.

Вот уже много лет у любителей автоспорта есть традиция – не успев встретить Новый год, они начинают ждать известий из очень теплых краев, где в первые дни января стартует лучший ралли-рейд в мире. И следить там неизменно есть, за чем – за кого бы вы ни болели, и какой класс бы ни был вам по душе.

Перу повышенной трудности

«Дакар» в 2019-м пошел на пятый десяток – нынешний розыгрыш стал для гонки 41-м в истории. И 11-м с той поры как она переехала из Африки в Южную Америку. Но организаторы до сих пор способны удивлять и участников, и зрителей. Делать так, чтобы каждый раз был как первый. В нынешнем году весь маршрут «Дакара», например, впервые в истории прошел по территории всего одного государства – Перу.

За 11 дней, из которых всего один был выходным, пелотон преодолел больше пяти с половиной тысяч километров от Лимы до Мокегуа и обратно. Интересно, что прошлогодний маршрут Лима – Ла-Пас – Кордоба многие назвали самым сложным в 40-летней истории «Дакара», и это поменяло характер соревнований. Но как предполагал перед стартом чемпион ралли-рейда двухлетней давности в зачете квадроциклов Сергей Карякин, нынешняя трасса обещала быть ничуть не проще и для пилотов, и для техники.

И он не ошибся – гонка стала для тех, кто хотел добраться до финиша, очень суровым испытанием. «Я сыт этим «Дакаром» по горло», – в сердцах бросил другой россиянин Дмитрий Агошков, вместе со своим мотоциклом сошедший на восьмом этапе. Всего же из 318 транспортных средств, отправившихся 6 января из Лимы, вернуться обратно в столицу смогли 180. Чуть больше половины.

Снова «КАМАЗ-Мастер»

Cамые заметные потери понесла категория, наиболее интересная российским болельщикам. Старт в ралли-рейде приняли 34 грузовика, но закончить все 10 этапов смогли только 14 экипажей. Конечно, не могли беды обойти стороной и лучшую команду последних лет «КАМАЗ-Мастер» – уже к середине гонки она потеряла ровно половину машин.

Но если у чемпиона 2015 года Айрата Мардеева возникли серьезные технические трудности с двигателем, которые невозможно было устранить даже в условиях бивуака, то отстранение победителя «Дакара»-2014 Андрея Каргинова еще долго будет предметом бурных дискуссий. Во время пятого этапа машина Каргинова, двигаясь вверх по дюне, задела одного из группы болельщиков, стоявших в не предусмотренном для этого месте. Сам Каргинов момент наезда не видел и оказать пострадавшему помощь, как того требуют правила, не мог. Но арбитры по итогам этой ситуации вынесли крайне жесткое решение о дисквалификации россиянина. А апелляцию на этот вердикт можно подать только после окончания гонки.

Тут же пошли разговоры, что организаторы таким образом решили избежать ситуации, когда все призовые места заняли бы КАМАЗы. К тому моменту российская команда выиграла все четыре проведенных этапа и доминировала в общем зачете. Но и оставшись вдвоем, Николаев с Дмитрием Сотниковым справились. Хотя отстранение Каргинова было не единственной претензией руководства «КАМАЗ-Мастера» к организаторам. Те порой позволяли себе слишком вольно вести себя с результатами, стартовым порядком и другими деталями – то вдруг компенсировали Сотникову 28 минут, то так же тихой сапой вычли их обратно.

Можно было подумать, что представителям КАМАЗа хотят максимально затруднить использование командной тактики как раз в тот момент, когда их главный конкурент Жерар де Рой перехватил инициативу, воспрял духом и располовинил двухчасовое отставание от Николаева. Но несмотря на все пересчеты, поломки разной степени тяжести, падения на бок и застревания в песках, российские гонщики восстановили статус-кво и оставили за собой первые две строки в итоговом зачете.

Николаев праздновал победу уже третий год подряд – такое в Южной Америке не удавалось больше никому. Всего же это для него пятый титул. Четырежды он брал «Бедуина» как водитель и еще один в роли механика экипажа Владимира Чагина. Для КАМАЗа же эта победа – шестая за последние семь лет и 16-я в истории «Дакара».

Достижение Нифонтовой и трудности Карякина

Хотя не грузовиками едиными жив крупнейший на планете ралли-рейд – в других категориях тоже было интересно. Например, самая острая борьба среди всех классов разгорелась у мотоциклистов. В итоге первые три места в общем зачете достались уместившимся в 15-минутный интервал представителям заводской команды КТМ. Но для команды, неизменно побеждающей с 2001 года, нынешний «Дакар» оказался далеко не легкой прогулкой.

Не обошлось и без помощи фортуны – по ходу гонки сошли из-за поломок лидировавший после семи этапов американец Рики Брабец на «Хонде» и входивший в тройку француз Адриен ван Беверен на «Ямахе». А уже на последнем отрезке неудачно выступил чилиец Пабло Кинтанилья на «Хускварне».

Россиянка Анастасия Нифонтова на общий успех не претендовала, отстав от триумфатора Тоби Прайса почти на 29 часов. Но тем не менее вошла в число главных героев гонки. Ей удалось стать первой в истории «Дакара» женщиной, дошедшей до финиша в зачете, где запрещено пользоваться помощью во время соревнований, и участник проходит всю дистанцию фактически в одиночку.

У внедорожников третью в карьере победу уверенно праздновал катарец Насер аль-Аттия. Интересно, что он все три титула выигрывал на разных машинах – «Фольксваген», «Мини» и теперь вот «Тойота». В тройку также вошли Нани Рома и Себастьен Леб. Россиянин Владимир Васильев, вернувшийся на «Дакар после двухлетнего перерыва, неплохо стартовал, но уже на третьем этапе вынужден был сойти.

Победитель «Дакара»-2017 среди квадроциклов Карякин на этот раз дебютировал в классе багги и первую половину ралли-рейда выглядел очень бодро, выиграв четвертый этап и возглавив общий зачет. Но вторая половина пути для уральца оказалась омрачена многочисленными проблемами – переворот на крышу, многочисленные поломки и часы потерянного времени. В итоге россиянин замкнул топ-10.

Победили Ралли-рейда «Дакар»
Грузовики. Эдуард Николаев (Россия, КАМАЗ)
Автомобили. Нассер Аль-Аттия (Катар, Тойота)
Мотоциклы. Тоби Прайс (Австралия, КТМ)
Багги. Франсиско Лопес Контардо (Чили, Кан-Ам)
Квадроциклы. Николас Кавильяссо (Аргентина, Ямаха)

SonicTraceClub ›
Блог ›
Истории мировых гоночных серий. Dakar.

Ежегодный трансконтинентальный ралли-марафон «Дакар», основанный французом Тьерри Сабином, проводится с 1978 года. «Дакар» по праву считается самой экстремальной гонкой планеты. Это скорее гонка на выживание, чем традиционное ралли – местность, которую проходят участники намного сложнее, а используемые автомобили — настоящие внедорожники, а не модифицированные седаны, используемые в ралли. Большинство конкурентных участков («этапы» или «спецучастки») проходят по дюнам, грязи, скалам. Дистанция покрытая участниками за день может варьироваться от нескольких километров до нескольких сотен километров.

В гонках «Дакар» принимают участие как профессиональные спортсмены (заводские команды), так и любители, число которых достигает 80 %. В отличие от классических ралли, которые проходят в несколько этапов в разных странах на протяжении года, а победитель определяется по общей сумме очков, на «Дакаре» соревнования проходят, как правило, в начале года и заканчиваются с прибытием в конечный пункт. Побеждает тот, кто просто опередит соперников по времени на дистанции от самого старта до финиша. Кроме того, на «Дакаре» помимо соревнований среди раллийных автомобилей есть ещё зачёты среди мотоциклов, квадроциклов и грузовиков — в каждом зачёте и выявляется победитель ралли-рейда.

Как правило, ралли финишировало в столице Сенегала — Дакаре. Вот уже второй год знаменитое ралли проходит совсем не в Африке, в вдалеке от Дакара, и тем более Парижа. После срыва ралли в 2008 году из-за угрозы терроризма, в следующем году гонки были перенесены в Южную Америку, на территорию Чили и Аргентины. Теперь от прежнего ралли осталось только название, теперь вместо жарких песков Сахары спецучастки ралли проходят в высокогорье Анд.

История ралли «Париж — Дакар».

Первая в истории супермарафонская гонка из Франции до Сенегала – авторалли «Париж-Дакар» — стартовала 26 декабря 1978 года. Инициатором первых ралли был французский мотогонщик Тьерри Сабин, приключения которого начались в далеком 1977 году, когда он заблудился на своем мотоцикле в ливийской пустыне во время участия в ралли «Абиджан-Ницца». Его случайно нашли в полном истощении кочевники. Спасенный Тьерри Сабин вернулся во Францию глубоко пораженный произошедшим и находящийся под впечатлением от фантастического пейзажа пустыни. Он пообещал себе, что разделит это путешествие с максимальным количеством людей. Тьерри Сабин составил сложный автомобильный маршрут из Европы в Африку, путь начинался в Париже, а заканчивался у бывшей резиденции французского генерал-губернатора на западе черного континента, т.е. по плану Сабина из Европы маршрут шел в Алжир и далее, в конечном счете, приводил участников в Дакар. Его замысел быстро воплотился в жизнь.

В первый раз на старт гонки вышло 80 мотоциклистов, 90 экипажей на автомобилях и 12 на грузовиках, всего 182 участника. Испытания начались 4-километровым прологом около военного лагеря в окрестностях Орлеана. Общая протяженность маршрута составила 8500 километров, из которых 3169 километров пришлись на 8 спецучастков. Больше всего километров участникам пришлось преодолеть во второй день – 2370 километров из Алжира в Таманрассет, но, а самый протяженный спецучасток – 834 километра был на пути из Таманрассета в Агадес. 8 января 1979 года в Гоа был единственный день отдыха.

Испытание для всех было очень серьезным! Дело в том, что в те времена ассистента практически ни у кого не было, а если и была техническая поддержка, то запчастей у них было минимальное количество. Гонщики участвовали практически без специального обмундирования, на сегодняшний день можно сказать, что в те дни подготовка к гонкам, а так же оборудование было примитивным. Тем не менее, до Дакара 14 января добралось треть стартовавших участников – 74 участника.

Маршрут гонки не раз менялся. До 1988 года включительно участники шли по маршруту Франция (Париж) – Алжир – Сенегал (Дакар). В 1988 году в гонке приняли участие 603 команды, и этот рекорд держался до 2005 года. В 1989 году по политическим причинам гонка пошла в обход Алжира через Ливию и Тунис. В 1990 обошлись без Туниса – участники переправлялись из Франции сразу в Триполи. В 1991 был повторен маршрут предыдущего года.

В 1992 гонка впервые с момента ее создания прошла через всю Африку с севера на юг и финишировала не в Дакаре, а в южноафриканском Кейптауне. В 1994 гонка впервые была сделана закольцованной: Париж — Дакар — Париж. В 1995 старт ралли впервые был дан не из Парижа, а из испанской Гренады. В 1996 повторили тот же вариант.

В 1997 году участники ралли сконцентрировались на африканском континенте. Гонка прошла по кольцевому маршруту из сенегальского Дакара в Нигер и обратно.

В 2000 был один из самых «приключенческих» (в негативном смысле этого слова) «Дакаров». Гонка проходила с запада на восток Африки по маршруту Дакар — Каир. Но по прибытии в Нигер поступили угрозы теракта в отношении участников ралли. Сначала было решено устроить незапланированный 5-дневный перерыв, а потом организаторы гонки приняли решение не рисковать, и в итоге практически через весь Нигер всех участников гонки и их транспортные средства перевезли самолетом – для этого был использован гигантский Ан-124. Эффектный финиш ралли-рейда был устроен у подножия великих египетских пирамид. Ралли 2000 года стала второй гонкой в истории «Дакара» с финишем не в самом Дакаре.

Ралли «Париж — Дакар» знает и немало трагических случаев гибели гонщиков: На «Дакаре-1982» Марк Тэтчер, сын премьер министра Англии Маргарет Тэтчер, пропал без вести на 6 дней вместе со своим штурманом Шарлот Верни и механиком. В ходе масштабной поисковой операции их белый Пежо 504 был замечен с алжирского военного самолета 50 км в стороне от маршрута ралли. Тэтчер, Верни и механик не пострадали. Ралли-рейд «Дакар-1986» вошла в историю тем, что 14 января в вертолетной катастрофе погибли основатель «Дакара» Тьери Сабин и с ним еще четыре человека, В целом же за всю историю пустынного марафона погибли уже 50 человек, в том числе 24 спортсмена.

Однако, несмотря на опасности, каждый год число участников ралли неуклонно увеличивается. Самым притягательным в «Париж-Дакаре», по мнению участников, являются реальные и ненадуманные трудности, которые придётся преодолеть на пути к финишу. В разные годы наряду с профессиональными гонщиками на трассу выходили рок-звезда Джонни Холлидей, трехкратный чемпион мира по горнолыжному спорту Люк Альфан, знаменитый яхтсмен Лоран Бурньон, двукратная чемпионка мира по скалолазанию Изабель Патисье и прочие знаменитости.

«Дакар» открыт практически для любых желающих, даже не спортсменов, а просто любителей, ищущих приключений. И тут как говорится, кто на что горазд. Бывают чудаки, которые, как и раньше, едут на абсолютно серийных автомобилях, лишь оборудованными необходимым минимумом с точки зрения безопасности – каркас, сиденья с ремнями безопасности, система пожаротушения, вот собственно и все. Но те же, кто хотят приблизиться к лидерам, по крайней мере, в техническом плане, ищут технику посерьезней.

Официальный сайт: www.dakar.com

100 сек: история ралли “Дакар”

100 секунд – рубрика, посвященная всему, что имеет отношение к миру авто. Здесь будут появляться короткие 100-секундные скетчи, освящающие различные темы, касающиеся ведер.

Ралли “Дакар” (ранее именовавшееся “Париж — Дакар”) — ежегодный профессиональный ралли-рейд. Но он открыт и для любительских команд. Участвующих не профи здесь около 80%.

Идея проведения такого марафона принадлежит французскому мотогонщику Тьерри Сабину (Thierry Sabine).

В 1977 году он заблудился в Ливийской пустыне во время участия в ралли «Абиджан — Ницца». После трех дней скитаний он чудом остался жив. Это опасное приключение вдохновило Тьерри на организацию уже через год Первого ралли-марафона «Париж — Дакар».

С того времени соревнования проходят ежегодно в январе.

Изначально маршрут пролегал, как не сложно догадаться, от Парижа (Франция) до Дакара (Сенегал) и прерывался переправой через Средиземное Море. По политическим и другим причинам маршрут менялся. Последний «поход» из Парижа в Дакар был организован в 1994 году.

По сути, “Дакар” — это скорее гонка на выживание, чем традиционное ралли. Местность, которую одолевают участники, намного сложнее, а используемые автомобили — настоящие внедорожники, а не модифицированные седаны, используемые в ралли.

Большинство участков здесь — это дюны, грязь, скалистая местность. Трасса очень опасна, и только благодаря отлаженной организации гонок в ней так немного несчастных случаев. Однажды даже чуть не погиб сын Маргарет Тэтчер. Потерпев крушение в пустыне, он был отлучен от цивилизации на 6 дней.

Три основных класса на “Дакаре” — это мотоциклы, автомобили (от багги до небольших грузовиков) и грузовики. Производители используют жесткие условия гонки, как тестовую площадку и, соответственно, как возможность продемонстрировать надежность своих коней, хотя большинство из них, конечно же, модифицированы.

Официально нынешний ралли-рейд «Дакар-2019» будет 41-м, но в действительности гонка проходила только 40 раз. В 2008-м она была в последний момент отменена из-за террористической угрозы. Мы решили напомнить вам историю одной из самых знаменитых гонок в мире.

Ралли-рейды – одна из самых старых форм автогонок, так как первоначально автоспорт зародился именно как гонки из одного города в другой. При этом качество дорог между ними зачастую оставляло желать лучшего, и гонки того времени от нынешних ралли-рейдов они отличались не так уж сильно.

Что касается «Дакара», то он родился случайно. В 1977 году французский мотогонщик Тьерри Сабин, участвовавший в ралли-рейде «Абиджан-Ницца», заблудился в Ливийской пустыне. Выжил он чудом – его нашли только спустя три дня, но за это время в голову Сабину пришла мысль устроить в Африке постоянную гонку, которой не будет равных в уровне сложности.

Первый ралли-рейд, организованный Сабином, стартовал уже в декабре 1978-го (финиш состоялся уже в январе следующего года, так что в официальной истории «Дакара» гонка датируется 1979 годом), и в нём приняли участие 182 транспортных средства – 80 автомобилей, 90 мотоциклов и 12 грузовиков. Правда, в официальном зачёте присутствовало только 170 – грузовики официально к участию не допускались, им позволят соперничать только через год.

Старт состоялся в Париже, но основная часть «боевой» дистанции пришлась на пески Сахары. Финишировала гонка в столице Сенегала, Дакаре, на берегу Атлантического океана. Всего на первом «Дакаре» было восемь этапов, но само понятие этапа в то время было другим. Каждый этап, как правило, включал в себя очень длинный маршрут с несколькими контрольными точками в разных городах и продолжался три дня. Так что эти восемь этапов заняли у участников более двух недель.

Первым победителем гонки стал Сирил Неве на мотоцикле Yamaha – в то время зачёт у всех участников был общим. Собственно, мотоциклисты заняли весь подиум.

Среди автомобилей лучшим оказался экипаж Алена Женестье на Range Rover – хотя в общем зачёте они оказались лишь четвёртыми. Все участники, разумеется, были любителями, и выступали за частные команды – заводских в то время в гонке просто не было. Но очень скоро они появятся – завсегдатаями ралли-рейда стали Yamaha, Volkswagen, BMW и советская «Лада». С тех пор эти соревнования проводились регулярно – в том числе и после гибели Сабина. В 1986 году во время очередного ралли-рейда вертолёт, на котором он летел, рухнул в пустыне Мали.

Чтобы соперничать было интереснее, маршрут ралли каждый год менялся – проходил то через Алжир, то через Ливию, то через Мавританию и так далее. Совпадали лишь места старта и финиша, потому марафон получил название «Париж-Дакар». Но к девяностым находить новые способы добраться из столицы Франции в столицу Сенегала становилось всё сложнее, и организаторы начали экспериментировать с местами старта и финиша.

Гонка проводилась и по маршруту Париж-Дакар-Париж, и Дакар-Агадес-Дакар, и Гранада-Дакар, и Париж-Каир, и даже Марсель-Шарм-эль-Шейх. Один из самых сумасшедших вариантов был выбран в 1992 году, когда участникам пришлось проехать через всю Африку с севера на юг, от Парижа до Кейптауна! Тем не менее, чтобы как-то обозначить связь между гонками, все они теперь назывались «Дакаром», даже если через сам Дакар маршрут не проходил.

В 2000-х организаторы (в 2004 году они сменились – права на проведение гонки выкупила французская компания ASO) столкнулись с серьёзной проблемой – на севере Африки, где и проводилась большая часть рейда, постоянно росла террористическая угроза. Не раз и не два гонщики сталкивались с вооружёнными людьми, и далеко не всегда эти встречи проходили без последствий. К примеру, российский гонщик «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин попадал под обстрел дважды.

В 2008-м «Дакар» впервые не состоялся – гонку, которая должна была пройти по маршруту Лиссабон-Дакар, пришлось отменить всего за сутки до старта из-за серьёзной террористической угрозы в Мавритании. После этого было решено перенести ралли-рейд в Южную Америку, сохранив прежнее название. Первый южноамериканский «Дакар» стартовал 3 января 2009 года в аргентинском Буэнос-Айресе, и после двух недель соперничества по горам и пустыням Аргентины и Чили, финишировал там же. На этом же «Дакаре» впервые появился четвёртый класс транспортных средств – квадроциклы.

С тех пор самый знаменитый марафон в мире ежегодно проходит в Южной Америке и собирает огромное количество участников. Несмотря на значительный стартовый взнос, каждый год на старт «Дакара» выходит почти 400 транспортных средств, здесь соревнуются ведущие авто- и мотокомпании мира – KTM, Honda, Yamaha, MINI, Toyota, Mitsubishi и многие другие. А в зачёте грузовиков основное внимание всегда приковано к российским КАМАЗам, на счету которых уже 15 побед, в том числе восемь – в десяти гонках южноамериканской версии марафона.