Джамайка кто пел

Благодаря выдающимся вокальным данным музыкальный вундеркинд прославился еще в 6 лет, а в 13 лет он уже гастролировал по всему миру. В СССР его песни «Джамайка» и «O sole mio» были невероятно популярны.

Во второй половине 1960-х гг. Робертино Лоретти внезапно исчез, и в советских газетах появились статьи о том, что у мальчика пропал голос и начались серьезные проблемы со здоровьем из-за нещадной эксплуатации его таланта корыстолюбивыми продюсерами. Однако на самом деле все было не так.

Робертино Лоретти родился в Риме в бедной многодетной семье. Несмотря на отсутствие начального музыкального образования, с ранних лет у него проявились и отличный слух, и незаурядный голос. В 6 лет мальчик уже был солистом в церковном хоре, в 8 лет он стал солистом хора Римского оперного театра. Ради дополнительного заработка Робертино выступал в кафе и ресторанах, и уже тогда о его музыкальном даровании заговорили. В 13 лет он победил в конкурсе непрофессиональных певцов, проводившемся на итальянском радио. Эта победа принесла ему возможность участвовать в развлекательной программе Олимпийских игр в Риме в 1960 г.

Иностранцы, приехавшие в Рим на Олимпиаду, восхищались вундеркиндом, выступавшим на сцене. Известный датский импресарио записал его голос на магнитофон и дал послушать своим коллегам в Дании. Их мнение было единодушным: мальчик необычайно даровит, и с ним нужно работать. После этого Робертино Лоретти пригласили в Данию – получить музыкальное образование и заниматься вокалом на профессиональном уровне.

Вскоре об «итальянском соловье» узнал весь мир. Необыкновенно чистый дискант покорял самых искушенных слушателей. Начались гастроли, которые подростку давались нелегко. Позже певец вспоминал: «По три концерта в день выдерживать было очень тяжело. Как всем мальчишкам, хотелось играть, бегать. Помню, в Финляндии гастроли длились целых 5 месяцев. Там было ужасно холодно, а мои близкие писали мне, отдыхая на теплом море, как у них здорово. Я даже поплакал в ту тяжелую поездку». С 12 до 15 лет мальчик ни разу не ездил отдыхать и забыл, что такое каникулы.

В СССР его песни были необычайно популярны, хотя он тогда не приезжал с гастролями в Союз. Знаменитая «Джамайка» лилась изо всех окон, в ответ на передачу об «итальянском чуде» на адрес Всесоюзного радио пришли тысячи писем. А вскоре вундеркинд внезапно исчез. В советских газетах писали, что голос у мальчика пропал из-за того, что продюсеры безжалостно его эксплуатировали, и когда врачи в связи с ломкой голоса запретили ему петь в течение полугода, его заставляли выходить на сцену. Еще писали о том, что Робертино простудился, а врачи сделали ему укол и занесли инфекцию, в результате чего голос у него совсем пропал. Читатели принимали эти сообщения за чистую монету, хотя в жизни все обстояло иначе.

На самом деле над вундеркиндом никто не издевался. Робертино и правда заболел, когда снимался в кино, но вскоре поправился. Голос у него в переходном возрасте мутировал, но не пропал. Проблема была в другом: новый голос «итальянского соловья» хоть и отличался красивым тембром, но был совсем не похож на тот удивительный дискант, который запомнил весь мир, – он стал ниже на несколько октав. Зрители требовали «старого» Лоретти, а «новый» уже не пользовался такой популярностью, как раньше.

Певец сокрушался по этому поводу: «Моя бывшая популярность и имя, заработанные мной в детстве, шли впереди моих выступлений». Робертино Лоретти продолжать петь арии и народные песни, записывал песни, много выступал. Но зрители, казалось, приходили на его концерты с одной целью: сравнить «нового» певца со «старым» и уйти в полном разочаровании, пишет Культурология.рф.

В 1973 г. Лоретти решил оставить сцену. Певец занялся коммерцией и продюсированием художественных фильмов, но позже все-таки решил вернуться на сцену. Он снова начал гастролировать и наконец побывал в России. Певец признался в том, что действительно был для продюсеров машиной для зарабатывания денег, но слухи о том, что его довели до потери голоса, ничего общего с реальностью не имеют. 22 октября ему исполнилось 69 лет и, несмотря на отсутствие былой популярности, Лоретти заявляет: «Пока люди плачут на моих концертах, я буду выступать».

Так получилось, что вчера мы Робертино Лоретти вновь послушали и не только послушали, но и выяснили, что не так уж много и знаем за лучший «белый голос» Италии.

(В некоторых итальянских хоровых произведениях есть соло для так называемого «белого детского голоса». Вот Робертино и был этим самым «белым голосом»)

Легенды о бедном мальчике из многодетной итальянской семьи, поющем на улицах и кафе за «два сольдо» действительно есть в наших газетах за 1962 -й год, но на деле все было не настолько ужасно в судьбе юного дарования — иначе мы бы так и не услышали его в столь нежном возрасте.

Вот как раз эта песня и стала его визиткой и не только в СССР

Так как же было на самом деле? На самом деле кафе действительно имели место, но очень недолго — слишком редким голосом и талантом был одарен небесами юный Роберто.

Робертино родился в Риме в большой семье. С трехлетнего возраста начал напевать различные песенки. Стоило только ему услышать мелодию, как он сразу её повторял. В музыкальной школе Робертино заниматься не довелось: несмотря на очевидное дарование, родителям и в голову не пришло отдать сына в музыкальную школу. Он ведь и так уже поёт — чего же больше?

В шесть лет он был солистом в церковном хоре и именно там получил первые уроки музыки и вокала. Его голос был таким редким, что уже в восемь лет его стали привлекать в хор Римского оперного театра, как раз из-за тех партий «белого детского голоса».

Как-то Робертино пел на празднике печати и получил первый в своей жизни приз – «Серебряный знак».

Потом он участвовал в конкурсе для непрофессиональных певцов, который проводился на итальянском радио. Победителей определяли радиослушатели, которые по телефону сообщали в редакцию имя понравившегося певца. Робертино выдержал все четыре тура и завоевал первое место и золотую медаль.

Это позволило тринадцатилетнему мальчику войти в состав исполнителей, которые развлекали участников и зрителей Олимпийских игр 1960 года, проходивших в Риме. Робертино выступал в кафе «Гранд-Италия» на площади Эфедра. Там его и услышал датский продюсер Сайр Вольмер-Сёренсен и записал пение Лоретти на магнитофон.

Пел тогда Робертино свою любимую » O sole mio»

Дальше уже все было как по нотам — знакомство с родителями и заманчивое предложение. Робертино не пришлось уговаривать, уговаривать не пришлось и его родителей — билеты в Копенгаген были заказаны, студия «Триола Рекордс» арендована, судьба — предопределена.

Сингл «O sole mio», в исполнении Робертино Лоретти, стал не просто символом Италии, он стал безусловным каноном вокального искусства по всему миру.

(Ну, это да! Идеальное исполнение — начиная от дыхания и заканчивая фразировкой. Ни у кого такого не слышал )

Робертино Лоретти был подлинным чудом! В возрасте 14-ти лет своим голосом он растопил миллионы сердец.

Среди его верных поклонников были и президенты, и простые домохозяйки, и даже Папа Римский Иоанн XXIII был настолько растроган выступлением молодого артиста, что непременно пожелал лично с ним встретиться.

Удивительный голос Робертино прорвался даже за несокрушимый железный занавес. Пластинки фирмы «Мелодия» с записями юного итальянца были в коллекции каждой приличной семьи. Чистый, восхитительный дискант Робертино до сих пор считается эталоном детского вокала.

«Torna a Sorrento»

(В фильме «Я шагаю по Москве» момент есть интересный — в ГУМе, в отделе граммпластинок :» А Робертино есть? — Нет! — А почему? — Вырос! «)

Подняться на такой же певческий уровень удавалось, разве что, Майклу Джексону. Кстати, в жизни обоих есть и кое-что общее. Майкл, как и Робертино — самый талантливый среди восьми братьев и сестёр. К счастью, у Лоретти не было такого деспотичного отца, который бы дрессировал его с утра до ночи, формируя звезду шоу-бизнеса. У Робертино всё, казалось, получается само собой.

Четыре года Робертино Лоретти жил в Дании и объехал с гастролями весь мир. В 1962 году он приезжал и в СССР и выступал в Москве. В СССР он имел невероятную популярность. Из всех окон летом неслось: «Джамайка, Джамайка», пластинки с двенадцатью песнями, которые исполнил Робертино в том летнем концерте, издавались огромными тиражами.

(«Москва слезам не верит» — помните? Вот, вот — все так и было)

Ave Maria

Schubert — Serenata

Вот на интерес сравните с Паваротти — лучшим из лучших!

(Никто лучше Робертино её не спел, как по-мне. И Бочелли и Лучано как-то бодро её так поют… )

У Робертино в то время был безоговорочный успех.

La Paloma

Успех и популярность Робертино Лоретти не прошли даже тогда, когда, казалось, прошла его лучшая вокальная пора — детство. Во взрослую жизнь Робертино Лоретти вступил с баритоном. Разумеется, он звучал уже не так по-детски наивно и возвышенно, как прежде.

Эстрадные и неаполитанские песни, оперные арии в его исполнении снова расходятся миллионными тиражами. Поет он только «вживую», повсюду его называют «послом итальянской песни».

В США Лоретти пригласили в 1988 году сниматься в роли великого тенора Марио Ланца, в фильме, посвященном его памяти.

Живет семья Лоретти в огромном доме с садом рядышком с виллами Софи Лорен и Марчело Мастроянни. Он владелец ночного клуба, бара, ресторана, в котором часто сам и поет.

В Риме у него конюшня на 12 арабских скакунов, он выращивает породистых лошадей и готовит их для скачек. Другое хобби певца – кухня, он любит лично готовить обеды для семьи и гостей.

А это вам на прощание — голос из прошлого

Никак не получается нам расстаться с Италией 🙂

Робертино Лоретти — биография, личная жизнь, фото, песни певца


Имя: Робертино Лоретти (Roberto Loreti)
Дата рождения: 22 октября 1947 года
Возраст: 70 лет
Место рождения: Рим, Италия
Рост: 167 см
Вес: 81 кг
Деятельность: певец
Семейное положение: женат
Робертино Лорети — биография
Вначале 1960-х годов в Советском Союзе сложно было бы найти человека, который бы не слышал Робертино Лорети. Песни «Ямайка», «Мама», «Голубка», «Вернись в Сорренто», «Аве Мария», «О sole mio» в исполнении юного итальянца с солнечным, чистым голосом звучали из открытых окон в каждом дворе — пластинки Робертино Лорети выпускались в СССР миллионными тиражами.
Гонораров за них Робертино не получал — авторское право было в СССР своеобразным: страна платила ему любовью. В СССР ко всякому искусству был классовый подход, к эстраде тоже. Роберто Лорети повезло, он был из рабочей семьи — его отец был штукатуром-отделочником.
Детство, семья Лоретти
Роберто появился на свет в Риме 22 октября 1946 года и был шестым ребенком в семье, где уже подрастали пятеро детей: Эудженио, Серджо, Анна, Энрико и Армандо. Незадолго до появления на свет Роберто родители потеряли маленького Армандо, которому не исполнилось и двух лет. Малыш умер от пневмонии.

У матери имелись проблемы с кровообращением — аневризма аорты. Врачи опасались за ее здоровье и предупреждали о возможных осложнениях, к которым могла привести еще одна беременность. Но она оставалась тверда в своем решении: «На все воля Божья. Этого ребенка, которого ношу под сердцем, я хочу оставить». Несмотря на прогнозы докторов, после Роберто в семье появилось еще трое детей: Анджела, Лучия и Алессандро.
Семья Лорети жила небогато. Отец целыми днями работал, чтобы прокормить жену и восьмерых детей, но его еженедельного заработка хватало только до четверга. Детство Роберто прошло в римском квартале Куадраро, где находился большой рынок. Для того чтобы хоть как-то помочь родителям, вместе с младшей сестрой Лучией они придумали «гениальный, беспроигрышный трюк».
«Когда мы были голодны и нам нужно было насобирать на полдник, — вспоминает Лучия Лорети, — то Робертино пел рядом с фруктовым прилавком, отвлекая людей своим мелодичным голосом, а я тем временем тащила с прилавка пару яблок и кивком давала ему понять, что мы можем идти. И мы бежали со всех ног, опасаясь, что кто-нибудь это видел. Но каждый раз нам удавалось делать это незаметно. Мы убегали и тогда, когда я по его просьбе крала инжир во дворе у соседки. Мы постоянно упражнялись в беге!»
В один из походов на рынок Роберто получил первую работу. Торговец Марио взял его разносчиком овощей и фруктов. Каждый день дети нагружали тележку доверху, один тянул ее за веревку впереди, а двое или трое толкали сзади. Нужно было следить, чтобы не наехать колесом на камень, иначе апельсины и дыни разлетались по дороге. В течение дня приходилось проходить пять-десять километров. Роберто помогал синьору Марио до школы и после занятий до позднего вечера, развозил и раскладывал товар, разбирал прилавки.

За работу торговец платил небольшое вознаграждение и позволял взять немного подпортившихся овощей и фруктов. Так в семье Лорети появился еще один работник. Родители понимали, что их сын еще слишком мал, чтобы приносить в дом деньги, но их постоянная нехватка не позволяла отказываться от помощи. В семье работали все старшие дети. Анна помогала матери убираться в бильярдном клубе, а Энрико и Серджо продавали соки с мороженым между сеансами в кинотеатре «Фольгоре». Роберто помогал им.

В бильярдном клубе вместе с сестрой из разбросанных посетителями окурков они собирали хороший табак, который можно было продать для самокруток. А еще в кинотеатре можно было остаться в зале во время сеанса. Больше всего Роберто нравились музыкальные фильмы: «Поющие под дождем» и «Американец в Париже» с Джином Келли, «Полицейские и воры» с Тото и «Цветочное поле» с Альдо Фабрици. Роберто легко запоминал мелодии и на следующий день по дороге на рынок напевал услышанные песни.
Пока друзья играли на улице, Роберто работал, чтобы помочь родителям. Он устроился в кондитерскую синьора Ренато Колуччини. В первый рабочий день Ренато показал новому помощнику, как замесить тесто, и придумал ему прозвище Фифи. «С того дня он всегда называл меня Фифи, — рассказывает Лорети в книге «Однажды это случилось со мной». — Это был добрый и великодушный человек, он был очень терпелив со мной, пока объяснял мне различные секреты своего дела, а я наверняка часто путал количество ингредиентов».
Через много лет кулинария станет хобби Роберто, и в своем родном квартале он откроет кафешантан, а младшая сестра Лучия станет хозяйкой магазина первоклассных тортов и сладостей. В кондитерской Колуччини многие заказывали выпечку для семейных торжеств. Ренато как-то предложил Фифи спеть на одном из таких мероприятий. Не раздумывая, Роберто согласился, ведь он так любил петь. К тому же за пение платили неплохие деньги.
Самые большие доходы приносили выступления на свадьбах. В один из вечеров, увидев сумму, заработанную сыном, отец сказал: «Да благословит тебя Бог. Мне нужен год, чтобы заработать столько денег». Кондитер Ренато был первым, кто поверил в уникальность маленького певца.
В одном из интервью мама Роберто рассказывала: «Мальчишке не было еще и трех лет, как он стал напевать песенки. Бывало, услышит где-нибудь на улице или по радио мелодию и сразу же повторяет ее, да так правильно. Всем нравилось, все слушали, хвалили».
Дети подрастали, и старшие братья Эудженио и Серджо стали помогать отцу на стройке. Работа была очень тяжелой. И дорога не легче -на велосипедах с мешком инвентаря за спиной, в любую непогоду. Отец занемог, потребовалась операция. Она прошла успешно, но период полного восстановления занял около полугода. Роберто день ото дня приходилось работать все больше.
Без денег, которые приносил в дом младший Лорети, семье было не обойтись. Каждый вечер, засыпая в одной кровати вместе со старшим братом, Роберто мечтал, как заработает еще немного, и они смогут купить каждому по кровати, а для мамы — новую кухню. Он дал себе слово и, значит, точно сделает.
А ведь он был еще совсем ребенок. Как-то раз по пути из школы Робертино с сестрой увидели на пыльном тротуаре кусок картона. Вот это была забава. Один садился на картонку, а другой тащил его по асфальту. Получались настоящие американские горки. Песок в глазах, сандалиях и самое страшное — порванные брюки. Как же расстроится мама, ведь этот костюм сшили специально для сегодняшнего выступления. Ничего не оставалось, как примерить брюки старшего брата.
Рядом с кварталом Куадраро находилась киностудия «Чинечитта». Однажды после школьных занятий к симпатичному мальчику подошли двое мужчин — работники киностудии — и пригласили сыграть небольшую роль в фильме французского режиссера Жюльена Дювивье «Возвращение дона Камилло». Роль оказалась совсем крохотной, эпизод занимал всего несколько секунд, но его съемки заняли целых пять дней, за каждый из которых Роберто получил по десять тысяч лир.
Это было больше недельного заработка отца, который составлял тридцать тысяч лир. Роберто помогал маме управляться с малышами. В один из дней, как обычно, после занятий в школе он пошел забирать из детского сада младшую сестру Лучию. Дорога к дому лежала через туннель. Дети всегда с опаской входили в него. Неожиданно из темноты показались трое цыганят. Угрожая ножами, они заставили брата с сестрой отдать деньги. Но этого им показалось мало, им нужна была еще одежда. Лорети стали отчаянно отбиваться.
Когда Лучии удалось убежать, брат больше не опасался за ее жизнь и стал биться в полную силу — один против троих. Неожиданно цыгане отступили, они увидели кровь. Роберто в драке и сам не заметил, что ранен в руку. Только потом понял, что, если бы нож задел горло, он мог лишиться голоса — это был бы самый жуткий исход для него. А рана на руке не мешала петь, и это было главное.
За добрым «волшебником» из кондитерской появилась художница Анна Сальватори, виллу которой реставрировали отец и старшие братья. Во время небольших перерывов отец рассказывал о своем маленьком Роберто. Покоренная пением, Анна привела его в радиопередачу «Железная рекомендация» — конкурс, участников которого рекомендовали и представляли знаменитости. Роберто пел «Синьору Фортуну» своего кумира Югаудио Виллы. Это был триумф. Как заметил один из членов жюри: «С таким даром он просто не мог не победить».
К конкурсу Роберто готовился. В одном квартале с семьей Лорети жил старый пианист Анджело Джакино. Его не пришлось долго уговаривать заниматься с маленьким вокалистом: Джакино был восхищен природными данными своего ученика. Как-то он посоветовал Роберто попробовать свои силы в хоре оперного театра. На что девятилетний мальчик ответил, что хочет быть только солистом. Но мудрый педагог выдвинул весомый аргумент — в театре можно неплохо заработать. И Роберто согласился пойти на прослушивание.
Из всех произведений, которые ему предложила спеть комиссия, он не знал ни одного. Тогда экзаменаторы попросили хор спеть фрагмент из оперы современного итальянского композитора Ильдебрандо Пиццетти «Убийство в соборе», а мальчика повторить услышанное, что он с легкостью сделал. На следующий день в театр Роберто пришел уже вместе с отцом, чтобы подписать первый в их жизни контракт. А еще через месяц он стал солистом хора.


На премьеру «Убийства в соборе» пришел Папа Римский, Иоанн XXIII. «После окончания оперы Папа попросил: «Приведите ко мне ведущего дисканта», — рассказывает синьор Роберто. -Я подошел, склонился перед ним и поцеловал ему руку, у него был потрясающий перстень! Он погладил меня по голове и сказал: «Молодец, мальчик, ты поешь как ангел, благослови тебя Господь», — и перекрестил меня. Я никак не мог в это поверить: Папа Римский, Иоанн XXIII, среди всех выбрал меня, меня, меня, именно мой голос поразил его».
Учеба, работа, выступления допоздна, и так день за днем. Для десятилетнего ребенка это было слишком трудно. Однажды, возвращаясь домой на последнем трамвае, он проспал свою остановку. Домой добрался за полночь — пешком, в дождь. Родители сказали, что он должен бросить работу. Роберто отказался — он знал, что без его заработков семье не прожить.
На одном из очередных конкурсов Роберто познакомился с синьором Прото — владельцем нескольких театров. Он определил мальчика на обучение в Светский пансион. Это была школа для богатых, у семьи не было таких средств. Но для синьора Прото вопрос денег не стоял: пораженный талантом Роберто, он взял на себя решение этой проблемы.
В 1958 году Роберто принял участие в Фестивале двух миров, на котором присутствовали многие знаменитости: Витторио Гассман, Амедео Наццари, Сильвана Пампанини. Его познакомили с известнейшим певцом Тито Скипа, который был настолько потрясен голосом юного дарования, что, не раздумывая, пригласил Роберто учиться в свою Академию музыки. Там занимались не только вокалом, но и обучали игре на фортепиано.
После занятий в Академии он бежал рассказать о своих успехах своему старому учителю Джакино. Как-то раз тот отвез его на площадь Эседра в кафе своего друга господина Баттальи «Гранд Италия». И вскоре Роберто уже пел в знаменитом кафе, в связи с чем из оперного театра пришлось уйти. Со стороны это могло показаться странным — променять театр на кафе, но зарплата в «Гранд Италии» была больше, чем в театре, а чаевые были больше зарплаты.
В августе 1960 года Рим принимал XVII Олимпийские игры. В один из дней в кафе господина Баттальи, которое было излюбленным местом знаменитостей, заглянули двое туристов. Плененные прекрасным голосом Робертино, в следующий вечер они пришли в кафе с телекамерами. Это были продюсер Сайр Вольмер-Серенсен и актриса Грета Сонк. Пообщавшись с мальчиком, они пригласили его спеть в Дании. О да, конечно, он был согласен. Только где она, эта незнакомая страна? Наступили дни томительного ожидания. Неужели они тоже обманут, как и другие, обещавшие пригласить в Америку и Аргентину? В середине октября в квартире Лорети раздался телефонный звонок, на проводе был Вольмер-Серенсен.
Как он волновался: первый в жизни полет на самолете, чужая страна. Роберто предстояло принять участие в телевизионной передаче, которую накануне Рождества должны показать во всех скандинавских странах. Он спел «Трубочиста», «Ласточку в гнезде», «Маму», «О sole mio». Успех был оглушительным. Публика была потрясена, продюсер ликовал, он не ошибся, поставив на маленького итальянца. Главное, чтобы отец мальчугана согласился подписать контракт, а он согласится, в этом Вольмер-Серенсен не сомневался.

На тридцать пять миллионов лир в то время можно было купить четыре квартиры в Риме. С этого дня голос Робертино Лорети десять лет принадлежал миру. Первые диски, выпущенные в Дании, за пятнадцать дней продаж побили все рекорды -325 ООО копий, и это было только начало. Начались первые гастроли по скандинавским странам: Дания, Исландия, Швеция, Финляндия, Норвегия, и везде неизменный успех и признание публики. «Я не привык к таким изъявлениям восторга, — пишет синьор Роберто, — мне было приятно, но в то же время я был немного смущен происходящим. Я спрашивал себя, как может быть, что множество людей так близко принимают к сердцу песни ребенка. Потому что было именно так: я был ребенком, ведущим жизнь взрослого человека».
Пять месяцев вдали от родного дома, изменившие жизнь не только самого Робертино, но и всей семьи. «Я и папа вернулись домой с подарками для всех и с таким количеством денег в карманах, что та полная лишений жизнь, которой мы жили до сих пор, казалась очень далекой». Мечты мальчика стали сбываться. Времена, когда Роберто приходилось донашивать брюки и рубашки старших братьев, остались позади. Теперь у него было несколько концертных костюмов. С первого гонорара сын купил для мамы сразу несколько элегантных платьев и ювелирных украшений. Отцу больше не надо было заниматься ремонтами чужих квартир и домов. В семье появился новый автомобиль.
В скандинавских хит-парадах «итальянский соловей» занимал первые три места с песнями «О sole mio», «Романтика» и «Вернись в Сор-ренто». Затем Лорети покорил публику в Бельгии, Голландии, Германии, Франции, Австрии, Швейцарии. Как говорит сам синьор Роберто: «…те годы были для меня золотыми — время, полное денег и успеха. Для мальчика моего возраста это были очень странные чувства».
Все заработанное Роберто отдавал родителям. Деньги с гастролей он привозил чемоданами. Это была лишь малая часть того, что зарабатывали на «золотом мальчике» продюсеры и импресарио, семьдесят процентов гонораров уходило к ним в карман. Для Роберто же самым главным было обеспечить достойную жизнь своей семье и, конечно, возможность петь -пение доставляло ему невероятное удовольствие.
Он понимал свою уникальность. Сколько детей поют на улочках Рима, но судьба улыбнулась именно ему. С ранних лет Роберто размышлял, почему его голос имеет такое необыкновенное воздействие на людей? И он пришел к той же формуле, к которой приходят в своей жизни многие одаренные люди. Певцы — это проводники, это как связь с Богом.
Самая большая известность и любовь слушателей ждала Робертино в Советском Союзе. Именно оттуда приходило больше всего писем. Писали и дети, и взрослые, и… получали ответ. Не просто фотографию с автографом, а целые письма с теплыми и добрыми словами. Чтобы сделать именную надпись на фотографии и вывести адрес на конверте, копировались русские буквы из пришедших писем. Спустя много лет в одном из российских телеэфиров Лорети рассказал: на большую часть писем отвечали его мама и сестры.
Он собирался приехать в СССР с гастролями — отец очень уважал социалистическую державу — но не складывалось. А потом Робертино Лорети пропал… В первые дни 1963 года певцу предложили сделать несколько снимков для журнала, стоя на лыжах. Норвегия — северная страна, и подобные фотографии могли бы иметь очень большой успех. Никто не задумывался о том, что Робертино родом из южной Италии и таким видом спорта никогда не занимался.

Стоило ему отпустить палки, как лыжи сами понесли его вниз с горы. Новый год начался в больнице — перелом левого бедра и крестца. Три операции, месяцы тяжелой реабилитации и снова письма со всего мира, в одном из них два русских профессора предлагали Робертино оперироваться у них. «Письма шли со всего мира, но больше всего их приходило из Советского Союза, и я никак не мог понять почему: я там никогда не был, а мне пишет оттуда столько людей».
Объяснение у всесоюзной любви было: во времена оттепели мальчик из Рима стал символом чего-то светлого, настоящего, неподдельного. Когда Валентина Терешкова, первая женщина-космонавт, попросила, чтобы на орбите ей дали послушать «песни того мальчика с ангельским голосом», популярность Лорети и вовсе стала космической.
Для восстановления несколько месяцев пришлось провести в ортопедическом центре. Тогда по совету врачей Роберто занялся фехтованием, потом увлекся боксом и дзюдо. А вот «ангельский голос», несмотря на усердные занятия, восстановить не удавалось. Начиналась мутация. Высокий дискант перешел в лирический тенор, а чуть позже в приятный баритон. Но этот момент надо было пережить.
В один из концертов Робертино предстояло спеть перед президентом Франции — генералом Шарлем де Голлем. В тот вечер на одной сцене с ним выступали Шарль Азнавур, Саша Дистель, Ив Монтан, Жюльетт Греко, Жильбер Беко. Первой исполненной песней была «О sole mio», дальше была очередь «Ямайки». На самых последних высоких нотах Робертино сбился, не допев до конца. Он извинился перед публикой и убежал за кулисы.
Пресса всего мира, еще вчера боготворившая «чудо-ребенка», сегодня пестрела заголовками «Чао, Робертино!», «Тот» Робертино не вернется». Советская пресса не отставала: дарование Робертино безжалостно использовали как золотую жилу, и голос потерян безвозвратно. Только самые близкие знали о переживаниях юного певца. Спустя много лет в своей книге синьор Роберто так рассказывает о том времени:
«Однако я чувствовал себя плохо, я понимал, что голос уже не тот, что раньше, я боялся, что вот-вот может обрушиться тот замок, который я выстроил за несколько лет, и страх превращался в ужас, когда я думал о том, что если потеряю голос, то больше не смогу помогать моей семье. К этому времени мы уже изменили наш стиль жизни, купили несколько квартир, привыкли жить иначе, и возвращаться к бедности было бы очень тяжело. Я стал избегать людей, старался отгородиться от всего мира. Часто я закрывался в комнате и не выходил оттуда даже для того, чтобы поесть. Иногда я пробовал петь, но достаточно было всего одной неидеальной высокой ноты, как я впадал в отчаяние. В этих случаях я просто сходил с ума, вбивал себе в голову эту ноту и начинал повторять ее до бесконечности, только ухудшая ситуацию».
Ежедневные изнуряющие занятия не прошли даром. В 1964 году с песней «Маленький поцелуй» Лорети вышел в финал фестиваля в Сан-Ремо и занял первые места в итальянских хитпарадах. Как ни странно, это был его первый большой успех на родине. В то время как поклонники по всему миру скупали диски с записями «апеннинского соловья», а концерты проходили с переаншлагами, в Италии имя Робертино Лорети не было на слуху.
Во время визита президента Итальянской Республики Джованни Гронки в Москву Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев встретил гостя словами: «Поздравляем с приездом президента нации, которая подарила миру таких великих людей, как Джотто, Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи и Робертино Лорети». Гронки был крайне удивлен, он не знал самого известного ребенка Италии, которого знал весь мир.
Из очаровательного мальчика Роберто превратился в привлекательного молодого человека. Теперь, имея славу, успех, деньги, он пользовался ими сполна. Дорогие машины, рестораны, друзья, девушки, развлечения, новые знакомые. Спустя время он понял, что эти «друзья» стремились только «постоять» рядом со звездой и погулять за его счет.

В 20 лет Роберто, как и его сверстники, пошел служить в армию и, как он сам пишет, «воспринял это как вопиющую несправедливость, потому что в этом возрасте все думают о развлечениях, о женщинах, о друзьях». Тяжело было первые месяцы — потом его все чаще начали «командировывать» выступить на каком-нибудь мероприятии. Через год Робертино вернулся к гастрольным турам по Европе, в перерывах между которыми выступал в эстрадных представлениях, проходивших в Италии.
Робертино Лорети — биография личной жизни
Имея миллионы поклонниц по всему миру, в первый раз Роберто женился на итальянке Карле, дочери руководителя одной из эстрадных трупп, с которой певец выступал между гастролями. Как настоящий мужчина синьор Роберто не очень любит рассказывать о своей личной жизни. Известно, что в браке с Карлой у них появились двое детей: дочь Норма и сын Франческо. Но семейная жизнь не сложилась из-за бесконечных гастролей певца.
География гастролей с каждым годом становилась все обширнее, теперь, помимо Европы, Лорети выступал в Мексике, Америке, Австралии, Японии. Советский Союз в гастрольный график не попадал по самой банальной причине: в Европе и Америке платили гораздо больше, чем могли предложить в СССР. Для его импресарио это было решающим аргументом после того, как в Румынии труппа Лорети столкнулась с тем, что в коммунистической стране было невозможно обменять национальную валюту на лиры или доллары.
За выступления в Бухаресте с певцом расплатились леями. Наличных была полная сумка, вывозить их не было смысла: деньги нужно было успеть потратить за остававшиеся несколько часов в Румынии. У первого же магазина Лорети увидел старушку, которая просила милостыню. Весь свой гонорар он, не раздумывая, отдал ей. Робертино не сомневался, что это было лучшее вложение денег.

В СССР он впервые попал в разгар перестройки — в марте 1989 года. «Ни в одной другой стране мира меня не принимали так, как в Советском Союзе, с той сердечностью и простотой, которая дана немногим», — признается Лорети. В свои первые гастроли он посетил Москву, Ленинград, Ростов-на-Дону и несколько союзных республик: Казахстан, Узбекистан и Киргизию. Маршрут поездки Лорети выбирал с учетом своего нового увлечения -певец занялся разведением лошадей. Почти все свободное время он проводил на ипподроме Капанелле, у своего друга Витторио, одного из лучших жокеев Италии.

Однажды Витторио привел на ипподром свою дочь Мауру. Сорокалетний мужчина, который должным образом принимал восторги от Папы Римского и президентов стран, смутился как юнец. Дальнейшее знакомство прервала поездка в СССР. Начинающийся роман не мог продолжаться даже по телефону. Международные звонки проходили через телефонисток, и иногда ожидать соединения приходилось по девять часов.
Вернувшись в Италию, он сразу же позвонил Мауре. В подарок из страны, где «по улицам гуляют медведи», он привез возлюбленной меховую шапку. Встречи стали ежедневными, и вскоре Роберто пригласил ее на уик-энд в Неаполь.
В его книге есть глава из двух предложений: «В этой подглавке речь идет о выходных в Неаполе и о первой ночи любви с Маурой. Это самая красивая глава во всей книге, и каждый может представить ее себе, как хочет». В браке с Маурой у Роберто родился второй сын, Лоренцо.

С лошадьми же произошла настоящая детективная история. В Киргизии Лорети купил пять чистокровных лошадей и двух арабских скакунов, однако в Риме так их и не дождался. Долгое время он не мог добиться, куда пропали купленные им кони, и лишь спустя время выяснилось, что вместо Рима из Москвы их отправили в Нью-Йорк по указанию нечистого на руку импресарио.
Робертино Лорети сегодня
Сегодня Лорети все так же любим и востребован, его ждут во всех уголках мира. Он достойно несет дар, посланный ему свыше, осознавая всю его силу и масштаб. Дочь Норма работает дизайнером интерьеров, воспитывает двоих детей. Франческо смог побороть тяжелое онкологическое заболевание. Лоренцо унаследовал удивительный голос отца, и, возможно, в скором времени мы услышим их дуэт -последние годы набирает обороты мировой проект «Робертино Лорети.
Возвращение навсегда», который стартовал в России в Хабаровском крае по инициативе двух давних поклонников синьора Лорети: певца и композитора Сергея Ростовского и губернатора края Вячеслава Шпорта. Певец выступает с концертами, встречается с поклонниками. По инициативе самого Лорети в рамках проекта проходят детско-юношеский фестиваль и мастер-классы с одаренными детьми.
Впрочем, сам Лоренцо хочет стать актером, говорит, что одного певца в семье достаточно.
Автор биографии: Елена Головина, при участии Сергея Ростовского

Как сложилась судьба Робертино Лоретти — мальчика с голосом ангела

Но слава как приходит, так и уходит. Тем более, что Робертино Лоретти прославился в 13 лет, когда спел ангельским юным голосом «O sole mio» и «Джамайка». После этого мальчик взрослел и уже не мог петь дискантом. В какой-то момент распространились слухи, что Лоретти вообще потерял голос и оставил выступления. На самом деле итальянский певец давал концерты всю сознательную жизнь, он объездил все страны и континенты.

О том, как сложилась судьба мальчика с ангельским голосом — рассказывает «РГ».

Римский папа благословил

Робертино Лоретти родился в Риме 22 октября 1947 года в небогатой многодетной семье штукатура Орландо Лоретти, у которого было еще семеро детей. Отец был коммунистом. Денег на многочисленную семью постоянно не хватало. А так как у маленького Робертино был хороший от природы голос, его постоянно отправляли петь на улицах и в кафе. Таким образом, мальчик практически с пеленок начал зарабатывать деньги. В 6 лет он стал солистом церковного хора, где получил «азы» музыкальной грамоты. В раннем детстве он также снялся в эпизодических ролях в фильмах «Анна» и «Возвращение дона Камилло».

В 8 лет мальчик уже был солистом хора Римского оперного театра. Хор состоял из 120 мальчиков. «Однажды в Ватикане в присутствии папы римского Иоанна XXIII мы представляли оперу «Убийство в кафедральном соборе» композитора Пиццетти, — рассказывал в одном из интервью Робертино Лоретти. — В ней по сюжету после убийства архиепископа Кентерберийского Томаса Бэкета воцарялась тишина. И в этот момент слышался чистый детский голос. Это я исполнял партию ангела. Архиепископ был убит накануне Рождества, и ангел возвещал о том, что в этот день родился Иисус Христос. Несмотря на то, что эпизод длился всего несколько секунд, он был очень эмоциональным. Опера произвела большое впечатление на Иоанна XXIII, он захотел лично поприветствовать всех артистов. И, в первую очередь, наш детский хор. Папа спросил: «Кто из вас пел таким ангельским голосом?» Меня подвели к нему. Все сразу же зашептали: «Встань на колени и поцелуй ему руку». Я никогда не забуду этого момента. В течение жизни мне несколько раз доводилось почувствовать, как рука Бога касается меня. Я — человек глубоко верующий и считаю, что все эти моменты были предначертаны мне свыше».

Поссорился с женой — нашел «бриллиант»

Мальчик стал часто выступать в кафе «Grand’Italia» на площади Эфедра в Риме. И у него сразу же обнаружилась масса поклонников и поклонниц. Чтобы они не разнесли кафе вдребезги, полицейские вставали в оцепление. Даже мама юного певца не могла пройти внутрь. «За выступления мне платили 3 тысячи лир в неделю, это сегодняшние 30 евро, — вспоминает Лоретти . — Но посетители мне всегда давали чаевые: 10-50 тысяч лир за вечер. Часто приходил один синьор, который давал мне 100 тысяч лир!» В этом же кафе юное дарование заметил датчанин Вольмер-Соренсен. Он был пианистом, аккомпанировал многим известным певцам по всему миру, а впоследствии стал телепродюсером. В Рим в 50-х годах ХХ века он приехал, чтобы снять документальный фильм. В один из вечеров Соренсен ссорился со своей женой посреди улицы. Она хотела вернуться в гостиницу, а он настаивал пройтись еще немного. И так, постепенно продвигаясь вперед, они услышали ангельский юный голос, а затем увидели толпу на площади. «После того, как я закончил, он подошел ко мне и сказал: «Завтра я приду тебя записывать. Я дам тебе микрофон, и ты мне споешь две песни. Если споешь хорошо, и моим компаньонам понравится твое пение, я обещаю увезти тебя в Данию, где ты будешь постоянно выступать», — рассказывал Лоретти. — Через 15 дней он мне позвонил, и колесо закрутилось. Я изъездил сначала всю Северную Европу, а затем и остальную. В Западной Европе было продано 18 миллионов моих дисков, а в Восточной — 56 миллионов».

В разных интервью впоследствии Лоретти высказывал различные версии того, какие цели преследовал датчанин, помогая ему пробиться на эстраду. «Он просто был горд тем, что нашел меня», — говорил певец. И нескромно сравнивал себя с бриллиантом, случайно оказавшимся на пути продюсера.

Однако, более правдоподобной, выглядит иная версия — опытный датчанин понял, что мальчик принесет ему большие деньги. «С 12 до 15 лет я ни разу не ездил отдыхать, не знал, что такое каникулы, — рассказывал впоследствии Робертино Лоретти. — Мои гастрольные туры продолжались по 5 месяцев и подразумевали два-три концерта в день. У меня были личные вертолет и самолет, а мне хотелось покататься на велосипеде с друзьями. Все-таки есть годы, когда лучше лазать по заборам и бегать по двору с друзьями, чем собирать стадионы и раздавать автографы». Кстати, в СССР, где Робертино был невероятно популярен, он в свои золотые годы так и не приехал. «Моих импресарио не интересовала ваша страна, поскольку у ее жителей тогда не было достаточно денег, чтобы с концертов получились хорошие сборы», — признавался певец российским журналистам. Первая его поездка в СССР состоялась только в конце 80- х годов прошлого столетия.

Опасный укол

Именно в СССР придумали миф о том, что Робертино потерял голос. В Союзе очень хотели увидеть и услышать мальчика, но нашим чиновникам так и не удалось договориться с его иностранными продюсерами. Нужна была какая-то убедительная версия.

Голос Робертино не терял, но сложный процесс его перестройки не прошел бесследно. Во время мутации голоса один из датских музыкальных профессоров заявил, что мальчику необходимо подождать с выступлениями, по крайней мере, 4-5 месяцев, чтобы сделать из его голоса тенор. Но антрепренер Робертино не пожелал прислушаться к этому совету.

И вскоре Робертино, действительно, заболел. Параллельно с концертами, его пригласили сняться в фильме «Кавалина Росса». Съемки проходили в Австрии. Юный певец простудился и уехал в Рим. Там в одной из клиник мальчику сделали укол, и, по небрежности, занесли инфекцию. Образовалась опухоль, она захватила правое бедро и уже подходила к позвоночнику. Жизнь Робертино спас один из лучших профессоров Рима. Все окончилось благополучно. Поправившись, певец вновь вернулся к работе в Копенгагене.

Но голос его был уже другим — не лирическим мягким тенором, как можно было ожидать, а, скорее, тенором драматическим. В 1964 году с песней «Маленький поцелуй» Лоретти вошел в пятерку сильнейших исполнителей на фестивале итальянской песни в Сан-Ремо. Но прежней славы все-таки уже не было. «Мне тяжело приходилось в тот период, когда менялся мой голос, — признавался впоследствии певец. — Мне пришлось как бы заново учиться петь. Я чувствовал себя так, будто у меня картофелина во рту. После моего возвращения я уже не мог быть лучшим. Без сомнения, были те, кто превосходил меня в пении».

В Россию — как домой

В 1973 году Лоретти решил сменить род занятий. Оперным певцом он не стал. А на эстраде в моду ходили новые музыкальные направления. Они были не близки Робертино, который всегда был приверженцем традиционной итальянской песни.

Закончив с сольными выступлениями, Лоретти занялся продюсерской деятельностью. Это не принесло ему большого дохода, но и не разорило. На протяжении 10 лет он занимался и коммерцией. Однако в 1982 году он все-таки вернулся к гастрольной деятельности. А в 1989 году сбылась его давняя мечта — он побывал на гастролях в Советском Союзе. Тогда-то и был окончательно развеян миф о потере голоса.

Сегодня Робертино Лоретти продолжает выступать по всему миру и записывать пластинки. «В Россию я сейчас приезжаю, как к себе домой, — говорит певец, — Потому что у вас я всегда нахожу много людей, которые давно следят за моим творчеством, которые меня ждут и принимают всегда с большой теплотой и любовью. Это не только люди старшего поколения. На концертах всегда присутствует много молодежи 15-17 лет, которые знают обо мне, слушают мои песни с зажигалками в руках. Это очень трогательно!»

«Я ни разу не изменял жене…»

Семья 67-летнего Лоретти живет в огромном доме с садом и четырьмя кухнями в престижнейшем районе Рима, рядом с виллами Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. Неизменное хобби Робертино — кухня. Он любит готовить обеды для семьи и гостей.

С юных лет Робертино был окружен толпами поклонниц. Причем, даже из высшего общества. Был знаком со многими знаменитыми людьми, например, с графиней Надей ди Наварро из Нью-Йорка. Миллиардершей, известной во всем мире коллекциями шедевров Тициана, Гойи. В ее доме часто устраивались шикарные вечеринки . «Дочь графини была влюблена в меня и мечтала выйти за меня замуж, — признается Лоретти. — Говорила, какой я красивый, какой волшебный у меня голос. Но я не собирался тогда ни на ком жениться. Мне было 16 лет. Поэтому история закончилась лишь несколькими романтическими поцелуями». Робертино был близко знаком с дочерью Жозефин Бекер, знаменитой танцовщицы варьете и кабаре «Фоли-Бежер» в Париже. Но, как признается певец, он всегда «слушал свое сердце и никогда не зарился на деньги».

Со своей первой женой Робертино познакомился, когда ему исполнилось 20. «Она была из семьи артистов театра и оперетты, — рассказывал певец. — Я сразу же влюбился в нее, мы поженились, и очень быстро у нас родился ребенок. Потом умерли ее родители. От этого она впала в депрессию и начала пить. Она оказалась слабохарактерной. Постоянно попадала в клинику. Так прошло 20 лет. Я потратил половину своей жизни на то, чтобы вылечить ее, и по возможности старался быть рядом. Но все было напрасно». В какой-то момент певец оставил дом жене и ушел. Но он и сейчас помогает ей и своим двум детям от первого брака. Говорит, что после его ухода, бывшая супруга сразу же вылечилась от своего пагубного пристрастия (хотя ходили слухи, что она умерла).

Вторую жену Лоретти зовут Маура. Когда певец с ней познакомился, она работала в одной из известных стоматологических клиник в центре Рима, которую посещали Марчелло Мастроянни, Софи Лорен, Федерико Феллини. Маура моложе Лоретти на 14 лет. Свою нынешнюю супругу золотой голос 60-х обожает: «Хотите верьте, хотите нет, но за все годы, которые мы с Маурой вместе, я ей ни разу ей не изменил, хотя, сколько было возможностей, можете представить», — уверяет Лоретти. И добавляет, что она всегда очень простая и милая в общении. И именно эта ее простота и поразила сразу же певца. Встреча произошла на ипподроме. Тогда Лоретти содержал конюшню. Маура тоже увлекалась лошадьми, была наездницей. После женитьбы Лоретти еще некоторое время содержал конюшню, но потом отказался, так как времени и сил не хватало. «Лошади требуют заботы и внимания, — говорит он. — У одной вдруг разболится живот, другая захромает… В 40 лет у меня еще хватало энергии на все, потом пришлось отказаться от этого хобби».

Был у Лоретти когда-то и ресторан. Но и от него пришлось отказаться. Зато у сестры певца есть кондитерская в районе Дон Боско, рядом с киностудией «Чинечитта». Он финансово помогает содержать кондитерскую.

Робертино еще не поставил на ноги младшего сына от второго брака — Лоренцо. У него хороший голос и ему тоже пророчат звездное будущее. Но Лоретти-старший не в восторге от такой перспективы, потому что за аплодисментами и восторгами поклонников скрывается напряженная работа. Далеко не каждому она по силам. Лоретти хочет, чтобы сын получил сначала серьезное образование. Ведь самому Робертино так и не удалось этого сделать из-за череды бесконечных гастролей.