Фильм про английских фанатов

Фанаты

«В жизни, всегда есть что-то, что ждет тебя за углом, а эти сонные суки, ноющие насчет футбольных хулиганов, избивающих друг друга, просто не вписываются в такой порядок вещей…Нас интересуют только фаны других команд, и нам плевать на всех остальных. Они позволяют долбаным педерастам и садистам истязать друг друга. Но когда дело доходит до чего-нибудь вроде кусочка насилия, связанного с футболом, они взбираются на свои подиумы и начинают проповедовать». (с)
Настоящий футбольный фанатизм является не просто культурой, образом жизни или тем более хобби, которым увлекаются по выходным. Это абсолютно полноценная и насыщенная идеология со своей системой мировосприятия, состояние души, которое как призма преломляет окружающую действительность. Сколько об этом уже сказано и как мало из этого понято. В чем же истинная цель фанатизма? Победа любимой команды? Получение удовольствия? Никоим образом. Его настоящий оплот — конденсированная, беспримесная страсть, атавистическая энергетика, небольшой осколок животной жизни, анти-симулякр, почти что ницшеанская «воля», погребенная под спудом благ современности.
Столкновения с полицией, драки, попойки, мародерство — формообразующие аспекты жизненного пути фаната, осуждаемые как неправильные, антиобщественные, негуманные и, конечно, опасные для социума, ибо противостоящие самому принципу спокойно-потребительского существования последнего. Положение «ультрасов» в социальной системе координат действительно довольно двусмысленно и, некоторым образом, внезаконно, ведь они занимают нишу (в которой обитаются только преступники) между инертной социальной массой и государственной системой тотального подчинения. Поэтому фанатов бьют, судят, сажают в тюрьмы и не пускают на стадионы. Но кого и когда это останавливало? Единственное, что может уничтожить околофутбольную культуру — болезнь изнутри. Слишком близок и соблазнителен комфорт, стабильность и социальные гарантии «нормальной жизни».
Пока фанатская культура не выродилась в цивилизацию потребительства, литературный памятник околофутбольной жизни решил воздвигнуть один из лучших альтернативных писателей современности Джон Кинг, не понаслышке знающий о фанатских движениях. В далеком 1996 году он дебютировал на писательском поприще книгой «Фабрика футбола», которая стала настоящей литературной бомбой. В ней Кинг не ограничивается футбольной тематикой, а рисует масштабное полотно мировидения с точки зрения озлобленного пролетариата Англии (того самого легендарного прототипа «пролетариата», на примере которого Маркс выстроил весь свой «Капитал»). Книга в своем роде уникальна — она изобилует тонкими политическими намеками, почти философскими жизненными наблюдениями и гиперреалистичным описанием быта и сленга английской молодежи (к сожалению, сей опус, как и другие книги автора, давно изъяли из продажи благодаря нашим высоконравственным депутатам). Для нее характерна не только глубина проникновения в систему принципов существования фанатского культа, но и широта художественного описания, так как Кинг дает точную околофутбольную картографию всего Британского континента, описывая неповторимое своеобразие культуры боления всех городов Англии. Попытка Кинга очертить полотно социокультурной жизни туманного Альбиона оказалась успешной. Публика и критика отнеслись к роману положительно, а Ирвин Уэлш признал, что «это лучшая из прочитанных мною книг о футболе и культуре британского рабочего класса 90х годов». Естественно, экранизация книги была лишь делом времени, которого правда прошло немало.
Спустя более чем восемь лет, когда Кинг уже почти исписался, к материалу о фанатах решил подступиться режиссер Ник Лав. К сожалению, качество переадаптации истории оставляет желать лучшего. От общего богатства, вложенного в книгу дискурса, сохранить удалось от силы половину. Существенный недостаток заключается в том, что развернутая сеть побочных сюжетов, остросоциальных аллюзий и политических выпадов была радикально упрощена, причем, видимо, не только ради ускорения динамики повествования, но и по цензурным соображениям. Фильм старается уместиться в более-менее четкую нарративную структуру, отбрасывая все лишнее в целях стремительности, но цельной истории не получается. Однако ее априори не могло здесь быть, ведь пересказ главного героя у Кинга был неким собранием разрозненных фактов, фрагментов жизни, кусочков глобальной мозаики околофутбольной культуры.
Тем не менее, к основной линии оказалась очень удачно приращена побочная история жизни Билла Феррела, которая была импортирована аж из третьего тома фанатской антологии Кинга «Англия на выезде», вышедшего в свет вместе с лентой Лава. Феррел, ветеран второй мировой, наблюдая за обществом сквозь призму накопленного опыта, тесно общается с главным героем и находит глубокое взаимопонимание. Таким образом вводится некая надисторическая параллель и протягивается связь времен и поколений, а футбольные побоища косвенным образом (аналогия, конечно, очень опасная) сравниваются с военными битвами, где также важны понятия сплоченности, взаимовыручки и отваги. Стоит особо отметить, что здравомыслие Фаррела идет вразрез с русофобскими настроениями Европы: «Поразительно, тот парень даже не знал, что Берлин взяла Красная Армия. Невероятно, как будто их этому не учили в школе…Конечно, потом Союзники рассорились, но ведь русские, а не кто-нибудь, с боем прошли через весь город, улицу за улицей, потеряв при этом 100 000 человек…Вскоре после войны они были объявлены злобными тиранами, стремящимися поработить Англию, превратив ее в коммунистическое государство, а теперь вот сами задыхаются под тяжестью преступности и пьянства благодаря тем, кто повел их по пути демократии западного образца.» (Естественно в фильме нет даже намека на подобный образ мыслей, но Кингу спасибо.).
Также скажем, что неплохо удалось передать экзистенциальный характер истории, поведанной одним из хулиганов на манер «исповеди» Руссо. Прямая речь персонажа, вне всякого сомнения, значительно обогащает художественную составляющую картины. Более того, исповедальный характер подчеркивается еще и тем обстоятельством, что герой Дайера, на манер христианских писателей и философов, ставит под сомнение правомочность существования своего «идеала» и образа жизни в целом. И в полном соответствии с традициями, именно из этой дуалистической напряженности, экзистенциального разрыва, в душе героя рождается чистая как пламень вера.
Однако лучшее, что есть в этом фильме — визуальный ряд наряду с гиперреализмом происходящего, аккуратно перенесенным со страниц книги. Лаву удается избежать надуманности, излишней помпезности и идеализации околофутбольной культуры. Сцены драк и маршей фанатов сняты в лучших традциях современного британского кино — стильно, ярко, мощно, обескураживающе и попросту чертовки красиво. Немалую долю в общий эстетический вклад вносит саундтрек, великолепно скомпилированный из электронной музыки и отдельно стоящего жанрового направления так называемого хулиганSKAго ска, которое в Британской империи достигло пика своего развития. Эмоциональный накал картины также достоит быть упомянутым — Лав выстраивает очень точную структуру сопереживания, смешивая юмор, насилие и драматизм в безукоризненно точных пропорциях. Для интеллектуалов отведен особый уголок, ибо режиссер разбавляет историю мотивами судьбы, вещих снов и предзнаменований, явно позаимствованных из пьес гордости Англии — Уильямя Шекспира. Все они, конечно, сбудутся.
В целом, картина Ника Лава, конечно, является одной из вех «фанатского» кинематографа, который по справедливости возник именно на родине футбола. А такое явление как околофутбольная культура, без сомнения, достойна того, чтобы быть запечатленной хотя бы в парочке хороших фильмов.

Топ-10 фильмов о самых лучших футбольных командах и их отчаянных болельщиках. Многие готовы всю жизнь посвятить футболу, а кто-то даже её отдать ради игры. Чтобы выиграть битву, нужно стать настоящим хулиганом, который не остановится ни перед чем. Отважные ребята покажут, как нужно играть, а их фанаты порвут любого за нелицеприятное слово в их адрес. Драка между футбольными клубами стремительно может превратиться в месиво, в бои без правил. А мечта игрока может воплотиться в реальность, главное, не сломаться. Борьба обещает быть жаркой. Представляем вам список из 10 самых лучших фильмов про футбольных хулиганов.

Околофутбола (2013)

Не всегда возможно представить, что могут сделать фанаты любимой команды, если кто-то решит кинуть нелицеприятное слово в их адрес. Лучше с такими не сталкиваться, иначе ноги точно не унести. Совершенно разные по своим жизненным позициям и предпочтениям четверо мужчин решили объединиться в одну команду, чтобы принимать участие в драках со своими противниками. Ярый – глава банды, который является обычным автослесарем. Бритва – любитель травки и громкой молодёжной музыки, Мажор предпочитает тратить деньги на развлечения и девушек, а Тичер – обычный преподаватель. Вместе им придётся пройти через многое, но вскоре их группировка стремительно распадётся.

Читайте также список из 10 самых лучших фильмов про футбол.

Весь мир скандирует имена великих игроков в футбол. Фанаты наблюдают за крахом старых кумиров и взлётом новых звёзд всемирно известной игры. А киноманы-фанаты ищут топ фильмов про футбол для получения незабываемого наслаждения от эпического зрелища самой будоражащей игры во вселенной.

Истории кинокартин увлекают зрителей динамичностью, страстью к любимому делу и самыми неожиданными поворотами, которые неизменно приводят к финальной битве на большом футбольном поле.

10 место – Играй, как Бекхэм/Bend It Like Beckham (2002)

Режиссёр: Гуриндер Чадха.

В ролях: Парминдер К. Награ, Кира Найтли, Джонатан Риз Майерс, Анупам Кхер, Арчи Панджаби.

Начинает список самого лучшего «футбольного» кино картина с непередаваемым юмором и оптимизмом, обильно сдобренная танцами и песнями, конечно же снятая индийским режиссером Гуриндерем Чадхой.

Основные сюжетные линии фильма закручиваются вокруг юной жительницы Лондона, которая пылает огромной страстью к футболу и известному футболисту Девиду Бекхэму. Но Джесс имеет один существенный недостаток, мешающей ей пополнить ряды женской сборной по футболу – она родилась в семье истинных индусов. Её родители свято придерживаются всех традиций и обычаев родной страны, поэтому позволяют своей дочери играть в футбол только во дворе. Всё шло просто прекрасно, пока в один день Джесс не пригласили играть в женскую сборную и она дала своё согласие. С этого момента она вынуждена вести двойную жизнь.

Сможет ли девушка «вытанцевать» своё право на участие в мировой игре или её карьера профессионального игрока закончится решительным запретом строгих родителей?

7 место – Хулиганы/Hooligans (2005)

Режиссёр: Лекси Александр.

В ролях: Элайджа Вуд, Чарли Ханнэм, Клэр Форлани, Марк Уоррен, Лео Грегори, Джофф Белл.

Футбол – многогранная и неординарная игра, рассматривать которую можно не только с точки зрения жизни самих игроков. Нешуточные страсти и волнения происходят и «за кулисами» великих сражений. Фанаты футбола создают целые секты, чтобы поддерживать любимых игроков и команды. А что уж говорить о вечной тяге поклонников футбола к жестоким разборкам.

Похожая история и произошла в жизни обычного студента Мэтта. Внезапно молодого человека обвиняют в совершении преступления, которого он не совершал. Это становится причиной его отчисления из университета. Парень чувствует, что его жизнь рушится, и чтобы хоть как-то найти баланс, он отправляется в Лондон погостить у сестры.

По приезду Мэтт заводит знакомство с мужем своей родственницы и его младшим братом – Питом, который является фанатом футбольного клуба West Ham United, также он член фанатской группировки.

В один момент парни отправляются на матч. После игры у фанатов двух команд происходит нешуточная потасовка, в ходе которой Мэтт впервые в жизни наносит реальный удар другому человеку. Парень приходит в восторг и продолжает посещать собрания группы Пита. Со временем он понимает, что эти люди готовы пойти на любую жестокость, чтобы добиться своих целей.

6 место — Игра их жизни/The Game of Their Lives (2005)

Режиссёр: Дэвид Анспо.

В ролях: Джерард Батлер, Уэс Бентли, Джей Родан, Гэвин Россдэйл, Костас Мэндилор, Луис Мэндилор, Закари Ти Брайан.

Одно из самых увлекательных повествований о спорте, которое заслуженно занимает место в топе лучших фильмов про футбол. События картины переносят зрителя на Чемпионат Мира по футболу 1950 года, который проходил в Бразилии.

Вопреки устоявшейся традиции отправлять несколько именитых фотографов на крупные мероприятия, США отправили всего одного.

Причиной этому послужила неподготовленность американской команды к проведению Чемпионата. Команда Штатов состояла из прибывших иммигрантов, которые не отличались профессионализмом и не имели за плечами ничего, кроме непобедимого упорства. В тот год сборная США, от которой никто не ожидал ничего, кроме поражения, внезапно обошла подготовленных профессионалов и фаворитов сезона – британцев.

Даже спустя полвека, фанаты футбола испытывают гордость за ту победу, в которую не верил никто. Но игроки, отказывая себе в любых поблажках и не пропуская ни одной тренировки, буквально выгрызли зубами землю в солнечной Бразилии.

Их победа была настолько нереалистична, что передовые газеты Америки отказывались печатать новость о победе, а простые граждане в неистовом неверии стояли посреди улиц. В фильме есть всё – драйв, восторг и просто неизменная вера в чудеса. Особенно на футбольном поле.

5 место – Уилл/Will (2011)

Режиссёр: Эллен Перри.

В ролях: Дэмиэн Льюис, Боб Хоскинс, Ребека Стэтон, Киран Уоллбэнкс, Перри Эгглтон, Малкольм Сторри.

11-летний мальчик Уилл Бреннан проживает в пансионате для мальчиков, потому что его мать умерла, а отец постоянно занят на работе. Несмотря на не совсем радужную жизнь, парнишка полон энтузиазма и растёт жизнелюбивым и весёлым ребёнком. Он знает по именам всех футболистов «Ливерпуля», разбирается во всех тонкостях игры.

Его заветная мечта – попасть на финал Лиги Чемпионов в Стамбул, чтобы лично поболеть за любимую футбольную команду. И вот, наконец, его желание практически исполняется, ведь отец дарит мальчику два билета до Турции, но перед самым отъездом неожиданно погибает.

Уилл приходит в отчаянье, но всё же решает совершить эту поездку, о которой он так долго мечтал с отцом, чтобы почтить его светлую память.

«Уилл» входит в топ 10 фильмов про футбол, потому что кино не просто хорошее, оно наполнено чувствами – любовью, страстью и главное воспоминаниями, которые тянутся на протяжении всей сюжетной линии, даря зрителю возможность сопереживать юному герою.

4 место – Пеле: рождение легенды/Pelé: Birth of a Legend (2016)

Режиссёр: Джефф Цимбалист, Майкл Цимбалист.

В ролях: Винсент Д’Онофрио, Родриго Санторо, Диего Бонета, Колм Мини, Пеле, Сеу Жоржи.

На четвёртом месте топа 10 фильмов про футбол кинолента о легендарном футболисте, который прославился на весь мир своими достижениями во всемирно известной игре. Эдсон Арантис ду Насимент, которого весь мир знает под прозвищем Пеле, начал играть за Бразильский клуб «Сантос» в возрасте 15 лет, после чего завоевал множество трофеев и трижды стал чемпионом мира во время выступления за национальную сборную. Таких высот не добивался ни один футболист за всю историю профессионального футбола.

В фильме-биографии показаны первые шаги юного игрока, его страхи, надежды и неудачи. А началось всё с небольшой трагедии, которая перевернула весь мир в голове у тогда еще юного Пеле. В далеком 1950 году сборная Бразилии проиграла решающий матч команде из Уругвая, и его отец буквально сходил с ума от расстройства. Тогда юное дарование дал клятву своему родителю, что в один прекрасный день и он сможет заставить всех жителей своей страны ликовать от принесённой им победы на Чемпионате мира.

3 место – Проклятый Юнайтед/The Damned United (2009)

Режиссёр: Том Хупер.

В ролях: Майкл Шин, Колм Мини, Тимоти Сполл, Генри Гудман, Джим Бродбент.

Кинокартина представляет собой противостояние между людьми, изначально настроенными друг против друга, которые в силу сложившихся обстоятельств вынуждены поддерживать тесный контакт. Эмоционально напряжённая, взрывная и невероятно талантливо созданная кинолента повествует о событиях, которые происходили внутри одной очень известной команды – «Лидс Юнайтед». Их тренер должен возглавить национальную английскую сборную, а Совет решил нанять на его место известного в мире футбола Брайана Клафа.

Сами игроки не в восторге от нового тренера, ведь он неоднократно критиковал их игру, в нелестных выражениях и комментировал малейшие нарушения, тем самым подрывая их репутацию на международной арене.

По мере приближения к развязке зрители будут наблюдать эмоциональную напряжённость между людьми, которые должны найти точку опоры для дальнейшего сотрудничества или потерпеть провал на профессиональном поприще.