Круги деласала

Что собой представляет элемент «Флай» (Круги Деласала)?

Одним из наиболее популярных элементов, используемых в современном Брейк-дансе, является «Флай» или как его еще называют «Круги Деласала». Если просмотреть шоу балет видео, можно отчетливо увидеть, что практически в каждом танце артисты используют данный элемент, который включает в себя несколько поворотных движений.

Многие танцоры ошибочно полагают, что изучить «Круги Деласала» намного легче, чем движения Аэр-Трэка, но это не так. В отличие от других элементов, совокупность движений «Флая» требует от исполнителя невероятной силы и чрезвычайной гибкости. Более того «Флай» включает в себя больше циклов (оборотов) и конфигураций, а выполнять элемент нужно в трех вариациях: круг вращения по часовой стрелке, круг в противотемп и фронтальный круг. Впрочем, несмотря на всю сложность исполнения «Круги Деласала» – это очень полезный для здоровья и развития других техник элемент.

Какая связь между элементом «Флай» и Аэр-Трэком?

Многие исполнители стремятся изучить Аэр-Трэк, но вместо того, чтоб упорно заниматься в выбранном направлении, они начинают «отклоняться от вектора», выбирая более сложный путь к достижению поставленной цели. Как и в Аэр-Трэке для выполнения «Флая» также требуется хорошая гибкость, но вот физической силы требуется гораздо меньше.

Обычно люди, изучающие «Круги Деласала», которые часто используются в Брейк-дансе, тратят на оттачивание элемента в среднем 2,5 – 3 года. При этом танцор сможет хорошо поднимать таз и осуществлять 3 – 5 оборотов. В свою очередь на изучение движений, популярных в Аэр-Трэке, потребуется только 2 – 2,5 года, а вот оборотов танцор сможет делать не менее 5 – 6. Однако когда люди начинают с изучения «Флая» и постепенно переходят к изучению Аэр-Трэка, то они тратят не меньше 5 – 6 лет.

В результате такой тернистый путь совершенно неоправдан за одним исключением – изучив обе техники, танцор сможет чисто выполнять 9 – 12 «Кругов Деласала». О чем это говорит? А это говорит о том, что исполнитель будет высокого поднимать таз и хорошо раскрывать ноги, при этом совершенно необязательно делать полный шпагат. Все движения будут отточенными, ноги прямыми, корпус в заднем фронтальном положении будет также хорошо поднят. В данном случае можно будет утверждать, что у танцора сильно сформирован нижний уровень мышечного комплекса, что позволяет ему чисто выполнять движения Аэр-Трэка.

Круги Томаса-Деласала – элементы в нескольких плоскостях

В этот раз хочется вспомнить о таких элементах как круги Деласала-Томаса на разных снарядах спортивной гимнастике.

В начале 70-х годов гимнасты в упражнении на коне выполняли круги двумя, русские круги, круги с поворотами в противоход. Вторым большим направлением в упражении на коне были махи и перемахи, одноножные круги и скрещения. Казалось бы, круги и скрещений ну это совсем две непересекающиеся вселенные. Ведь техника принципиально отличается. Но оказалось, что это не так. И вот, в 1975 году на международном турнире в СССР, канадский гимнаст Филип Деласал (Philip Delesalle) впервые в мире исполнил уникальную смесь обычного круга в ручках с скрещением. В СССР такой элемент стали именовать «кругами Деласала».

Через год на Олимпийских играх 1976 американец Курт Томас демонстрирует тот же элемент.

Но т.к. по тем правилам элементу присваивалось имя гимнаста только при условии выполнении элемент на ЧМ или подобном крупном старте, то элемент получил в международной практике название «круги Томаса». На видео ниже круги Томаса показаны на 1:10:

В первое время гимнастическая общественность достаточно холодно отнеслась к подобной новинке. До 1980 года круги Деласала-Томаса практически не использовались в комбинации гимнастов. Но после Олимпиады 80 FIG меняет своё отношение к кругам с разведением ног. Становится ясно, что биомеханика этих кругов сильно отличается от кругов обычных. Они позволяют значительно поднимать таз во время вращения, что в свою очередь позволит без труда выходить в стойку, выполнять очень эффектные повороты в противотемп и т.д. Кругам Деласала-Томаса дают прибавку в сложности и с 1981 года они начинают появляться в комбинациях гимнастов.

К примеру, на Чемпионате мира 1981 советский гимнаст Юрий Королёв (абсолютный чемпион данного года) включает в свою комбинацию на коне проходку через всё тело кругами Деласала-Томаса продольно и ещё выполняет ими соскок в стойку на руках.

А в 1983 году круги Деласала есть уже у абсолютно каждого гимнаста мирового уровня. К примеру, Дмитрий Билозерчев исполняет проходку Мадьяра и Шивадо кругами Деласала. Более того, такие проходки с этого года и далее станут нормой.

Если круги Деласала можно выполнить на коне, то почему бы их не сделать на ковре для вольных упражнений? Конечно это значительно труднее, т.к. придётся выше поднимать таз. Но гимнасты уже с 1980 года активно включают в свои комбинации эту красивую новинку. Благодаря кругам Деласала комбинации на вольных смотрятся значительно эффектнее.

Одним из самых элегантных гимнастов, исполняющих круги Деласала на вольных был Дмитрий Билозерчев. Просто потрясающая оттяжка и линии. И это не просто круги, а с выходом в стойку на руках с многочисленными поворотами в ней.

Чуть позже другой выдающийся советский гимнаст Владимир Гоголадзе добавит ещё одно усложнение в круги – возвращение из стойки на руках обратно в круги Деласала, что обеспечит потрясающее выполнение их связками с выходом в стойку в середине. Этот элемент носит его имя и в наше время.

А вот и ещё одно направление выполнения кругов Делаасла. Без выхода в стойку, но с добавлением поворота на 360 в противотемп (шпиндель). Такую новинку продемонстрировал, например, Владимир Артёмов в 1985 году.

И конечно самая сложная форма кругов. Это совмещение элемента Гоголадзе с шпинделем. Даже в настоящее время этот элемент имеет высокую группу сложности «D». Подобные элементы начали появляться в гимнастике после Олимпийских игр 1996 года. Также после 1996 года стали популярными связки кругов Деласала с выходом в стойку. Одним из самых первых и великолепных исполнителей таких связок стал Алексей Немов. К примеру, в 1997 году он уже исполняет подряд связку из трёх звеньев с выходом в стойку (пока без возращения в круги после третьего выхода в стойку).

А в 1999 году Алексей добавляет и после третьего выхода в стойку возращение в круги.

Вообще, период с 1980 года по 1992 год в гимнастике можно назвать «этой кругов Деласала». Они исполняются практически на всех снарядах и в самых разнообразных формах. И это происходит массово.

В упражнении на коне Александр Погорелов в 1983 исполняет круги Деласала с выходом в стойку, а также очень оригинальную проходку продольно с двумя прыжками.

Пожалуй, самый сложный вариант проходок кругами ноги врозь продемонстрировал Валерий Люкин в 1987 году. Он исполнил проходку поперёк через всё тело с общим поворотом на 360 градусов.

Или же Свен Типпельт в 1988 году включает в программу не только выход в стойку с кругов Деласала, но и обратно возращение в круги.

А вот так выглядит комбинация Виталия Щербо в 1992 году:

В этой программе есть практически все разновидности кругов Деласала на коне. И элемент Типпельта, и проходка через всё тело с поворотом, и круги в стойку с проходкой через всё тело и поворотом.

Круги Деласала в 80-е годы исполняются не только на коне и вольных упражнениях. Их гимнасты включают и в свои комбинации на брусьях. К примеру, очень популярно было выполнить круги Деласала в стойку на руках или в горизонтальный упор. Особенно часто использовали эти элементы советские гимнасты, к примеру Дмитрий Билозерчев или Валерий Люкин.

Но как оказалось, круги Деласала стали исполнять и гимнастки. Гимнастка Ли Хомма исполняет наскок на бревно кругами Деласала

И на вольных (1:30)

Но с 1993 года правила меняются. FIG предпринимает попытку сократить количество кругов Деласала в программах спортсменов. И это происходит. Круги исполняются на вольных и ещё будут активно использоваться где-то года до 2004-го. На коне количество кругов Деласала резко уменьшается. К 2000 году просто в половину. На смену элегантным «Деласалам» приходят более сложные, но менее зрелищные, русские круги в разных вариантах и серии кругов на одной ручке. На брусьях круги ноги вообще исчезают, как не выгодные к использованию.

После 2000 года круги Деласала используются достаточно активно в вольных упражнениях, но ещё и в связки с русскими кругами. Это интересный ход разработчиков правил соревнований. Появляется гимнаст, который просто потрясает техникой его кругов Деласала, да ещё в связке с выходами в стойку и русскими кругами – это Алексей Бондаренко. Он один из лучших исполнителей кругов ноги врозь за всю историю гимнастики.

После 2006 года правила кардинально изменяются и количество кругов Деласала на вольных практически сходит на нет. Все гимнасты исполняют либо русские круги, либо японскую стойку силой. Деласал становится просто изюминкой, когда их делают. Но зато из брекданса приходит очередная его модификация – «айртвист». Эти оригинальные краги в стойку с поворотом и прыжком в стойке выглядят очень эффектно (впервые был выполнен в гимнастике Морганом Хэмом). Макс Уитлок, одержавший победу на вольных в 2016 на Олимпийских играх использует эти круги в качестве спец требования. А с 2017 года айртвист нужно выполнять уже с двумя поворотами в стойке. На этом пока заканчивается эволюция кругов на вольных упражнениях.

А вот на коне появились ряд новых усложнений. Первым из них стал элемент «Бушнари», показанный Альберто Бушнари в 2010 году. Это круг Стойкли в стойку на руках (как Деласалом, так и обычным кругом) с проходкой через всё тело, поворотом на 360 и возвращением в круги.

Следующую оригинальную идею усложнения предложил немецкий спортсмен Вальдемар Эйхорн. Он выполнил шпиндель кругами Деласала, но с прыжком через ручки и обратно.

И наконец, один самых сложных вариаций кругов – это шпиндель кругами Деласала вокруг ручек. Был впервые исполнен в 2017 году Saeedreza Keikha.

Также хочется обязательно упомянуть о гимнасте Lee Chih-Kai. В 2017 году он показал просто уникальную комбинацию. С самыми разнообразными вариациями кругов Деласала.

10.2. Упражнения на коне

Упражнения на коне (высота 105 см от поверхности мата) — махи и перемахи одной и двумя ногами, скрещения прямые и обратные, круги одной и двумя ногами, соскоки — считаются наиболее трудными из всех видов гимнастического многоборья. Они усложняются введением поворотов, выходов и переходов, изменением условий опоры на две и одну ручку, внутри ручек, на ручку и тело коня, на тело, и могут выполняться продольно и поперек. Упражнения на коне должны выполняться в ровном тем­пе без задержек и остановок, без касаний и отталкивания ногами о снаряд. Успешное овладение упражнениями на коне требует хо­рошего развития мышечной силы рук, плечевого пояса, тулови­ща, координации движений, подвижности в тазобедренных сус­тавах, равновесия. Упражнения изучаются целостным методом, в обе стороны, с применением поддержек и проводок, с помощью подготовительных и подводящих упражнений на стандартном и нестандартном оборудовании, на тренажерах.

Перемахи могут быть однонаправленными (одноименными) и разнонаправленными (разноименными). В первом случае перемах правой ногой начинается в правую сторону, а левой — в левую. Во втором случае перемах правой ногой начинается в левую, а ле­вой — в правую сторону.

Однонаправленные перемахи выполняются из упора стоя, из упора сзади и из упора ноги врозь. Так, для выполнения перемаха левой из упора стоя (с прыжка) делается бросковое движение ногами и туловищем влево, при этом левая нога обгоняет правую и подни­мается до уровня левого плеча и выше. Образовавшееся широкое разведение ног на мгновение фиксируется. В это время левая рука снимается с опоры, а тело приподнимается на правой руке, таз и бедро левой ноги посылаются вперед, обгоняя движение голени, левая нога быстро переносится вперед над конем и левой ручкой, после чего левая рука вновь опирается на левую ручку. В двухопор-ной фазе движения тела и ног происходят под воздействием силы тяжести без особых усилий со стороны занимающегося. После прохождения вертикали движение подхватывается и делается мах ногами вправо, правая нога опережает левую и продолжает дви­жение до уровня правого плеча и выше. При движении в обратном направлении, по мере приближения ОЦМ тела к вертикали, уси­ливается движение правой ноги влево до уровня поверхности коня. Далее проекция ОЦМ тела смещается вправо ближе к центру площади опоры правой руки, левая рука приподнимается над опорой, а левая нога, обгоняя своим движением правую ногу, перемахивает над телом коня и левой ручкой. Начинается мах вправо до последующего перемаха, но теперь уже правой ногой (рис. 170).

Разнонаправленные перемахи выполняются из тех же исходных положений, что и однонаправленные. Например, для перемаха левой ногой вправо из упора стоя (или из упора) в упор ноги врозь надо сделать маятникообразное бросковое движение туло­вищем и ногами вправо. При этом правая нога опережает движе­ние левой и поднимается в сторону по возможности выше над конем, ноги широко разводятся, в крайней точке маха правая рука отталкивается от ручки, а левая нога выполняет перемах. За­тем рука снова ставится на ручку, и гимнаст приходит в упор ноги врозь левой (рис. 171).

При выполнении этого же упражнения левой ногой вправо, но из упора сзади предварительно делается небольшой замах тулови­щем и ногами влево. Затем проекция ОЦМ тела перемещается на левую ручку, что позволяет выполнить маятникообразное брос­ковое движение туловищем и ногами вправо. При этом правая нога опережает движение левой и поднимается по возможности выше над конем, таз слегка поворачивается навстречу движению, ноги широко разводятся. Правая рука приподнимается над руч­кой, а левая нога в это время проносится над конем, правая рука снова ставится на ручку и гимнаст переходит в положение упора ноги врозь правой.

Наиболее трудным разнонаправленным перемахом является перемах из упора ноги врозь в упор сзади. Так, например, для выполнения этого упражнения левой ногой проекция ОЦМ тела предварительно смещается на правую ручку, а ногами делается небольшой мах в левую сторону. Затем тяжесть тела переносится на левую ручку и выполняется сильный мах ногами в правую сто­рону, правая нога опережает движение левой и поднимается до уровня плеча гимнаста и выше. В конечной точке маха ногами пра­вая рука приподнимается над ручкой, а левая нога проносится над конем и правой ручкой. В этот момент таз слегка поворачива­ется навстречу перемаху и подается вперед. Правая рука ставится на опору, и гимнаст переходит в положение упора сзади.

При обучении перемахам в качестве подводящих и подготови­тельных упражнений применяются: различные размахивания и пе­ремахи в упоре ноги врозь и в упоре сзади, перемахи в упоре вне (рис. 172) с помощью и самостоятельно; махи ногами во всех на­правлениях, размахивания в висе широким хватом спиной к гим­настической стенке ноги вместе и врозь пошире с фиксированным положением ног в конце маха; размахивания в стороны в упоре и в упоре на руках на средних брусьях в положении ноги вместе и врозь без задержки и с задержкой в конце маха; отталкивание руками в упоре лежа на полу; рукохождение в упоре на брусьях не разводя ног и не размахивая туловищем из стороны в сторону; махи в упоре

на коне с ручками и другие разновидности махов и перемахов но­гами; прыжки через коня в ширину боком; соскоки на брусьях бо­ком и углом без поворотов и с поворотами; разнонаправленные перемахи в упор с помощью и самостоятельно.

Однонаправленные круги одной ногой представляют собой со­единение двух перемахов: однонаправленного вперед или назад и разнонаправленного из упора ноги врозь. От того, насколько пра­вильно освоены эти перемахи, зависит успешность выполнения данного элемента. Он выполняется из тех же исходных положе­ний, что и перемахи (рис. 173).

Разнонаправленные круги одной ногой выполняются из упора стоя (с прыжка), из упора сзади и из упора ноги врозь. Они пред­ставляют собой два последовательных перемаха, один из которых разнонаправленный, а другой — однонаправленный.

Прямое скрещение — это соединение двух перемахов, однона­правленного и разнонаправленного, выполненных одновременно правой и левой ногой навстречу друг другу. После перемаха пра­вой вперед надо перенести тяжесть тела на правую руку, сделать энергичный взмах левой ногой как можно повыше и оттолкнуться левой рукой от ручки, удерживая левую ногу в крайнем верхнем положении, выполнить перемах правой ногой над конем и левой ручкой, а с движением тела вниз таз слегка вывести вперед, сде­лать перемах левой вперед, быстро пронести руку над левым бед­ром и поставить ее на ручку между широко разведенными ногами (рис. 174). При изучении этого упражнения рекомендуется: пра­вильно выполнять разнонаправленные перемахи из упора ноги врозь, медленные скрещения с помощью, поднимая и удерживая левую ногу обучаемого в момент перемаха правой влево; выпол­нять скрещение со второго-третьего взмаха. Помощь оказывается по ходу движения подталкиванием левой ноги вверх.

Обратное скрещение представляет собой соединение двух пере­махов — однонаправленного и разнонаправленного, выполняе­мых одновременно из упора ноги врозь. После предварительного взмаха влево при движении ног к вертикали тяжесть тела переда-

ется на левую руку и выполняется мах ногами вправо с энергич­ным движением правой ноги в сторону и отталкиванием правой рукой от ручки. Мах ногами сочетается с разгибанием в тазобед­ренных суставах и широким разведением ног. После перемаха ле­вой ногой вперед, правой назад правая рука ставится на ручку между широко разведенными ногами и гимнаст переходит в упор ноги врозь левой. Для успешного овладения этим упражнением надо предварительно научиться правильно выполнять разнонап­равленные перемахи из упора ноги врозь в упор сзади, обратное скрещение из упора вне, медленное скрещение с помощью. По­мощь оказывается подниманием и удержанием правой ноги обу­чаемого в момент перемаха левой вперед.

Круги двумя представляют собой два перемаха обеими ногами. Они выполняются последовательно друг за другом прямыми но­гами и туловищем. Их можно начинать с прыжка из упора стоя хватом за ручки, после однонаправленных перемахов вперед или назад из упора ноги врозь, из упора вне или из упора одна рука на ручке, другая — на теле коня. Круги могут выполняться как в правую, так и в левую сторону. Так, при выполнении кругов в левую сторону из упора стоя надо, отталкиваясь от опоры, туло­вище и ноги круговым движением направить влево над конем, при этом спину приподнять над ручками, а плечи слегка подать вперед. Когда таз окажется над левой ручкой, следует оттолкнуть­ся от нее левой рукой и завершить перемах, затем руку снова поставить на опору и перейти в упор сзади. Оказавшись в этом положении, выполнить круговое движение тазом и ногами впра­во. Когда ноги окажутся над правой ручкой, оттолкнуться от нее правой рукой, тазом и ногами выполнить перемах назад, не пово­рачивая таз налево, быстро поставить руку на опору и завершить упражнение (рис. 175).

Соскок однонаправленным перемахом одной вперед с поворотом налево {направо) выполняется из упора ноги врозь правой (левой). Активным махом левой ноги влево и вперед оттолкнуться левой рукой и перенести вес тела на правую руку, повернуться направо

с одновременным прогибанием тела и приземлиться между лини­ями ручек.

Последовательность изучения: стоя спереди, удерживать гимна­ста за левую ногу в момент ее активного взмаха; из стойки боком опорой о ручку коня или гимнастическую стенку прыжок прогнув­шись; выполнение соскока в обе стороны из упора ноги врозь пос­ле нескольких взмахов, а затем после перемаха без поворота (в стойку спиной к коню) и с поворотом. Помощь оказывается стоя сзади под плечо опорной руки и под бедро маховой ноги.

Соскок разнонаправленным перемахом с поворотом внутрь из упора ноги врозь правой {левой) выполняется активным махом левой ноги с одновременным толчком левой рукой и передачей тяжести тела на правую руку, перемахом правой ноги влево назад с поворотом направо и присоединением ее к ведущей ноге. В момент поворота левая рука ставится на правую ручку, а правая быстро отводится в сторону для удержания тела в вертикальном положении при при­землении между линиями ручек. Для изучения соскока рекомен­дуется выполнить: из упора ноги врозь взмахи с высоким подни­манием ведущей ноги; разноименный перемах в упор и в соскок с поддержкой и самостоятельно. Помощь оказывается стоя сзади подхватыванием ведущей ноги в верхнем положении.

Соскок углом назад выполняется из упора ноги врозь левой (пра­вой). После перемаха правой, замедляя ее движение и одновре-

менно подавая таз вперед и вправо, быстро поставить правую руку на ручку, перенося на нее вес тела. Продолжая мах правой ногой в направлении справа налево по кругу, как можно раньше соеди­нить ноги, снять левую руку с опоры и приземлиться правым боком к снаряду (рис. 176). При обучении этому упражнению пред­варительно выполняются: из упора сзади соскок углом влево на­зад с помощью и самостоятельно; из упора ноги врозь левой, пе­ремах левой назад и соскок с поворотом налево. Помощь оказыва­ется стоя сзади двумя руками за пояс.

Основные упражнения

Одноименные перемахи одной вперед и назад. Из упора стоя, выполнив толчок двумя ногами, перейти в упор, при этом плечи подаются вперед, мах ногами вправо. В крайней точке маха вправо отвести правую ногу как можно выше (не ниже уровня правого плеча), с разгибанием в тазобедренном суставе перенести тяжесть тела на левую руку. Отпустив правую руку, пронести правую ногу над правой ручкой и как можно быстрее опять выполнить упор правой. В двухопорном положении выполнить мах влево, при этом сзади стоящей ногой гимнаст должен выполнить с максимальной амплитудой (не ниже плечевого пояса). Закончив мах влево, выполнить мах сзади стоящей ногой вправо и, отпуская правую руку, перенести тяжесть тела на левую руку и выполнить мах правой ногой. Из двухопорного положения опять начинается мах влево. Таким образом, но в противоположную сторону, выполняется перемах левой.

Страховка и помощь. Стоя сзади, взять гимнаста правой рукой под бедро правой ноги, а левой рукой под таз сбоку (при перемахе левой ногой).

Последовательность обучения: прежде чем приступить к обучению одноименным перемахам вперед и назад, необходимо освоить с занимающимися три основных положения: упор, упор ноги врозь, упор сзади. Освоив эти основные элементы правильной рабочей позы на коне, можно перейти к размахиванию в упоре ноги врозь. Но для этого гимнаст должен научиться высоким махам одной ногой в сторону и размахиваниям в стороны в более облегченных условиях (в висе на гимнастической стенке, в упоре на руках на брусьях с использованием коня, в висе на кольцах и т.д.). Освоив размахивания в упоре, можно приступить к выполнению данного элемента.

Одноименный круг одной из упора (круг левой влево) (рис. 199). Из упора выполнить мах ногами влево и в конце маха, отпуская левую руку и перенеся тяжесть тела на правую руку, выполнить перемах левой вперед и сразу же поставить левую руку в упор, усилить мах правой ногой. В конце маха выполнить перемах левой ногой над правой ручкой и перейти в двухопорное положение. Круг правой выполняется так же, но все движения в противоположную сторону.

Страховка и помощь. Стоя сзади, взять гимнаста левой рукой под бедро левой ноги, а правой под таз сбоку. При положении упора ноги врозь поменять положение рук.

Последовательность обучения: освоить перемахи вперед и назад; выполнить одноименные круги на комбинированном снаряде (средние брусья и конь); из упора ноги врозь левой мах вправо до положения упора лежа правым боком, левую ногу отставить как можно выше; одноименный круг левой (правой) с помощью и самостоятельно.

Разноименный круг одной из упора (круг левой вправо) (рис. 200). Из упора мах двумя вправо и затем сильный мах правой ногой (не ниже

Рис. 199. Одноименный круг одной из упора (круг левой вправо)

Рис. 200. Разноименный круг одной из упора (круг левой вправо) плечевого пояса). Заканчивая мах правой ногой, левую ногу приблизить к правой, передавая тяжесть тела на левую руку, и, отпуская правую, выполнить перемах левой над правой ручкой с быстрой постановкой правой руки в упор. В двухопорном положении ноги движутся влево, опора передается на правую руку, отпуская левую руку, выполнить перемах левой назад.

Страховка и помощь. Приемы те же, что и в предыдущих упражнениях. Необходимо помочь гимнасту в выполнении смены положения ног.

Последовательность обучения: выполнение разноименных кругов на комбинированном снаряде с помощью и самостоятельно; из упора махи вправо до положения упора лежа левым боком (с помощью); из упора перемах левой вправо с помощью и самостоятельно, разноименный круг левой (правой) с помощью и самостоятельно.

Прямое скрещение влево (рис. 201). Из упора ноги врозь выполнить мах ногами вправо. Заканчивая мах влево, перенести тяжесть тела на правую руку, выполнить разгиб в тазобедренных суставах со сменой положения ног (перемах левой вперед, а правой влево).

Страховка и помощь. Так же, как и в предыдущих элементах.

Последовательность обучения: освоить одноименные круги; освоить последовательность действия ногами на комбинированном снаряде (средние брусья и конь); выполнение прямого скрещения на комбинированном снаряде с помощью (с фиксацией основных поз) и самостоятельно; из упора ноги врозь правой мах влево с опорой правой ногой на коня и высоким отведением в сторону левой ноги и из этого положения перемах правой влево и левой вперед; из упора ноги врозь правой прямое скрещение влево с помощью (с фиксацией основных поз); из упора ноги врозь правой прямое скрещение влево самостоятельно.

После освоения скрещения влево необходимо перейти к выполнению скрещивания в другую сторону, далее приступить к выполнению двух скрещений подряд.

Обратное скрещение. Из упора ноги врозь левой сильный мах влево с активным движением правой ноги, отпуская левую руку, тяжесть тела перенести на правую руку. Затем выполнить сильный мах левой в сторону и кверху с одновременным сгибанием в тазобедренном суставе, слегка повернуть таз налево. Стремясь продолжить поднимание ног и отведение нижней части туловища влево-кверху, быстро поставить левую руку на ручку. Конечное положение гимнаста — таз вплотную к левой руке, ноги подняты и предельно отведены влево, плечевой пояс над опорой.

Рис. 201. Прямое скрещивание влево

Страховка и помощь. Так же, как и в предыдущих элементах.

Последовательность обучения: обучение обратному скрещению протекает в такой же последовательности, что и прямому (при этом меняются только исходные положения).

Из упора ноги врозь левой перемахом правой соскок углом влево назад. Из упора ноги врозь левой, закончив перемах правой (техника выполнения перемахов описана выше), перенести тяжесть тела на правую руку, ноги соединить как можно раньше (движение ног в горизонтальной плоскости). Оттолкнувшись левой рукой от левой ручки коня, выполнить перемах двумя над левой ручкой, поворачиваясь со сгибанием в тазобедренных суставах на 90°. Конечное положение гимнаста — стоя правым боком к снаряду.

Страховка и помощь. Стоя сзади, удерживать гимнаста двумя руками за пояс.

Последовательность обучения: из упора сзади соскок углом назад с помощью; из упора соскок углом влево назад с предварительным отведением ног вправо с помощью и самостоятельно; из упора ноги врозь левой соскок, соскок с углом влево назад с помощью и самостоятельно.