Гимнасты на кольцах

Всем известно, что тренировки с нестабильными спортивными снарядами намного эффективнее упражнений в тренажерах. Также мы знаем, что чем больше мышц задействует упражнение, тем оно полезнее для тренировки и роста тех самых мышц. Объединив эти знания, получаем идеальный спортивный снаряд, упражнения с которым в разы сложнее, а соответственно и эффективнее подобных упражнений с другими снарядами. И все это гимнастические кольца!

Гимнастические кольца — ваш самый лучший помощник для развития силы, выносливости, гибкости и координации. Все эти качества важны не только фитнесе и других видах спорта, но и в повседневной жизни.

Кольца могут двигаться во все стороны, поэтому во время всего подхода, ваши мышцы будут активно работать, чтоб стабилизировать положение колец и контролировать его. При регулярных тренировках на гимнастических кольцах будут развиваться ваша координация и мышечный контроль. Все упражнения с кольцами задействуют много мышечных групп одновременно, от основных, до самых маленьких, которые и не участвуют в других упражнениях. Именно это сделает ваше телосложение сбалансированным и гармоничным.

Тренировки с кольцами можно начинать с любым уровнем физической подготовки, в арсенале есть упражнения и для новичка и для опытного спортсмена.

Отжимания на кольцах — ваше тело в положении упор лежа, только руки упираются не в пол, а на кольца, которые закреплены чуть выше пола. Контролируя положение колец начинай отжиматься! Это не так просто как кажется, нужно держать руки стабильно, а тело устойчиво. Можно начать с упрощенного варианта — высота колец примерно на уровне пояса. И с каждой тренировкой опускайте их все ниже. Усложнить упражнение можно поставив ноги на скамью.

Подтягивания на кольцах — опять же, движения как и при обычных подтягиваниях на перекладине. Только кольца нужно держать неподвижными, чтоб они не расходились в стороны. Еще оди вариант подтягиваний с кольцами — лежа на полу поднимите руки вверх и возьмитесь за кольца. И не сгибая ног, медленно тяни себя вверх, пока не коснешься грудью колец.

Подъем ног в висе на кольцах — думаю понятно, что речь идет о тренировке пресса. Можно пднимать как прямые так и согнутые ноги. Также хорошо укрепляет кор и тренирует пресс планка с упором на кольца. Нужно встать у упор на кольцах, как при отжиманиях и задержаться в этом положении чем дольше, тем лучше. Цель — 1-3 минуты.

Так как нагрузка очень высокая, то не переусердствуйте и не спешите переходить к более сложным упражнениям. Если ваша подготовка не достаточна, то есть риск получения травм. Поначалу можно просить партнера подстраховать вас. Со временем вы разовьете достаточную силу и сможете самостоятельно тренироваться на гимнастических кольцах.

Содержание

Упражнение в художественной гимнастике «колечко» или «рыбка»

На первом же занятии, когда девочка входит в зал гимнастической секции Balance, она попадает в сказочную атмосферу зоопарка. Гуси, кошечки, лягушки, бабочки, ежики — далеко не весь арсенал упражнений-имитаций, которым учат ребенка. Такие ассоциации позволяют ему быстрее усваивать информацию и безусловно вовлекают в тренировочный процесс.

Одним из таких упражнений является «рыбка» или, иначе говоря, «колечко». Данное упражнение направлено на развитие гибкости спины.

Задача, которая ставится перед юными гимнастками — дотянуться пальцами ног до головы. Во время выполнения упражнения важно следить, чтобы оба плеча были равномерно направлены назад, без перекосов. Если упражнение выполняется грамотно, то обе ноги должны одновременно касаться затылка. Живот должен быть оторван от пола, а тазовые кости, наоборот, плотно лежать на полу. Колени должны быть вместе, хотя на первых этапах обучения (чтобы ребенок понял суть упражнения) разрешается их разведение.

В последствии данное упражнение должно быть усовершенствованно более глубоким наклоном назад, и уже пальцы ног должны касаться не затылка, а глаз или даже подбородка!

Текст книги «Обучение элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике»

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие упражнения применяются для контроля уровня развития гибкости?

2. Какие существуют единицы измерения уровня развития гибкости?

3. Какие упражнения применяются для определения подвижности в суставах?

4. Какие существуют методы определения прыгучести?

5. Опишите устройство гониометра.

6. Какие тесты применяются для определения быстроты?

7. Каким способом можно оценить силовую выносливость?

8. Какие способности оцениваются «пробой Ромберга»?

9. Какие существуют качественные способы оценки амплитуд движений?

10. Какие существуют количественные способы оценки амплитуд движений?

11. Как оценивается качество выполнения элементов трудности без предмета?

12. Как оценивается продолжительность качественного выполнения упражнений на гибкость?

13. В чем суть методики применения знаковой записи?

14. Требования к проведению педагогических наблюдений.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная

1. Белокопытова, Ж. А. Художественная гимнастика: учебная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства / Ж. А. Белокопытова, Л. А. Карпенко, Г. Г. Романова. – Киев: , 1991. – 86 с.

2. Художественная гимнастика: учебник для тренеров, преподавателей и студентов института физической культуры / под ред. Л. А. Карпенко. – М.: Всерос. Федерация худож. гимнастики, 2003. – 381 с.

Дополнительная

3. Вишнякова, С. В. Совершенствование функциональных возможностей спортсменок на начальных этапах подготовки в художественной гимнастике: учеб. – метод. пособие / С. В. Вишнякова, И. Н. Солопов, Б. М. Замов. – Волгоград: , 1998. – 54 с.

4. Карпенко, Л. А. Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой: учебное пособие / Л. А. Карпенко, И. А. Винер, В. А. Сивицкий. – М.: , 2007. – 77 с.

5. Кравчук, А. И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (науч. – метод. и организац. основы гармонич. дошкол. комплекс. физ. воспитания). В 3 ч. Ч. 2, 3 / А. И. Кравчук. – Новосибирск: , 1998. – 136 с.

6. Кувшинникова, С. А. Система оценивания специальной физической подготовленности в художественной гимнастике: методические рекомендации для студентов, слушателей факультетов повышения квалификации и усовершенствования ГЦОЛИФКа. – М., 1991, – 31 с.

7. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В. И. Лях. – М.: АСТ, 1998. – 272 с.

8. Правила по художественной гимнастике: действующие нормы для индивидуальных и групповых упражнений: ФИЖ, 2009–2012. – , 2009. – 128 с.

9. Пшеничникова, Г. Н. Методика оценки качества выполнения элементов на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике / Г. Н. Пшеничникова, О. П. Власова // Актуальные проблемы развития спортивных танцев, аэробики и фитнеса: сборник трудов Всероссийской научно – практической конференции 28–29 октября 2010 г. – 2010. – С. 129–131.

ГЛАВА 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ЭЛЕМЕНТОВ СТРУКТУРНЫХ ГРУПП трудности БЕЗ ПРЕДМЕТА на этапе начальной подготовки

3.1. Характеристика прыжков в художественной гимнастике

Художественная гимнастика относится к видам спорта, где результат выступления оценивается субъективно, по качеству исполнения: предмет оценки – техника упражнений; критерий – совершенство выполнения в баллах. В этом виде спорта, относящимся к «артистическим», все острее ощущается потребность в объективных методах количественной оценки двигательного потенциала и условий его наилучшей реализации. Объясняется это прежде всего ростом сложности соревновательных программ.

Прыжки – один из наиболее ярких элементов композиции в художественной гимнастике и одновременно одна из самых трудных категорий движений, требующих от гимнастики отличных физических данных и отточенной технической подготовленности.

По своей динамичности и эмоциональной окраске они являются прекрасным средством выразительности. Основная задача при выполнении прыжка состоит в том, чтобы он был выполнен легко, изящно, подчёркивал характер и экспрессию отдельных частей музыкального произведения. Координационные способности гимнастики и хорошая физическая подготовка служат одной из основных предпосылок успешного освоения прыжков различной трудности.

Соревновательная программа художественной гимнастики включает много прыжковых элементов. От гимнасток требуется не только хорошая прыгучесть, но прыжковая выносливость.

Большой объём прыжковых элементов в композициях делает их темповыми, более динамичными и зрелищными для восприятия. Естественно, что и к исполнительницам предъявляются повышенные требования как к технической, так и к скоростносиловой подготовленности.

Структурная группа «прыжки»

Прыжок – преодоление расстояния в свободном полете за счет отталкивания от опоры. Это безопорное (полетное) положение гимнастки.

Успешность выполнения прыжка определяют скоростносиловые качества, гибкость позвоночного столба, подвижность в тазобедренных и голеностопных суставах . С возрастом уровень скоростно-силовой подготовленности юных граций постепенно повышается и к 17 годам достигает максимума . Наиболее интенсивный рост показателей обнаружен в период с 9 до 12 лет.

Прыжковые элементы составляют основное содержание произвольных упражнений с предметами. Так, например, один из основных видов многоборья – это упражнение со скакалкой, насыщенное многообразием прыжков, количество которых в художественной гимнастике практически неограниченно. Объясняется это тем, что факторов, определяющих форму прыжка, довольно много, а возможность их комбинаций в одном прыжке приводит к образованию бесконечного числа разнообразных движений. По этой причине считается, что полноценная классификация прыжков на сегодняшнее время пока невозможна. Однако для методических и практических целей вполне подходят классификации, которые позволяют составить достаточно полное представление о прыжках.

Всё многообразие прыжков в учебно-методической литературе классифицируется по наиболее характерным признакам, принимая за основу формообразующие действия, способы отталкивания и приземления (рис. 4, табл. 5).

Рис. 4. Классификация прыжков (по Т. С. Лисицкой)

В соответствии с требованиями правил соревнований спортивных видов гимнастики в вольных упражнениях применяются прыжки (художественная гимнастика, спортивная аэробика, акробатика, спортивная гимнастика), которые имеют существенное разнообразие по их внешней форме. Если в художественной гимнастике прыжки, составляющие группы сложности, требуется выполнять с высокой амплитудой как в позвоночном столбе, так и тазобедренных суставах, то в спортивной аэробике необходимо исключить большие наклоны назад (больше 45°) по требованиям соблюдения предупреждения безопасности движений по правилам соревнований. В этой связи, кроме основного терминологического названия элемента необходимо уточнять формообразующие действия, способ отталкивания и приземления (рис. 5). Таким образом, несмотря на разнообразие формообразующих действий, можно выделить общие фазы движений в прыжках: подготовительные, основные и завершающие действия. Прыжки выполняются с места или с разбега.

Таблица 5. Классификация прыжков по способам отталкивания и приземления

Поэтому в подготовительных действиях выполняются разбег (фаза разгона), наскок с замахом (или шаг) и полуприседание (амортизация), предшествующая отталкиванию. Разбег, как правило, выполняется стилизованными шагами, скачками, танцевальными шагами в соответствии с характером музыкального произведения.

При замахе руки должны отводиться назад в противоположном направлении. Далее выполняется маховое движение руками по направлению прыжка, т. е. мах выполняется вперёд вверх или по направлению прыжка при высоко-далёких прыжках. Правильная работа рук имеет важное значение, т. к. имеются научные сведения, что около 30 % высоты в прыжках обеспечивается взмахом свободными звеньями (руками, ногой).

Большая же часть достижения высоты (до 70 %) полета приходится на быстрое отталкивание ногами или одной ногой. Необходимо помнить, что предварительно растянутая мышца быстрей и мощней сокращается. Поэтому при отталкивании с разбега последний шаг рекомендуется делать длиннее, маховая нога остаётся сзади с последующим разгибанием толчковой ноги и махом другой (с различными вариантами: сгибая, сгибая-разгибая, махом прямой, в направлении вперёд, в сторону, вперёд в сторону) выполняется отталкивание.

Подобные сведения необходимо учитывать во время освоения или совершенствования отдельных элементов прыжков, обращать внимание на ведущие детали техники.

Необходимо использовать скоростно-силовую подготовку как фактор, дополняющий оптимизацию условий освоения и совершенствования двигательных действий, связанных с прыжковыми элементами.

Исследования и практический опыт свидетельствуют, что элементы хореографии нужно использовать как специальные средства для развития скоростно-силовых качеств гимнасток.

В частности, нужно учитывать, что при отталкивании является ошибкой, если пятки от пола отрываются раньше, чем заканчивается фаза амортизации. Поэтому методика обучения элементам отталкивания в хореографических прыжках является эффективной.

При обучении профилирующим прыжкам юных «художниц» (прогнувшись, кольцом одной, шагом, касаясь кольцом) следует учитывать детали техники указанные выше. При освоении и закреплении техники выполнения упражнений структурных подгрупп основными в изучении являются базовые и профилирующие элементы. Это необходимо для систематизации средств подготовки и удобства их использования в учебно-тренировочном процессе.

Базовые элементы – начальные в структурной подгруппе имеющие признаки или техническое сходство с основным двигательным действием. Разбег относится к подготовительным действиям, толчок является одной из фаз основных действий, т. к. он имеет сходство со многими прыжками, выполняемыми как толчком двумя, так и толчком одной. Поэтому базовыми упражнениями для целой группы прыжков являются толчок и приземление (как при толчке двумя, так и одной ногой). Следовательно, необходимо помнить, что эффективность обучения будет большей, если обучать махам ногой в различных направлениях с быстрой фиксацией ноги в различных положениях. Но не следует забывать и другое: высокий мах ногой при высоко-далёких прыжках является ошибкой, т. к. прыжок выполняется «перекатом», «качалочкой». Такое выполнение прыжка приводит к впечатлению отсутствия «зависания», что негативно влияет на оценку за его качество. Еще одной важной деталью техники является необходимость резкой остановки маховой ноги и рук, что даёт возможность придать движение нижележащим звеньям тела.

Прыжки, составляющие различные группы сложности по правилам соревнований, изучаются последовательно: от базовых к профилирующим и далее к всё усложняющимся элементам. Форму прыжка можно выполнять в статическом режиме: на полу, на брусьях, гимнастической стенке, с помощью «проводки» по движению и т. д. Прыжки толчком одной – махом другой нужно учить тогда, когда гимнастка выучила начальные простейшие хореографические упражнения до махов на 90°. При прыжках с разбега следует обучать маху ногой назад – открытый прыжок.

Таким образом, к простейшим базовым специальным прыжкам относятся прыжки толчком двумя и толчком одной – махом другой в различных направлениях. Соединение правильного движения руками и ногами (маховые движения) являются важной стороной обучения прыжкам, так как эти действия относятся к основной фазе прыжков.

Чтобы прыжки осваивались быстрей и качественней, гимнастки должны иметь достаточный уровень двигательной подготовленности, особенно – координационных способностей :

1) скоростно-силовых качеств (прыгучести);

2) достаточный уровень пассивной гибкости (возможность выполнять шпагаты);

3) скорости движения маховых звеньев тела;

4) приземления разными способами (амортизация);

5) амортизации как исходным положением для отталкивания при выполнении элементов последующего прыжка и т. д.

Эта методика, оказалась эффективной при обучении профилирующим прыжкам: прогнувшись, со сменой ног вперед и назад, прыжки касаясь и т. д. (табл. 6).

Завершая данный раздел необходимо подчеркнуть следующее:

1. На этапе начальной подготовки целесообразно использовать базовые и профилирующие элементы, представленные в таблице 6.

2. Тренер выбирает из таблицы 6 элементы, которым предстоит обучать.

3. Ориентируясь на содержание рисунка 5, тренер разрабатывает «стратегию» обучения, распределяя специальные упражнения применительно к отдельным фазам изучаемых прыжков: способам отталкивания и приземления, формам прыжков в облегченных условиях, элементам «оформления». При этом не следует забывать о необходимости обучать юных гимнасток махам ногой в различных направлениях.

Таблица 6. Базовые и профилирующие элементы структурной группы «прыжки»

При обучении элементам других структурных групп трудности без предмета (равновесий, поворотов, наклонов) рекомендуется изучать также последовательно от базовых к профилирующим (табл. 8, 10, 11).

В таблице 6 показаны различные варианты отталкивания и приземлений в прыжках с выпрямленным положением тела, которые в профилирующих элементах «преобразуются» в амплитудные прыжки.

Форму прыжка рекомендуется опробовать как модель в статическом режиме: на полу, на брусьях, у гимнастической стенки, с помощью «проводки» по движению. Исходя из вышесказанного можно заключить, что для освоения вариантов красивого исполнения прыжков гимнастка должна обладать комплексом качеств: эластичностью и силой мышц ног (стопы, голени, бедра), оптимальной быстротой мышечных сокращений; владеть техникой базовых движений в различных фазах прыжков; иметь хорошую гибкость для правильного «эталонного» выполнения прыжка по требованиям правил соревнований. Кроме того, нельзя забывать о значении функции вестибулярного анализатора для ориентации в пространстве.

3.2. Характеристика равновесий в художественной гимнастике

Равновесие – это относительно неподвижное положение звеньев тела гимнастки, в котором она стоит на одной или двух ногах. По правилам соревнований художественной гимнастики к структурной группе сложности «равновесия» относятся статические элементы, которые выполняются с большой амплитудой движений в различных положениях звеньев тела. Терминологическое название элементы равновесий получили по положению туловища относительно вертикали: вертикальное, переднее, боковое, заднее . В связи с большим разнообразием видов равновесий их название в каждом отдельном случае уточняется (рис. 6).

Для определения основного признака равновесия достаточно двух слов, а положения рук и свободной ноги указываются дополнительно. Например, равновесие на правой, согнув левую назад («аттитюд»); элемент заимствован из классической хореографии. Приводим основные термины, необходимые для общения специалистов и спортсменок на этапе начальной подготовки :

Равновесие с наклоном – туловище наклонено вперёд-книзу на 45, кисти у пола.

Боковое равновесие – исполнитель находится боком к опоре, одноименная рука вверх, другая за спину.

Одноимённое равновесие – одноимённая с опорной ногой рука поднята вперёд кверху, другая назад.

Разноимённое равновесие. Иное положение рук указывается. Заднее равновесие предусматривает обращение исполнителя спиной к опоре, руки в стороны. Иное положение рук указывается.

Фронтальное равновесие – одна нога направлена в сторону или выше, руки в стороны.

Фронтальное равновесие с захватом – направленная в сторону кверху нога удерживается одноимённой рукой, другая рука направлена вверх наружу.

Рис. 6. Схема вариантов возможного выполнения равновесий в различных опорных положениях (по Т. С. Лисицкой)

Высокое равновесие (вертикальное) – туловище в вертикальном положение (или близко к нему), свободная нога отведена назад, одноимённая рука в сторону, другая вперёд или вверх. Выполняется на носке, со сгибанием свободной ноги и иным положение рук, о чём указывается дополнительно.

Равновесие полукольцом – нога сгибается назад на уровне головы или выше, но не касается головы, руки вверх наружу. Иное положение рук указывается.

Равновесие кольцом – согнутая назад нога касается носком головы. Обычно выполняется с захватом рукой за голеностопный сустав над головой.

Равновесие на колене выполняется с опорой коленом.

Заднее равновесие на колене – аналогичное предыдущему, но спиной к опоре.

Крестообразное равновесие – выполняется отведением безопорной ноги в сторону с наклоном вперёд; одноимённая опорной ноге рука направлена в сторону, другая рука вперёд. Равновесие шпагатом – нога отведена назад с одновременным наклоном вперёд и захватом.

Большинство равновесий в художественной гимнастике выполняется на носке. Варианты этих равновесий представлены в таблице 7 . В ней представлены также амплитуды движений звеньями тела. В практической деятельности приемлемо использование обеих классификаций, так как на современном уровне развития художественной гимнастики тренеры имеют в своем распоряжении подробно разработанные контурограммы движений в соответствии с их трудностью по правилам соревнований .

Сохранение равновесия облегчается при технически верном выполнении движений. Среди частных рекомендаций необходимо напомнить некоторые из них. При сохранении равновесия в стойке на ногах рекомендуется фиксировать взгляд строго горизонтально на каком-либо предмете. Полезно тренировать равновесие с закрытыми глазами, т. к. при этом обостряется мышечно– суставное чувство, работа вестибулярного анализатора. В каждом конкретном виде деятельности в зависимости от её специфики тот или иной анализатор является ведущим.

Существует зависимость между физической подготовленностью людей и показателями функции равновесия. Следует обратить внимание на правильную работу мышц при выполнении равновесий (рис. 7). Так, при выполнении переднего равновесия наиболее напряжены трапециевидная мышца левой опорной стороны и широчайшая мышца спины правой свободной стороны. При выполнении заднего равновесия наибольшее напряжение у сгибателей туловища правой свободной стороны. Рабочая поза гимнастики при выполнении статических равновесий на одной ноге обусловлена асимметричным статическим напряжением парных мышц туловища. Поэтому обязательным условием тренировки является выполнение гимнастками упражнений как с правой, так и с левой ноги. Технически верным будет выполнение переднего равновесия с отведением ноги назад, одновременно напрягая спину, несколько поднимая голову и отводя плечи назад. По правилам соревнований ошибкой является, когда плечи и нога опущены вниз, т. е. нарушена слитная дугообразная линия, которую должна составлять прогнутая спина с отведённой назад ногой. Выполнять заднее равновесие не следует начинать с наклона головы назад, как это иногда наблюдается в практике.

Рис. 7. Асимметричная работа мышц при выполнении равновесий (по результатам электромиографических исследований)

Таблица 7. Классификация равновесий на одной ноге

Таблица 8. Базовые и профилирующие элементы структурной группы «равновесия»

Нами разработаны базовые и профилирующие элементы (табл. 8), дающие возможность заложить основу прочного двигательного навыка выполнения элементов на сравнительно небольших амплитудах.

Для повышения активной гибкости необходимо сочетать ее с развитием силы, т. к. для того чтобы поднять ногу на требуемую высоту с сохранением позы в определенном положении, необходим комплекс проявления психомоторных качеств: гибкости, силы, статической выносливости, вестибулярной устойчивости. Качество выполнения равновесия во многом зависит от того, как гимнастка умеет оценивать положение звеньев тела в пространстве.

При утомлении пространственная оценка звеньев тела ухудшается и нарушается функция равновесия. Это связано с тем, что под действием силы тяжести возникает момент силы, стремящейся вывести тело из состояния равновесия, а утомлённая мышца не способна противодействовать этой силе в пространстве. Обучение упражнениям у опоры облегчает сохранение равновесия. Специалистам известно, что качество равновесия зависит от многих факторов: правильного взаиморасположения звеньев тела в пространстве (туловища и ног); статической выносливости в этом положении и умения сохранять равновесие с закрытыми глазами. Равновесия лучше и легче осваиваются при наличии хорошей общей физической подготовленности. Поэтому при начальных этапах обучения особое внимание нужно уделять упражнениям на силу, гибкость, статическую выносливость. Нужно стараться укреплять равномерно основные мышечные группы, выполняющие различную функцию при выполнении равновесия: укрепляющую, удерживающую, фиксирующую. Так, при равновесии на одной с наклоном как вперёд, так и назад, моменты силы тяжести для туловища и свободной ноги во всех суставах наибольшие, велико напряжение мышц-разгибателей бедра в тазобедренном суставе свободной ноги, которые противостоят не только силе тяжести всей ноги, но и сопротивлению сгибателей и связок тазобедренного сустава, препятствующих разгибанию. При выполнении равновесия спортсменками с малоразвитой подвижностью в суставах к удерживающей работе мышц, связанной с моментами и силами тяжести частей тела, присоединяется ещё и сопротивление мышц антагонистов. Применение схемы двигательных действий, представленной на рисунке 8, поможет тренеру в изучении более «мелких» движений отдельными звеньями тела, что в дальнейшем создаст прочную основу «школы движений».

Представленная на рисунке 8 схема двигательных действий звеньями тела с учетом амплитуд показывает основные блоки действий, которые могут быть взяты как ориентир при выборе специальных упражнений для последовательного их применения при изучении упражнений структурной группы «равновесия». В таблице 8 представлены базовые и профилирующие элементы для этапа начальной подготовки. Опираясь на сведения, указанные в таблицах и схеме, можно так же сделать выбор упражнений по степени сложности взаиморасположения звеньев тела в пространстве, амплитудам выполнения упражнений, по характеру опоры и с учетом возрастных особенностей занимающихся.

В упражнении на кольцах можно выделить два класса элементов: силовые и технические. И вот, если проследить за эволюцией комбинаций гимнастов на кольцах, то можно прийти к выводу, что они развиваются по спирали, но с увеличивающимся радиусом. Т.е. в какой-то период времени комбинации становятся силовыми, затем резко меняются в сторону техники, потом опять приходят к доминированию силовой части, но уже следующего порядка и т.д.

1 период – до 1964 года

Первый период в развитии гимнастики на кольцах достаточно продолжительный. Он начинается сложно сказать, когда и продолжался до начала 60-х годов (примерно до 1964 года). К примеру, в 1938 году программы гимнастов выглядели следующим образом (2:37…4:57):

Все гимнасты выполняют схожие программы. Эти комбинации чисто силовые. Маховая часть сводится только к простому выкруту назад и сальто назад прогнувшись. Зато силовая достаточно солидная. Очень много силовых перемещений, обороты назад силой в упор и в стойку на руках. Все гимнасты исполняют упор руки в стороны или «крест», даже есть попытки выполнить крест в стойке на руках или «обратный крест». Абсолютно все гимнасты исполняют силовые дожимы в стойку на руках. Также выполняются горизонтальные висы сзади и спереди.

В 1956 году гимнастика на кольцах выглядит следующим образом: (12:47)

Или так:

Заметно некоторое уменьшение силовых элементов в программе. Появляются первые простые маховые подъёмы, которые заканчиваются упором или через согнутые руки стойкой силой. Маховая часть по прежнему отсутствует. Комбинации на 90% силовые. Соскок простой – как правило полпируэта назад прогнувшись.

2 период – с 1965 по 1988 год

В середине 60-х годов выдающийся советский гимнаст Михаил Воронин исполняет принципиально новый элемент, который открыл совершенно другой потенциал в упражнениях на кольцах.

Он исполнил большие обороты из стойки в стойку на руках с прямыми руками, т.е. не силовым, а чисто техническим способом.

С этого момента международная федерация спортивной гимнастики (FIG) принимает решение изменить правила так, чтобы простимулировать именно маховые элементы на кольцах.

Начинается новый виток спирали эволюции. Программы гимнастов меняются буквально на 180 градусов. Уже в 1966 году на чемпионате мира программы выглядят следующим образом.

Если в 50-е годы в комбинациях ведущих спортсменов было по 4-5 силовых элементов, в основном разновидностей креста. То в 1966 остался только один подъём в крест. Половина программы чисто маховая. На Олимпийских играх ситуация похожая: 1-2 силовых подъёмов в крест, силовая стойка силой и большие обороты вперёд и назад.

Проходит четыре года. И ничего не меняется кроме соскока. Это всё говорит о очень большой консервативности снаряда «кольца». На остальных снарядах за три олимпийских цикла программы претерпевают значительные перемены. Итак, в 1976 года на Олимпиаде программы гимнастов остаются такими же, как и в предыдущих двух циклах. Но вот соскок становится значительно сложнее. Теперь это уже двойное сальто назад в группировке с пируэтом.

Перелистнём сразу 7 лет и посмотрим на программы гимнастов 1983 года.

В целом программа осталась такой же, но соскок ещё усложняется – теперь это тройное сальто назад или двойной бланш назад. Но всё таки FIG задумывается на тем, что как то неправильно взять сделать кольца чисто маховым снарядом. Вводится условие, что гимнасты должны показать хотя бы два силовых элемента. Один из этих элементов в 99% программ – крест. А вот второй элемент в большинстве случаев – горизонтальный упор ноги вместе. Гимнасты 80-х годов не так много времени уделяют чисто силовой подготовке, поэтому горизонтальный упор исполняется с прогнутой спиной и часто выше горизонтали.

Часть гимнастов начинает пробовать включать в программу обратный крест. Но опять-таки, выполняется он с углом 45 градусов от горизонтали. Характерным для 80-х годов и является исполнение в массах стойки на руках силой через горизонтальный упор.

Следующим этапом прогресса программ можно назвать 1988 год. На Олимпиаде гимнасты исполняют такие комбинации.

Помимо перечисленных выше элементов, гимнасты добавляют в комбинацию двойное обороты вперёд в кольцах как в группировке, так и согнувшись. Этот элемент впервые был исполнен японским гимнастом Коджи Ямаваки в начале 80-х, но популярность получил в 1987-88 годах.

3 период – с 1989 по 1996 год

В конце 80-х годов стало ясно, что потенциал силовых элементов на кольцах не используется и на 50%. Многие мировые гимнасты включают в свои программы обратные кресты, а также был в очень грязном исполнении (с огромным прогибом в спине и высоко) исполнен горизонтальный упор руки в стороны или «самолёт».

FIG предлагает гимнастам увеличить количество сложных силовых элементов комбинации. Причём не просто силовых, а горизонтальных упоров и обратного креста. И не только повысить количество, но и стараться сделать их ближе к эталонному образцу. Но путь этот выдался долгим и трудным.

И всё-таки, через четыре года к Олимпиаде 1992 года гимнасты действительно подняли уровень силовой подготовки. К примеру, Андреас Вецкер исполняет два разных способа исполнения обратного креста, горизонтальный упор и крест. Но при этом сохранена маховая часть и сложный соскок. Но качество исполнения обратных крестов пока далеко от идеала.

Ставится и интересный эксперимент в маховой части. Гимнасты исполняют элементы с скрещением тросов. Но эксперимент будет признан не удачным и эти элементы с 1993 исчезнут из правил.

И тем не менее, уже после 1992 года гимнастика стала уверенно двигаться по пути наращивания силовой составляющей в комбинациях. Нужен был пример качественного исполнения таких элементов. Т.к. такой сложный элемент как самолёт ценился также, как и обратный крест. И всё из-за того, что исполнялся через прогиб и был нечто среднее между горизонтальным упором и самолётом.

Таким гимнастом стал «Властелин колец» и самый титулованный кольцевик за всю историю гимнастики Юрий Кеке.

Он показал просто потрясающую силовую часть на Чемпионате мира 1993 года. Два обратных креста с исполнением, близким к идеальному. А также шикарно исполненным самолётом.

С 1993 года начинается активное использование в спортивной гимнастике такого силового элемента как горизонтальный упор руки в стороны. Именно с широким разведением рук, с положением тела на уровне колец и без прогиба в пояснице. Самолёт или «мальтийский крест» становится знаком качества силовой части.

Юрий ещё будет совершенствовать свою технику выполнения силовых элементов. Но на период середины 90-х его силовая была лучшей. Безусловно в будущем самолёты будут исполняться ещё на более высоком качестве. Но какова оригинальность исполнения креста на ОИ 1996 года. Знаменитые кивки головой в стиле Альберта Азаряна. Но только с силовым элементами совсем иного порядка.

4 период – с 1997 по 2000 год

Гимнасты в массах к ОИ 1996 года стали повышать уровень своей силовой части. Один силовой элемент шёл в след за другим. Но FIG решает, что этот путь не очень интересный. И опять ставится эксперимент к преобладанию маховой части над силовой, но уже на другом уровне.

Даются большие прибавки за исполнение сложных силовых элементов после маховых. Наиболее популярны становятся подъёмы махом назад и вперёд в обратный крест и самолёт.

Самым выдающимся гимнастом с силовой частью такого типа стал венгерский гимнаст Сильвестр Цолани. Он исполняет три подряд маховых элемент в сложнейшие силовые статические.

Но не все гимнасты выбирают такой путь. Некоторые больше довлеют к исполнению чисто силой части с минимум маховой. Выдающийся гимнаст Йордан Йовчев ещё в 1997 году выполняет программу, в которой есть подъём махом назад в самолёт, причём очень высокого качества.

Из самолёта силой дожимает в горизонтальный упор. Переворот назад в обратный крест. Затем подъём махом назад в обратный крест. Хонма прогнувшись в крест и сложный и уникальный силовой элемент – из креста опуститься в вис и из виса силой разводя руки в стороны опять подняться в крест. И того 6 сложных силовых элементов. Два из которых выполнены махом, а четыре силой. Пожалуй лучшее на тот период время соотношение. Но всё-таки как исключение из правил.

Следующее важное изменение в правилах – это значительное поощрение двойных оборотов назад в кольцах. Двойной оборот назад в кольцах – самый сложный маховый элемент и в наши дни. Впервые были выполнены в начале 80-х годов Григорием Гоцоги, но очень мало кем исполнялись. В последствие, были исполнены прямым телом американцем ОНейлом.

Так вот с 1996 года по 2000-й за связки двойных оборотов назад дают прибавки. Хочу сказать, что комбинации смотрелись очень зрелищно. Подряд гимнасты исполняли два или три двойных оборота в разных положениях тела. Маховая часть выходит на свою пиковый уровень, не считая соскока, которые стали проще по сравнению с 80-ми годами. Теперь, в большинстве случаев это простой двойной бланш назад. Тройные сальто становятся большой редкостью.

5 период – с 2001 по 2005 год

Спираль эволюции продолжает раскручиваться. Настаёт очередь возвращения силовой части с большим потенциалом. С 2001 года вводятся прибавки за соединение силовых элементов между собой. Т.к. силовая часть периода 1997-2000 выглядит как набор отдельных пусть и сложных элементов.

С 2001 года появляется плеяда очень сильных кольцевиков. Йордан Йовчев выходит на первое место по сложности своей силовой части. Комбинация в плане базовой оценки была ограниченна 10-ю баллами, но Йордан фактически исполняет более сложную программу в 2004-м году.

Гимнаст исполняет подряд 5 сложнейших силовых элементов, часть из которых являются дожимами из одного в другой. А вот маховая часть упрощается до уровня 70-х годов…Исчезли двойной обороты в кольцах как вперёд, так и назад. Соскоки стали простыми – это в большинстве случаев двойное назад прогнувшись.

Пик данных программ приходится на 2005 год. Если вы любитель длинных связок из силовых элементов, то 2005 год – это ваш выбор.

Чемпионом мира становится силач из Нидерландов Юрий Ван Гелдер с убойной силовой частью.

Он исполняет 6(!) силовых элементов подряд. Причём и самолёты, и обратные кресты выполнены абсолютно идеально!

И такие программы исполняются массово. 5 силовых подряд или с небольшим разбавлением – норма в 2005-м году.

6 период – с 2006 по 2008 год

Этот период можно было не выделять как отдельный, т.к. он продолжает оставаться силовым. Но тем не менее, программы гимнастов меняются. С 2006 года правила проведений соревнований претерпевают значительные изменения. Появляется базовая оценка, чисто теоретически ничем не ограниченная сверху. Т.е. сколько ты выполнил сложных элементов, столько получишь базы.

Хотя в 2005 году и исполнялось подряд 5-6 силовых элементов, но сами они были не максимально сложными. А ведь в правилах есть уникальные супер-элементы, которые никто не выполняет. Поэтому с 2006 года начинают массово использоваться элементы высшей группы сложности F. Это в большинстве случаев переворот назад силой в самолёт (Азарян в самолёт). Но помимо этого, от гимнастов стало требоваться исполнение сложного махового элемента и сложного соскока. Это «подкашивает» сильных силовиков, не владеющих маховой частью. Целый ряд гимнастов топ-уровня 2005 года исчезает из рейтинга сильнейших и появляются новые.

Так на Чемпионате мира 2006 года Ван Гелдер исполняет потрясающую программу:

Раз прибавки даются только за связки силовых элементов с повышением уровня тела по отношению к предыдущему, то стали широко распространены силовые дожимы в обратные креста и самолёты. Также даётся группа F за Хонму в самолёт.

Но когда свою комбинацию исполнил ещё мало кому известный китаец Ибин Ченг, то стало ясно…Скорее всего Юрий не поедет на Олимпиаду 2008 (путёвку получал только чемпион мира).

Комбинация китайца была выполнена просто безупречно. Такие линии и такая силовая часть, плюс отличный соскок с раскрыванием. Начинается эра доминирования китайцев на кольцах.

7 период – с 2009 по 2016 год

C 2009 года запрещены маховые элементы в силовые, которые представляют собой по сути два разных элементы: подъём махом вперёд в обратный крест или самолёт, Хонма в самолёт или обратный крест. Также исчезают прибавки за связки силовых элементов вообще!

Это приводит к тому, что гимнасты начинают использовать в своих программах одиночные, но самые сложные силовые элементы. Если вы хотите увидеть самые сложные силовые элементы по-одиночке, то период 2009…2016 ваш выбор.

В 2009 году Ян Миньонг становится чемпионом мира. Он исполняет помимо «Азаряна в самолёт» свой «Азарян в горизонтальный упор». Эти два силовых элемента станут основой программ всех топовых гимнастов этого периода. Также Миньонг в идеальном исполняет редчайший и супер-сложный силовой дожим из горизонтального виса сзади в самолёт. И этот элемент станет не редкостью в будущем у других гимнастов, хотя до 2009 года его никто не исполнял.

Александр Баландин предлагает своё видение на силовую часть. Он исполняет три схожих сложнейших дожима из виса в самолёт, обратный крест и горизонтальный упор. Они вносят разнообразие в схожие программ других спорсменов. Сама комбинация исполняется Александром очень чисто!

И ещё одним оригинальным решением является исполнение самого сложного силового элемента на кольцах – обратного самолёта. Фактически только француз Дэни Родригес и иорданец Али Захран исполняли его и причём с высочайшим качеством. Родригес стал автором целого ряда модификаций обратного самолёта. Он демонстрировал их ещё в 2008 году:

Захран выполнил очень сложный силовой вход в обратный самолёт из горизонтального виса сзади.

И только к 2015 году начинает появляться новый тип гимнастов. Сочетающий как мощную силовую часть, так и сложную маховую. Первым, и, пожалуй, единственным, таким спортсменом является Ю Хао. К своей сложнейшей силовой он добавляет двойной оборот назад прогнувшись и соскок двойным бланшом с двумя винтами.

К 2016 году гимнасты стали делать очень сложные силовые части, но увы…Практически исчезает обратный крест. Т.к. именно элемент в стойке является самым большим источником ошибок. Также гимнасты стали исполнять силовые элементы с раскрыванием кистей, чтобы продемонстрировать отсутствие глубокого хвата, за наличие которого вычитают одну десятую.

8 период – с 2017 по … год

С 2017 года начался новый виток спирали. Как мы привыкли, он опять идёт в сторону маховой составляющей. Теперь от гимнаста требуется исполнять силовой элемент не только дожимом силой, но и махом. Все больше требований, чтобы соскок был максимально сложным. И возможно в будущем опять появятся двойные обороты назад.

К чему приведёт развитие гимнастики мы будем наблюдать в будущем.

Описание

Кольца — подвижный снаряд, представляющий собой два кольца из недеформируемого материала, подвешенные на высоте на специальных тросах.

В современной программе Олимпийских игр проводятся соревнования по упражнениям на кольцах среди мужчин, в которых разыгрывается комплект медалей; также соревнования на кольцах входят в программу командного и абсолютного первенства среди мужчин.

Согласно правилам ФИС — Федерации гимнастики — точка подвеса колец должна располагаться на высоте 5,75 метров над уровнем пола, сами кольца — на высоте 2,75 метров. В спокойном состоянии расстояние между кольцами — 50 см, их внутренний диаметр 18 см.

Упражнения на кольцах состоят из статических элементов и динамических — подъёмы, обороты и выкруты. Завершаются упражнения акробатическим соскоком. Для начала упражнения спортсмен пользуется помощью ассистента, подсаживающего его на снаряд. Упражнения на кольцах требуют от спортсмена большой физической силы, причём статические элементы в силовом плане зачастую более сложны, чем динамические. Любой статический элемент считается засчитанным, если он удержан не менее чем 2 секунды. Самые известные и наиболее сложные статические элементы при выступлениях на кольцах:

  • «Крест» — элемент, в ходе которого гимнаст неподвижно повисает на горизонтально вытянутых прямых руках.
  • «Самолёт» — горизонтальный упор, при котором руки разведены в стороны и тело находится в одной плоскости с кольцами.
  • «Обратный самолёт» — равновесие, при котором тело находится в одной плоскости (горизонтальной) с кольцами, руки разведены в стороны, спина обращена к полу, живот к потолку.

Судьями оценивается сложность и чистота исполнения элементов, а также качество соскока.

Структурные группы элементов на кольцах

I. Маховые элементы в висе, подъёмы в упор или упор углом

К элементам первой структурной группы относятся различные маховые элементы: выкруты вперёд и назад, большие обороты без удержания положения стойки на руках, сложные двойные обороты назад и вперёд.

Также сюда входят подъёмы разгибом, махом назад, махом вперёд, переворотом назад, переворотом вперёд (Хонма) и др. Подъёмы позволяют гимнасту из положений висов перейти к положению упора или упора углом.

II. Маховые элементы в стойку на руках (стойка на руках удерживается не менее 2 секунд)

Во вторую группу входят подъёмы махом назад и переворотом в стойку на руках, а также движения большим махом — большие обороты назад и вперёд.

III. Маховые элементы, заканчивающиеся статическим элементом (не угол, не стойка на руках)

В третью группу входят очень сложные маховые элементы, конечным положением которых является сложный статический элемент, такие как: высокий угол, крест, горизонтальные упоры.

IV. Статические и динамические силовые элементы

К данной структурной группе относятся все статические элементы: углы, горизонтальные висы, кресты, горизонтальные упоры.

Также сюда входят силовые подъёмы и опускания (в стойку на руках и из стойки, в упор и из упора, из одного статического элемента в другой).

V. Соскок

Комбинация на кольцах заканчивается соскоком. Соскок представляет собой сальто (одинарное, двойное и т. д.) вперёд или назад с поворотом или без него по вертикальной оси. В зависимости от сложности соскока гимнаст получает ту или иную прибавку как за выполнение специального требования.

Эволюция комбинаций гимнастов на кольцах

Комбинации гимнастов на кольцах состоят из двух частей — силовой и маховой. И с течением времени мы не раз заметим, что программы гимнастов на этом снаряде будут иметь то яркий силовой оттенок, то маховый, затем опять вернётся мода на силовую гимнастику, но уже на более высоком уровне сложности, потом опять вернутся маховые элементы, ставшие в несколько раз сложней и динамичней и т. д. То есть кольца — это снаряд, на котором ярче всего прослеживается тенденция развития «по спирали» с увеличивающимся радиусом.

1930-1950-е годы

Комбинации гимнастов в 30-е годы представляют собой ярчайший пример чисто силовой гимнастики. То есть маховая часть ограничивается лишь выкрутами назад или вперёд без всякого развития амплитуды маха, а также простым соскоком — сальто назад прогнувшись. Но силовая часть просто великолепна. В те времена, любой силовой элемент требовалось удержать в течение 3 секунд. И гимнасты исполняли все элементы медленно исключительно на силе. А выполняли гимнасты 30-х многое. Углы, стойки на руках силой (как согнувшись, так и прогнувшись), силовые обороты назад в стойку на руках или в упор и т. д. Гимнасты в массах прекрасно владели таким сложнейшим элементом как упор руки в стороны или «крест». Сейчас сложно точно сказать, когда его начали держать — десятки или сотни лет назад, но на соревнованиях 1936 года крест выполняется абсолютно всеми гимнастами в самых разных исполнениях — опускание из упора, подъём махом назад в крест, из креста медленное дожатие в упор, силовой оборот назад или вперёд в крест. Более того, гимнасты исполняют крест в стойке на руках или «обратный крест», который будет популярен лишь через 50 лет! А также можно видеть попытки исполнения горизонтального упора руки в стороны или «самолёт». Пусть через согнутые руки и с прогибом в пояснице, но попытки исполнения велись уже тогда.

Теперь перенесёмся из 30-х годов на тридцать лет вперёд в конец 50-х. можно видеть, что комбинации гимнастов практически не изменились. По-прежнему, силовая часть — это и есть все 99 % комбинации. Маховая часть представлена выкрутами и соскоком. Правда, уже начались вестись попытки исполнения больших оборотов назад и вперёд через согнутые руки. Выдающимся мастером 50-х годов был советский гимнаст Альберт Азарян. Он не только был двукратным олимпийским чемпион и двукратным чемпионом мира в упражнении на кольцах, но его комбинация была образцом для всех гимнастов конца 50-х годов. В его комбинации были следующие элементы: силой из виса переворот назад в крест. Этот элемент Альберт выполнил впервые в мире, и он до сих пор в международных правилах носит имя «Азарян». Далее следовал плавный силовой дожим из креста в упор углом. После чего опять таки на силе оборот вперёд в упоре в стойку на руках. Большой оборот вперёд сгибая руки, а затем подъём махом назад в крест. После креста опять дожать до упора и прогнувшись сгибая руки стойка на руках силой. Силой оборот назад в крест. А дальше следует его находка. Дело в том, что Альберт не только с улыбкой удерживал все статические элементы, но и на Олимпийских играх повернулся в кресте к судьям спрашивая их, достаточно ли долго он удерживает крест, чтобы его зачли. Именно так и появился знаменитый «крест Азаряна». Крест Азаряна — это так называемый «косой крест», то есть крест с поворотом на 90 градусов. Этот элемент несколько десятков лет просуществовал в правилах, но практически не использовался гимнастами в своих комбинациях и был исключён из правил, как очень редкий. Альберт Азарян поворачивался в своём кресте направо, налево, затем держал положенные 3 секунды обычный крест, после чего демонстрировал горизонтальный вис спереди и после выкрутов прогнувшись исполнял соскок сальто назад прогнувшись.

Как мы видим в конце 50-х наиболее сильная комбинация состоит из массы заходов в крест и силовых дожимов до упора и стойки, а также незначительной маховой части.

1960-е годы

А вот в 60-е годы произошла просто революционная перемена в комбинациях гимнастов. Она обязана своим появлением выдающемуся советскому гимнасту Михаилу Воронину. Михаил первым в мире использовал принципиально новую технику исполнения больших оборотов и она позволила выполнить обороты с прямыми руками. Это произвело настоящий переворот в осмыслении возможностей исполнения маховых элементов на кольцах. В результате был выдвинут лозунг «кольца — снаряд маховый и будем его развивать в этом направлении». То есть с середины 60-х гимнасты больше не исполняют такие мощные каскады силовых элементов, как в 50-х, а полностью переключаются на исполнение высоких выкрутов и больших оборотов. Соответственно и соскоки усложнились на порядок. Теперь гимнасты исполняют двойные сальто назад, а также пируэтные соскоки.

Если говорить о том, что же из себя представляли комбинации гимнастов 60-х, то они включали в себя следующие элементы: большие обороты назад и вперёд, отодвиги со стойки на руках в высокие выкруты, подъём махом вперёд в угол, стойка на руках силой, два силовых элемента, соскок. Силовыми элементами чаще был крест или реже обратный крест, а также элемент Воронина (со стойки силовое опускание в горизонтальный вис сзади), горизонтальный вис спереди.

1970-е годы

Комбинации гимнастов 70-х продолжают идею развития маховых элементов. Если в конце 60-х только ведущие гимнасты мира могли выполнить большие обороты с прямыми руками, то в 70-х это уже массовый элемент. Вообще, в плане прогресса комбинаций, можно сказать, что 70-е — это совсем неторопливое время. Программы спортсменов практически не изменились. Помимо больших оборотов и высоких выкрутов, в 1976 году японским гимнастом Фукио Хонмой был показан оригинальный элемент — подъём переворотом вперёд в упор. Это логичное продолжение эволюции маховой техники стало достоянием каждой комбинации ведущих мастеров. Более того, к концу 70-х гимнасты исполняют Хонму с отмахом в стойку на руках. Также популярен в это время, в общем, не сложный элемент — подъём разгибом в упор. Есть практически в каждой программе. Гимнасты 70-х годов большее внимание уделяли усовершенствованию соскоков. От двойного сальто в группировке, гимнасты быстро перешли к соскоку Мицуо Цукахары — двойное сальто назад в группировке с пируэтом. Пируэт выполняется как целостно во втором сальто, так и делится на два поворота по 180 в каждом. А концу 70-х, гимнасты уже вышли на уровень хорошего двойного сальто назад прогнувшись. Если сначала этот соскок выглядел как нечто среднее между положением прогнувшись и согнувшись, в нём сгибались или разводились ноги, то к концу 70-х это уже действительно качественный двойной бланш. Например, можно привести в пример исполнение этого соскока Николаем Андриановым. Отметим также особенный соскок Клауса Кёсте или махом назад сальто назад в группировке. Соскок очень необычный, но популярности он не получил. Впоследствии гимнасты исполняли этот соскок даже прогнувшись с пируэтом, но это были единичные явления.

Силовые элементы также развивались, хотя в каждой программе был всего лишь один, максимум два сложный статических упора. Как правило, гимнасты исполняют крест с различным, и чаще всего, маховым подъёмом в него. В том числе, пользуется популярность Хонма в крест. Помимо креста гимнасты начинают включать в свои комбинации горизонтальный упор ноги вместе. Правда техника его выполнения далека от идеала (иногда упор удерживается даже под 45 градусов). Стойка на руках силой всё чаще исполняется с прямыми руками и прямым телом. Этот оригинальный «бланш» будет популярен и в следующем десятилетии.

1980-е годы

Комбинации гимнастов начала 80-х не сильно отличаются от комбинаций конца 70-х. гимнасты продолжают развивать маховые элементы. К примеру, в 1981 году Юрий Королёв исполняет тройное сальто назад в соскок. Тройное сальто было выполнено уже в конце 70-х, но тогда это была диковинка, элемент из разряда невозможного. А в 80-е тройное сальто станет достоянием очень многих гимнастов. Вот на чемпионате мира 1983 года подавляющее большинство гимнастов исполняют сложные соскоки: двойное сальто назад в группировке с двумя винтами, двойное сальто назад прогнувшись с винтом и тройное сальто назад. Совершаются также редкие попытки исполнения двойного сальто вперёд в группировке, а также с поворотом на 180 во втором сальто. Также интересный опыт ставит китайский спортсмен Ли Нинг. Он переносит на кольца элементы, которые казалось бы присущи только для перекладины. Это подъём махом вперёд из виса сзади в упор и чуть позже полный большой оборот назад в упора сзади. К 1983 году в каждой комбинации гимнастов два силовых элемента — горизонтальный упор ноги вместе и либо крест (чаще всего), либо обратный крест

К концу 80-х комбинации гимнастов также не сильно меняются. К маховой части гимнастов добавляется новинка — двойные обороты вперёд в группировке или согнувшись. А Георгий Гуцоги исполняет и сложнейший двойной оборот назад в кольцах. Этот сверхтрудный элемент в 80-е годы популярен не будет, а его «пик славы» придёт в 90-е. Силовая часть несколько усложняется. Статических элементов по прежнему два, но гимнасты высокого уровня усложняют эти два элемента. Наибольшей популярностью пользуется «Азаряна крест», то есть из виса силой переворот назад в крест. Второй элемент представляет собой сложный выход в горизонтальный упор (например, подъём махом назад) или в обратный крест (подъём переворотом или махом назад). Иногда можно встретить и такие оригинальные находки как подъём махом вперёд в высокий угол, как в комбинации Владимира Новикова.

1990-е годы

Как можно заметить, на протяжении 20-ти лет эволюции комбинаций гимнастов практически не было. Гимнастика развивалась медленно, постепенно добавляя незначительные усложнения в свою программу. Комбинации 90-х годов сильно отличаются! Функционеры FIG решили поменять подход к построению комбинаций гимнастов, и вот эволюция этого снаряда совершает очередной виток спирали эволюции. С 1992-го года правила меняются, и от гимнастов требуется выполнять преимущественно сложную силовую часть. То есть программы на кольцах из маховых начинают превращаться в силовые. Но прежде чем перейти к рассмотрению этой новой эпохи гимнастики, взглянем на комбинацию Виталия Щербо 1992 года. В ней можно увидеть редкие и оригинальные элементы — элементы со скрещением тросов. Это последние годы, когда такие элементы разрешены. Далее, они войдут в список запрещённых и полностью исчезнут из арсенала гимнастов.

И вот к Олимпиаде 1996 года подросла замечательная плеяда гимнастов-кольцевиков нового поколения. Их комбинации представляют собой уже не два силовых элемента, а четыре. И сложность этих элементов, а также, что крайне важно, исполнение — на порядок выше! Вот, к примеру, в комбинации пятикратного чемпиона на кольцах Юрия Кеке можно видеть такой сложный и новый элемент, как горизонтальный упор руки в стороны или «самолёт». Надо отметить, что самолёт исполняли и в 80-х, но через прогиб в пояснице, и поэтому он был нечто средним между положением горизонтального упора и непосредственно «горизонтального креста». Кеке же делает самолёт идеально правильно, его плечи, спина, таз и ноги составляют одну линию. Гимнаст усложняет выполнение самолёта и ещё тем, что не просто опускается в него из упора, а исполняет после подъёма махом назад. Соответственно и горизонтальный упор выполнен правильно, а не под 45 градусов, как это часто можно было видеть в 80-е. А вот от маховой части гимнасты середины 90-х практически отказались. Она представляет собой лишь большие обороты, а соскок стал проще — это как правило обычный двойной бланш назад. Так что, помимо положительных сторон, эволюция имеет и отрицательные. Гимнасты значительно усложняют силовую часть, но маховая часть откатывается назад по шкале эволюции на уровень 70-х годов. Но рекордной по сложности комбинацией того времени является программа Сильвестра Сколани 1996-го года. В этой комбинации 6 сложнейших силовых упора, большую часть из которых представляют самолёт, горизонтальный упор и обратный крест! Заметим, что правила требуют от гимнастов исполнения сложных силовых элементов, исполненных как просто опусканием в него из упора, так и после махового элемента. Любой статический элемент не может быть использован в комбинации более двух раз. Но можно исполнять один и тот же выход в элемент оба раза, что будет отменено в следующем десятилетии. Сколани в своей программе демонстрирует как оригинальные и сложные маховые элементы: из виса сзади подъём махом вперёд в обратный крест, подъём махом назад в самолёт (выполнен дважды). А в силовой части мы видим, до селе «неизвестные» элементы — дожимы из одного статического элемента в другой: из самолёта силой дожать горизонтальный упор или же из креста силой подъём в самолёт, или же в обратный крест. Эти сложнейшие элементы заслуженно получили высшие группы сложности в таблице элементов и в будущем станут самыми популярными элементами в комбинациях гимнастов высшего уровня.

А вот период с 1997-го по 2000-й годы приносят развитию комбинаций на кольцах ещё один виток эволюции. Как мы видели, в предыдущей пятилетке гимнасты не только освоили в высоком качестве исполнение самолёта и обратного креста, но и научились выжимать из одного элемента другой. Комбинация стала силовой, а маховая часть сошла на нет. Поэтому FIG ещё раз произвела модернизацию правил. Теперь, чтобы набрать базу в 10.0 нужно исполнять максимальное количество сложных элементов высших групп. Но тут как говорится, вместе с водой вылили и младенца. Комбинации конца 90-х представляют собой не цельную композицию, а набор элементов, заканчивающихся либо силовым элементом, либо стойкой на руках. Комбинации всех гимнастов «силовиков» представляют собой следующее: подъём махом вперёд в самолёт, подъём махом вперёд в обратный крест, подъём махом назад в самолёт, подъём махом назад в горизонтальный упор. Как мы видим, отсутствие прибавок за соединения силовых элементов и малая их дифференциация друг относительно друга по сложности, привела к тому, что гимнасты не выполняют сложные выжимы из креста в самолёт, а делают более простые подъёмы Тамбакоса, основанные на подъёме махом вперёд. Но не все гимнасты пошли по этому пути. Часть спортсменов набирала сложность сложнейшими и оригинальными двойными оборотами назад в кольцах. Эти элементы имели ту же стоимость, что маховые подъёмы в статику, описанные выше. Поэтому гимнасты исполняли двойные обороты по два или три подряд (два одинаковых элемента засчитывались дважды). Наиболее виртуозными исполнителями двойных вращений были Иисус Карбалло, Йошихиро Сайто, Алексей Немов. А Дмитрий Карбоненко даже соединил двойной оборот с тройным сальто назад в соскок. К слову, у гимнастов, специализирующихся на двойных оборотах, соскок не был простым двойным бланшом, а представлял собой либо двойной бланш назад с пируэтом, а то и с двумя, либо двойное сальто вперёд согнувшись, а то и с поворотом на 180.

2000—2010-е годы

Оценив ошибку, допущенную в предыдущем олимпийском цикле, FIG ещё раз меняет правила. И теперь происходит очередной виток эволюционной спирали в сторону усложнения силовой части. А именно, появляются прибавки за силовые элементы между собой. Прибавку получают последовательное исполнение элементов с группой D и выше. Гимнасты по разному подходят к созданию своих комбинаций. Как правило, в программах гимнастов 4-5 силовых элемента, выполненных подряд. К примеру, подъём разгибом в самолёт — горизонтальный вис сзади в крест — подъём в самолёт — Азаряна крест. Вторая группа гимнастов сочетает в себе соединение маховых и силовых подъёмов в статические элементы. Ну то есть то, что мы видели в комбинации Сколани 1996-го года. выдающимся специалистом таких программ был Александр Сафошкин. Он выполняет сложнейшее сочетание двух элементов — Азаряновский выход в самолёт и из него силой подъём в обратный крест. Ну и были гимнасты, которые выполняли комбинации, реально превышающие сложность в 10 баллов, хотя и оцениваемые в ту же десятку. Лучшим мастером колец на период 2004 года был болгарский спортсмен Йордан Йовчев. Он исполняет подряд 5 сложнейших элементов: Хонма в крест — силой в обратный самолёт — опускание в самолёт — горизонтальный вис сзади в крест — силой дожать в самолёт. В 2005 году правила ещё раз меняются. Теперь для набора 10-ти баллов в базе нужно исполнять 5-6 элементов подряд. Выдающимся мастером этого года, является гимнаст из Нидерландов Юрий Ван Гелдер. Он выполняет 6 статических элементов подряд. 2005-й год был апогеем развития сложных связок силовых элементов. Но как мы видим, маховая часть — это лишь большие обороты назад, а соскоки гимнастов это как правило, лишь обычный двойной бланш назад.

В 2006-м году правила изменяются и на этот раз кардинально. Теперь нет базы, а есть оценка за сложность. Её можно наращивать условно бесконечно, надо лишь насыщать комбинацию максимальным количеством сложных элементов. Более того, в комбинации должно быть 10 сложных элементов, а соскок не ниже группы D. И ещё. Прибавки за соединение силовых элементов между собой даются только в том случае, если гимнаст повышает свой центр тяжести в последующем элементе относительно предыдущего. К чему это привело? Стали востребованы элементы групп Е и F. Наиболее популярными являются Азаряновский самолёт и Хонма в самолёт. Максимальную прибавку получает соединение самолёта группы Е и обратного креста Е. Соответственно, все стремятся вставить в свою программу эту связку. От гимнастов требуют 10 элементов в программе, но чисто физически невозможно выполнить более трёх элементов с повышением центра масс тела. Поэтому, как правило комбинация гимнастов представляет собой набор из шести элементов выполненных в связках по два. Седьмой статический элемент — это как правило подъём махом назад в горизонтальный упор. Увеличиваются на группу сложности двойные обороты вперёд. То есть двойной оборот вперёд стоит столько же, сколько и назад. А так как вперёд выполнить на порядок проще, то двойные обороты назад уходят в историю, зато двойной оборот вперёд согнувшись есть абсолютно в каждой программе. Соскок стал сложнее. Это как правило двойной бланш назад с винтом или двойное сальто вперёд согнувшись. Отдельного внимания заслуживает уникальный спортсмен из Франции Дэни Родригес. Он в высочайшей степени осваивает редкий и супер-сложный элемент «обратный самолёт». Этот элемент пробовали исполнять и в 90-е годы, но качество исполнения ни в какой мере нельзя сравнивать с перевернутым самолётом Родригеса. Дэни исполняет его дважды, причём в разных сочетаниях — подъём махом вперёд в обратный самолёт, из обратного самолёта обратный крест или самолёт, крест, а из него дожать в обратный самолёт. Также, оригинальна идея подхода к составлению комбинации и у россиянина Александра Баландина. Он включает в свою комбинацию интересный силовой дожим из виса в самолёт или в обратный крест. Из виса в крест дожим выполнял ещё Альберт Азарян в 50-е годы, а после этого этот элемент крайне редко использовался, так как имеет группу D, а сложность его очень высока. Александр усложняет его до подъёма в более сложные статические элементы, что позволило получить ему группу Е и некую востребованность.

В 2009-м году правила ещё раз меняются. Из таблиц правил убираются подъём махом вперёд, разгибом и Хонма в самолёт и обратный крест, которые по сути являлись двумя разными элементами, а не одним. И что самое главное! Исчезают прибавки за соединения силовых элементов. Казалось бы, гимнастика должна откатиться на уровень 1997-2000-х годов. Но к счастью этого не происходит. Всему виной высокая конкуренция и выдающаяся техника выполнения силовых элементов у лучших мастеров колец. Действительно, подобное новшество приближает друг к другу «силовиков» и «маховиков». Если в 2008-м году сложность комбинации представителя силовой гимнастики была почти на балл выше, чем у гимнаста с небогатой силовой частью, то в 2009-2010-х годах эта разница нивелируется почти полностью. Теперь можно набирать высокую трудность и сверх-сложным соскоком, а заметим, что с 2009-го года двойное сальто с двумя винтами в группировке получает широкое распространение и группу Е, а также исполнением двойных оборот вперёд/назад прогнувшись. Силовая часть — это в основном соединения силовых элементов либо парами, либо по одному. Гимнасты в массах осваивают такие элементы групп Е как из самолёта опуститься в горизонтальный вис сзади и дожать в самолёт или горизонтальный упор, а Азаряновский самолёт есть в программе каждого второго спортсмена. Образцом комбинации этого времени можно считать программу китайского мастера Яна Мингьонга. Он не только исполняет в своей программе 7 сложнейших силовых элементов, но и очень грамотно распределяет способы выхода в них. Использует максимальные группы сложности в силовых дожимах, и маховых подъём в статику.

Гимнастика на кольцах продолжает развиваться и остаётся только ждать следующего витка эволюции.

2011 годы — н.в.

После Олимпийских Игр 2012 года стала ясно, что сложность всех лидеров мировой гимнастики достигла 6,8-6,9 и дальнейшее её увеличение проблематично без ущерба качеству исполнения. Поэтому гимнасты стали больше внимания уделять именно чистоте исполнения силовых элементов. Надо заметить, что к 2015 году большая часть гимнастов модернизировала свои соскоки. А именно чаще это двойное сальто назад в группировке с двумя пируэтами и не редко и двойной бланш назад с двумя пируэтами. Также в комбинации некоторых спортсменов можно встретить оригинальные и сложные новинки группы «Е» — сложные варианты креста с высоким углом. Этот элемент сочетает в себе силовую сложность креста и гибкость высокого угла. К примеру китайский гимнаст Ю Хао на чемпионате мира 2014-го года благодаря ему получил медаль, подняв свою базовую оценку до 7.0 баллов.