Дорожка шагов в фигурном катании

Шаги по степени сложности исполнения

Распространенный вальсовый шаг в фигурном катании предполагает в ходе исполнения изменение вектора движения, ноги, ребра лезвия. В парном исполнении, когда партнеры находятся лицом друг к другу, запись вальсовой тройки будет выглядеть следующим образом: мужчина будет выполнять шаговую часть по схеме (LFO → LBI → RBO), у его партнерши прокат будет прямо противоположным (RBI → RFO → LFI). Синхронность исполнения — это высший «пилотаж». Несмотря на кажущуюся легкость, исполнить вальс на льду могут только мастера не один год работающие в паре.

Сложность вальсовой тройки для детей заключается в том, что после выполнения основных фрагментов удержать равновесие и осуществить идеальный выезд на дугу техника начинающего фигуриста не позволяет. Упрощенным вариантом вальсовой тройки является менее сложный для разучивания элемент фигурного катания — чоктау.

Проще него для начинающего фигуриста только дуга. Не предусмотрен перекат с ребра на ребро при его выполнении, что практически исключает падение. Исполнение дуги длиной в 30-40 см позволяет связывать каскад прыжков, включая риттбергер. Но есть дуги, когда спортсмен описывает до половины всей площади ледового пространства.

Обучать юных фигуристов начинают с поочередного выполнения дуг, описывая полукруг на обеих ногах поочередно. Учебный процесс заключается в том, чтобы на коротких дистанциях научить уверенно держать ребро конька под заданным педагогом углом наклона по отношению ко льду. Второй задачей тренера является — научить фигуриста демонстрировать зрителям красоту позы.

Как любой танец, программа для ледовой арены имеет схему записи, что помогает не забыть поставленный номер на начальных репетициях.

Как прочесть обозначение:

  • левая нога — L;
  • правая нога — R;
  • вперед — F;
  • назад — B;
  • внутренняя сторона ребра — I;
  • внешняя сторона конька — O.

Подобная запись возникла из необходимости точных указаний при переходе движений. Она выглядит сложнее, чем треугольнички и кружочки, используемые в записи обычных танцев.

Шаги фигурного катания делятся на три категории по степени сложности. Одни и те же характерные движения имеют нюансы исполнения, могут быть зачислены в разряд легких и сложных. Это моухок и чоктау.

Сложность шагов влияет на балл в оценке программы, в правилах соревнований шаги делятся так:

  1. Сложные — твизл, петля, чоктау, скобка.
  2. Простые — перетяжка, моухок, тройка.
  3. Простейшие — дуга, основной, беговые, кросскрол, подсечки, шассе.

Проходя обучение под руководством опытного тренера, фигурист должен овладеть всеми техниками, научиться мастерски их комбинировать, что позволит сделать его номера более разнообразными и зрелищными.

Но первый этап — это освоение азов, простейших шагов, без смены опорной стороны конька в процессе исполнения.

Уровень мастерства растет постепенно. Проще усваивают новые движения дети дошкольного возраста. Чтобы получить юношеский разряд, заниматься дети начинают с 4-5 лет.

Описание шагов

Дорожка в фигурном катании может состоять из шагов одного вида, но наиболее интересно смотрятся комбинированные пробежки с внезапными переходами на другой вектор движения. Чаще всего смена ритма диктует выбранный для музыкального оформления номера трек, скорость, внезапные изменения ритма, сфорцандо, диминуэндо — все это спортсмен должен отразить движениями своего тела. Из выполнения этих правил складывается отметка за артистичность. Одной только техники в фигурном катании крайне мало, скорость дает преимущество в шорт-треке, а не в танцах.

Шаги без смены ноги, направления и ребра

Описание этой категории элементов нужно начать с того, что в воображении фигуриста всегда должно присутствовать два соприкасающихся круга, часть которых придется очерчивать при выполнении шаговых элементов.

Дуги

Один из самых распространенных связывающих прыжки элементов. Он часто комбинируется с более сложными танцевальными па. Он исполняется по следующим канонам:

  • выезд по воображаемой окружности с завалом одного конька внутрь или наружу;
  • самая короткая дуга — 30 см;
  • длинная, ограничений практически не имеет, она определяется только художественным замыслом постановщика.

Петля

Элемент, относящийся к разряду сложных. При его выполнении корпус и свободная нога спортсмена играют роль руля, что позволяет неоднократно пересекать выбранную траекторию дуги. Выглядит это как игра, но требует хорошей физической подготовки и надежного вестибулярного аппарата.

Внимание! Правилами дозволяется исполнение дорожек шагов с небольшими остановками, если то оправдывается художественной выразительностью, заданной ритмом музыкального сопровождения.

Ритм шагов должен совпадать с ритмическим рисунком выбранного музыкального произведения.

Шаги без смены ноги

У каждого шага есть свои наиболее часто исполняемые завершения в виде прыжков, что предполагает катание на ноге, не являющейся маховой. Для левшей и правшей наиболее удобный вариант шаговых элементов при заходе в сложные пируэты выбирает тренер.

Тройка

Название шаг получил за характерный след на льду в виде цифры «3». Этот базовый фрагмент используется при заходе на прыжки флип и тулуп, а также позволяет изменить направление движения. Форма характерного следа — это две дуги, прочерченные разными ногами, а мысок получается при смене опорной стороны конька.

Поворот на одной ноге, с осуществлением смены опорного ребра конька и направления движения — «тройка». Разворот производится за счет движения плечевого пояса и бедер в сторону выбранного направления.

Скобка

Используется только в сочетании с другими шагами, составляющими комбинированную цепочку. Сложность исполнения заключается в развороте в противоположную сторону при исполнении промежуточной части — наружного мыска, соединяющего дуги. Скобка — более сложна для катания, чем тройка.

Крюк

В исполнении этого элемента задействована не только нога, а весь корпус. Крюк — поворот, осуществляемый одной ногой со сменой траектории на противоположную. След после исполнения крюка можно сравнить с изображением профиля остроносого человека или знаком параграфа, где соединительный круг заменен выступающим мыском, как в тройке.

Выкрюк

Он отличается от крюка направлением рисования на льду мыска, соединяющего расходящиеся дуги. На следе он такой же, как в скобке. Что больше напоминает молнию с размытыми границами нижнего и верхнего концов.

Перетяжка

Перетяжка — при скольжении с опорой на одну ногу, тело спортсмена плавно смещается относительно льда, что потворствует органичному перемещению с внутреннего на наружное ребро конька и наоборот. Эта игра со сменой положения тела может продолжаться довольно долго, напоминая движения змеи, реагирующей на звук дудки заклинателя. Грация кобры присутствует не только в движениях спортсмена, но и след от конька имеет змееобразный вид.

Твизл

Несмотря на замысловатое название, твизл — это перемещение по дуге (на одной ноге) по или против часовой стрелки. Часто этот шаг сопровождается поднятыми вверх руками. В некоторых программах твизл является обязательным, как наиболее сложный для парного катания. В отличие от вышеописанных шагов, в момент исполнения твизла фигурист на долю секунды не может остаться на месте, все происходит при постоянном передвижении.

Внимание, ошибка! При составлении программы ее нельзя перегружать элементами. При использовании дорожек шагов, их нельзя разрывать прыжками или подскоками чаще, чем вполоборота, а вращения должен разделять хотя бы 1 оборот.

Шаги со сменой ноги

В этой категории подобраны элементы разной степени сложности, но одинаково необходимые для органичности соединений частей программы. Способствующие замедлению или ускорению последующего после них ледового действа.

Основной шаг

Скользящий и в то же время четкий, напоминающий неспешную, бодрую прогулку по узкой тропинке. Его можно замедлять и ускорять в такт музыке. Прямая спина, корпус без наклона, непринужденность исполнения — основные инструменты художественной выразительности шага, неосложненной сменой вектора движения или опорного ребра.

Шассе

Шаговое поочередное скольжение, то на одном, то на другом коньке. Если опора правой ноги приходится на внутреннюю сторону ребра, то в левой опора придется на внешнюю часть лезвия. Такое положение задается наклоном корпуса боком к ледовому покрытию. Четкое переступание в медленном темпе смотрится так же эффектно, как при быстром прокате.

Кросс-ролл

Дуговое скольжение вперед начинается с опоры на наружное ребро конька. Свободную ногу нужно занести накрест опорной, опустив лезвие конька на лед под тем же углом наклона. Особенность его в том, что при каждой смене опорной ноги, изменяется траектория дугообразного выезда за счет толчка свободной ногой.

Подсечка

Стремительный разбег перед прыжком или для исполнения связки сложных пируэтов, требующих высокой скорости. Этот элемент сам по себе не отличается особой зрелищностью, но без него не обойтись при исполнении сложной программы. Иногда он исполняется перед поддержкой в парном катании. Наталья Бестемьянова неоднократно при выполнении этого элемента заставляла зрителей замирать.

Беговой шаг

Чередование подсечек. В отличие от шорт-трека беговые фигурные шаги могут иметь направление как вперед, так и назад.

Наиболее известные комбинации шагов

Перечислим элементы, которые встречаются чаще всего:

  1. Риттбергерная тройка — широкий размашистый элемент предваряющий исполнение одноименного прыжка. Представляет собой скрестный шаг на коньках со сменой опорного ребра, после широкого размашистого движения исполняется переход на другую ведущую ногу. Бывшая опорная нога остается впереди. После столь разудалого перехода следует тройка с прокатом назад по наружной дуге, она сменяется движением вперед, внутрь воображаемого круга, затем следует естественный переход за выезд назад, внутрь воображаемого полукружья с опорой на толчковую ногу, после осуществляется возврат к опорной.
  2. Комбинирование чередующихся па: тройки, выполняемой с выездом вперед за внешнюю часть дуги; поочередных выпадов на свободную и опорную ногу; подсечки; открытого моухока — обманный шаг. Вальсовая тройка предшествует развороту. Тройка, направленная вперед с выездом за пределы воображаемой дуги; перехода на векторное движение назад по наружной траектории со сменой опорной и свободной ноги.
  3. Джексон. Схема выполнения не требует разряда по аэробике и спортивной гимнастике. Его способны выполнить дети, недавно вставшие на коньки и любители. Хотя танцевальная первая позиция должна быть идеальной, потому что задние фрагменты коньков должны «смотреть» друг на друга и находиться на одной прямой. После завершения моухока ноги скрещиваются, на внутренней части лезвия, с левой ноги, начинается движение назад. Заключение — прокат на правой ноге вперед (внутрь). Запись этой части номера выглядит так: LFO (моухок); RBO («перекрыть» левой ногой); LBI(толчок левой ногой); RFI (толчок правой ногой); LFO.

Шаги в фигурном катании

Шаги в фигурном катании соединяют все элементы программы в единое целое. Они представляют собой комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке.

Разные шаги и повороты корпуса, выполняемые в комбинации, называются «дорожкой шагов», которая являются обязательным элементом в программе фигуристов. Шаги могут служить для набора скорости перед прыжком или в качестве связующих элементов, то есть для украшения программы. Они создают естественный переход от одной части композиции к другой или соединяют один элемент с другим. В исполнении шагов ценится четкость, плавность и то, попадает ли фигурист в такт музыке. Елена Чайковская пишет, что шаги «должны раскрывать ритмические особенности музыки, техническое и артистическое мастерство спортсмена».

Шаги и повороты — главные критерии оценки спортсменов в танцах на льду. Например, партнеры в обязательном порядке исполняют синхронные серии твизлов — быстрых поворотов на одной ноге.

Шаги без смены ноги, направления и ребра

Дуги

Дугой называется участок, на котором фигурист едет на одной ноге, в одном направлении и на одном ребре. Длина участка не играет роли: это может быть и коротенькая дуга в 30–40 см, присущая каскаду «любой прыжок — риттбергер», и проезд в половину катка.

Дуги — основа фигурного катания, и фигуристов учат уверенно держать ребро, а на длинных дугах — демонстрировать красивую позу. Одно из первых упражнений — разучивание дуг в форме полукруга поочерёдно на двух ногах.

Простейшая из обязательных фигур называется «дугой», «голландским шагом» или «кругом». Это круг, диаметром примерно в 10 длин конька фигуриста, исполненный три раза на каждой ноге. Коэффициент сложности всех дуг равен единице, исключение составляют дуги назад-внутрь (LBI и RBI), коэффициент сложности которых равен двум.

Запись шагов

Дуги характеризуются тремя параметрами: нога, направление и ребро. Ноги различают правую (R) и левую (L); направления — вперёд (F) и назад (B), рёбра — внутреннее (I) и внешнее (O). Шаги записывают как последовательность дуг. Например, простейший разворот в движении — вальсовую тройку — можно записать как LFO → LBI → RBO.

Дополнительно детальное описание шага может содержать обозначение положения свободной ноги, плеч и участка соприкосновения лезвия конька со льдом.

Петля

Петля считается сложным шагом: чтобы проехать по самопересекающейся траектории, нужно совершить сложное движение корпусом, руками и свободной ногой. Петли исполняются, как правило, в дорожках шагов.

Шаги без смены ноги

Тройка

Тройка

Тройка (англ. 3 turn) — поворот на одной ноге со сменой ребра конька и направления движения. Тройка, пишет Алексей Мишин в книге «Фигурное катание на коньках», выполняется за счет небольшого разворота плеч и бедер в сторону движения. Она называется так потому, что остающийся на льду след имеет вид цифры 3: каждое ребро оставляет дугообразный след, а изгиб посередине формируется во время смены ребра. Тройка — базовый элемент фигурного катания и основной способ изменить направление движения по льду. Именно тройку и моухок начинающие фигуристы выучивают в первую очередь. Кроме того, она используется в заходах на прыжки тулуп и флип. Это наиболее часто встречающийся поворот в танцах на льду.

Скобка

Скобка

Скобка (англ. Bracket turn) — поворот на одной ноге, оставляющий след наподобие фигурной скобки «}». Скобки считаются сложным видом поворота и исполняются, как правило, только в дорожках шагов. Она похожа на «тройку», но более сложна в исполнении, потому что во время тройки зубец поворачивается внутрь окружности, по направлению движения, а в скобке — в противоположную сторону. В произвольном катании распространены две последовательных скобки в разные стороны: сначала конёк двигается зубцом назад, потом оказывается зубцом вперёд, а потом опять назад.

Если на тройке фигурист разворачивается за счёт реакции льда, то скобка выполняется против реакции льда, за счёт движения корпусом в противоположную сторону.

Крюк

Крюк (англ. Rocker turn) — это поворот на одной ноге. В отличие от троек и скобок, где конек в начале и в конце движется по единой линии, в выкрюках направление меняется на противоположное. Если представить, что фигурист движется по окружности вдоль бортика катка, то в тройках и скобках после поворота конька он продолжает движение в прежнем направлении, а после крюка происходит смена окружности. Это выглядит так, будто фигурист заходит на поворот-тройку, а выходит из «скобки».

Выкрюк

Выкрюк (англ. Counter turn) — это обратный вариант крюка. Он выглядит так, как будто фигурист заходит на скобку, а выходит тройкой.

Выкрюки и крюки используют для простой смены направления, но чаще их можно увидеть в дорожках шагов и в обязательных танцах у танцоров на льду.

Перетяжка

Элемент фигурного катания, при котором вес тела спортсмена, скользящего на одной ноге, плавно переносится с внутреннего на наружное ребро. После перетяжек, как правило, остается след в виде «змейки».

Твизл

Кристина Горшкова и Виталий Бутиков исполняют твизлы на чемпионате мира среди юниоров в 2008 году.

Во время исполнения твизлов (англ. Twizzle) фигурист поворачивается на одной ноге по часовой или против часовой стрелки, одновременно перемещаясь по дуге или прямой. От вращения твизл отличается тем, что спортсмен не остается на одной точке, а двигается по льду. Предпочтительно, если фигуристы поднимают руки вверх.

Серии твизлов выполняются партнерами в танцах на льду, где этот элемент является обязательным. Кроме того, он в обязательном порядке выполняется в синхронном фигурном катании. Твизлы являются одним из наиболее сложных танцевальных элементов.

Шаги со сменой ноги и направления

Моухок

Моухок (англ. Mohawk turn) — шаг со сменой направления движения, в котором участвуют обе ноги. Обычно используется именно для смены направления движения или в дорожках шагов, но может служить и для захода на прыжок флип.

Простейший разворот LBO → RFO (применяемый, например, для захода на аксель) моухоком считать не принято. В любом случае, «настоящий» моухок (LFI → RBI или LFO → RBO) приходится специально разучивать, в то время как простейший разворот обычно «приходит» сам по себе, с отработкой езды спиной вперёд. Некоторые специалисты признают слово «моухок» только за красивыми танцевальными шагами — а не за бесхитростным переходом спереди назад из одиночного и парного катания.

Происхождение слова «моухок» таково. В начале XIX века Великобритания была увлечена индейцами, и однажды из Нью-Йорка приехал ансамбль индейцев мохоков, исполнявший воинские танцы. У них в танце было движение, напоминавшее «кораблик». А ведь именно через «кораблик» проще всего развернуться на примитивных коньках с недостаточной кривизной лезвий.

Чоктау

Чоктау (англ. Choctaw turn) похож на моухок, но при чоктау дополнительно происходит смена ребра. Он чаще всего используется в дорожках шагов. Чоктау включены во многие из обязательных танцев у танцоров на льду. Простейшие шаги без противодвижения руками (например, традиционный заход на вращение RBI → LFO) чоктау называть также не принято.

Название «чоктау» впервые встречается в книге Максвелла Уитхэма (конец XIX века). Шаг, похожий на моухок, был назван по аналогии, другим индейским племенем.

Наиболее известные комбинации шагов

У всех этих комбинаций шагов есть огромное количество вариантов. Здесь указан наиболее распространённый, с движением против часовой стрелки, жирным шрифтом выделено «ядро» комбинации.

Вальсовая тройка RBO (разворот) LFO (тройка) LBI (перейти на правую ногу) RBO. Начинающие фигуристы не способны, совершив тройку, удержать дугу выезда. Намного проще перейти на правую ногу и выехать в красивой позе. Вальсовая тройка — самый простой разворот на правильно заточенных фигурных коньках. Джексон LFO (моухок) RBO («накрыть» левой ногой) LBI (толчок левой ногой) RFI (толчок правой ногой) LFO. Противовращательные элементы — те, в которых туловище вращается против дуги движения — обычно сложны (лутц, скобка, крюк, чоктау). Джексон уникален тем, что это очень простая противовращательная комбинация. Поэтому он широко применяется в дорожках шагов детей и непрофессионалов, чтобы резко сменить направление вращения. Спортсмены нередко «разбивают» джексоном перебежку. Риттбергерная тройка RBO (разворот) LFO (тройка) LBI (неполная подсечка) RBO (тройка) RFI (моухок) LBI (перейти на правую ногу) RBO. Подводящее упражнение к прыжку «риттбергер». На задней тройке фигурист должен держать свободную (левую) ногу вперёд-накрест, а перед тем, как сделать моухок — совершить свободной ногой элегантное движение вокруг тела.

Дорожка шагов

Выпад — один из элементов, украшающих дорожку шагов.

В одиночном и парном катании разрозненные шаги считаются связующими элементами. Но если исполнить шаги длинной цепочкой один за другим, получается зачётный элемент — так называемая «дорожка шагов».

Дорожка шагов, как обязательный элемент короткой и произвольной программы фигуристов, имеет свои правила, хотя фигуристы, как правило, стараются разнообразить движения и включать декоративные элементы или движения руками. Умеренные движения корпусом также требуются по правилам ИСУ. Однако Алексей Мишин в книге «Фигурное катание на коньках» отмечает, что в дорожках оценивается прежде всего сложность и мастерство в исполнении шагов.

В правилах 2018‒19 есть два типа дорожек — техническая (StSq) и хореографическая (ChSq). В короткой программе катают только техническую дорожку. В произвольной мужчины и женщины катают сначала техническую, потом хореографическую, пары — только хореографическую. Техническая дорожка оценивается как техническим специалистом (B, 1, 2, 3 или 4, в зависимости от сложности и разнообразия шагов), так и судьями (от −5 до +5, в зависимости от качества исполнения). Хореографическая — только судьями. Хореографическая дорожка у женщин и пар должна содержать спираль.

Действующие правила ИСУ регулируют исполнение дорожки следующим образом:

Шаги должны соответствовать ритмическому рисунку музыки.

Оригинальный текст (англ.) All step sequences should be executed according to the character of the music.

Нельзя перемежать шаги прыжками и подскоками более чем в половину оборота, а также вращениями более чем в 1 оборот.

Оригинальный текст (англ.) Step sequences may include small jump-like movements with not more than half a revolution.

В парном катании и танцах на льду в дорожку запрещается включать поддержки. Если в любую из дорожек будет включен запрещенный элемент (например, прыжок более, чем в 1 один оборот), то техническая бригада снимает с фигуристов баллы.

Разрешено делать небольшие остановки, попадающие в такт музыки.

Оригинальный текст (англ.) Short stops in accordance with the music are permitted.

В парном катании поощряется смена рук и положения партнёров (то есть партнёр и партнёрша меняются местами) по ходу исполнения, а также близость их друг к другу.

Примечания

  1. 1 2 Шаги и спирали // Фигурное катание на коньках: Учеб. для ин-тов физ. культ / Под общ. ред. А. Н. Мишина. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 271 с.
  2. Элементы фигурного катания (недоступная ссылка). Icesport.ru. Дата обращения 26 ноября 2008. Архивировано 14 декабря 2007 года.
  3. 1 2 Чайковская Е. А. Урок двенадцатый // Фигурное катание. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 127 с. — (Азбука спорта).
  4. 1 2 Твизл (Twizzle) — Элементы фигурного катания. Tulup. Дата обращения 26 ноября 2008. Архивировано 7 июня 2012 года.
  5. 1 2 Описание танца «рокер-фокстрот» (англ.), дуги 7a, 7b кавалера или 6, 7a дамы моухоком не объявлены.
  6. Шкала оценок на 2015-16, с. 9
  7. 1 2 3 Глава 10. Спортивные танцы на льду // Фигурное катание на коньках: Учеб. для ин-тов физ. культ / Под общ. ред. А. Н. Мишина. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 271 с.
  8. Тройка (Three turn) — Элементы фигурного катания. Tulup. Дата обращения 7 января 2009. Архивировано 7 июня 2012 года.
  9. Скобка (Bracket) — Элементы фигурного катания. Tulup. Дата обращения 7 января 2009. Архивировано 7 июня 2012 года.
  10. Recognition of Turns — 1 Foot (англ.). sk8stuff.com. Дата обращения 7 января 2009. Архивировано 7 июня 2012 года.
  11. Елена Вайцеховская. Татьяна Тарасова: Использовать меня в качестве прораба нерентабельно (недоступная ссылка). tarasova.ru (22 ноября 2004 года). Дата обращения 3 апреля 2009. Архивировано 17 ноября 2007 года.
  12. Подсечка (Crossovers) — Элементы фигурного катания. Tulup. Дата обращения 7 января 2009. Архивировано 7 июня 2012 года.
  13. Моухок (Mohawk) — Элементы фигурного катания. Tulup. Дата обращения 7 января 2009. Архивировано 7 июня 2012 года.
  14. 1 2 Mohawk Ice Skating Turn — Origin of the Figure Skating Term «Mohawk»
  15. Чоктау (Choctaw). Tulup. Дата обращения 7 января 2009. Архивировано 7 июня 2012 года.
  16. Тройка вальсовая (Waltz three turn) — Элементы фигурного катания
  17. Подобное упражнение — сделать тройку наружу и проехать LBI — называется «тройка-7» , по номеру обязательной фигуры, и для начинающих намного сложнее.
  18. Джаксон (Jackson) — Элементы фигурного катания
  19. Тройка ритбергерная (Backward power three turn) — Элементы фигурного катания
  20. Communication No. 1445 Single and Pair Skating (англ.). ИСУ. Дата обращения 26 ноября 2008. Архивировано 7 июня 2012 года.
  21. 1 2 Глава 11. Тактика построения коротких и произвольных программ // Фигурное катание на коньках: Учеб. для ин-тов физ. культ / Под общ. ред. А. Н. Мишина. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 271 с.
  22. 1 2 3 4 Special Regulations and Technical Rules. Single and Pair Skating and Ice Dance 2008 (англ.) (недоступная ссылка). ИСУ. Дата обращения 8 января 2009. Архивировано 1 октября 2008 года.
  23. Произвольный танец сезона 2008-2009. Фигурное катание online. Дата обращения 8 января 2009. Архивировано 7 июня 2012 года.

Элементы шагов

Все шаги характеризуются тремя параметрами: нога, направление и ребро. Каждый параметр обладает двумя возможными значениями, и формально любой шаг может быть описан последовательностью изменения этих параметров. Итак, ноги различают правую (R) и левую (L), направления: вперед (F) и назад (B), ребра: внутреннее (I) и внешнее (O). Дополнительно детальное описание шага может содержать обозначение положения сободной ноги, плеч и участка соприкосновения лезвия конька со льдом.

Голландский шаг

Голландский шаг, называемый также дугой или кругом — базовый элемент фигурного катания. Означает движение на одной ноге в одном направлении без смены ребра. В «школьном» варианте исполнения предполагает целый круг, диаметром примерно в 10 длин конька фигуриста, исполненный три раза на каждой ноге. В академических целях используется разучивание дуг в форме полукруга поочередно на двух ногах. Существует 8 типов дуг — 4 на левой ноге: вперед-наружу (LFO), вперед-внутрь (LFI), назад-наружу (LBO) и назад-внутрь (LBI); и столько же аналогичных на правой. Коэффициент сложности всех дуг равен единице, исключение составляют дуги назад-внутрь (LBI и RBI), коэффициент сложности которых равен двум.

Моухок (англ. Mohawk turn) — шаг со сменой направления движения, в котором участвуют обе ноги. Обычно используется именно для смены направления движения или в дорожках шагов, но может служить и для захода на прыжок флип.

Чоктау (англ. Choctaw turn) похож на моухок, но при чоктау дополнительно происходит смена ребра. Он чаще всего используется при заходе на вращения, а также в дорожках шагов. Чоктау включены в обязательный танец у танцоров на льду.

Выпад — один из элементов, украшающих дорожку шагов.

Дорожка шагов, как обязательный элемент короткой и произвольной программы фигуристов, имеет свои правила. хотя фигуристы, как правило, стараются разнообразить движения и включать декоративные элементы или движения руками. Умеренные движения корпусом также требуются по правилам ИСУ. Однако Алексей Мишин в книге «Фигурное катание на коньках» отмечает, что в дорожках оценивается прежде всего сложность и мастерство в исполнении шагов.

Дорожки бывают трех типов: по прямой (англ. straight line, фигурист пересекает каток), по кругу (англ. circular) или в форме серпантина (англ. serpentine). Они, как правило, исполняются ближе к концу программы, но обычно все фигуристы стараются не исполнять несколько видов дорожек подряд, а чередовать с прыжками и вращениями, чтобы программа выглядела интереснее. По правилам ИСУ, разные виды шагов и поворотов должны быть сбалансированы; необходимо выполнить как минимум 4 типа поворотов и 2 типа шагов. В танцах на льду дорожки классифицируются по позициям партнеров: рука-в-руке (англ. in hold) и параллельно друг другу (англ. not touching).

Действующие правила ИСУ регулируют исполнение дорожки следующим образом:

Шаги должны соответствовать ритмическому рисунку музыки. Оригинальный текст (англ.)

All step sequences should be executed according to the character of the music.

Нельзя перемежать шаги прыжками и подскоками более чем в половину оборота, а также вращениями более чем в 1 оборот. Оригинальный текст (англ.)

Step sequences may include small jump-like movements with not more than half a revolution.

В парном катании и танцах на льду в дорожку запрещается включать поддержки. Если в любую из дорожек будет включен запрещенный элемент (например, прыжок более, чем в 1 один оборот), то техническая бригада снимает с фигуристов баллы.

Разрешено делать небольшие остановки, попадающие в такт музыки. Оригинальный текст (англ.)

Short stops in accordance with the music are permitted.

В парном катании поощряется смена рук и положения партнеров (то есть партнер и партнерша меняются местами) по ходу исполнения, а также близость их друг к другу.

  1. 1 2 3 Шаги и спирали // Фигурное катание на коньках: Учеб. для ин-тов физ. культ / Под общ. ред. А. Н. Мишина. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 271 с.
  2. Элементы фигурного катания. Icesport.ru. Проверено 26 ноября 2008.
  3. 1 2 Чайковская Е. А. Урок двенадцатый // Фигурное катание. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 127 с. — (Азбука спорта).
  4. 1 2 Твизл (Twizzle) — Элементы фигурного катания. Tulup. Проверено 26 ноября 2008.
  5. 1 2 3 Глава 10. Спортивные танцы на льду // Фигурное катание на коньках: Учеб. для ин-тов физ. культ / Под общ. ред. А. Н. Мишина. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 271 с.
  6. Тройка (Three turn) — Элементы фигурного катания. Tulup. Проверено 7 января 2009.
  7. Скобка (Bracket) — Элементы фигурного катания. Tulup. Проверено 7 января 2009.
  8. Recognition of Turns — 1 Foot (англ.). sk8stuff.com. Проверено 7 января 2009.
  9. Елена Вайцеховская. Татьяна Тарасова: Использовать меня в качестве прораба нерентабельно. tarasova.ru (22 ноября 2004 года). Проверено 3 апреля 2009.
  10. Подсечка (Crossovers) — Элементы фигурного катания. Tulup. Проверено 7 января 2009.
  11. Моухок (Mawhawk) — Элементы фигурного катания. Tulup. Проверено 7 января 2009.
  12. Чоктау (Choctaw). Tulup. Проверено 7 января 2009.
  13. 1 2 Communication No. 1445 Single and Pair Skating (англ.). ИСУ. Проверено 26 ноября 2008.
  14. 1 2 Глава 11. Тактика построения коротких и произвольных программ // Фигурное катание на коньках: Учеб. для ин-тов физ. культ / Под общ. ред. А. Н. Мишина. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 271 с.
  15. 1 2 3 4 Special Regulations and Technical Rules. Single and Pair Skating and Ice Dance 2008 (англ.). ИСУ. Проверено 8 января 2009.
  16. Произвольный танец сезона 2008-2009. Фигурное катание online. Проверено 8 января 2009.

Тулуп · Сальхов · Флип · Риттбергер · Лутц · Аксель

Вращение стоя (англ.) (Заклон · Бильманн) · Волчок (англ.) · Либела

Поддержки · Спирали · Шаги · Тодес · Выброс · Подкрутка · Бауер (англ.) · Кораблик (англ.)

Фигурное катание
Дисциплины Женское одиночное фигурное катание · Мужское одиночное фигурное катание · Парное фигурное катание · Спортивные танцы на льду · Синхронное фигурное катание
Программы Короткая программа · Произвольная программа · Обязательный танец · Оригинальный танец · Произвольный танец
Элементы Прыжки Вращения Прочие элементы
История (англ.) Обязательные фигуры · Специальные фигуры (англ.) · Шестибалльная система оценок · Новая судейская система

Соня, подружка моей жены – обычная безумная мамаша из тех кому за тридцать, решила отдать свою дочурку в фигурное катание. Отдала.
Через день, боясь диких пробок, моталась к ледовому дворцу на метро, чтобы не опоздать и уж тем более не дай Бог не пропустить ни одной тренировки. Только все напрасно.
У ребенка фигурное катание вызывало гораздо меньше положительных эмоций, чем у мамочки, по правде сказать и получалось оно у дочки не особенно фигурным. Одним словом – холодно, скользко и твердо падать, вот и все впечатления за мамины деньги…
Однажды тренер отвел Соню в сторонку и вкрадчиво начал:
— Вы только не переживайте относительно своего ребенка, она замечательная девочка но я как тренер должен сказать Вам прямо: фигурное катание не для нее. Нет, извините, данных. Попробуйте отдать ее в какой-нибудь другой спорт. Тут нет ничего страшного, я это девяносто пяти процентам говорю, но факт – есть факт. Поищите, есть виды спорта и попроще.
Соня для порядка всплакнула (имела право) и ответила старому тренеру:
— Как жаль, а я ведь так хотела хоть из дочери сделать чемпионку мира по фигурному катанию.
Тренер от неожиданности не удержал смешок и переспросил:
— В смысле хоть из дочери?
— Вы понимаете, я еще совсем маленькой девочкой смотрела по телевизору Ирину Роднину, все мечтала, когда выросту тоже стану чемпионкой мира и тоже буду стоять в коньках на пьедестале почета, с золотой медалью на шее. Но у дочки вот не сложилось… Послушайте, а может, попробуете потренировать меня!? Я буду очень стараться. Ну, пожалуйста. Какая Вам разница за кого деньги брать?
— Стоп, стоп, стоп! Успокойтесь, пожалуйста. Как какая мне разница? Я тренер, а не аниматор. Хотите кататься на коньках – езжайте в любой торговый центр и нарезайте круги в свое удовольствие.
— Ну, я же хочу не просто кататься, а чтобы Вы меня серьезно тренировали – всякие там фляки – шмяки. Я очень старательная, вот увидите.
— Какие там шмяки? Вам извините уже хорошо за тридцать, Больше двадцати лет назад, еще до перестройки, Вам — уже было поздно начинать. Разыгрываете меня что ли?
— Ну что Вы теряете? А я должна хотя бы попытаться, а то умру, так и не попробовав. А…? Ведь каждый, даже самый немыслимо трудный путь начинается с первого шажочка…
— Тут Вы конечно правы, но возраст… А хорошо ли Вы катаетесь вообще?
— Если честно, то ни разу пока не пробовала, в детстве родители коньки не покупали, боялись что опасно, а потом как-то уже не до того стало.
— Так Вы хотите, чтоб я научил Вас стоять на коньках?
— Ну, это программа минимум, а вообще-то я хотела бы стать чемпионкой мира по фигурному катанию…
— Интересно, кто-нибудь скажет мне: Почему я тут с Вами до сих пор еще стою и разговариваю?

Соня не отлипала, держала тренера, как тиски. Это был ее первый — самый важный шажок.
Потом был и второй – купила себе коньки.
Потом третий, четвертый, шажки были совсем крошечные, но они были и все как один — в верном направлении, ведь несмотря на кривые ухмылки окружающих, она поверила в себя.
С тех пор прошло несколько лет упорных тренировок, наша Соня еще не стала чемпионкой мира, но шажки на пути к своей мечте она и не думает сбавлять, а даже наоборот, их набралось уже на целое кругосветное путешествие.
Очередной ее недавний шажок (но далеко не последний), был сделан на чемпионате мира, когда она шагнула в Американском городе Бостоне на пьедестал почета в составе российской команды балета на льду.
Пусть пока не золото, а всего лишь серебро, но я почему-то не сомневаюсь, что рано или поздно Сонька обязательно станет чемпионкой мира и с удовольствием еще поплачет под Российский гимн. Так и будет, она упертая…