Очки в формуле 1

Таблица

За всю многолетнюю историю чемпионатов мира принцип начисления очков неоднократно менялся.
В следующей таблице приведены все использовавшиеся системы.

  • В столбце «Место» указано количество очков за конкретное место в итоговой классификации.
  • В столбце «ЛК» — количество очков за лучший круг в гонке.
  • Поскольку до 1991 года в личном зачете учитывались результаты не всех гонок, а только определенное число лучших из них, то в столбце «Количество лучших результатов, идущих в зачёт» указаны ограничения на лучшие результаты.
Период
действия
Место ЛК Гонок в
сезоне
Количество
лучших результатов,
идущих в зачёт
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1950 8 6 4 3 2 1 7 4
1951—1952 8 6 4 3 2 1 8 4
1953 8 6 4 3 2 1 9 4
1954 8 6 4 3 2 1 9 5
1955 8 6 4 3 2 1 7 5
1956—1957 8 6 4 3 2 1 8 5
1958 8 6 4 3 2 1 11 6
1959 8 6 4 3 2 1 9 5
1960 8 6 4 3 2 1 10 6
1961 9 6 4 3 2 1 8 5
1962 9 6 4 3 2 1 9 5
1963—1965 9 6 4 3 2 1 10 6
1966 9 6 4 3 2 1 9 5
1967 9 6 4 3 2 1 11 5 из первых 6 гонок
4 из следующих 5
1968 9 6 4 3 2 1 12 5 из первых 6 гонок
5 из следующих 6
1969 9 6 4 3 2 1 11 5 из первых 6 гонок
4 из следующих 5
1970 9 6 4 3 2 1 13 6 из первых 7 гонок
5 из следующих 6
1971 9 6 4 3 2 1 11 5 из первых 6 гонок
4 из следующих 5
1972 9 6 4 3 2 1 12 5 из первых 6 гонок
5 из следующих 6
1973—1974 9 6 4 3 2 1 15 7 из первых 8 гонок
6 из следующих 7
1975 9 6 4 3 2 1 14 7 из первых 8 гонок
5 из следующих 6
1976 9 6 4 3 2 1 16 7 из первых 8 гонок
7 из следующих 8
1977 9 6 4 3 2 1 17 8 из первых 9 гонок
7 из следующих 8
1978 9 6 4 3 2 1 16 7 из первых 8 гонок
7 из следующих 8
1979 9 6 4 3 2 1 15 4 из первых 7 гонок
4 из следующих 8
1980 9 6 4 3 2 1 14 5 из первых 7 гонок
5 из следующих 7
1981—1990 9 6 4 3 2 1 15 или 16 11
1991—2002 10 6 4 3 2 1 16 или 17 результаты всех гонок
2003—2009 10 8 6 5 4 3 2 1 от 16 до 19 результаты всех гонок
2010—2013 25 18 15 12 10 8 6 4 2 1 19 или 20 результаты всех гонок

Примечания:

  1. Если пилот фактически закончил гонку в очковой зоне, но не попадает в итоговую классификацию, то очков он не получает.
  2. В сезоны 1952—1953 чемпионат мира проводился по регламенту Формулы-2.
  3. Кубок конструкторов разыгрывался с 1958 года.
  4. Очки за лучший круг в зачете Кубка конструкторов не учитывались
  5. В 1958—1960 годах в Кубке конструкторов не начислялись очки за 500 миль Индианаполиса (однако в чемпионате мира они учитывались).
  6. Вплоть до 1978 года включительно очки в Кубке конструкторов начислялись с такими же ограничениями, как и в личном зачете. В зачёт по результатам каждой гонки шёл только один лучший результат гонщиков, выступавших на автомобилях данного производителя. С 1979 года в Кубок конструкторов попадали все результаты пилотов команды, вне зависимости от действующих ограничений в личном зачете.

Равенство очков

Общие положения регламента

  • В случае если в конце чемпионата два и более гонщиков (конструкторов) набирают одинаковое количество очков, более высокое место займет обладатель большего количества первых мест.
  • В случае равенства первых мест, более высокое место займет обладатель большего количества вторых мест и так далее
  • Если полная статистика мест, занятых по ходу чемпионата, совпадает, то, как сказано в регламенте, решение о том, кому отдать предпочтение, принимает FIA. На практике более высокое место присуждается тому гонщику(конструктору), который раньше показал свой наилучший результат.

Примеры

  • Если за весь сезон один гонщик набрал 25 очков за победу, а второй гонщик набрал 25 очков за третье и пятое места на финише, преимущество в итоге получает первый гонщик.
  • Если первый гонщик набрал 37 очков за победу и четвёртое место, а второй набрал те же 37 очков за победу, пятое и девятое места, то первый побеждает, так как при равенстве побед, вторых и третьих мест у него больше четвёртых мест.
  • Если все результаты двух пилотов совпадают, то чемпионом становится выигравший гонку раньше.

Особые случаи

Остановка гонки

В случае если гонка по какой-то причине была остановлена и не была возобновлена и при этом лидер не прошёл двух кругов, такая гонка не идет в зачет.

В случае если гонка по какой-то причине была остановлена когда лидер прошёл более 2-х кругов, но менее 75 % дистанции, она идет в зачет чемпионата, однако за неё первой десятке гонщиков засчитывается только половина очков (по нынешней очковой системе):

1 Место — 12,5 очков 2 Место — 9 очков 3 Место — 7,5 очков 4 Место — 6 очков 5 Место — 5 очков 6 Место — 4 очка 7 Место — 3 очко 8 Место — 2 очка 9 Место — 1 очко 10 Место — 0,5 очка

В последний раз (по старой системе начисления очков) подобное случилось на Гран-при Малайзии в 2009 году. Незапланированная остановка одной из гонок косвенно повлияла на результат чемпионата мира 1984 года, в котором был зафиксирован самый маленький разрыв в общем зачёте между чемпионом мира (Ники Лаудой) и обладателем второго места (Аленом Простом) — всего 0,5 очка. Гонка в Монако по причине сильного дождя была остановлена на 31 круге из 76, и её лидер, Ален Прост, получил лишь 4,5 очка вместо полновесных 9 (за победу) или 6 очков (за возможное второе место, поскольку его стремительно нагонял Айртон Сенна).

Смена пилотов

До 1959 года командам разрешалось проводить замены пилотов за рулем прямо во время гонки. В таком случае, если один из пилотов доводил машину до финиша в очковой зоне, то набранные им очки разделялись поровну между всеми, кто пилотировал эту машину на протяжении Гран-при.

Именно то, что на Гран-при Италии в 1956 году Фанхио забрал машину у своего конкурента в борьбе за первенство в личном зачете (и вместе с тем, напарника по команде «Феррари») Питера Коллинза, и принесло ему очередной титул чемпиона мира. Расклад после 20 кругов гонки был таков: Фанхио сошёл, а Коллинз находился на трассе и потенциально мог набрать достаточно очков, чтобы обойти лидера общего зачёта. Если же Хуан Мануэль занимает место в машине Коллинза, то, на каком бы месте англичанин ни финишировал, он не сможет опередить аргентинца (поскольку очки делятся поровну). В итоге оба претендента получили по три очка из шести за второе место, и Фанхио в чемпионате мира опередил Коллинза на пять очков. Кстати, сломанную машину все же смогли отремонтировать, и в итоговом протоколе Фанхио значится дважды: сначала на втором месте в паре с Питером Коллинзом, а затем на восьмом месте с Эудженио Кастеллотти.

Очко за быстрый круг

По регламенту того времени, когда гонщики могли получить очко за лучший круг в гонке (с 1950 года по 1959 год), если несколько гонщиков показывали одинаковый результат, то это единственное очко делилось поровну между кандидатами на него. А поскольку время прохождения круга иногда замерялось с точностью до целых секунд, то иногда несколько пилотов получали за Гран-при нецелое число очков.

Самый известный случай подобного рода произошёл на Гран-при Великобритании в 1954 году. Сразу семь пилотов — Хосе Фройлан Гонсалес, Майк Хоторн (оба на «Феррари»), Стирлинг Мосс, Альберто Аскари, Онофре Маримон (все трое на «Мазерати»), Хуан Мануэль Фанхио на «Мерседес», Жан Бера на «Гордини» — показали одинаковое время: 1 мин 50 с. Все эти гонщики получили по 1/7 (0,14) дополнительных очка.

Система начисления очков вновь пересмотрена

Как и ожидалось, объявленная FIA новая схема начисления очков в Формуле 1, которая должна была использоваться в сезоне 2010 года, была скорректирована, не успев вступить в действие. Мы уже писали о том, что некоторые второстепенные моменты планировалось уточнить…

Спортивная рабочая группа Формулы 1 (SWG) представила новую версию схемы – очки по-прежнему начисляются десяти лучшим гонщикам, а победитель получает сразу 25 баллов. Но за второе место будет начисляться не 20, как планировалось, а всего 18 очков – да и в дальнейшем расстановка приняла более логичный характер.

Напомним, что после увеличения числа команд в Формуле 1 с 10 до 13-ти решено было изменить и метод начисления очков. За основу взяли принцип, 25-20-15-10-8-6-5-3-2-1, однако на заседании SWG, прошедшем 21 января в Лондоне, представители команд сошлись во мнении, что «ценность» победы стоит увеличить.

Теперь пилот, финишировавший вторым, будет получать не на пять, а на семь очков меньше, чем победитель. В итоге новая схема выглядит так: 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. Как и всегда, решение SWG должно получить одобрение Комиссии Формулы 1 и затем быть утверждено Всемирным советом по автоспорту. Но можно ожидать, что обе процедуры окажутся простой формальностью.

Примечательно, что ни о каких бонусах за поул и лучший круг, о чем также немало говорилось в последнее время, в решении Спортивной рабочей группы не сказано. Эта тема обсуждалась, но не получила одобрения.

Комментируя внесённые изменения для Autosport, глава Red Bull Racing Кристиан Хорнер отметил, что новая система ещё должна доказать свою жизнеспособность, потому руководителям Ф1 нужно быть готовым вновь внести изменения, если возникнет необходимость.

«Не нужно бояться перемен, пока эти перемены к лучшему. И я думаю, что очки созданы прежде всего для того, чтобы ранжировать лучшую десятку пилотов и награждать тех, кто смог закончить гонку в этой зоне, — сказал Хорнер. – Но, по моему мнению, Берни Экклстоун стремится видеть большие отрывы между победителем, вторым и третьим призерами. Это подтолкнет гонщиков к более активной борьбе за высокие позиции.

Дело не в том, что пилоты не хотят рисковать. Если разница между первым и вторым местом составляет всего два очка, поражение не станет концом света. А вот если отрыв станет больше, у пилотов появится реальный стимул атаковать изо всех сил».

Среди других предложений, обсуждавшихся SWG, были два обязательных пит-стопа по ходу гонки – но его также отклонили. Таким образом, в 2010 году каждый пилот по ходу гонок, которые не были объявлены дождевыми, должен будет остановиться минимум один раз, чтобы использовать на дистанции оба состава резины.

Гонки под дождем теоретически можно проводить и вовсе не посещая боксов…

Формула-1

Текущий сезон

Формула-1 в сезоне 2019

Технический регламент Формулы-1 Спортивный регламент Формулы-1
Болид
Моторы Формулы-1
Гонки Формулы-1
Будущее Формулы-1

Списки

Пилоты(Победители ГП · Чемпионы) Конструкторы(Победители ГП · Чемпионы) Сезоны · Гран-при · Трассы

Система начисления очков
Номера пилотов
Моторы · Национальные цвета
Спонсоры
Гоночные флаги
Фатальные аварии
Гонщики, не участвовавшие в гонке
Гран-при, остановленные красным флагом

Рекорды

Пилоты (Победы) (БК)
Конструкторы (Победы)
Шины · Гонки
Страны

См. также

  • Международная автомобильная федерация
  • Всемирный совет по автоспорту
  • Ассоциация конструкторов Формулы-1
  • Ассоциация команд Формулы-1
  • Ассоциация гонщиков Формулы-1

п • о • р

Очки в Формуле-1 присуждаются одновременно и пилоту, и его команде. Соревнование пилотов называется чемпионатом мира среди гонщиков (англ. Drivers’ Championship, часто называемый просто «личным зачётом»), а соревнование команд — чемпионатом мира среди конструкторов (англ. Constructors’ Championship, часто называемый Кубком конструкторов); последний был проведён первый раз в 1958 году.

За всю многолетнюю историю чемпионатов мира принцип начисления очков неоднократно менялся. В следующей таблице приведены все использовавшиеся системы.

  • В столбце «Место» указано количество очков за конкретное место в итоговой классификации.
  • В столбце «ЛК» — количество очков за лучший круг в гонке.
  • Поскольку до 1991 года в личном зачёте учитывались результаты не всех гонок, а только определённое число лучших из них, то в столбце «Количество лучших результатов, идущих в зачёт» указаны ограничения на лучшие результаты.
Период
действия
Место ЛК Гонок в
сезоне
Количество
лучших результатов,
идущих в зачёт
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1950 8 6 4 3 2 1 7 4
1951—1952 8 6 4 3 2 1 8 4
1953 8 6 4 3 2 1 9 4
1954 8 6 4 3 2 1 9 5
1955 8 6 4 3 2 1 7 5
1956—1957 8 6 4 3 2 1 8 5
1958 8 6 4 3 2 1 11 6
1959 8 6 4 3 2 1 9 5
1960 8 6 4 3 2 1 10 6
1961 9(ЧМ)
8(КК)
6 4 3 2 1 8 5
1962 9 6 4 3 2 1 9 5
1963—1965 9 6 4 3 2 1 10 6
1966 9 6 4 3 2 1 9 5
1967 9 6 4 3 2 1 11 5 из первых 6 гонок, 4 из следующих 5
1968 9 6 4 3 2 1 12 5 из первых 6 гонок, 5 из следующих 6
1969 9 6 4 3 2 1 11 5 из первых 6 гонок, 4 из следующих 5
1970 9 6 4 3 2 1 13 6 из первых 7 гонок, 5 из следующих 6
1971 9 6 4 3 2 1 11 5 из первых 6 гонок, 4 из следующих 5
1972 9 6 4 3 2 1 12 5 из первых 6 гонок, 5 из следующих 6
1973—1974 9 6 4 3 2 1 15 7 из первых 8 гонок, 6 из следующих 7
1975 9 6 4 3 2 1 14 7 из первых 8 гонок, 5 из следующих 6
1976 9 6 4 3 2 1 16 7 из первых 8 гонок, 7 из следующих 8
1977 9 6 4 3 2 1 17 8 из первых 9 гонок, 7 из следующих 8
1978 9 6 4 3 2 1 16 7 из первых 8 гонок, 7 из следующих 8
1979 9 6 4 3 2 1 15 ЧМ: 4 из первых 7 гонок, 4 из следующих 8
КК: результаты всех гонок
1980 9 6 4 3 2 1 14 ЧМ: 5 из первых 7 гонок, 5 из следующих 7
КК: результаты всех гонок
1981—1990 9 6 4 3 2 1 15 или 16 ЧМ: 11
КК: результаты всех гонок
1991—2002 10 6 4 3 2 1 16 или 17 результаты всех гонок
2003—2009 10 8 6 5 4 3 2 1 от 16 до 19 результаты всех гонок
2010—2018 25 18 15 12 10 8 6 4 2 1 от 19 до 21 результаты всех гонок
2019— 25 18 15 12 10 8 6 4 2 1 1 21 результаты всех гонок

Примечания:

  1. Если пилот фактически закончил гонку в очковой зоне, но не попадает в итоговую классификацию, то очков он не получает.
  2. В сезонах 1952—1953 чемпионат мира проводился по регламенту Формулы-2.
  3. Кубок конструкторов разыгрывался с 1958 года.
  4. В 1958—1959 годах очки за лучший круг в зачёте Кубка конструкторов не учитывались.
  5. В 1958—1960 годах в Кубке конструкторов не начислялись очки за 500 миль Индианаполиса (однако в личном зачёте они учитывались).
  6. Вплоть до 1978 года включительно очки в Кубке конструкторов начислялись с такими же ограничениями, как и в личном зачёте. В зачёт по результатам каждой гонки шёл только один лучший результат гонщиков, выступавших на автомобилях данного производителя. С 1979 года в Кубок конструкторов попадали все результаты пилотов команды, вне зависимости от действующих ограничений в личном зачёте.
  7. В 2014 году по результатам заключительной гонки сезона пилоты и конструкторы получили удвоенное количество очков по схеме 50—36—30—24—20—16—12—8—4—2.
  8. С сезона 2019 очки за быстрый круг присваиваются (в личный зачёт и Кубок конструкторов), если пилот финишировал в первой десятке. Очки за быстрый круг не присуждаются никому, если обладатель быстрого круга финишировал вне первой десятки.

Пример приводится на основании данных чемпионата мира 2005 года. Указана первая восьмерка гонщиков и первая пятерка команд. В скобках — число набранных ими очков. Отличия систем выделены курсивом.

Место 1961—1990 1991—2002 2003—2009 2010—2013, 2015—2018 2014
1 Фернандо Алонсо (108) Фернандо Алонсо (115) Фернандо Алонсо (133) Фернандо Алонсо (322) Фернандо Алонсо (347)
2 Кими Райкконен (92) Кими Райкконен (99) Кими Райкконен (112) Кими Райкконен (277) Кими Райкконен (295)
3 Хуан Пабло Монтойя (43) Хуан Пабло Монтойя (46) Михаэль Шумахер (62) Михаэль Шумахер (153) Джанкарло Физикелла (156)
4 Михаэль Шумахер (39) Михаэль Шумахер (40) Хуан Пабло Монтойя (60) Хуан Пабло Монтойя (150) Михаэль Шумахер (153)
5 Джанкарло Физикелла (37) Джанкарло Физикелла (38) Джанкарло Физикелла (58) Джанкарло Физикелла (144) Хуан Пабло Монтойя (150)
6 Ярно Трулли (26) Ярно Трулли (26) Ральф Шумахер (45) Ральф Шумахер (122) Ральф Шумахер (137)
7 Рубенс Баррикелло (23) Рубенс Баррикелло (23) Ярно Трулли (43) Ярно Трулли (110) Ярно Трулли (110)
8 Ральф Шумахер (20) Ральф Шумахер (20) Рубенс Баррикелло (38) Рубенс Баррикелло (103) Рубенс Баррикелло (103)
Место 1961—1990 1991—2002 2003—2009
1 Рено (145) Рено (153) Рено (191)
2 Макларен (141) Макларен (151) Макларен (182)
3 Феррари (62) Феррари (63) Феррари (100)
4 Тойота (46) Тойота (46) Тойота (88)
5 Уильямс (34) Уильямс (34) Уильямс (66)

Примечания

Возвращение к идее 60-летней давности.

8 марта Всемирный совет по автоспорту поддержал предложение руководства «Формулы-1» и «Либерти Медиа» по изменению спортивного регламента — теперь обладатель лучшего круга в Гран-при получит дополнительное очко в таблицу общего зачета и Кубка конструкторов. Правило формально еще не принято – для этого должна проголосовать Комиссия «Ф-1», – но шансов на неудачу нет: перед предложением идеи на суд ФИА спортивный отдел серии согласовал поправки со Стратегической группой команд и и Спортивной рабочей группой.

Первого обладателя лучшего круга премируют уже на ближайшем Гран-при Австралии через неделю — правда, в систему добавили существенное ограничение: претендующий на дополнительный балл пилот должен непременно финишировать в топ-10, иначе очков не получит. Такая же модель действовала весь предыдущий сезон в электрической «Формуле Е».

Также на Совете рассматривали предложение добавлять зачетные баллы и за поул, но от идеи решили отказаться: в таком случае решающим событием чемпионата по определению победителя сезона могла стать именно квалификация, превратив гонку в бессмысленные покатушки.

Перемены полезны для «Формулы-1»

59 лет подсчет лучших кругов был одним из самых бесполезных статистических занятий в гонке: показать его считалось престижным, но на деле он не нес в себе вообще никаких преимуществ и ни на что не влиял. Фактически оставался занятным аналогом неверной ветви футбольной или хоккейной продвинутой статистики: у Кими Райкконена (входяшего в топ-5 гонщиков по числу лучших кругов) лишь один чемпионский титул, в то время как у остальных быстрых парней на счету не менее четырех чемпионств (Шумахер, Прост, Феттель и Хэмилтон) — но значит ли это, что финн стоит в одном ряду с величайшими?

Также любителям статистики будет интересно узнать, что Айртон Сенна оформил всего 19 лучших кругов — наравне с Дэймоном Хиллом и Марком Уэббером. У бразильца их даже меньше, чем Нико Росберга и Герхарда Бергера. Трудно свалить такой результат на чемпионскую технику — все-таки «Макларены» Сенны вообще были самыми доминирующими в истории «Формулы-1». Скорее раньше на быстрый круг никто не обращал какого-либо внимания из-за полной бессмысленности: все-таки главным в гонках как сейчас, так и 40 лет назад, всегда был максимальный и стабильный средний темп.

Теперь же в подсчете лучших кругов появится хотя бы прикладной смысл — значит, изменится и отношение с восприятием. Небольшой бонус не просто заставит пилотов чаще атаковать на последних метрах, но и внесет новую переменную в планирование стратегии. У достижения не появится ощутимого исторического веса, зато теперь в любой гонке появится атрибут, которого болельщики будут с нетерпением ждать на краешке кресла и сжатыми кулаками при любом финишном порядке.

Новые правила — полумеры

Несмотря на положительный эффект от премирования одним очком за лучший круг «Либерти Медиа» и ФИА зря пошли по стопам «Формулы Е» и ограничили зону набора баллов десятью позициями. Таким образом мы лишились напряженного противостояния аутсайдеров, не пролезающих в первую половину турнирной таблицы: к концу заезда мы бы видели множество заездов в боксы за новой резиной и целую серию кругов, близких к квалификационным — все-таки у того же «Уильямса» может не оказаться более реальных шансов на пополнение счета в Кубке конструкторов. На действия аутсайдеров же по цепной реакции реагировали бы пилоты на девятом и десятом месте или даже фавориты, рассчитывавшие на заветный балл за лучший так — так и вся гонка могла бы перевернуться за 10-20 километров до финиша. Впрочем, спортивные функционеры наверняка думали о хаосе на трассе в заключительной части заездов и побоялись возможных последствий.

Простые способы сделать «Формулу-1» лучше

Новая же схема демотивирует рисковать: никто из топ-10 не станет чрезмерно прибавлять в скорости из-за опасения сломать технику, которой предстоит поработать еще в нескольких Гран-при. Также никто не поедет на пит-стоп с перспективой потери позиций ради дальнейшего прорыва и заработка на одно очко больше : команды слишком хорошо просчитывают свои действия на компьютерных симуляциях задолго до старта.

Существуют лишь два сценария, по которым новая система действительно кого-то замотивирует: при прорыве из-за пределов топ-10 в очковую зону после столкновения или разворота и последующего заезда на пит-стоп, или когда отрыв от следующего позади соперника настолько велик (минимум 30 секунд), что легко вместит в себя дополнительный пит-стоп. Однако в топ-10 такое чаще всего случается именно с лидерами, а значит, велик шанс, что дополнительный балл регулярно будет забирать условный Себастьян Феттель после очередного разворота или Макс Ферстаппен в попытке сократить очковый проигрыш подиумной тройке до минимума.

С другой стороны, даже такая схема лучше, чем ничего — все-таки расширение возможностей влияния на итоговый результат увеличивает и количество неожиданных исходов гонок и чемпионатов. Да и оценку лучшего круга по достоинству уж точно не назвать искусственной — данный показатель считают с самого первого чемпионата.

В «Формуле-1» уже использовали это правило

С 1950 по 1959 год гонщики уже получали по баллу за лучший круг — правда, тогда и очковая зона включала в себя только первые пять позиций, и победитель заезда (без учета лучшего круга) мог заработать только 8 зачетных пунктов. Обладатель лучшего круга получал вдвое меньше замкнувшего топ-5 вне зависимости от финишной позиции, но в 1960-м правило отменили, отдав дополнительное очков обладателю шестого места в гонке. Тогда пилоты намного внимательнее относились к лишним очкам — лидеры предпочитали собирать их по возможности. Например, чемпион серии Альберто Аскари в 1954 году не довел ни единой гонки до конца, но все равно оказался 25-м в общем зачете с 1,142 очками: просто в одном из заездов он как раз оформил лучшее время, а в другой разделил этот результат с другими шестью гонщиками. Если принять во внимание только Гран-при, то больше никогда в «Формуле-1» пилот, сошедший изо всех заездов сезона, не набирал зачетные пункты.

Но еще занятнее теперь выглядит развязка сезона 1958 года: тогда чемпионом стал Майк Хоторн с 42 баллами, опередивший сэра Стирлинга Мосса всего на одно очко. Если бы правила лучших кругов на тот момент не существовало, титул завоевал бы именно Мосс: у обоих пилотов оказалось бы по 39 очков на счету, и Стирлинг оказался бы выше из-за большего числа побед в Гран-при (четыре против одной у Хоторна). Согласно легенде Мосс проиграл чемпионат как раз из-за нежелания атаковать на полную в Португалии, когда его соперник показал тот самый лучший круг: Стирлинг лидировал, но не разобрал надпись на табличке, извещавшей о быстром круге конкурента, и потому не стал рисковать и прибавлять в темпе.

После отмены правила в «Формуле-1» прошло еще 58 чемпионатов, но лишь в трех лишний балл за престижный статистический показатель мог сыграть решающую роль. Например, в 1979-м Жиль Вильнев оформил 5 быстрейших кругов против нуля у лидировавшего в чемпионате напарника Джоди Шектера — при сохранении стартового правила легендарный канадец превзошел бы южноафриканца со счетом 52-51 и все-таки стал бы чемпионом.

Также данное изменение сделало бы из сезона 1986 года настоящую ядерную бомбу. В нем и так все решалось в последней гонке, а на финише Ален Прост вырвал титул с преимуществом в два балла над Найджелом Мэнселлом и три — над Нельсоном Пике. Однако именно бразилец оформил больше всех лучших кругов в том сезоне — шесть против четырех у британца и одного у француза. В итоге Пике стал бы чемпионом мира с 75 баллами, Мэнселл остался бы вторым с 74, а Прост оказался бы всего лишь третьим с 73 очками. Более того, именно лучший круг в последнем Гран-при сезона в Австралии и выиграл бы чемпионат для Нельсона — без него при равенстве очков с Найджелом бразилец бы проиграл по победам (4 против 5).

Самый свежий же пример предсказуемо случился в 2008 году — одном из самых драматичных в современной истории «Ф-1». Льюис Хэмилтон обогнал Тимо Глока буквально в последнем повороте и стал чемпионом — но с правилом очков за лучшие круги у британца с Фелипе Массой оказалось бы полное равенство (по 99 баллов), которое выиграл бы бразилец за счет большего числа выигранных Гран-при (6 против 5). И решающую роль сыграла бы победа в последней гонке сезона на родной земле в Бразилии вместе с оформлением быстрейшего круга — такую развязку уж точно признали бы одной из лучших в истории.

Но отдало бы новое правило титул кому-то недостойному? Судя по всему, нет — и Масса, и Вильнев, и Пике заслужили чемпионский кубок ничуть не меньше соперников (а Жиль и вовсе сейчас котируется намного выше Шектера). Дополнительный балл чаще всего никак глобально не влиял на распределение мест в личном зачете или Кубке конструкторов — лишь подогревал отдельные гонки, противостояния и развязки. При современной очковой системе с 25 баллами за победу вообще непросто представить себе сценарий, при котором именно один лучший круг решит исход турнира, но если жизнь все-таки закрутит такую драматургическую линию, то вряд ли кто-то пожалуется на несправедливость. На старте сезона же все в равных условиях.

В Ф1 предложили начислять очки вплоть до 20-го места

В прошедшую среду представители Liberty и команд обсудили на заседании Стратегической группы потенциальные изменения в регламенте, которые могут вступить в силу с 2021 года, когда начнут действовать новые технические правила – или даже раньше.

В числе тем, которые были озвучены – иной формат квалификации, проведение спринтерских гонок, а также новый принцип начисления очков.

«Они изучают, не стоит ли расширить зону начисления очков и присуждать их 20 пилотам, – рассказал босс Force India Виджей Малья. – Это значит, что очки получат все, кто закончил гонку. Схема начинается с одного очка самому последнему, потом их количество увеличивается. Другой вариант – заменить нынешнюю зачетную десятку на топ-15. Все эти идеи обсуждаются».

Малья, который в этот уик-энд присутствует в паддоке, рассказал Motorsport.com: «Сейчас есть определенная гордость, когда получается занять место в числе десяти первых. Когда мы выступаем хорошо, я получаю от друзей сообщения: «Поздравления, снова финиш в десятке». Это определенное достижение, которое может быть нивелировано, если очковую область расширят.

С другой стороны, если очки станут давать всем, кто финишировал, вплоть до самого конца, то каждый будет сражаться за них. Никто не бросит атаковать только потому, что оказался вне десятки и все равно не получит свою награду.

Потому прозвучало предложение про топ-15. Понятно, что тут предстоят серьезные дебаты. Все базируется на исследовании, которое было проведено».

На протяжении первых десяти лет после учреждения в 1950 году чемпионата мира Ф1 очки получали только пять лучших гонщиков на финише, с 1960 по 2002 год – шестеро, еще семь лет зачетные баллы начисляли первой восьмерке, а с 2010 года заработала нынешняя схема.

Также Малья рассказал, что была озвучено предложение давать одно дополнительное очко за лучшее время круга – такая практика действовала до 1959-го. «Идей очень много», – сказал босс Force India.