История бренда джордан

Nike Air Jordan

Несмотря на то, что в баскетболе в 80-е преобладал Converse, Найк уже заключили несколько контрактов с игроками NBA. Правда, не в обиду звездам тех лет, их значимость не была столь огромной, как хотелось бы компании. Поэтому маркетологи решают, что пришла пора менять стратегию. Надо выбрать перспективного и активного баскетболиста, с которым можно было бы сотрудничать на выгодных условиях. Двумя годами ранее они анонсировали Air Force 1. Уникальная технология амортизации, запущенная в кроссовках серии Air, идеально подходила для прыжков и бега.

Сони Ваккаро, один из управляющих, заявил, что Майкл Джордан непременно станет звездой НБА. Несмотря на сомнения компании, вся команда пошла на риск и предложила ему контракт. Еще бы чуть-чуть, и Джордан ушел к конкурентам. В то время он носил другие кроссовки и говорил своему менеджеру: «Не хочу никуда ехать. Просто сделай так, чтобы я поставил подпись на контракте с «Адидас».

Но Nike не просто предложили огромнейшую сумму, но и собирались создать именной бренд для баскетболиста. От такого молодому атакующему Chicago Bulls отказаться было невозможно.

Название было выбрано достаточно быстро. Из предложенных вариантов оба управляющих Питер Мур и Роб Штрассер сразу остановились на Air Jordan. И Мур буквально за пару часов нарисовал первый логотип – мяч с крыльями.

Баскетбольные кроссовки Air Jordan

Майкл провел 82 игры с ошеломительными результатами. Мировую известность одного из самых успешных молодых баскетболистов разделяли и культовые кроссовки. Первые Air Jordan стоили 65 долларов и моментально раскупались во всех магазинах. Это было начало одного из самых успешных сотрудничеств спортсмена и бренда спортивной одежды и обуви. После этого компания, которая стала дочерним предприятием Найк, продолжила свое развитие.

Air Jordan I – дизайн, разработанный Питером Муром, позволил бренду заработать 100 миллионов долларов только за первый год. Красно-черные кроссовки на основе технологии Air.

Air Jordan III — еще одна популярная модель, созданная вместе с дизайнером и архитектором Тинкером Хэтфилдом. В период создания третьей модели Майкл хотел сам продумать дизайн, но Тинкер уговорил его сделать совместную работу. Так появилась культовая модель с новым логотипом Jumpman.

Air Jordan V с рефлектированным язычком и прозрачной подошвой вмиг стали популярны. Модель была лидером продаж и долго удерживала первое место.

Air Jordan VII стали известными благодаря интересной и забавной рекламе с кроликом Багсом Банни. Модель не сильно отличалась от предыдущей версии, но в ней добавилась новая улучшенная технология фиксации Nike Huarache.

Air Jordan IX – первая модель, выпущенная уже после завершения карьеры Майкла Джордана. Кстати, именно в этой модели стоит статуя спортсмена в Чикаго.

Air Jordan XI возродили кроссовки Джордан. К тому же, в этот период Майкл вернулся в спорт. Так что можно сказать, что кроссовки являются вторым рождением бренда и спортсмена. Изменена система вентиляции и амортизации.

Air Jordan XVI нельзя не упомянуть неординарную модель, созданную Уилсоном Смитом. Кожух, накрывающий кроссовки сверху, выделял кроссовки не только в линейке «Джорданов», но и среди всей обуви.

Air Jordan XXII получили свой внешний вид благодаря тому, что дизайнеры не смогли устоять перед формой и обтекаемостью истребителя «А-22 Raptor». Эти идеи воплотились в неординарной паре кроссовок.

Air Jordan 2010 — кроссовки, созданные в честь 25-летия бренда. На подошве красовался текст. В переводе это могло бы звучать так: «Я терпел поражения снова, снова и снова в моей жизни. И это то, почему я добился успеха».

Air Jordan XX8 – вернувшись к привычной нумерации, Тинкер в 2013 году создает неповторимую высокую модель. Черный сетчатый верх, технологии «Nike Zoom», «Jordan Flight Plate».

Несмотря на то, что мы упомянули не все кроссовки, можно сказать, что каждая серия была уникальна внешним видом и технологиями. С каждым годом обувь совершенствовалась, учитывая все особенности активного образа жизни спортсменов. И это не считая ограниченных серий и перевыпуск первых моделей.

Кроссовки Джордан составили половину от всей проданной обуви в США за 2013 год. И за последние годы популярность не падает. Классику баскетбольной обуви предпочитают Эминем, участвующий в совместном проекте с брендом. В Air Jordan появляются Канье Уэст, Рианна. У Jay Z любимыми остаются Jordan III. Рэпер J. Cole носит самую первую модель. Представители этого направления часто отдают предпочтение именно «Джорданам». Российский хоккеист Александр Овечкин наравне с ними выбирает удобные стильные кроссовки. Air Jordan PE (Player Exclusives) в свое время носили баскетболисты Би Джей Армстронг, Лэтрелл Спрюуэлл, Пенни Хардуэй.

Республиканцы тоже покупают кроссовки.

Джордан – это революция

Кто-то может считать Майкла Джордана величайшим из всех, кто когда-либо выходил на паркет, но с точки зрения зарплаты это точно не так. За всю карьеру шестикратный чемпион НБА, пятикратный MVP сезона и 14-кратный участник Матчей всех звезд заработал лишь 94 миллиона, то есть ровно столько же, сколько Чендлер Парсонс получает по действующему четырехлетнему контракту. И это даже несмотря на рекордные 30 и 33-миллионные соглашения последних лет в «Чикаго».

Главный источник заработка для него – не влияние, которое он оказывал на игру, а его игровая привлекательность и харизма.

Джордан на целое десятилетие стал живым символом баскетбола и воплощением побед.

Да, он, конечно, произвел революцию в НБА. Он стал первым маленьким игроком, который доминировал в лиге великанов и то ли за счет умений, то ли за счет взрыва популярности направил лигу туда, где центровые были поставлены на грань вымирания.

Но только главную революцию он произвел за пределами площадки – он изменил и рекламный рынок, и вообще взаимоотношения суперзвезд НБА с производителями чего бы то ни было.

Рекламный рынок перед появлением Джордана в лиге приносил даже суперзвездам совсем маленькие доходы. Мешали два основных фактора: во-первых, командный характер игры, где только-только начали появляться по-настоящему раскрученные имена, во-вторых, расовые барьеры – существовал стереотип, что темнокожим игрокам симпатизирует лишь темнокожее население, которое никогда не отличалось высокой платежеспособностью.

Агент Джордана Дэвид Фальк прежде всего стремился выйти за существующие рамки и создать образ спортсмена, интересного всем и при этом позиционируемого в стороне от команды, фактически как теннисист. Так что одно из первых предложений о рекламном сотрудничестве – Джордану предлагалось стать лицом продукта Beanie Weanie (фасоль с сосисками), популярного у черной бедноты – было мгновенно отвергнуто.

Сами способы достижения цели уже не так важны: карьеру Джордана сопровождали гениальные рекламные компании, едва ли не еще более успешные скандальные истории и незабываемые трогательные моменты… Уже не отличишь, в каком соотношении здесь замешаны хитроумие маркетологов и естественная привлекательность самого героя.

Очень скоро Джордан превратился в баскетбольного Иисуса – идеального спортсмена, пленяющего грацией, атлетизмом, победами и поглощающей страстью, и идеального человека, очаровательного искренней улыбкой, шармом, харизматичностью. Все те небаскетбольные черты, которые разглядел в нем агент, помогали создать образ, одинаково привлекательный для всех: белых и черных, богатых и бедных, американцев и всех остальных. Практически официально это было закреплено в серии рекламных роликов Gatorade «Хочу быть как Майкл» и в «Космическом джеме» (первом фильме, в котором профессиональный спортсмен играл бы главную роль), где Джордан из звезды баскетбола превратился в супергероя, а его бренд даже отделился от игры, став вполне самостоятельным.

«Джордан не черный, – утверждал владелец «Буллс» Джерри Рейнсдорф. – У него нет никакого цвета».

Джордан связывал свои имя, лицо, бренд с самыми разными вещами – в разное время он рекламировал едва ли не все, от машин и одеколона до трусов и хлопьев – и опроверг один из главных стереотипов делового мира. Проведенное исследование показало, что слишком частое использование в рекламе нисколько не уменьшает доверия к его образу и к продвигаемым им товарам.

С годами ничего не менялось. За последние 12 месяцев Джордан пополнил состояние еще на 350 миллионов долларов и довел его до 1,7 миллиарда.

Джордан – самый богатый спортсмен в современной истории (стоящий на второй строке Тайгер Вудс уступает ему почти в два раза).

Джордан входит в тройку самых богатых черных людей Америки (перед ним Роберт Смит и Опра Уинфри).

Джордан – четвертый среди знаменитостей Америки (после Лукаса, Спилберга и Уинфри).

Прибавившиеся за прошедший год 350 миллионов идут из разнообразных источников:

Прежде всего, увеличение связано с резким скачком стоимости клубов НБА. По оценкам Forbes, любая команда лиги стоит как минимум 1 миллиард долларов. Джордану принадлежит около 90 процентов акций «Шарлотт», которые он в 2010-м приобрел за 175 миллионов.

Небольшой доход приносит продолжающееся сотрудничество с Gatorade, Upper Deck и Hanes в качестве рекламного лица. А также автосалон Nissan в Дарэме, фитнесс-центр, основанная в 97-м сеть ресторанов Michael Jordan’s Steakhouse и мотоциклетная команда AMA Pro Road Racing.

Но основа благосостояния Джордана – это доля в дочке Nike Jordan Brand. Названная в честь него компания по-прежнему доминирует среди баскетбольной обуви в Штатах, занимая 65% процентов рынка (у самого Nike – 23%) и сгенерировала прибыль на 3,1 миллиарда (часть Джордана превышает 100 миллионов). Именно благодаря стабильным 60-100-миллионным вливаниям каждый год после завершения карьеры Майкл Джордан и стал первым баскетболистом-миллиардером. И в этом еще одно революционное влияние: современные суперзвезды отказываются от рекламных контрактов в пользу доли в бизнесе. Именно так поступил Леброн Джеймс, когда перестал рекламировать McDonald’s и подписался с выстрелившей сетью пиццерий.

Джордан – это миф

Билл Уолтон всегда любит вспоминать о встрече с боссом Nike Филом Найтом в середине 80-х. Тот рассказал ему, что хочет создать кроссовки, названные в честь спортсмена, который бы и продвигал их. Великий центровой ему быстро объяснил, что ничего более уморительного в жизни не слышал – никто и никогда не будет покупать кроссовки исключительно из-за имени спортсмена.

Тогда контракты с игроками НБА обходились производителям обуви в среднем в 10 тысяч. Выделялся лишь один – Карим Абдул-Джаббар подписался на 100 тысяч.

Nike – в то время уже занимавший 50% рынка спортивной обуви – только пытался пробиться в НБА. На индивидуальные контракты компания выделила 2,5 миллиона долларов и хотела распределить эту сумму между несколькими игроками драфта-84 – одного из лучших драфтов в истории баскетбола. Они присматривались к Чарльзу Баркли и Сэму Боуи. Но Сонни Ваккаро, один из самых влиятельных топ-менеджеров сферы, который тогда работал в Nike, сказал однозначно: «Даже не думайте. Отдайте все деньги этому мальчику. Отдайте все Джордану».

На ключевой встрече с Джорданом он же произнес вслух: «Майкл, если ты провалишься, то мы обанкротимся».

Известно, что сам Фил Найт так и не дал официального одобрения – он не благословил действия своих сотрудников, но и не останавливал их.

Подписание контракта произошло в августе, уже после драфта и Олимпиады, но даже тогда потенциал Джордана как игрока и как тарана для подрыва рынка и близко не чувствовался. Просто у Nike не было выбора.

Сам Джордан никогда даже не слышал о существовании Nike. В колледже он играл в обуви Converse, компании, с которой было соглашение у университета Северной Каролины, а вообще предпочитал все от Adidas.

На все уговоры тоже поддавался с большим трудом. Изначально он отказался ехать на встречу в Портленде – ему приказала мать. И во время видеопрезентации и после подписания контракта откровенно скучал – пока его родители и представители Nike ликовали, Джордан сидел со скептическим видом и возбуждался лишь тогда, когда речь заходила о будущем приобретении машины. Ему не понравилась расцветка модели первых Air Jordan: Nike подготовили их еще до драфта и ориентировались на цвета «Чикаго» и «Портленда» – красный и черный – религиозный Джордан назвал эту гамму «цветами дьявола».

Достигнув договоренности с Nike, Фальк тут же отправился к Converse и Adidas и четко дал понять, что готов им сдаться, если их предложение будет хотя бы приблизительно в том же диапазоне. Те, естественно, отказались.

Потому что Nike пошел ва-банк: пятилетний контракт на 2,5 миллиона и 25% от продажи кроссовок (такого до этого не было). Более того, Фальк уговорил компанию потратить еще по крайней мере 1 миллион (что было неслыханной цифрой тогда) на продвижение образа Джордана, образа, который к тому момент даже не особенно разговаривал на экране.

Дальше уже началась сплошная мифология.

Все знают о «запретных кроссовках» – первой модели Air Jordan (название выбрали из нескольких, предложенных Фальком). Их «дьявольская гамма» совпадала с цветами «Буллс», но не с кроссовками игроков (а они должны были быть белыми). Тогда такие расхождения в экипировке исключались, а потому НБА якобы штрафовала Джордана на пятерку каждый раз, когда он появлялся на паркете, но поборы его не остановили. Nike предпочли покрыть эту сумму и лишь порадовались дополнительной шумихе: запрет послужил основой для знаменитой рекламы и вывел продажи на немыслимый до того уровень.

На самом деле, Air Jordan были выпущены только в декабре 84-го, а в первом сезоне Джордан в основном играл в совсем другой модели, в Air Ship, тогдашнем баскетбольном флагмане Nike, причем по большей части в кроссовках белой расцветки. Специально для него компания сделала версию «Чикаго» красно-черных цветов, и именно ее, а не первую модель не одобрил Дэвид Стерн, увидев во время выставочных матчей. Даже после появления Air Jordan Джордан немало матчей отбегал в Air Ship, и до сих пор непонятно, действительно ли кто-либо выплачивал штрафы или все ограничивалось предупреждениями, которые Nike активно продвигали в массы как «запреты».

Род Торн, тогдашний вице-президент НБА рассказывал об этом так: «Мне звонит наш вице-президент Скотт Стерлинг и говорит: «Этот парень не может играть в таких кроссовках». «Я говорю Майклу: «Ты не можешь играть в таких кроссовках». Не успел я глазом моргнуть, как мне уже звонит Фальк: «Что значит «не может», что ты вообще несешь?». Тут же начинают крутить рекламу: «Кроссовки, которые запретила НБА». Кошмарно выглядящая обувь, тогда это было просто ужасно».

Уже в первый год сотрудничество с юной звездой баскетбола принесло Nike прибыль в 153 миллиона долларов.

И дальше Джордан вроде бы прыгнул сразу на Марс. С рекламами, фильмами и все новыми и новыми моделями. До такой степени, что ему завидовали все в лиге. В первоначальной версии байки про то, что другие игроки якобы не давали ему мяч на Матче всех звезд (а после он им мстил всю карьеру), имелся особый «кроссовочный» подтекст: ни у кого из них не было таких привилегий, как у новичка, со стороны Converse, что их прямо-таки до глубины души озлобляло.

Но, на самом деле, все висело на волоске, когда он сломал ногу и пропустил большую часть второго сезона. «Мы тогда хорошо понимали, – пояснял Ваккаро, – что все может завершиться в один момент».

Но, на самом деле, когда Nike попытался упрочить успех и в 86-м выпустил вторую модель Air Jordan, более продвинутую, ничего не получилось. Джордан провел в них отличный сезон, окончательно превратился в звезду и победил на конкурсе по броскам сверху в 87-м. Но кроссовки продавались гораздо хуже и быстро забылись.

Но, на самом деле, сам баскетболист думал о том, чтобы уйти, и хотел лишь дождаться истечения контракта. А Фил Найта тоже смущало, с какой скоростью растет популярность и влияние молодого игрока, и он склонялся к тому, чтобы от него отказаться.

В тот момент Ваккаро убедил обоих в том, что они нужны друг другу: «Майкл получил еще больше денег, а затем и возможность создать Jordan Brand. Он дал себя уговорить. Это было судьбоносное решение. Нужно отдать им должное, они создали империю».

Передумать Джордана заставил и дизайнер Тинкер Хэтфилд.

Он прибег к беспрецедентному по тем временам ходу – первым делом познакомился с самим игроком, привлек его к созданию новой модели и обсудил с ним все детали до мелочей: добавились воздушная подушка и отделка-принт. Игрок остался очень доволен, всегда подчеркивал, насколько комфортно он чувствует себя именно в этой модели, и как-то негласно установилось мнение, что как раз Air Jordan III – любимая обувь Майкла. Джордан изначально держал себя очень требовательно и пытался вникать в особенности дизайна, но полностью удовлетворился лишь тогда, когда для него было сделано все.

Уже на второй модели с кроссовок Джордана исчезла клякса Nike, но именно с третьей на самом деле и начинается новый бренд – Хэтфилд отказался от прежнего логотипа с крыльями и предложил новый: «прыгающего человечка». Дизайнер использовал рекламную фотосессию, которая состоялась еще для первых «джорданов» в 84-м, и быстро сделал так, что Джордан и «прыгающий человечек», глобальная империя Nike и доминирование на площадке соединились навсегда. Визитная карточка бренда – один из самых известных символов в маркетологической истории человечества.

В 87-м Джордан представлял уже совсем «свои кроссовки» (о чем тогда не могли и мечтать другие). И представлял их вновь запоминающимся образом – в компании с другом Спайком Ли, режиссером и звездой тогда шумевшего «Ей это нужно позарез».

Здесь уже мифология высмеивалась самими создателями:

– Все дело в кроссовках!

– Нет, Марс.

– Майк, но должно же быть дело в кроссовках!

Джордан почти не говорил в роликах и общался с аудиторией мимикой и жестами, но ровно в тот момент стало окончательно понятно: вот он тот спортсмен, из-за которого люди готовы покупать кроссовки. В бесконечных роликах Джордан выглядел настоящим, искренним и заставлял людей самых разных взглядов, цвета кожи и социального положения попадать под свое обаяние. Он был убедителен, ему верили, в нем видели близкого человека, образец для подражания и даже бога.

Джордан – это боль

Помимо огромного состояния, сотрудничество с Nike принесло Джордану и проблемы.

В какой-то момент он открыл сеть розничных магазинов Flight 23, которые частично принадлежали его семье.

Так получилось, что управление всем этим хозяйством усугубляло и без того сложные отношения между его родителями. Его сестра вспоминала, как они вдрызг разругались внутри магазина в Шарлотт, в то время когда на улице уже собралась толпа, пришедшая на открытие. «Мы все до какой-то степени были вовлечены в эти разборки, но именно Майклу доставалось больше всего. Именно ему приходилось переживать эти сражения, а потом выходить на сцену и улыбаться, когда его сердце разрывалось. Однажды он мне сказал, что худшая часть его успеха – это то, что он сделал с родителями».

Джеймс Джордан быстро показал себя катастрофическим управляющим. Он злоупотреблял алкоголем, игнорировал советы представителей Nike, не платил поставщикам.

Ситуация тянулась три года: сам Майкл, Ваккаро и другие пытались повлиять на родителей, увещевали Джеймса Джордана, искали какие-то выходы…

В итоге Nike выкупил магазины. На эти деньги Джеймс Джордан организовал собственную компанию одежды и продолжал мучить родственников еще какое-то время.

Джордан – это космос

Истерия вокруг Джордана сопровождала «Буллс» эпохи первого три-пита. Согласно проведенному тогда опросу среди детей чернокожего населения Штатов, он сравнялся с Господом в качестве самой уважаемой фигуры после родителей; на вопрос чикагской радиостанции, нужно ли называть его повелителем мира, 41% респондентов ответили «да»; люди приходили молиться перед статуей у United Center. На его имя приходили тысячи посылок с различными вещами, которые нужно было подписать – к большинству прикладывали долларовые бумажки разной ценности.

Но трагедия, уход и последующее возвращение довели поклонение до абсурда.

Джордан занял в американском обществе положение, которое не занимал ни один чернокожий спортсмен до него. Легендами прошлого могли восхищаться, но они никогда не выходили из ограниченного ареала спорта. Мухаммед Али в свои лучшие годы отталкивал часть белой Америки своими политическими взглядами. Мэджик Джонсон разделял подиум с Бердом. А в случае с Джорданом все сошлось одно к одному: его игра, оригинальное продвижение Nike, изменения в культуре и в межрасовых отношениях в 90-х привели к тому, что Джордан оказался одним из главных выразителей этих изменений вместе с Майклом Джексоном, Опрой и в конечном счете Бараком Обамой.

Возвращение – это не только второй три-пит.

Возвращение – это еще более агрессивная реклама Nike, которая теперь уже доросла до полномасштабного фильма.

Идея «космического джема» родилась еще до ухода.

В 92-м вышел первый ролик, в котором объединились «Его Воздушество» и «Его Зайчатина». Две минуты мультяшной вакханалии обошлись компании в миллион долларов (без учета гонорара Джордана). Два супергероя разбили хулиганов на баскетбольной площадке: один – умением, другой – подлыми, но уморительными приемами.

Уже изначально было понятно, что Багз-Банни гармонично дополнял Джордана. Дело не в их бруклинском происхождении. Сдержанному ироничному супергерою необходим именно такой напарник – легкомысленный, дерзкий и болтливый. Суматошный заяц оказался Скотти Пиппеном от мультяшного мира: он делал едва ли не больше для создания общего комического эффекта, но оставался лишь помощником.

Необходимость дальнейшего сотрудничества быстро стала очевидна. Во время Супербоула-92 Nike выпустил еще один ролик с участием огненной пары. На этот раз Джордан и заяц перенесли свои подвиги на Марс, где дали отпор пришельцам на баскетбольной площадке – Джордан говорил со скоростью Багз-Банни, а Багз-Банни превзошел себя в хулиганствах в пересчете на полный метр.

Но из-за убийства отца Джордана и завершения карьеры все заморозилось. Если бы ничего этого не было, это была бы банальная история с мультяшками. Именно сложные жизненные обстоятельства превратили примитивную идею во что-то действительно космическое.

Ни сомнительное качество, ни язвительные реплики критиков, ни упреки в «циничной попыткой заработать денег» не помешали «Джему» мгновенно стать классикой, разойтись по всему миру и собрать больше 400 миллионов долларов, больше, чем любой фильм о баскетболе.

На фоне доминирования «Чикаго» и обожествления Джордана эта двухчасовая реклама от Nike неожиданно зашла как слегка прикрашенная документалка. По сути, в 93-м Джордан сломался – постоянное давление популярности, огромная нагрузка трех чемпионских сезонов, уход ориентира в виде Мэджика, потеря отца при нелепых и трагичных обстоятельствах лишили его сил продолжать жизнь в баскетболе. Его бейсбольный период так и оставался непонятным и загадочным. И вот «Космический джем» словно заполнил эту двухлетнюю паузу чем-то событийным: обещание отцу, много иронии относительно пребывания в бейсболе (где Джордан был совсем не так уж плох), изображение Джордана в кругу семьи и друзей (пусть половина из них и нарисованы) удивительным образом примирили всех с его отсутствием. Историческому, невероятному сезону-96 нужны были лишь предыстория, немного человечности и такое чудесное обрамление.

Часть сезона Джордан отыграл в кроссовках специальной версии Space Jam, которая стал доступна в продаже только через четыре года.

1997-й – это уже новый этап в популярности Джордана и это уже новый этап в его сотрудничестве с Nike. Именно тогда произошло полноценное отделение от Nike и собственно образование Jordan Brand. Майкл сам выбирал тех, кто будет продвигать его бренд после него, и приезжал на переговоры с ними. Изначально его управляющие были настроены на то, чтобы подыскать тех, кто в чем-то напоминал самого Джордана и мог бы соответствовать чести. Первым игроком Jordan Brand был Рэй Аллен, вслед за ним подписались Эдди Джонс, Майкл Финли, Дерек Андерсон и Вин Бейкер.

Джордан первым смог испытать сюрреалистичное ощущение: он выходил на площадку против парней, которые играли в его именных кроссовках. И первым сформулировал бессмертное правило: «Если ты играешь в обуви с моим именем, то тебе не дано права открывать рот» (было сказано Кендаллу Гиллу).

Сегодня главным лицом Jordan Brand в НБА является Расселл Уэстбрук. Сам Джордан не раз говорил, что именно в нем среди всех игроков лиги он видит себя молодого.

Джордан – это золото

В 98-м американская пресса попыталась подсчитать, сколько же денег сгенерировал вокруг себя Джордан. Уже тогда с учетом влияния на бизнес Чикаго, посещаемость и популяризацию НБА, фильмов, книг и прочего выходило точно больше 10 миллиардов (заработки самого игрока составляли около 300 миллионов).

В XXI веке эта тенденция была приумножена.

В 97-м Джордан мечтал, что продажи его Jordan Brand когда-нибудь вырастут до 1 миллиарда (а на тот год ставился ориентир в 300 миллионов).

В 2017-м – Jordan Brand уже достиг 3,1 миллиарда, что составило 13% от всех продаж Nike, и оказался самой быстрорастущей линией компании. Он даже вышел за пределы баскетбола: с прошлого года Jordan Brand экипирует команды четырех университетов по американскому футболу и поставляет форму «ПСЖ» для Лиги чемпионов. Когда в 2018-м продажи просели на 8 процентов (до 2,86 млрд) из-за перенасыщенности рынка, это уже было воспринято как кризис и привело к смене руководства.

«Я никогда и подумать не мог, что смогу иметь хоть какое-то влияние на людей, – говорил Джордан после завершения карьеры. – Никогда не думал, что смогу убедить их заниматься тем, во что я вовлечен, или покупать вещи, о которых я рассказываю. Даже сейчас, когда я вижу ребятишек, играющих в моих кроссовках, мне становится не по себе. Иногда я все еще удивляюсь. Это приятно, но это и ответственность».

История бренда Jordan

История бренда Jordan

В начале 1984 г. Nike был развивающейся обувной фирмой.

Концепция обуви для бега, которая обеспечивала их продажи в предыдущие годы, медленно умирала. Для восстановления и повторного роста компании Nike должен был обратиться к другому сегменту рынка, и для этого они нуждались в свежей идее. В то же самое время , начинающий игрок Майкл Джордан уже поддерживал несколько продуктов, однако Nike надеялся, что его привлекательность стимулирует продажи. У Джордана, так или иначе, были иные планы. Он постоянно предпочитал Adidas или обувь Converse, которую поддерживал наставник Сев. Каролины, DEANSMITH, и желал подписать договор с одной из таких фирм. Converse, имея на борту подобных представителей, Какlarry Bird и Magic Jonson, не стремились делать более выгодное предложение, чем Nike. Тоже в этом не был заинтересован и Adidas,причиной чему, вероятно, послужила смерть Кэйта Дэсслера в том же самом г..Jordan не считал предложение Nike перспективным для себя, в собственную очередь, его агент, Дэвид Фальк, увидел в этом великолепную возможность сделать новую линию обуви, названную «Air Jordans». Он и убедил Джордана дать шанс Nike.

Не правда ли, это любопытно

В те времена не было огромного воздействия от, так называемого, индоссамента (передача прав наприменение собственного имени), только несколько фирм были готовы рискнуть огромной частью собственного маркетингового бюджета на раскрутку одного спортсмена, чтоб продвинуть их товар. Суть заключалась в том, чтоб спортсмену платили денежные средства просто за то, что он будет применять продукцию определённой марки. Вероятно, что нежелание Джордана было следствием привязанности к продуктам Converse и Adidas.

И все-таки, Nike увидел нечто особенное в Майкле Джордане. Они увидели шанс, возможность. Он был чемпионом с индивидуальностью, обаянием и сердцем, и они были готовы вложить все ресурсы компании в развитие линии обуви Джордан. Они немедленно знали, что он будет звездой и хотели помочь ему добиться этого. Наконец, после многочисленных уговоров менеджера и родителей, несговорчивый новобранец согласился отправиться в штаб-квартиру Nike в Портленде, Орегон, чтоб рассмотреть специальную видео презентацию и выдвинутое предложение. Впрочем позднее, в воспоминаниях, он заявлял, что полетел без намерения подписать сделку с Nike.

Видео презентация состояла из нарезок игровых моментов Джордана за время университетских соревнований и из некоторых его «полетов» на Олимпийских играх с фоновой композицией Pointer Sisters «Jump». Главный дизайнер Nike, Питер Мур, представил эскизы кроссовок Air Jordan1, jumpsuits, и спортивной одежды, выполненные в черно-пурпурных цветах. После просмотра проектов оценка Майкла была отнюдь невосторженной. Он, как сообщают, заявил : «Я не могу носить эту обувь цвета сатаны».

На протяжении всей встречи Джордан, как сообщали, казался незаинтересованным и скучающим, однако когда он и Фальк покинули встречу, Джордан сказала собственному агенту: «Давай заключать сделку.»

Nike заключили с ним договор на 5 млн.доллара. на 5 лет плюс процент и дополнительные привилегии. Питер Мур сделал I логотип Air Jordan – мяч с крыльями. Появление Air Jordan I перевернуло индустрию спортивной обуви наверх дном. До этого больше всего баскетбольных кроссовок были белыми. Смелые, черно-алого цвета, Jordan I ,выглядели будто издевка над традицией. NBA в ответ запретили эти кроссовки в лиге. Невзирая на это Джордан без разницы одевал их, оплачивая штрафы до 5000 долларов за игру.Конечно, Nike были рады платить эти денежные средства, чтоб лишь все увидели их кроссовки на ногах игрока. Все это противостояние и зрелищная игра Майкла в том г. сделали линию Air Jordan общеизвестной.

Перемены

После победы в конкурсе по броскам сверху 1986-87 в Сиэтл Колизей (Seattle Coliseum), логотип Джордана переменился на знакомый нам сейчас логотип Jumpman, однако когда пришло время говорить о создании модели Air Jordan III, Майкл был готов уйти. Реакция на модель Air Jordan II, отчасти благодаря высокой розничной цене, была хуже ожидаемой и дизайнеры, Питер Мур и Роб Стрэссер, покинули Nike, чтоб открыть собственную свою компанию. Они начали переманивать Джордана, надеясь развить бизнес кругом него. Это было переломным моментом для линии. В это время Тинкер Хатфилд подключился к продвижению новой линии обуви. Хатфилд сделал нечто совершенно неслыханное и новое. Он сел и поговорил с Майклом 1 на 1 и задал вопрос, чго бы он желал внести в дизайн. Хатфилд сказал, что это было весьма напряженным временем. Никто никогда не интересовался мнением спортсменов о дизайне, в частности и Джордана. Тоже отец Джордана советовал собственному сыну оставаться с людьми, которые делают хорошую работу для него. В результате Джордан участвовал в ходе проектирования обуви и согласовании одежды, и это помогло закрепить его приверженность Nike. По просьбе Джордана Air Jordan III стали на четверть короче привычной баскетбольной обуви и сделаны из легких высококачественных материалов. Этот нестандартный подход к процессу проектирования обуви для баскетбола помогли Air Jordan III взлететь в рейтингах известности. Тинкер продолжал проектировать все модели Jordan до кроссовок Jordan XV. С выпуском Air Jordan XV и вторым уходом Джордана, и Хатфилд, и Джордан отстранились от линии Jordan, и иные проектировщики взяли право продолжать развитие этой линии.

Отделение

Обувь Air Jordan была частью Nike, Inc., пока в итоге 1997 г. Nike не разработал новый маркетинговый план, и Jordan стала собственным своим подбрендом Nike. В связи с этими переменами, новый бренд Jordan выпускает релиз модели Air Jordan XIII, Air Jordan Team и Air Jordan Trainers. С этого момента на продуктах Jordan более не размещали имя Nike или их логотип Swoosh, и их единственная связь с Nike является адрес штаб-квартиры Nike, которая будет применяться в гарантийных ситуациях.

Обувь изменившая мир

Обувь Air Jordan постоянно была из максимально продаваемой обуви для баскетбола, начиная с их создания в 1985 г.. Бренд Jordan — имя, известным во всем мире. Часть этого успеха,безусловно, связана с именем и личностью Майкла Джордана. Дизайнеры берут во внимание его идеи, хобби, да и всю жизнь и включают это все в обувь. Независимо от того, что случится с этой именной линией баскетбольной обуви, возможно быть уверенным, что эти традиции качества и стиля будут продолжаться и после.

Air Jordan — история бренда

Air Jordan — бренд баскетбольной обуви и спортивной одежды производства Nike. Он был создан для специально для бывшего профессионального баскетболиста Майкла Джордана. Оригинальные кроссовки Air Jordan I были выпущены исключительно для Джордана в начале 1984 года, в широкую продажу они поступили к концу 1984 года. Обувь была разработана для Nike Питером Муром, Тинкером Хэтфилдом и Брюсом Килгором. Под брендом также производится обувь для боксёров, профессиональных борцов, а также игроков в американский футбол.
Председатель совета директоров компании Nike Фил Найт в 1984 году подписал контракт Майклом Джорданом, в то время новичком Национальной Баскетбольной Ассоциации. Сумма подписанного контракта составила два с половиной миллиона долларов, а срок пять лет. Доподлинно известно, что спортсмену были предоставлены дополнительные льготы, которые не поддаются огласке.
Более всего с дизайном Air Jordan связывают Тинкера Хэтфилда, однако кроссовки Air Jordan I разработал Питер Муром. Они впервые были выпущены в красно-черном исполнении в 1985 году.
Комиссар Национальной баскетбольной ассоциации Дэвид Стерн выписывал штраф в 5000 долларов Майклу Джордану каждый раз, когда тот выходил играть в кроссовках Air Jordan I, потому что они не соответствовали дресс-коду НБА того времени. В компании Nike не растерялись и стали использовать это в качестве рекламы. Джордан продолжал выходить на площадку в этих кроссовках, его регулярно штрафовали, об этом писали и говорили многие СМИ. В итоге компания Nike увеличила выручку с 870 миллионов до 4 миллиардов долларов в год.

Air Jordan I, (Royal Blue Colorway)

С 1987 по 1988 годы выпускались кроссовки Jordan II. Эта модель была более инновационной, чем первая версия. Дизайн этой модели разработал Брюс Килгор.

Nike Air Jordan II, (White/Red Colorway)

Увидев успех кроссовок Jordan в 1988 году Майкл Джордан начал подумывать о том, чтобы начать выпускать собственную модель кроссовок. Компанию Nike это не устраивало и они доверили работу над новой именной версией Jordan Тинкеру Хэтфилду. Он предложил Майклу Джордану непосредственно участвовать в разработке новой версии кроссовок. Кстати, именно на Air Jordan III впервые появился логотип Jumpman. Кроме того для этой версии кроссовок Хэтфилд разработал специальную воздушную прослойку в подошве, а Майкл Джордан придумал для них «слоновое тиснение». В рекламе новой модели снялся Спайк Ли.

Nike Air Jordan III, (White Cement Colorway)

Air Jordan V были представлены в феврале 1990 года. Их разработал Тинкер Хэтфилд. Некоторые элементы были перенесены из Air Jordan IV, но в целом они были совершенно новыми. Особенности этой модели: язычок с уникальным выступающим дизайном и внешним видом), полупрозрачная резиновая подошва и фиксирующий шнурокодержатель. Подошва придавали им совершенно иной облик, но со временем она желтела, когда подвергалась воздействию влаги и была источником многих жалоб из-за того, что была слишком скользкой. Среди всей линии Air Jordan самые большие продажи пришлись на эту модель.

Nike Air Jordan V, (Fire Red Colorway)

В 1992 году увидели свет кроссовки Air Jordan VII. Их автор, Тинкер Хэтфилд, сделал их похожими на предыдущую модель. Эту модель также называли «Банни», потому что в её рекламе использовали мультипликационного персонажа — кролика Багза Банни.
В 1992 году Майкл Джордан играл на Олимпиаде в Барселоне за мужскую баскетбольную команду США (также известную как Dream Team). Компания Nike приурочила к этому событию выпуск модели Air Jordan VII с номером 9. Все предыдущие модели Air Jordan всегда выпускались с номером 23.

Air Jordan VII sneakers specially released for 1992 Barcelona Olympics.

В 1993 году выпущены кроссовки Air Jordan VIII. Именно в них Майкл Джордан набрал своё 20000 очко и завоевал чемпионский титул НБА в составе команды Chicago Bulls. В дизайне этой версии кроссовок применили перекрещенные фиксационные ремешки крест-накрест, оригинальное «цветное» граффити на боковой стенке кроссовки и «шерстяной» логотип-заплатка jumpman на язычке.

Nike Air Jordan VIII, (Playoffs Colorway)

В 2008 году дизайнер классических моделей «джорданов» Тинкер Хэтфилд вернулся, чтобы разработать юбилейные для бренда Air Jordan XXIII. Кроссовки получили необычный боковой узор, при этом левая и правая сторона не повторяли друг друга, подошву в форме отпечатков пальцев Майкла Джордана, гребешок сзади.