О футболе детям

Статья по физкультуре на тему: ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ — ГЛАЗАМИ ТРЕНЕРА

ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ — ГЛАЗАМИ ТРЕНЕРА

Мальчишки грезят футболом. Для них огромная радость не просто гонять мяч во дворе, а заниматься любимой игрой под руководством тренера. Но однажды без всяких видимых причин, без конфликтов с другими участниками футбольной команды ребята прекращают занятия. Разлюбили футбол? Нет времени, не справляются с учебой? Всё эти причины мало похожи на правду, ведь до этого момента у воспитанника все складывалось. Причину подобных ситуаций попробую обосновать основываясь на своем опыте тренерской работы.

На мой взгляд, в подобных случаях вина родителей, хотя сами-то они в этом даже самим себе не признаются. Опекая свое чадо, они хотят видеть его талантливым и преуспевающим. А в итоге такой опеки родителей, дети растут ленивыми, беспечными, что, безусловно, приводит к неустроенности в жизни. Хочу выделить несколько наиболее типичных ошибок в родительской воспитательной работе.

Родители, считающие своего ребенка самым лучшим, самым талантливым и самым умным. Любить, холить и лелеять ребенка, несомненно, правильно, но всегда и во всем должна быть мера. Очень часто, таким родителям кажется, что их сыночка или дочку недооценивают. Родители такого типа всегда недовольны, если их ребенок сидит на скамейке запасных. Не играет – значит, не оценили его способности, недоглядели, пропустили. Кто в этом виноват? Конечно, тренер. Но именно тренер всегда заинтересован в победе своей команды. А значит не в его интересах держать на замене способного игрока и не выпускать его на поле. С возрастом такие дети перестают бороться за свое место в детской футбольной команде, а, возможно, и в дальнейшей жизни. Они попросту не умеют добиваться поставленных целей, так как всегда на их пути невнимательные тренеры, учителя, работодатели. Ему это твердили и продолжают твердить собственные родители. Зачастую такие родители любят переводить ребенка из команды в команду, считая, что избавляют от сложностей. В итоге подросток воспитывает в своем характере такую черту, как уход от проблемы. И пусть в данной статье разговор о футболе, но со временем человек так же отнесется и к любой работе. Во всяком деле, в том числе и в футболе — нужна здоровая конкуренция. Именно она помогает бороться за успех.

К чему приводит воплощение в ребенке своей собственной мечты «стать спортсменом»? За малейшие промахи ребенка в тренировочном процессе или во время матчей мамы и папы «карают» свое чадо. В ход идут различные наказания от запретов на развлечения до дополнительных тренировок. Заставляя ребенка тренироваться против его воли, абсолютно не учитывая, нравится ему это или нет. В итоге спорт становится повинностью.

К чему это приводит?

Во-первых, ребенок становится запуганным, у него нет собственного мнения и желания. Он замыкается в себе, и лишний раз боится ошибиться. Привыкает подчиняться воле своих родителей и принимать на веру любое мнение, кроме собственного.

Во-вторых, если ребенок обладает достаточно сильным характером, он рано или поздно вырывается из под жесткой родительской опеки. Он перестает их слушаться вовсе, для него теперь родительское мнение безразлично, в нем играет дух противоречия. А возможно, родители опускают руки перед такой строптивостью, при этом, думая, что без их опеки помощи «ничего путного из него уже не вырастет».

Футбол — это игра, в которой ее участники должны получать, прежде всего, удовольствие. Все остальные положительные стороны идут уже в комплексе. Если вы сами никогда не занимались профессионально футболом или занимались в спортивной школе, в секции лет пятнадцать-двадцать назад, то не стоит становиться учителем для ребенка. Лучше оплатить его индивидуальные тренировки. Гораздо тяжелее потом будет отучить его от приобретенных рефлексов. Тренировочный процесс в любом случае должен происходить только при желании у ребенка!

Если вы хотите, чтобы ребенок стал профессиональным игроком, у него есть все необходимые данные или есть возможность их развить, то тренировок с командой недостаточно. В среднем, в обычной ДЮСШ 3-4 тренировки в неделю по 1,5-2 часа, этого очень мало, чтобы стать профессиональным футболистом. Дополнительные тренировки помогут ребенку лучше узнать себя, свои слабые и сильные стороны, хорошо развить вторые и наоборот минимизировать первые. Обязательно надо разрешать ребенку играть во дворе, т.к. там он находится в расслабленном состоянии и может делать, то, чего он еще боится или у него не получается делать в игре за команду. Если же вы уверены в том, что вы знаете, как правильно выполняются все технические приемы, то можно заниматься с ребенком самостоятельно во дворе или на арендованном поле. Важно помнить во всем должна быть мера, чтобы вовсе не отбить желание заниматься футболом.

Материал подготовил: тренер-преподаватель ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск СП «ДЮСШ №2»

Степанов А.А.

Мимо мяча. Моуринью, Виллаш-Боаш и еще шесть тренеров, не игравших в футбол

Лео Бенхаккер (Голландия, 72 года)

Тренерская карьера: Сборные Голландии, Саудовской Аравии, Тринидада и Тобаго, Польши, клубы «Вендам», «Камбююр», «Гoy Эхед Иглс», «Аякс», «Волендам», «Витесс», «Фейеноорд», «Сарагоса», «Реал» (Мадрид), «Грассхоперс», «Америка» (Мексика), «Истанбулспор».

Бенхаккер начал тренерскую карьеру в любительском клубе «Эпе» в возрасте 23 лет. 11 лет ему понадобилось на то, чтобы пробиться в «Фейенорд», молодежную команду которого он возглавил в 1976 году. Еще через два года Бенхаккер возглавил «Аякс», который переживал смену поколений. В 1980 году 37-летний тренер завоевал свой первый трофей, став чемпионом Голландии. С этого момента карьера Бенхаккера пошла на взлет, достигнув своего пика в 1986 году, когда Лео встал у руля «Реала». Под руководством голландского тренера «Реал», в составе которого блистали Уго Санчес, Эмилио Бутрагеньо и Хосе Мичел, добавил к своим прежним титулам еще три победы подряд в чемпионате Испании – в 1987, 1988 и 1989 годах.

Сделав в Испании «золотой дубль», Бенхаккер в том же 1989 году вернулся в «Аякс» и в первый же сезон стал с ним чемпионом Голландии. К особым достижениям Бенхаккера можно отнести раскрытие таланта Марко ван Бастена и приглашение в «Аякс», техническим тренером которого Лео работал в начале нулевых, Златана Ибрагимовича.

Карлос Альберто Паррейра (Бразилия, 71 год)

Тренерская карьера: сборные Ганы, Кувейта, Бразилии, Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии, ЮАР, клубы «Сан Кристовао», «Флуминенсе», «Брагантино», «Сан-Паулу», «Атлетико Минейро», «Интернасьонал», «Коринтианс», «Валенсия», «Фенербахче», «Метростарз» (Нью-Йорк – Нью-Джерси).

Паррейра, в отличие от многих своих коллег по тренерскому цеху, никогда даже и близко не подбирался к тому, чтобы стать профессиональным футболистом. Во время учебы на факультете физического воспитания студент Паррейра взялся за написание курсовой работы на футбольную тему. «Отсутствие навыков футболиста не помешало мне, а помогло. Я мог видеть то, что недоступно взгляду профессионала», – отмечал про себя бразилец. Поворотным моментом в судьбе Паррейры стало знакомство с другим блестящим тренером Марио Загалло, который посоветовал Карлосу Альберто попробовать себя в футболе. Получилось более чем удачно – Паррейра выводил на чемпионаты мира четыре разные сборные (Кувейта, ОАЭ, Бразилии и Саудовской Аравии), а в 1994 году сделал бразильцев четырехкратными победителями мировых первенств. В настоящее время Паррейра отошел от тренерской работы.

Авраам Грант (Израиль, 59 лет)

Тренерская карьера: сборная Израиля, «Хапоэль» (Петах Тиква), «Маккаби» (ТельАвив), «Хапоэль» (Хайфа), «Маккаби» (Хайфа), «Челси», «Портсмут», «Вест Хэм», «Партизан».

В 1972 году 17-летнего Авраама сбил мотоцикл, а затем и машина, следовавшая в противоположном направлении. Две недели без сознания в реанимации, два месяца в постели, а затем инвалидная коляска поставили крест на футбольной карьере Гранта. Впрочем, юноша не впал в отчаяние и уже в следующем году возглавил молодежную команду «Хапоэль» из Петах-Тиквы.

Спустя 16 лет, выиграв все, что возможно в Израиле на клубном уровне, Грант возглавил национальную команду страны. Едва не пробившись с никогда не хватавшей с неба звезд сборной на ЧМ-2006, Авраам уехал в Англию, где стал работать техническим директором «Портсмута». В 2007 году перешел на административную работу в «Челси». И в том же году, когда клуб покинул Жозе Моуринью, Авраам Грант неожиданно для всех был назначен главным тренером лондонского клуба. Грант вывел «синих» в финал Лиги чемпионов, но проиграл в «Лужниках» «МЮ» в серии пенальти. В настоящее время израильский тренер работает на технической должности в одном из клубов Таиланда.

Арриго Сакки (Италия, 68 лет)

Тренерская карьера: сборная Италии, клубы «Чезена», «Римини», «Фиорентина», «Парма», «Милан», «Атлетико» (Мадрид).

Упорство, с которым Сакки прокладывал себе путь в большой футбол, достойно восхищения. В молодости Арриго выучился на бухгалтера, чтобы помогать отцу в ведении дел семейного предприятия, занимавшегося пошивом и продажи обуви. При этом юноша много времени проводил в поездках по Италии и Европе, где не упускал случая посещать матчи лучших клубов Старого Света. Тренерскую карьеру Сакки начал в 26 лет, возглавив любительский клуб «Фузиньяно». Вслед за этим ему представилась возможность поработать с командой серии С «Римини», откуда Арриго попал в «Парму». Здесь его и заприметил Сильвио Берлускони, доверивший Сакки детище всей своей жизни – «Милан».

Уже в первый свой сезон у руля красно-черных Арриго привел клуб к чемпионскому титулу, вслед за которым последовали две победы в Кубке чемпионов. Пик карьеры Сакки пришелся на 1989 год, когда он был признан лучшим тренером мира. А вот в сборной Италии у Арриго получилось не так ярко. На ЧМ-1994 его команда дошла до финала, а спустя два года провалилась на чемпионате Европы в Англии. Следом за этим Сакки провел неудачный сезон в том же «Милане», безуспешно поработал в «Атлетико» и закончил карьеру после бесславного возвращения в «Парму». В настоящее время Сакки ведет футбольные передачи на итальянском телевидении.

Карлуш Кейруш (Португалия, 61 год)

Тренерская карьера: сборные Португалии, Объединенных Арабских Эмиратов, ЮАР, Ирана, клубы «Эшторил», «Спортинг», «Нью-Йорк Метро Стар», «Нагойя Трампу с Эйт» (Япония), «Реал» (Мадрид).

Кейруш, родившийся в Мозамбике пробовал играть в футбол, но быстро понял, что профессиональным игроком ему никогда не стать. Карлуш получил образование в университете машиностроения, а затем в Высшем институте физической культуры Лиссабона, где получил степень бакалавра в области методологии спортивных тренировок. Получив мощный багаж футбольных знаний, Кейруш возглавил молодежную сборную Португалии, с которой дважды побеждал на чемпионатах мира для футболистов не старше 20 лет. Под руководством Карлуша тогда выступали будущие звезды мирового футбола Луиш Фигу, Руй Кошта и Жоау Пинту. С главной командой страны у Кейруша получилось не так удачно. Дважды в начале девяностых он не сумел преодолеть отборочный турнир, вследствие чего ЧЕ-92 и ЧМ-94 прошли без Португалии.

Поработав на клубном уровне с «Эшторилом» и «Спортингом», Кейруш получил предложение от Алекса Фергюсона занять должность ассистента тренера в «МЮ». Транзитом через Манчестер Кейруш отправился в «Реал», откуда был уволен после провального старта сезона. Португальцу пришлось вернуться в «МЮ», где он проработал четыре года, а в 2008 году вновь возглавил национальную команду родной страны, с которой он распрощался спустя два года после допингового скандала. В настоящее время Кейруш работает со сборной Ирана.

Гаджи Гаджиев (Россия, 68 лет)

Тренерская карьера: «Анжи», «Крылья Советов», «Сатурн», «Волга».

Стать профессиональным футболистом Гаджиеву помешала сильная близорукость. В 20-лет он начал работу в ДЮСШ Хасавюрта, но о тренерской карьере приходилось лишь мечтать. В 1975 году Гаджиева пригласили махачкалинское «Динамо», откуда он был направлен учиться в Москву в Высшую школу тренеров (ВШТ). После ее окончания в 1977 году защитил диссертацию, став кандидатом педагогических наук. В 1988 году Гаджиев помог сборной СССР под руководством Анатолия Бышовца завоевать золотые медали Олимпийских Игр, а к самостоятельной работе Гаджи Муслимович приступил лишь спустя 11 лет, когда возглавил «Анжи».

С махачкалинцами Гаджиев завоевал бронзу чемпионата России и Кубок страны. После «Анжи» в карьере заслуженного тренера России последовали «Крылья Советов», «Сатурн» и «Волга», а в Махачкалу Гаджиев возвращался еще два раза. Последний камбэк вышел для специалиста неудачным – его команда уже без Это’О, Виллиана и других звезд отправилась по итогам минувшего сезона в ФНЛ.

Жозе Моуринью (Португалия, 51 год)

Тренерская карьера: «Бенфика», «Униан Лейрия», «Порту», «Челси», «Интер», «Реал».

Жозе родился в футбольной семье: Феликс Моуринью, его отец, выступал за клубы «Белененсеш» и «Витория» на вратарской позиции. До 16 лет Жозе играл в молодежной команде любительского клуба, а потом сразу стал помощником тренера, которым и был его отец. Перебравшись в «Виторию», Жозе стал помогать отцу в проведении тренировок, а также выполнять обязанности аналитика – ездить на матчи будущих соперников «Витории». В 1986 году Моуринью-младший получил диплом спортивного колледжа и уехал стажироваться в Шотландию. Решающим в его судьбе можно назвать знакомство с великим Бобби Робсоном, при котором Жозе выполнял обязанности переводчика в «Порту». Дальнейшая карьера «Особенного» не требует отдельного пересказа. В настоящее время Моуринью штурмует вершины английской Премьер-лиги вместе с «Челси».

Андре Виллаш-Боаш (Португалия, 36 лет)

Тренерская карьера: «Академика», «Порту», «Челси», «Тоттенхэм», «Зенит».

Еще один воспитанник Бобби Робсона получил тренерскую лицензию категории С уже в 17 лет, хотя всерьез рассматривал возможность стать спортивным журналистом. Но знакомство с английским мэтром окончательно предопределило судьбу Виллаш-Боаша. Юноша растопил сердце Робсона своей настойчивостью, когда месяцами атаковал его почтовый ящик, присылая записки с тактическим разбором игры соперников «Порту».

«Он посоветовал мне, когда я был еще очень молод, пойти на тренерские курсы и открыл для меня двери «Порту». У нас были прекрасные отношения, я безмерно уважал этого человека – весь футбольный мир его уважал. Он делал очень много не только для меня и Жозе Моуринью – он вдохновлял и помогал всем, давая им возможность добиться успеха и стать настоящими профессионалами. Бобби Робсон – человек, сыгравший огромную роль в становлении английского футбола», – скажет впоследствии нынешний тренер «Зенита», которому только еще предстоит проторить собственную дорогу к вершинам мирового футбола.

Оставайтесь с Eurosport с помощью приложения для iPhone и iPad!

Детский футбол-глазами тренера (автор статьи)

Мальчишки грезят футболом. Для них огромная радость не просто гонять мяч во дворе, а заниматься любимой игрой под руководством тренера. Вот парадокс, с которым сталкиваются тренеры детских футбольных команд. Без всяких видимых причин, без конфликтов с другими участниками футбольной команды ребята прекращают занятия. Разлюбили футбол? Чушь! Нет времени, не справляются с учебой? Тоже мало похоже на правду, ведь до этого момента все складывалось. Тогда в чем же причина таких ситуаций? Основываясь на своем опыте тренерской работы, попробую это обосновать.

На мой взгляд, в подобных случаях вина родителей, хотя сами-то они в этом даже самим себе не признаются. Опекая свое чадо, они хотят видеть его талантливым и преуспевающим. А в итоге такой опеки родителей, дети растут ленивыми, беспечными, что, безусловно, приводит к неустроенности в жизни. Хочу выделить несколько наиболее типичных ошибок в родительской воспитательной работе.

Родители, считающие своего ребенка самым лучшим, самым талантливым и самым умным. Любить, холить и лелеять ребенка, несомненно, правильно, но всегда и во всем должна быть мера. Очень часто, таким родителям кажется, что их сыночка или дочку недооценивают. Родители такого типа всегда недовольны, если их ребенок сидит на скамейке запасных. Не играет – значит, не оценили его способности, недоглядели, пропустили. Кто в этом виноват? Конечно, тренер. Но именно тренер всегда заинтересован в победе своей команды. А значит не в его интересах держать на замене способного игрока и не выпускать его на поле. С возрастом такие дети перестают бороться за свое место в детской футбольной команде, а, возможно, и в дальнейшей жизни. Они попросту не умеют добиваться поставленных целей, так как всегда на их пути невнимательные тренеры, учителя, работодатели. Ему это твердили и продолжают твердить собственные родители. Зачастую такие родители любят переводить ребенка из команды в команду, считая, что избавляют от сложностей. В итоге подросток воспитывает в своем характере такую черту, как уход от проблемы. И пусть в данной статье разговор о футболе, но со временем человек так же отнесется и к любой работе. Во всяком деле, в том числе и в футболе — нужна здоровая конкуренция. Именно она помогает бороться за успех.

К чему приводит воплощение в ребенке своей собственной мечты «стать спортсменом»? За малейшие промахи ребенка в тренировочном процессе или во время матчей мамы и папы «карают» свое чадо. В ход идут различные наказания от запретов на развлечения до дополнительных тренировок. Заставляя ребенка тренироваться против его воли, абсолютно не учитывая, нравится ему это или нет. В итоге спорт становится повинностью. К чему это приводит?

Во-первых, ребенок становится запуганным, у него нет собственного мнения и желания. Он замыкается в себе, и лишний раз боится ошибиться. Привыкает подчиняться воле своих родителей и принимать на веру любое мнение, кроме собственного.

Во-вторых, если ребенок обладает достаточно сильным характером, он рано или поздно вырывается из под жесткой родительской опеки. Он перестает их слушаться вовсе, для него теперь родительское мнение безразлично, в нем играет дух противоречия. А возможно, родители опускают руки перед такой строптивостью, при этом, думая, что без их опеки помощи «ничего путного из него уже не вырастет».

Футбол — это игра, в которой ее участники должны получать, прежде всего, удовольствие. Все остальные положительные стороны идут уже в комплексе. Если вы сами никогда не занимались профессионально футболом или занимались в спортивной школе, в секции лет пятнадцать- двадцать назад, то не стоит становиться учителем для ребенка. Лучше оплатить его индивидуальные тренировки. Гораздо тяжелее потом будет отучить его от приобретенных рефлексов. Тренировочный процесс в любом случае должен происходить только при желании у ребенка! Если на основные тренировки он ходит с удовольствием, а от дополнительных отказывается, поговорите с ним. Возможно, ему некомфортно с тренером наедине, например, он стесняется его. Или он боится осуждения от остальных игроков команды, не хочет показаться слабее. Всегда можно найти компромисс, помочь и подсказать, но главное — найти причину.

Если вы хотите, чтобы ребенок стал профессиональным игроком, у него есть все необходимые данные или есть возможность их развить, то тренировок с командой недостаточно. В среднем, в обычной ДЮСШ 3-4 тренировки в неделю по 1,5 -2 часа, этого очень мало, чтобы стать профессиональным футболистом. Дополнительные тренировки помогут ребенку лучше узнать себя, свои слабые и сильные стороны, хорошо развить вторые и наоборот минимизировать первые. Обязательно надо разрешать ребенку играть во дворе, т.к. там он находится в расслабленном состоянии и может делать, то, чего он еще боится или у него не получается делать в игре за команду. Если же вы уверены в том, что вы знаете, как правильно выполняются все технические приемы, то можно заниматься с ребенком самостоятельно во дворе или на арендованном поле. Важно помнить во всем должна быть мера, чтобы вовсе не отбить желание заниматься футболом.

Детский футбол — глазами учителя – «Отца» (оппонент)

О себе (оппонент). 55 лет. Мастер спорта по футболу. После футбольной карьеры с 35 лет, 20 лет занимаюсь тренерской работой, и параллельно интересуюсь проблемами в детско – юношеском футболе. Поиск истины помог мне обнаружить статью тренера обвиняющего в бедах нашего детского футбола ни систему, а родителей детей обучающихся в футбольных школах и академиях.

Постараюсь открыть глаза и дать совет родителям, которые водят своих детей в эти самые заведения в надежде, что из них в будущем получатся профессиональные футболисты.

В футбольных кругах считается, что детский тренер должен быть как бы «отцом» для каждого футболиста его команды. На самом деле как мы можем видеть не все так просто.

Как видим выше, наши с Вами дети бредят футболом, они хотели бы обучаться ему под руководством дипломированного специалиста, т. е. детского тренера. Мы с надеждой приводим их в места, приспособленные для этого, т. е. в детско юношеские спортивные школы (ДЮСШ). Их принимают, и они начинают заниматься. Что происходит дальше. Через какое-то время после начала тренировок, наступает момент, когда тренер, готовит свою группу обучения (ГО) к первому «товарищескому» матчу, против определенного соперника. В его (ГО) занимается определенное количество мальчишек разного уровня готовности, кто то лучше, а кто — то хуже, и соответственно в первой игре, тренер, обуреваемый своими амбициями, хочет этот матч выиграть, так же как хотят его выиграть сами дети и их родители. Что дальше, всем места в стартовом составе не хватит, значит, кому-то играть, а кому-то сидеть в запасе и вот здесь происходит самая страшная ошибка тренера, он начинает выбирать, кто более достоин, играть, соответственно, кому сидеть и полировать скамейку запасных. Эта деталь делит детей на основных и запасных. Самое плохое, что происходит дальше. Дети, которые постоянно играют, обучаются, прогрессируют быстрее, чем дети, которые сидят в запасе, получают игровую практику не в полном объеме или не играют вовсе. В дальнейшем, дети основного состава будут надсмехаться над игроками запаса и заражать их комплексами на всю жизнь.

Компетентный тренер (отец), по детям минимум до 15 лет определить кто в будущем станет профессиональным футболистом, а кто нет ни сможет ни один специалист. Какое право имеет кто-либо на свете решать судьбу моего сына, с первых шагов в спорте определять его статус, игрок основного состава или изгой в запасе?

Сидеть в запасе и получать удовольствие невозможно.

Оказывается, как выясняется в дальнейшем, наш «уважаемый» тренер (отец) – специалист, загнанный системой обучения молодежи футболу в России. Тренер вынужден в каждой игре показывать результат, т.е. стараться выиграть в каждом матче. Кто может ему предоставить такую возможность? Соответственно дети более сильные физически, а слабые будут на подхвате. В связи с этим фактом у нас в стране и процветает подделка документов у детей т.е. уменьшение возраста. Живут хорошо акселераты и подставы, страдают ретардаты. Это наши реалии и надо, что то менять в этой ситуации.

Так дорогие мои родители ответ те мне на мои вопросы?

Какое право имеет тренер (Отец) обвинять нас с Вами в том, что мы предъявляем ему претензии, по столь неприятному для нас факту?

Какое право имеет тренер обвинять нас с Вами в том, что любовь к нашим детям и переживание за их будущее оказывается, делает их неуправляемыми в дальнейшем.

Тренер своими руками создает ситуацию для деградации личности наших детей, и в это самое время умудряется обвинять нас с Вами в этом.

О какой здоровой конкуренции идет речь в статье, если один мальчик играет постоянно, а другой присутствует на игре.

Особенно хочу обратить Ваше внимание на частные школы, на сегодня появляющиеся на каждом углу. Платные группы, где вы оплачиваете из своего кармана труд тренера. Платят все одинаково, а играют избранные.

И самое главное, если Ваш сын талантлив, и Вы хотите, чтобы он стал профессиональным футболистом, будьте готовы к тому, что где-то с 12 лет станет дилемма, общеобразовательная школа или футбол? Знания или футбольное мастерство, которому придётся уделять «львиную» долю всего свободного времени. Профессиональными футболистами становятся единицы, а знания нужны на всегда и, если что-то пойдет не так, будьте готовы к трудным временам в жизни вашего нездорового сына, так как профессиональный спорт калечит.

Парадокс.

Спасибо за внимание.

Записали ребенка в футбольную школу, а он не хочет ходить на тренировки

После Чемпионата мира 2018 интерес к футболу в России заметно вырос, и многие родители готовы отдать ребенка в футбольную школу. С какого возраста начинать заниматься футболом? Заставлять ли ребенка ходить на тренировки? Как справляться с неудачами и что поможет избежать сложностей с адаптацией? На эти и другие вопросы родителей юных футболистов отвечает Игорь Пугачев, основатель сети футбольных школ для детей FC Stuttgart.

Среди множества кружков и секций футбольные школы сегодня пользуются особой популярностью еще и потому, что позволяют детям тренироваться на воздухе. Понятно, что, отдавая ребенка в секцию футбола, родители в первую очередь делают ставку на его физическое развитие.

Однако футбол не только укрепляет мышцы, но и развивает мышление, закаляет спортивный дух, помогает раскрепоститься, научиться ставить перед собой определенные цели и задачи. Ведь для принятия решения во время матча у футболиста есть всего доли секунды, от которых может зависеть исход игры и победа или поражение команды.

Кроме того, футболисту важно иметь отличную реакцию, умение брать на себя ответственность и слаженно взаимодействовать с другими игроками, чтобы добиться общей цели. А значит, эта игра учит работать в команде, что пригодится не только в спорте (звездами которого становятся далеко не все), но и в жизни. Так же, как умение договариваться во время тренировок, решать спорные вопросы после матча, проявлять лидерские качества, которыми необходимо обладать, чтобы стать капитаном команды.

Ребенок не хочет ходить на тренировки: как поступить?

Тренер убеждает вас, что у сына талант, а сам он не стремится заниматься футболом. Заставлять ли ребенка? Ваша задача — разобраться. Причин нежелания ходить на тренировки может быть много. Вот некоторые из них.

Необходимость постоянно находиться в окружении большого количества людей у некоторых детей вызывает дискомфорт: они замыкаются в себе, порой, вызывая насмешки остальных.

Боязнь проиграть. Если ребенок не уверен в себе, опасение, что он не справится с задачей, вызывает неприятные эмоции, особенно у детей подросткового возраста. Некоторые родители лишь усугубляют ситуацию, упрекая в «неоправданных надеждах».

Утомление после тренировок. Хотя дети легко восстанавливают силы, усталость у них тоже наступает быстро. Обычно сложности испытывают те, кто начал тренироваться в старшем возрасте и не имеет физической подготовки.

Что делать, если ребенок устал во время тренировки

Отправляясь на тренировку вместе с юным футболистом, не забудьте запастись водой, полотенцем и пластырем. Если ребенок утомился и разгорячен, усадите его на скамью, промокните лоб полотенцем, напоите водой (но не холодной!): во время интенсивных занятий это необходимо, чтобы избежать перегрева и обезвоживания организма.

Нагрузки в школе. Они также требуют немало сил, потому вполне могут вызывать общее переутомление.

Нежелание заниматься конкретным видом спорта. Возможно, ребенок хочет обучаться плаванию или прыжкам в длину, а не футболу. Выбирая вид спорта для детей, надо принимать во внимание тип телосложения и нервной системы, склонность заниматься командным либо индивидуальным видом спорта.

Отсутствие цели. Порой ребенок отказывается посещать тренировки, поскольку не понимает, для чего они нужны. И от того, сумеют ли родители вызвать его интерес, зависит многое.

Когда нежелание вызывает ухудшение самочувствия и сказывается на эмоциональном состоянии ребенка — это сигнал прислушаться к нему и не упорствовать в своем стремлении сделать чадо футболистом.

Если же негативных изменений нет, вероятно, причина — в неумении преодолевать трудности, с которыми приходится сталкиваться, или в склонности не доводить начатое до конца. В этом случае родителям стоит проявить разумную настойчивость: помогите ребенку сформулировать цель, которой он хотел бы достичь (например, стать более ловким, научиться забивать голы). Главное, чтобы она была понятна и выполнима.

Если вызвать интерес к тренировкам не удалось, стоит забрать ребенка из футбольной школы. Не упрекайте его, а допустите мысль, что некоторые дети не могут показать себя в данном виде спорта, но проявятся в другой деятельности.

Как стимулировать ребенка заниматься спортом

Маленькому ребенку важно знать, что вы находитесь рядом и наблюдаете за ним: так он будет чувствовать себя защищенным и не одиноким.

Не забывайте, что от вас зависит настрой малыша: то, как вы будете за него болеть, помогать и поддерживать, может отразиться на его будущем в спорте. Перед тем, как отвести ребенка на поле, скажите ему, что у него все получится — надо только захотеть и приложить усилия. И даже в случае временного неуспеха не опускать руки. Тогда желание тренироваться не пропадет, а заодно сформируется умение не пасовать перед трудностями и неудачами.

Напоминайте о тех днях, когда он показал хороший результат, смог отлично справиться с задачей, поставленной тренером. Это особенно важно в те моменты, когда что-то не получается: воспоминания об успехах стимулируют, и он захочет двигаться дальше.

Не предлагайте в качестве бонуса за посещение секции подарки: это не заставит полюбить тренировки (так же, как и ожидание наказания за отказ на них идти). Поощряйте и поддерживайте его, приобретите интересные фильмы и книги о футболе, находите время потренироваться вместе. Не забывайте о кумирах, которые вдохновляют. Во время просмотра матча вместе с папой юный спортсмен запоминает трюки и упражнения и иначе воспринимает футбольное поле.

Не критикуйте детей, особенно малышей. Неодобрение воспринимается ими как наказание. В будущем это приведет к тому, что ребенок начнет испытывать страх перед игрой и выходом на поле вообще. Тактично и мягко указывайте на ошибки, научитесь говорить: «Сегодня ты хорошо играл, но упустил маленькую деталь». Тогда он не будет испытывать страх, а, напротив, со временем начнет обращаться к вам за советом.

Футбол помогает развить командный дух, но без помощи родителей здесь не обойтись. Объясняйте детям, что главное — и в жизни, и в игре — поддержка. Научите помогать другим, делиться, подбадривать, если кто-то из членов команды расстроен, а не наблюдать со стороны. Как правило, такой пример дети берут с родителей — демонстрируйте все это по отношению к ребенку, ведь именно так формируются важные качества, которые, несомненно, пригодятся во взрослой жизни.