Абрамович купил челси

Роман Абрамович не хочет продавать «Челси». А придется

Британские власти продолжают давить на российского олигарха.

Роман Абрамович давно не появлялся на матчах принадлежащего ему «Челси». Всю вторую половину 2018-го британская пресса стряпает заголовки вроде «Кто-нибудь видел Романа Абрамовича? Последние дни Лондонграда».

Зато в окрестностях «Стэмфорд Бридж» осенью был замечен Джо Рэвитч, специалист инвестиционного банка Raine Group. В его обязанности входит проведение крупных финансовых операций, связанных с профессиональным спортом. Таких, как купля-продажа футбольных клубов. В 2015 году Рэвитч выступал советником шейха Мансура и помог тому продать 13% акций «Манчестер Сити» китайским инвесторам.

Открыть видео

Нет, российскому олигарху не надоела старая игрушка, которая и игрушкой-то никогда не была. «Челси» для Абрамовича давно превратился в дело жизни и потенциальное наследие для миллионов футбольных болельщиков по всему миру. Сейчас дело жизни под угрозой.

Все из-за обострившихся за последние годы отношений между Западом и Россией. Летом британские власти стали неожиданно долго рассматривать вопрос о продлении Абрамовичу инвестиционной визы и задавать наводящие вопросы о происхождении финансовых активов. Работающий в Лондоне на протяжении 15 лет миллиардер счел это оскорблением и обзавелся израильским паспортом, позволяющим ему в течение полугода находиться на территории Великобритании.

https://twitter.com/guardian/status/998217479490072576

Вторая проблема — все время расширяющийся круг санкций со стороны США. Попадание в «черный список» моментально бьет по бизнесу, и Абрамович занимается реструктуризацией активов, чтобы снизить свою долю в некоторых предприятиях ниже 50%.

Владелец «Челси» сократил долю акций в компании Crispian Investments, владеющей пакетом «Норильского Никеля», до 49,95%, а также разделил доли в компании Evraz с партнерами по бизнесу. Отметка в 50% взята не с потолка: минфин США запрещает физическим и юридическим лицам сотрудничать с компаниями из «черного списка» и с юридическими лицами, «если им принадлежит 50% компании».

Беда в том, что «Челси» принадлежит Абрамовичу на 100%.

Фото: © globallookpress.com

И если давление со стороны американцев было ожидаемым — для них Абрамович чужой человек, — то резкая реакция британских властей для миллиардера стала ударом в спину.

Через два месяца после отравления Скрипалей английский комитет по международным делам палаты общин выпустил отчет под названием «Золото Москвы: российская коррупция в Великобритании». По оценке Transparency International, из 4,4 миллиарда сомнительных фунтов, вложенных в британский рынок недвижимости, более миллиарда принадлежит тем самым русским, о которых поет Робби Уильямс.

Хотел Абрамович того или нет, но организм английской системы стал отторгать инородное тело без каких-либо сантиментов. И израильский паспорт положение не спасает — российский миллиардер может находиться в Лондоне в качестве туриста, но не имеет права работать.

Найти покупателя для «Челси» несложно. Пресса писала о щедрых предложениях от инвесторов из Китая и Чехии. Британский миллиардер Джим Рэтклифф предлагал за лондонский клуб рыночную цену в 2 миллиарда фунтов (столько «Челси» стоит по оценке Forbes). Пока россиянин отказывается от всех предложений. Это на первый взгляд он бы серьезно заработал, продав за 2 миллиарда то, что было куплено за 140 миллионов в 2003 году. За 15 лет Абрамович потратил на «Челси» более 4 миллиардов фунтов, по большей части на зарплаты футболистов, тренеров и персонала.

https://twitter.com/Alanrkatz/status/1044485917896044544

Но дело в том, что Абрамович эмоционально еще не готов расставаться со столь полюбившимся ему проектом. Уже осознавая всю тяжесть своего положения, владелец «Челси» уволил тренера Антонио Конте, обеспечив итальянцу крупную неустойку, выдал крупный контракт тренеру Маурицио Сарри и потратил рекордную сумму на баскского вратаря Кепу Аррисабалагу.

Расчетливые бизнесмены в аналогичных условиях так себя не ведут. Алишер Усманов, также угодивший в «черный список», продал все имеющиеся у него акции «Арсенала» (а это более 30%) американскому бизнесмену Стэну Кронке. Абрамович же не жалеет денег на любовь, в том числе на любовь фанатов, которые поднимают на трибунах «Стэмфорд Бридж» баннеры «15 лет — 15 трофеев» и «Roman Empire».

И все равно это похоже на последние поцелуи перед неизбежным расставанием. Проект по реконструкции стадиона «Челси» заморожен на неопределенный срок якобы из-за неблагоприятного инвестиционного климата. Хотя одного только разрешения на проведение работ по реконструкции Абрамович добивался много лет.

Эта остановка — первый показатель того, что будет с клубом дальше, если Абрамович его не продаст. «Неблагоприятный климат» станет возникать на каждом шагу, потому что на спине владельца «Челси» нарисована мишень. Все в итоге сведется к банальной развязке неудачной лав стори: если любишь — отпусти.

В воскресенье «Челси» на выезде сыграет с «Брайтоном» в рамках чемпионата Англии. Matchtv.ru и телеканал «Матч! Футбол 1» покажут встречу в прямом эфире! Начало — в 16:25 по Москве.

Больше про футбол

  • Мы сходили на новый стадион «Динамо». Это первое место в России, где можно смотреть футбол и хоккей одновременно
  • «Зенит» первый. Закономерность или сюрприз?
  • «Так в футбол играть нельзя!» Три жутких фола в Лиге чемпионов, но только два удаления. Почему?
  • «Выспалась, послушала музыку, присела на дорожку и — в бой!» Как работает главная звезда женского судейства России

Выход на новый уровень

«Челси» стал радикально другим. Клуб преобразился сам и преобразил лигу. C 1993-го по 2003-й титул в ней выигрывали только три команды — шальной «Блэкберн» в 1995-м, «Арсенал» и «Манчестер Юнайтед». «Челси» стал третьей силой, причем силой очень мощной.

Один за одним на «Стэмфорд Бридж» появились топ-футболисты. А затем — и топ-тренер Жозе Моуринью, сменивший Клаудио Раньери в 2004-м. Что бы ни говорил португалец, именно карьерный отрезок в «Челси» сделал его по-настоящему особенными. До Абрамовича связываться с «Челси» хотел далеко не каждый игрок. После — мечтали или хотя бы рассматривали возможность почти все.

О Романе Аркадьевиче, который только начинал руководить клубом, ходило немало разговоров: мол, в футболе он не вполне разбирается и просто швыряет деньги на ветер. Однако результаты говорят об обратном: Абрамовичу потребовалось лишь два сезона, чтобы стать чемпионом Англии.

Фрэнк Лэмпард, Джон Терри, Джо Коул, Дидье Дрогба, Петр Чех, Михаэль Баллак, Майкл Эссьен, Арьен Роббен, Хуан Себастьян Верон, Эрнан Креспо — составу «Челси» справедливо завидовали многие. Ведь даже провалы у Абрамовича выглядели так, как мечты других. Взять хотя бы трансфер обладателя «Золотого мяча» лучшему футболисту Европы Андрея Шевченко, для которого переезд в Лондон стал началом конца. Ну и 14 тренерских отставок за 15 лет — это тоже многовато.

И тем не менее нельзя отрицать: Абрамович в спортивном плане преуспел. За 15 «его» лет «Челси» выиграл Премьер-лигу 5 раз. У «Манчестер Юнайтед» — столько же побед. У «Манчестер Сити» — 3, по одной — у «Арсенала» и «Лестера». Даже притом что с каждым годом конкуренция в лиге только возрастает, «Челси» удается справляться. Именно команда Абрамовича — самый титулованный английский клуб за это пятнадцатилетие (17 трофеев).

Долгожданная победа в Лиге чемпионов (а ведь был еще проигранный в Москве по пенальти финал-2008) — самое мощное доказательство силы клуба.

Мировой бренд

За эти 15 лет поменялся и управленческий стиль Абрамовича. Стартовая пятилетка прошла под знаком больших денег. У «Челси» был стойкий имидж клуба, который готов платить сколько угодно. Над такой расточительностью нередко посмеивались.

Но со временем клуб серьезно оптимизировал траты на трансферном рынке. Два последних титула можно назвать вполне бюджетными. «Челси» забросил поголовную скупку сложившихся звезд и стал больше внимания уделять молодым. Правда, не всегда они приживаются: удивительно, но три суперзвезды премьер-лиги сезона 2017/18 — Мохамед Салах, Кевин Де Брюйне и Ромелу Лукаку — в свое время не заиграли в «Челси».

Тем не менее количество титулов убеждает: клуб Абрамовича гораздо чаще попадает, нежели промахивается. Победы позволили «Челси» мгновенно по футбольным меркам стать глобальным брендом, обойдя исторически сильные клубы. По данным масштабного исследования, проведенного в 2015 году твиттером, «Челси» — с запасом самый популярный клуб премьер-лиги на таких важных рынках, как бразильский, мексиканский, турецкий, испанский. Оказалось, именно за «синих», а вовсе не за «Манчестер Юнайтед», болеют в Южной Америке и почти во всех странах латинского перешейка. «Челси» — номер один из английских клубов в Саудовской Аравии, Казахстане, Камеруне, Гане, Италии, Бельгии, Чехии, Словакии, Румынии. Кстати, по цифрам того же исследования, именно клуб Абрамовича — самый популярный клуб английской премьер-лиги в России (следом – «Арсенал»).

«Челси» справился с задачей, которая оказалась не под силу, например, «Аяксу», «Бенфике» или «Андерлехту» — заслуженным, но забытым героям Европы. А ведь сейчас именно глобальный аспект — один из главных драйверов роста прибыли. Маечный и рукавный спонсор клуба прямо сейчас — японская фирма Yokohama Tires. В Японии «Челси» — в тройке по популярности. В этом помогают не только победы, но и регулярные предсезонные туры по Азии.

Финансовый успех

В 2003-м году «Челси» заработал €134 млн. В 2017-м доход клуба составил €428 млн. И эти цифры отражают не только естественную инфляцию в футбольном мире, но и системную работу. В течение всей эры Абрамовича «Челси» стабильно попадает в топ-10 самых зарабатывающих клубов Европы. Озвученная цель руководства — удвоить доходы в ближайшие десять лет благодаря более успешному коммерческому использованию бренда. Частью этой стратегии был разрыв контракта с Adidas и подписание соглашения с Nike.

Потрачено в эру Абрамовича тоже немало. По информации The Guardian, общий долг клуба своему владельцу составляет £1,17 млрд. При этом «Челси» с сезона 2011/12, когда команда победила в Лиге чемпионов, сводит баланс требований финансового fair play.

Но, как изначально говорил Абрамович, «Челси» куплен не для зарабатывания денег, а для радости. И радость эта взаимна. Баннер Roman Empire на каждом домашнем матче команды подчеркивает: в отличие от других иностранных владельцев, фанаты «синих» российского инвестора приняли, как родного. Что объяснимо: именно он добавил клубу приставку «супер».